Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 19:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение тенденций развития мясной отрасли в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
рассмотрение основных показателей, характеризующих состояние отрасли и тенденций ее развития;
изучение методов анализа вторичной информации для исследования тенденций развития мясной отрасли;
определение методов сбора первичной информации и исследование тенденций развития мясной промышленности.
Для осуществления сбора первичной маркетинговой информации организация должна располагать соответствующими ресурсами. К ним относятся:
• специалисты, обладающие квалификацией в области сбора, обработки и анализа информации;
• методическое обеспечение приемов работы с информацией, так как методы сбора и обработки информации существенным образом влияют на ее качество;
• необходимое оборудование – вычислительная техника, телефон и прочая оргтехника, программное обеспечение, приборы, позволяющие регистрировать информацию в ходе исследования.
Первичная маркетинговая информация может быть получена предприятием от продавцов и покупателей. Она может накапливаться для конкретного решения возникающей проблемы на предприятии. Накапливаемая информация, используемая для принятия решений, образует постоянную информационную базу. Эпизодическая информация собирается нерегулярно, используется в особых ситуациях, когда руководство не в состоянии предвидеть будущее на основе имеющейся постоянной информации. [3, c.39]
К достоинствам первичной информации относятся: данные, полученные для конкретных целей исследования; методология сбора информации контролируется фирмой; результаты доступны для компании; отсутствуют противоречивые данные; надежность информации известна предприятию.
Недостатками первичной информации являются: длительность сбора информации; необходимость больших затрат на разработку анкет, проведение опросов; невозможность получить некоторые данные и т. д.
Полевое исследование представляет собой метод сбора и оценки первичной информации непосредственно об объекте исследования. Оно может осуществляться путем опроса, эксперимента, наблюдения. [3, c.40]
Все методы сбора данных маркетинговой информации и их обработки можно подразделить на две группы:
1. Количественные исследования. Эти
исследования включают сбор и
обработку данных, полученных в
результате проведения
• изучения возможности выхода на рынок;
• определения целевых групп потребителей;
• позиционирования продукта;
• разработки новых продуктов;
• тестирования продукта или его концепции;
• определения цены товара;
• исследования эффективности рекламы;
• изучения ценности марки;
• рассмотрения причин роста или падения потребления продукта.
2. Качественные исследования. Эти
исследования включают сбор, анализ
и обработку данных путем
Качественные исследования позволяют отследить постоянно меняющиеся запросы потребителей, избежать ошибок при создании имиджа продукта, услуги, разработки и реализации концепции рекламной кампании. Разновидностями качественных исследований являются:
• исследования при выведении нового продукта на рынок (исследования на стадии разработки концепции рекламы, продукта, марки, упаковки);
• позиционные исследования (разработка стратегии продвижения товаров, тестирование существующего имиджа);
• исследование потребительского поведения (выявление образа типичного потребителя, изучение привычек и мотивации потребления продуктов или услуг);
• групповое тестирование (оценка дизайна упаковки и названий марки; тестирование продуктов; тестирование слоганов).
Качественные исследования осуществляются с помощью наблюдения, фокус-группы, глубинных интервью, проекционных методов, физиологических измерений и др. [3, c.43]
Основными методами сбора первичной информации являются опрос, эксперимент, панель и наблюдение.
1. Опрос – метод сбора первичной
информации путем выяснения
Таблица 3.1 - Преимущества и недостатки методов опроса
Преимущества |
Недостатки |
1. Проста в применении |
1. Иногда респонденты
не хотят или не могут |
2. Позволяют устранить расхождения в результатах, вызванные различиями в технике опроса |
2. Ответы на стандартизированные
вопросы и вопросы с заданными
вариантами ответов могут быть
недостоверными для |
3. Кодирование, анализ и
интерпретация данных |
3. Достаточно сложно правильно формулировать вопросы анкет |
В практике маркетинговых исследований используются различные формы проведения опросов, которые можно классифицировать по следующим основным признакам:
• в зависимости от вида преследуемой цели: качественный опрос ориентирован на выявление качественных характеристик изучаемого объекта; количественный опрос ориентирован на обоснование характеристик изучаемого объекта с позиции чисел, допускающих математическую обработку;
• по типу опрашиваемого субъекта: экспертный опрос основан на мнениях экспертов или специалистов в определенной области; потребительский опрос предполагает опрос потенциальных или реальных потребителей конкретного продукта;
• с точки зрения частоты проведения: единичный опрос проводится один раз; многократный опрос предполагает многократный сбор информации по проблеме исследования;
• в зависимости от количества одновременно опрашиваемых лиц выделяют индивидуальный опрос, который предполагает обследование одного респондента, и групповой опрос, который предполагает опрос одновременно нескольких человек;
• по степени стандартизации: структурированный опрос предполагает, что все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы; неструктурированный опрос предполагает, что при опросе интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов;
• по способу сбора данных: устный опрос предполагает, что респондент устно отвечает на поставленные вопросы; при письменном опросе ответы респондента фиксируются на бумаге;
• по использованию коммуникаций: опрос по телефону; опрос лично респондента; опрос по почте. [2, c.53]
2. Методы эксперимента. Эти методы
основаны на получении
Таблица 3.2 - Преимущества и недостатки эксперимента
Достоинства |
Недостатки |
1. Возможность изучения
причинно-следственных связей |
1. Неопределенность пригодности результатов эксперимента для других условий среды |
2. Высокая степень объективности |
2. Влияние посторонних факторов |
3. Возможность проверки
и контроля маркетинговых |
Эксперимент предполагает манипулирование независимыми переменными с целью определения степени их влияния на зависимые переменные при сохранении контроля за влиянием других, неизучаемых параметров. Независимые переменные могут меняться по усмотрению экспериментатора (цены, затраты на рекламу и т. п.), а зависимые переменные практически не находятся в сфере его непосредственного управления (объем продаж, показатель рыночной доли).
Проведение экспериментов обычно преследует две цели: определить потенциальный объем продаж нового продукта; определить эффективность применения отдельных элементов комплекса маркетинга при реализации нового продукта. [2, c.54]
Лабораторные эксперименты проводятся при соблюдении определенных условий с целью исключить влияние побочных факторов. Эти эксперименты являются более дешевыми и требуют меньше времени для своей реализации. При их проведении используется компьютерная техника, которая регистрирует покупки и измеряет реакцию покупателей на изменение определенных элементов комплекса маркетинга (цену, цвет и форму упаковки, внутримагазинные методы продвижения товара).
Полевые эксперименты проводятся в реальных условиях: в магазинах, на дому у потребителей и т. д. Результаты таких экспериментов могут заслуживать большего доверия, чем лабораторных, но при их проведении сложно точно учесть влияние побочных факторов, они требуют больше времени для своей реализации и сопряжены с большими затратами.
Чтобы снизить влияние посторонних факторов на результаты эксперимента, проводится сопоставление состояния объекта исследования до и после проведения эксперимента. Также возможно проведение измерений параллельно в двух группах – экспериментальной (которая подвергается воздействию) и контрольной (не подвергается воздействию). [2, c.55]
3. Панель. Панельное исследование
предполагает сбор данных в
одной и той же группе людей,
по одной и той же проблеме
через равные промежутки
Таблица 3.3 - Преимущества и недостатки панельного метода
Преимущества |
Недостатки |
1. Позволяет сравнивать
результаты последующих |
1. Участники панели могут
отказаться от дальнейшего |
2. Более высокая |
2. Участники панели, чувствуя
себя под контролем, сознательно
или бессознательно меняют |
Основными признаками панелей являются: постоянство предмета и темы исследования; повторение сбора данных через равные промежутки времени; постоянная совокупность объектов исследования (предприятия торговли, потребители, домашние хозяйства и т. п.).
Членами панели могут быть отдельные потребители, семьи, организации торговли и промышленности, эксперты, которые с определенными оговорками остаются постоянными.
В ходе проведения панельных опросов:
• изучают мнения и оценки обследуемых потребителей относительно товаров и организации торговли;
• выявляют различия в поведении потребителей, принадлежащих к разным социальным слоям, живущих в разных регионах и городах и населенных пунктах разного типа;
• изучают мотивы покупки, выявляют факторы, влияющие на их динамику, прогнозируют их развитие и другие особенности.
Панельные методы исследования могут классифицироваться по различным признакам:
• по времени существования панели подразделяются на краткосрочные (существуют не более года) и долгосрочные (существуют не более пяти лет). Долгосрочные панели при этом могут давать либо непрерывную, либо периодическую информацию. Непрерывная информация фиксируется ежедневно, а периодическая поступает по мере проведения опросов в виде заполненных анкет;
• по характеру изучаемых единиц выделяют панели: потребительские; торговые; промышленных предприятий, выпускающих исследуемые товары и т. д.;
• по характеру изучаемых проблем панели подразделяются: на специализированные и общие. С помощью специализированных панелей осуществляется тестирование товаров и концепций новых товаров; отслеживание рыночных тенденций; определение источников, из которых потребители получают информацию о новых товарах; общие панели создаются для изучения общих и глобальных проблем;
• по методу получения информации выделяют: члены панели высылают требуемую информацию почтой; члены панели интервьюируются, заполняют дневники или опросные листы и т. д. [3, c.61]
4. Методы наблюдения. Эти
методы основаны на сборе
Наблюдение в маркетинговом исследовании может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации для построения гипотез или служить для проверки данных, полученных другими методами. Результаты наблюдений фиксируются с помощью аудио- или видеотехники, в блокнотах и т. п.
Информация о работе Тенденция развития мясной отрасли в Республике Беларусь