Теоретические аспекты управления ассортиментом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 00:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента предприятий торговли;
2. Исследование этапов формирования ассортимента торгового предприятия;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты управления ассортиментом……………………...5
1.1 Сущность управления ассортиментом торгового предприятия……...…5
1.2 Этапы формирования ассортимента торгового предприятия………….19
2. Анализ ассортиментной политики предприятия ООО «Алиев и Ко»……………………………………………………………………………….…..24
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Алиев и ……...……….......24
2.2 Анализ экономических показателей предприятия………………….......26
2.3 Планирование ассортимента товаров на предприятии…………………28
2.4 Контроль, осуществляемый за ассортиментом товаров, на предприятие…………………………………………………………………….......33
3. Разработка путей улучшения управления ассортиментом товаров на предприятии………………………………………………………………………...36
Заключение…………………

Вложенные файлы: 1 файл

макретинг2.docx

— 114.86 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………………...3

1. Теоретические аспекты управления ассортиментом……………………...5

1.1 Сущность управления  ассортиментом торгового предприятия……...…5

1.2 Этапы формирования  ассортимента торгового предприятия………….19

2. Анализ ассортиментной политики предприятия ООО «Алиев и Ко»……………………………………………………………………………….…..24

2.1 Общая характеристика  предприятия ООО «Алиев и ……...……….......24

2.2 Анализ экономических  показателей предприятия………………….......26

2.3 Планирование ассортимента товаров на предприятии…………………28

2.4 Контроль, осуществляемый за ассортиментом товаров, на предприятие…………………………………………………………………….......33

3. Разработка путей улучшения управления ассортиментом товаров на предприятии………………………………………………………………………...36

Заключение…………………………………………………………………….39

Список литературы……………………………………………………………41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Современный рынок товаров  отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Система распределения товаров - отношения свободной купли-продажи.

Динамизм объемов и  структуры реализации товаров и  услуг постепенно приобретает все  более устойчивый характер.

Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий обусловили потребность  в новых подходах к организации  и технологии торговых процессов, к  широкому развитию частной инициативы и предпринимательства. Все это  предъявляет новые требования к  подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых осуществляется в сфере товарного обращения.

В курсовой работе освящены вопросы организации, состояния  и основные направления развития торговой сети в настоящее время. Особое внимание уделено формированию ассортимента на торговом предприятии.

Понятие ассортимент товара включает в себя совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному  признаку.

Товарный ассортимент  представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной  торговой сети. Формирование ассортимента – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров  в соответствии со спросом населения  с целью его полного удовлетворения. Процесс сбыта товаров характеризуется наличием жесткой конкуренции. Прежде всего, это конкуренция в планировании ассортимента и разработке новых образцов, следует также отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагаются на рынке. Чтобы лучше понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики торгового, следует остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента торгового предприятия. Роль руководства должна заключаться в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой, обеспечивающей рост прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, стратегическим направлением на которое должно ориентироваться предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу с наибольшей отдачей.

Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности  не будут упущены.

Объектом исследования данной работы является общество с ограниченной ответственностью «Алиев и Ко».

Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном  анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Изучение теоретических  основ формирования товарного ассортимента предприятий торговли;

2. Исследование этапов  формирования ассортимента торгового  предприятия;

3. Изучение основных экономических  показателей хозяйственной деятельности  предприятия;

4. Исследование планирования  ассортимента товаров на предприятии;

5. Разработка путей улучшения  управления ассортиментом товаров  на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  аспекты управления ассортиментом.

 

1.1 Сущность управления  ассортиментом торгового предприятия.

            В торговых компаниях ассортимент  товара может насчитывать сотни  наименований. Эффективное управление  таким ассортиментом - задача  сложная, для решения которой  необходимо собирать аналитическую  информацию и представлять ее  в наглядном и удобном для  понимания виде.

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом торгового  предприятия заключается в том, чтобы реализатор своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его торговой деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Номенклатура, или товарный ассортимент, — это вся совокупность изделий, продаваемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации [4].

Товарный ассортимент  характеризуется широтой (количеством  ассортиментных групп), глубиной (количеством  позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными  группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).

Ассортимент продукции буквально  означает подбор предметов, совокупность их наименований по каким-либо признакам. С этой точки зрения ассортимент  может быть простым или сложным, узким или широким. Такая классификация  предусматривает выделение групп  однородной продукции или товаров  по признаку вида, сорта, марки и  т.п. Формируются ассортиментные признаки товарных групп, в пределах которых  предметы имеют определенное сходство.

1. Ассортиментные группы  по местонахождению товаров:

В отношении промышленных предприятий устанавливается производственный ассортимент продукции, в отношении  торговых предприятий - торговый ассортимент  товаров. Первых из них отражает специализацию  предприятия и служит основанием для заключения договоров поставки. Во втором случае складываются основания  судить о масштабах возможности  торгового предприятия удовлетворять  потребности населения и различают  специализированные и универсальные  торговые предприятия.

Торговый ассортимент - перечень товаров, формируемых организацией с учётом спроса, материально- технической  базы и специализации магазина.

2. Ассортиментные группы  по широте охвата товаров:

Групповой ассортимент товаров  показывает перечень укрупненных товарных групп, составляющих номенклатуру товаров.

Видовой ассортимент товаров  отражает наличие в группе товаров  ряда видов. Внутривидовой ассортимент  товаров представляет разновидности  продукции, членения вида на части.

Простой - набор товаров, представленный не большим количеством  групп видов и наименований, которые  удовлетворяют ограниченное число  потребителей.

Сложный - набор товаров  представлен значительным количеством  групп, видов разновидностей наименований, которые удовлетворяют разнообразные  потребности.

Развёрнутый - набор товаров, который включает значительное количество групп, подгрупп, разновидностей наименований, но отличающихся индивидуальными признаками.

Сопутствующий - набор товаров, который выполняет вспомогательные  функции и не относится к основным.

Смешанный - набор товаров  разных групп, отличающихся большим  разнообразием функционального  назначения.

3. Виды ассортиментов  по степени удовлетворения потребителей[2]:

Рациональный ассортимент - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий  реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни на данном этапе.

Оптимальный - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности  с максимально полезным эффектом для потребителей при минимальных  затратах.

4. Разновидности ассортимента  по характеру потребностей:

Реальный - действительный набор  товаров находящийся в магазине у продавца.

Прогнозируемый - набор товаров, который может удовлетворять  предполагаемые потребности.

Классификационные признаки ассортимента товаров:

Планирование номенклатуры и ассортимент продукции должно базироваться на знании предпринимателем потребностей рынка и его состояния.

Товарный ассортимент  включает отдельные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством и ценой. Каждая ассортиментная группа состоит из ассортиментных позиций, которые являются простейшей единицей структуры.

Формирование ассортимента - проблема подбора конкретных товаров, их отдельных серий, определения  соотношений между «старыми»  и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими»  и «обычными» товарами, овеществленными  товарами, лицензиями и «ноу-хау».При формирование ассортимента возникают проблемы установления ценовой политики, требований к качеству товара, определения гарантий и уровня сервисного обслуживания и др. Важно также определить, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.

Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой - необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.

Ассортиментная политика - определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для  успешной работы на рынке и обеспечивающего  экономическую эффективность деятельности предприятия в целом.

Задачи ассортиментной политики [6]:

1. Удовлетворение запросов;

2. Оптимальное использование  технологических знаний и опыта  предприятия;

3. Оптимизация финансовых  результатов предприятия;

4. Завоевание новых покупателей  путем расширения сферы применения  существующей производственной программы.

Широкая ассортиментная гамма  выпускаемой продукции укрепляет  рыночные позиции предприятия и  расширяет объем продаж.

Ассортиментная стратегия  может строиться по следующим  направлениям:

- товарная дифференциация  связана с выделением предприятием  своих изданий в качестве особых, отличных от изданий конкурентов,  и обеспечением по ним отдельных  «ниш» спроса;

- узкая товарная специализация  определяется работой предприятия  на довольно узком сегменте  рынка и связана с ограничением  сферы сбыта продукции; 

- желание и предпочтение  покупателей приобретать большое  число наименований продукции  одного предприятия;

- оптимальность продаж  сбытовой сети нескольких видов  продукции одновременно;

- развитие торговли по  специальным заказам отдельных  потребителей, предусматривающим индивидуальное  изготовление продукции заданных  свойств и характеристик;

- стремление избежать  наличия неиспользованных или  незагруженных мощностей за счет  производства других, дополнительных  видов продукции;

- желание использовать  побочные продукты для производства  новых видов продукции и повысить  общую эффективность деятельности  предприятия.

Товарная политика предприятия  требует изменения в том случае, если в течение длительного периода  имеются избыточные производственные мощности; основную прибыль дают два-три  вида продукции; нет достаточного количества видов продукции, соответствующих  возможностям рынка и объему предъявляемого спроса; объем продаж и прибыль  предприятия постоянно снижаются.

Рациональную структуру  выпускаемой продукции можно  определить с помощью показателя «точка безубыточности», отражающего  минимальный уровень сбыта, при  котором отсутствует убыток, но нет  прибыли.

Увеличение массы продаваемых  товаров невозможно без выполнения некоторых мероприятий, в числе  которых изучение потребительского рынка и оценка спроса населения  в той местности, в которой  функционирует торговое предприятие. Научная оценка спроса и конъюнктуры  рынка и формирование на их основе товарного предложения не менее  важны, чем многие другие стороны  коммерческой деятельности. Выбор верного  пути в формировании товарного предложения  требует определения контингента  покупателей и особенностей их запросов, знания природно-климатических особенностей территории обслуживаемого рынка.

Информация о работе Теоретические аспекты управления ассортиментом