Сущность и теоретические основы управления ликвидностью коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 21:42, реферат

Краткое описание

Цель работы состоит в определении стратегии и политики управления ликвидностью коммерческого банка. Объектом исследования является «FinComBank» SA.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- раскрыть понятие ликвидности;
- изучить операции коммерческого банка: активные и пассивные;
- дать оценку теориям управления ликвидностью;
- проанализировать структуру активов и пассивов;

Вложенные файлы: 1 файл

управление ликвидностью.docx

— 230.14 Кб (Скачать файл)

4) Возможность привлечения поддержки со стороны государства. Проявляется через проводимую денежно-кредитную политику правительства и ЦБ, например, в возможности получения государственных кредитов из ресурсов ЦБ.

Перейдем теперь к рассмотрению факторов, действующих на микроуровне.

Рисунок 3.1.3   Внутренние факторы, воздействующие на ликвидность банка

Внутренние факторы напрямую связаны с его деятельностью, поэтому, изменяя внутреннюю или внешнюю политику банка, можно ограничить воздействие факторов, которые вызывают отрицательные колебания в ликвидности. Так, создание филиалов, децентрализация полномочий и целей (инструменты внутренней политики банка) приводит к повышению ликвидности и соответственно платежеспособности банка, так как каждый филиал имеет собственные средства, занимается определенными операциями, что может служить дополнительным источником средств для головного банка.

В то же время специализация и разнообразие банковских услуг (как элементы внешней политики) повышает ликвидность.

1) Качество управления деятельностью банка. Профессионализм и уровень квалификации руководителей и работников банка оказывает определяющее воздействие на состояние ликвидности коммерческого банка. Руководство банка обосновывает предпочтительный уровень ликвидности и обеспечивает принятие решений, касающихся управления ликвидностью. Значительное воздействие на качество функционирования банка оказывает также и квалификация персонала банка. Данный фактор является ключевым в обеспечении ликвидности.

2) Достаточность собственного капитала банка. Значительная величина капитальной базы банка положительно сказывается на уровне его ликвидности, поскольку собственный капитал: выполняет роль амортизатора в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, могущих повлечь изъятие средств, и, как следствие, вызвать кризис ликвидности или платежеспособности.

3)  Качество и устойчивость ресурсной базы банка. Как известно, ресурсная база является определяющим фактором для объема и степени развития активных операций банка, а, следовательно, ее стабильность оказывает влияние на финансовую устойчивость и ликвидность банка. Персоналу банка необходимо осуществлять постоянный контроль за этими показателями, проводить структурный анализ пассивов с целью поддержания оптимальных значений для средств, привлеченных на срочной основе, так как именно они помогают банку поддерживать сбалансированность между активами и пассивами по срокам и суммам, а значит, и ликвидность банка.

4) Степень зависимости от внешних источников заимствования. Чем сильнее выражена у банка такая зависимость, тем серьезнее могут оказаться проблемы в случае возникновения даже временной неплатежеспособности. Сила воздействия данного фактора напрямую зависит от запаса финансовой прочности банка, а также от проводимой банком политики.

5) Сбалансированность активов и пассивов по суммам и срокам. Данный фактор имеет основополагающее значение в процессе поддержания ликвидности банка в частности и его финансовой устойчивости в целом. Такая сбалансированность практически исключает возможность возникновения кризиса ликвидности и платежеспособности в банке, так как обязательства банка будут обеспечены имеющимися ресурсами, а согласованность активов и пассивов по срокам обеспечит своевременное выполнение обязательств без убыточной реализации активов. Чем выше эта согласованность, тем сбалансированее проводимая банком политика, выше его ликвидность, устойчивее финансовое состояние.

6) Рискованность активов банка означает вероятность потенциальных потерь при реализации активов или риск не возврата вложенных банком средств. Рискованность активов зависит от многих факторов внутреннего и внешнего порядка, таких,  как: стратегия банка при размещении средств, структура и качество его кредитного портфеля, активность инвестирования в ценные бумаги, качество проводимого финансового анализа, состояние реального сектора экономики, государственных финансов и др. Так кредитный риск, как одна из составляющих риска активных операций, представляет в условиях неплатежей и общего экономического кризиса крайне серьезную проблему для коммерческих банков, в связи с чем, особое внимание должно уделяться оценке кредитоспособности и финансового положения заемщиков. В целом, чем выше риск активных операций банка, тем больше вероятность возникновения потерь при трансформации активов в денежные средства, а это, в свою очередь, отрицательно скажется и на его ликвидности.

7) Доходность активов банка. Этот фактор оказывает разнонаправленное воздействие на ликвидность. С одной стороны, чем больше доля работающих активов в балансе банка и чем выше их эффективность, доходность, тем устойчивее финансовое состояние банка. С другой стороны, рост доходности почти всегда сопряжен с увеличением риска, в связи с чем, повышаются требования к ликвидности.

8) Структура и диверсификация активов. В процессе управления ликвидностью особое внимание следует уделять структуре активов. Например, для осуществления расчетно-кассового обслуживания клиентов, возврата средств со счетов до востребования банку необходимо иметь определенный запас высоколиквидных активов. Учитывая их низкую или нулевую доходность, банк должен поддерживать долю этих активов на минимально возможном уровне, достаточном, однако, для того, чтобы оставаться платёжеспособным и ликвидным.

Диверсификация активов, т. е. размещение их по различным направлениям, оказывает положительное воздействие на уровень ликвидности, поскольку в этом случае совокупный риск активов снижается. Однако нельзя допускать и излишней диверсификации — это может привести к неуправляемости портфеля активов, росту организационных издержек, связанных с управлением им, и, как следствие, к убыткам. При диверсификации активов необходимо учитывать воздействие такого фактора, как финансовая устойчивость клиентов банка и банков-партнеров, ибо это в значительной степени влияет на устойчивость финансового положения банка, перспективы его развития, и, тем самым, на его надежность и ликвидность.

Для того чтобы избежать потерь, вызванных, например, невозвратом кредитов или необходимостью нести ответственность по гарантийным обязательствам за несостоятельных клиентов, банку необходимо отслеживать изменения в финансовом состоянии клиентуры, изучать потребности и финансовое положение потенциальных клиентов, а также стремиться к получению максимально достоверной и всесторонней информации о своих партнерах.

Необходимо, однако, отметить, что на ликвидность банка влияют и другие факторы, например, объем, структура и сроки выполнения забалансовых операций. При оценке ликвидности на основе балансовых данных анализ этого фактора позволяет учесть влияние забалансовых операций и тем самым с большей достоверностью определить фактическое состояние банка. Правда, при этом аналитические выводы носят характер прогноза, поскольку ответственность по обязательствам банка, отраженным за балансом, не всегда может наступить. Тем не менее, такой анализ имеет большое значение, и недооценка соответствующих обязательств может привести к снижению ликвидности либо даже к не ликвидности банка. Подобная ситуация может быть порождена, например, чрезмерной активностью банка в выдаче гарантий.

Ликвидность коммерческих банков является гарантией выполнения их обязательств перед клиентами и вкладчиками, а также залогом надежности и стабильности банковской системы страны. Поэтому государство в лице НБМ ведет постоянный контроль за ликвидностью банков через нормативы, установленные в Законе Республики Молдова «О Национальном Банке Молдовы» № 548 XΙΙΙ  от 21.07.1995 г. [1].

Ликвидность коммерческого банка, таким образом, базируется на постоянном поддержании посредством оперативного управления объективно необходимого соотношения между тремя составляющими: собственным капиталом банка и привлеченными средствами, с одной стороны, и размещенными средствами — с другой. Осуществление этой цели предполагает анализ, контроль и управление активами и пассивами банка.

 

 

 

 

3.2 Роль Национального банка в регулировании деятельности и ликвидности коммерческого банка

Современная роль Национального банка в экономике страны заключается в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения потребностей народного хозяйства в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны.

В законодательстве республики используются такие понятия, как "банк" и "финансовое учреждение". Банк - это финансовое учреждение, по роду своей деятельности принимающее от физических и юридических лиц депозиты или их эквиваленты, которые могут быть переведены посредством различных платежных инструментов, и использующее эти средства полностью или частично для предоставления кредитов или для инвестирования за свой счет и на свой риск.

Финансовое учреждение - это юридическое лицо, по роду своей деятельности принимающее от физических и юридических лиц депозиты или их эквиваленты, которые не могут быть переведены посредством различных платежных инструментов, и использующее эти средства полностью или частично для предоставления кредитов или для инвестирования за свой счет и на свой риск [2].

Национальный банк, коммерческие банки, отделения иностранных банков составляют банковскую систему республики.

Национальный банк - самостоятельное публичное юридическое лицо, подотчетное парламенту. Он вправе открывать свои отделения, филиалы и представительства в стране и за ее пределами.

В компетенцию Национального банка входят:

  • заключение договоров и выпуск обязательств;
  • приобретение и распоряжение движимым и недвижимым имуществом для осуществления своих функций;
  • обращение с иском в суд и участие в судебном процессе в качестве субъекта.

Основной задачей Национального банка является достижение и поддержание стабильности национальной валюты, для реализации которой он устанавливает и поддерживает условия денежного, кредитного и валютного рынков, способствующие последовательному и устойчивому экономическому развитию государства.

Национальный банк Молдовы, является центральным банком и государственным органом, действует исключительно в интересах Республики Молдова. Национальный банк осуществляет деятельность в соответствии с Конституцией Республики Молдова, законами Республики Молдова, нормативными правовыми актами Президента Республики Молдова, настоящим Уставом и независим в своей деятельности [19, стр. 167].

Национальный банк подотчетен Парламенту Республики Молдова. Подотчетность Национального банка Парламенту Республики Молдова, в том числе означает:

  • утверждение Парламентом Устава Национального банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;
  • назначение Парламентом Республики Молдова Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением;
  • определение Парламентом Республики Молдова аудиторской организации для проведения аудиторской проверки деятельности Национального банка;
  • утверждение Парламентом Республики Молдова годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.

Основными целями деятельности Национального банка являются:

  • защита и обеспечение устойчивости лея, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • развитие и укрепление банковской системы Республики Молдова;
  • обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

Статус Национального банка Республики Молдова. Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Молдова и надписью «Национальный банк Республики Молдова». Национальный банк состоит из центрального аппарата, структурных подразделений, находящихся на территории Республики Молдова и за ее пределами. К структурным подразделениям Национального банка относятся главные управления по областям с их отделениями в городах, специализированное управление, учебный центр, центральное хранилище, расчетный центр. Структурные подразделения Национального банка действуют на основании положений, утверждаемых Советом директоров Национального банка Национальный банк имеет право по согласованию с Парламентом Республики Молдова создавать организации, необходимые для обеспечения своей деятельности. Организации Национального банка действуют на основании уставов, утверждаемых Советом директоров Национального банка.

Функции Национального банка. Национальный банк действует в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Республики Молдова и другими законодательными актами, Уставом [19, стр. 170].

Национальный банк выполняет следующие функции:

  • разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики Республики Молдова и совместно с Правительством Республики Молдова обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Молдова в порядке, установленном законодательными актами;
  • осуществляет эмиссию денег;
  • регулирует денежное обращение;
  • регулирует кредитные отношения;
  • организует функционирование платежной системы Республики Молдова;
  • является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;
  • осуществляет валютное регулирование;
  • организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации в соответствии с законодательством;
  • выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Парламентом Республики Молдова;
  • осуществляет выпуск ценных бумаг Национального банка;
  • выполняет функции финансового агента Правительства Республики Молдова, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам;
  • дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законодательством;
  • осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
  • осуществляет лицензирование банковской деятельности;
  • регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;
  • устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;
  • устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп и банковских холдингов требования по осуществлению ими внутреннего контроля;
  • согласовывает выпуски ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством;
  • устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требования по осуществлению ими операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовыми инструментами срочного рынка;
  • осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
  • устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядок составления статистической отчетности по формам и в сроки, определенные законодательством;
  • разрабатывает национальные стандарты финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и осуществляет методологическое руководство ведением в них бухгалтерского учета и отчетности;
  • определяет порядок проведения в Республике Молдова расчетов в безналичной и наличной формах;
  • осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;
  • организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Молдова, указанных в Уставе, и иных организаций в случаях, предусмотренных в законодательных актах, а также управляющих в процессе конкурсного производства по делам о банкротстве банков;
  • организует инкассацию и перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей;
  • осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;
  • анализирует и прогнозирует состояние денежно-кредитных отношений, отношений в области валютного регулирования и валютного контроля, платежного баланса Республики Молдова и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическим развитием Республики, публикует соответствующие статистические данные и материалы анализа и прогнозирования в периодическом печатном издании Национального банка;
  • заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;
  • осуществляет методологическое регулирование применения информационных технологий в банковской деятельности;
  • организует получение от банков и небанковских кредитно-финансовых организаций Республики сведений об исполнении кредитных договоров, их формирование, обработку и хранение.

Информация о работе Сущность и теоретические основы управления ликвидностью коммерческого банка