Стратегия управления качеством продукции как фактор конкурентоспособности предприятия (на примере ЗАО «ПСП «Теплый дом »)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование стратегии управления качеством продукции на примере ЗАО "ПСП "Теплый дом".
Задачи курсовой работы:
-изучить понятие качества;
-рассмотреть сущность, этапы и принципы стратегического управления качеством;
-исследовать стратегию повышения конкурентоспособности предприятия за счет улучшения качества

Содержание

Введение...................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретическая часть
1.1 Понятие качества, система показателей качества продукции......................5
1.2 Сертификация как фактор высокого качества продукции..........................10
1.3 Сущность и этапы стратегического управления качеством........................16
1.4 Принципы стратегического управления качеством.....................................33
ГЛАВА 2. Практическая часть
2.1 Характеристика предприятия ЗАО "ПСП "Теплый дом"............................37
2.2 Анализ хозяйственной деятельности ЗАО "ПСП "Теплый дом"
за 2009-2011 гг.......................................................................................................39
2.3 Значение ГОСТов и стандартов продукции ЗАО "ПСП "Теплый дом" в управлении качеством.........................................................................................40
2.4 Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия за счет повышения качества продукции ЗАО "ПСП "Теплый дом".............................44
Выводы и предложения........................................................................................50
Заключение.............................................................................................................52
Список используемой литературы.......................................................................54

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.docx

— 210.18 Кб (Скачать файл)

Сертификация позволяет реализовать единый подход к оценке качества различных объектов, делает возможной гарантию стабильного изготовления продукции необходимого уровня качества, поскольку охватывает организацию производства и собственно качество продукции. Сертификация положительно сказывается на репутации предприятия. Развитая национальная сертификация служит интересам потребителя, защищая его от низкокачественной, а то и просто вредной для его здоровья продукции.

В США до недавнего времени старались не применять стандарты ИСО и других международных организаций, если они не соответствовали национальной практике. Недавние исследования показали, что на момент их проведения только немногим более 20 % стандартов США соответствуют международным стандартам, 33 — соответствуют частично, а 45%— вообще не соответствуют стандартам ИСО. А в Японии в целях создания конкурентных преимуществ национальным субъектам хозяйствования обеспечивается соответствие национальных стандартов международным в тех областях, в которых велики экспортные возможности страны[4].

О значимости для предприятий вопроса обеспечения должного качества производимой, реализуемой продукции говорит тот факт, что свыше 130 тыс. фирм и компаний в разных странах мира зарегистрировали соответствие своих систем качества требованиям международных стандартов ИСО 9000. Обращение к этим стандартам тем активнее, чем более значимым становится в конкурентной борьбе фактор качества.

На рынке России присутствуют консультационные компании, с успехом оказывающие услуги по подготовке предприятия и внедрению систем управления качеством в соответствии со стандартами ISO9000. Российские предприятия имеют все условия и возможности для решения задачи создания новой конкурентоспособной продукции и обеспечения высокого качества ее производства.

Сертификация, как один из видов контроля качества продукции, уже в течение целого ряда лет применялась в нашей  стране в виде государственных испытаний.

В современных  условиях введение обязательной сертификации продукции и услуг является необходимым  условием не только контроля качества, но и вхождения в рыночную экономику, а также интеграции в региональные и мировые рынки.

Сертификация - процедура, подтверждающая третьим  лицом соответствие продукции, процесса или услуги заданным требованиям  и оформленная в виде письменной гарантии.

Качество  – Способность совокупности реализуемых  и присущих продукту, системе или  процессу характеристик удовлетворять  требованиям потребителя.

Сегодня можно констатировать, что в стране создана система сертификации и  успешно действует механизм ее реализации.

Однако  завершен только первый этап. В ближайшем  будущем еще предстоит решить целый ряд вопросов по сертификации систем качества и сертификации по схемам ИСО/МЭК. Затем выйти на совершенно новую ступень - организацию подтверждения соответствия.

Понятие "подтверждение соответствия " в последнем издании Руководства  ИСО/МЭК 2 "Общие термины и определения  в области стандартизации и смежных  видов деятельности" трактуется уже как основополагающее. Таким  образом, сертификация постепенно уходит на второй план. На смену ей появляется обеспечение соответствия - процедура, осуществление которой дает уверенность  в соответствии продукции, процесса или услуги заданным требованиям, оформленная  в виде заявления[5].

На этом этапе сертификация системы качества и подтверждение соответствия могут  сосуществовать одновременно. Особенности  предыдущего развития страны и российский менталитет наложили свои отпечатки  и не позволяют сразу подняться  на ступень обеспечения соответствия, не апеллируя при этом к третьей  стороне, осуществляющей сертификацию.

Другими словами, дальнейшая работа в области  сертификации должна опираться в  большей степени на контроль высоких  организационно-технических возможностей поставщика, расширение его функций  в области само обеспечения контроля. Эта работа уже начата и охватывает некоторые системы сертификации однородных видов продукции и  осуществляется в форме заявлений-деклараций[6].

Организация работы по сертификации продукции предусматривает  следующие направления:

содействие  предприятиям, организациям и предпринимателям в осуществлении деятельности на едином товарном рынке Российской Федерации  и участие в международном  экономическом и научно-техническом  сотрудничестве и международной  торговле;

создание  условий для компетентного выбора продукции потребителями;

реализацию  мер, направленных на защиту интересов  потребителя от недобросовестности изготовителя;

осуществление контроля безопасности продукции для  окружающей среды, жизни, здоровья и  имущества;

подтверждение показателей качества продукции, предъявляемых  изготовителем;

применение  в управлении сквозного механизма.

В соответствии с Законом сертификация представляет собой метод объективного контроля качества любого вида продукции, установления ее соответствия определенным требованиям.

Сертификация  может быть обязательной или добровольной:

Обязательная  сертификация - средство государственного контроля за безопасностью продукции.

Добровольная  сертификация - средство повышения  конкурентоспособности продукции.

Наличие официального документа о сертификации продукции  у предпринимателя облегчает  проведение экспортно-импортных операций, служит ориентиром покупателю, в определенной степени гарантирует его безопасность.

При этом объект сертификации - продукция производственно-технического назначения, все виды услуг, товары народного потребления и т.д. Перечень объектов обязательной сертификации формируется  законодательным органом и закрепляется в законодательном акте[7].

Обязательная  сертификация распространяется на область  государственных стандартов, обязательных к применению. В то же время ее использование практикуется в целях  реализации государственной политики, направленной на повышение конкурентоспособности  тех или иных видов продукции, их взаимозаменяемости и совместимости, а также ресурсосбережения.

Наличие обязательной и добровольной сертификации продукции - особенность российской системы сертификации. Такое деление  сертификации продукции отсутствует  в Руководстве ИСО/МЭК 2. В Европе современная система сертификации является органическим продолжением систем сертификации различного функционального назначения и как бы выросла внизу. У нас в стране деление сертификации на обязательную и добровольную совпадает с существованием коммерческой и государственной сертификации. Формирование российской системы сертификации не пошло по европейскому пути, несмотря на то, что существовала отечественная система испытаний, включающая и сертификационные испытания, которые определялись как контрольные и проводились для установления соответствия характеристик свойств продукции нормативным документам других стран.

В последнее  время в соответствии с международными соглашениями, подписанными Российской Федерацией, был принят ряд международных  систем сертификации продукции, которые  распространяются на электротехнические и электронные изделия, отдельные  виды огнестрельного оружия и дорожные транспортные средства. Теперь при  проведении сертификации этих видов  продукции применяют правила  соответствующей международной  системы сертификации[8].

Законом определены цели и направления деятельности Госстандарта России в области сертификации. К ним относятся следующие:

разработка  и проведение государственной политики в области сертификации, принятие общих правил и рекомендаций по организации  сертификации, осуществление их информационного  обеспечения;

обеспечение государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;

распространение официальной информации о системах сертификации и знаках соответствия, действующих в стране;

подготовка  и заключение соглашений с международными (региональными) организациями о  взаимном признании результатов  сертификации и присоединении к  международным (региональным) системам сертификации;

участие в работе международных (региональных) организаций по вопросам сертификации в качестве национального органа Российской Федерации в области  сертификации.

В настоящее  время действует только базовая  система обязательной сертификации ГОСТ Р, порядок и правила которой  установлены соответствующим органом  Госстандарта России. Однако Закон "О  сертификации" предполагает создание многих систем, поэтому одним из важнейших направлений в работе Госстандарта страны является принятие общих правил, обязательных для всех иных систем сертификации, призванных обеспечить координацию их разработки и функционирования.

Закон не предусматривает возможность отказа в регистрации системы добровольной сертификации. На отказ нет каких-либо причин и оснований, так как добровольная сертификация имеет явочно-учетный  характер, осуществляется на договорной основе. Она подпадает под юрисдикцию общих норм гражданского законодательства и не требует специального правового  регулирования. При этом только после  регистрации системы добровольной сертификации в Госстандарте России юридическое лицо в праве начать применение данной системы сертификации.

Регистрация систем обязательной сертификации, напротив, предусматривает всестороннюю предварительную  проверку и подтверждение соответствия, фиксируемых в соответствующих  документах. Лишь после установления компетентности и удовлетворения всех требований проводится регистрация. Государственные  органы проводят аккредитацию исполнителей работ в системах данного вида на право их проведения. Отдельные  исполнители могут иметь контрольные  и арбитражные функции. В этом случае Закон допускает разрешительный (лицензионный) порядок их деятельности.

Такой подход объясняется тем, что системы  государственной сертификации создаются  органами государственного управления в процессе исполнения решений законодательного органа о начале проведения обязательной сертификации.

Регистрация систем сертификации и знаков соответствия в центральном государственном  органе (Госстандарте РФ) дает им право  функционировать на территории Федерации.

Сертификат  соответствия - документ о прохождении  сертификации в соответствии с правилами  и дающий подтверждение сертифицированной  продукции или услуги установленным  требованиям. Он имеет единую форму  как для сертификатов обязательной, так и для добровольной сертификации.

Обычно  сертификат содержит сведения о системе  сертификации и органе, где он выдан, а также номер, срок действия, наименование товара, основание для выдачи и  ссылку на нормативный документ. Содержание сертификата зависит от избранной  схемы сертификации и категории  заявителя (изготовитель или продавец, или исполнитель). Правила оформления, выдачи и регистрации сертификатов разрабатываются для каждой системы  сертификации.

Знак  соответствия - подтверждает соответствие маркированной им продукции требованиям, установленным в данной системе  сертификации. Регистрация знака  соответствия осуществляется по правилам, утверждаемым Госстандартом Российской Федерации.

Порядок применения знаков соответствия распространяется на системы обязательной и добровольной сертификации и утверждается конкретной системой сертификации в соответствии с требованиями Госстандарта России[9]. 

 

1.3 Сущность, этапы и принципы стратегического управления       качеством

Стратегическое управление это  одна из функций управления, которая  представляет собой процесс выбора целей организации и путей  их достижения. Можно отметить, что  стратегическое управление качеством становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию, как между собой, так и с иностранными корпорациями[10].

Термин “стратегическое управление”  был введен в обиход в 60-70-х гг. для того, чтобы отражать отличие  управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. В качестве ведущей  идеи, отражающей сущность перехода к  стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости  переноса центра внимания высшего руководства  на окружение для того, чтобы соответствующим  образом и своевременно реагировать  на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный  внешней средой.

Стратегическое управление качеством можно определить как такое управление организацией, которое:

·  осуществляет гибкое регулирование, своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ;

Информация о работе Стратегия управления качеством продукции как фактор конкурентоспособности предприятия (на примере ЗАО «ПСП «Теплый дом »)