Теоретические аспекты управления ассортиментом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 00:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента предприятий торговли;
2. Исследование этапов формирования ассортимента торгового предприятия;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты управления ассортиментом……………………...5
1.1 Сущность управления ассортиментом торгового предприятия……...…5
1.2 Этапы формирования ассортимента торгового предприятия………….19
2. Анализ ассортиментной политики предприятия ООО «Алиев и Ко»……………………………………………………………………………….…..24
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Алиев и ……...……….......24
2.2 Анализ экономических показателей предприятия………………….......26
2.3 Планирование ассортимента товаров на предприятии…………………28
2.4 Контроль, осуществляемый за ассортиментом товаров, на предприятие…………………………………………………………………….......33
3. Разработка путей улучшения управления ассортиментом товаров на предприятии………………………………………………………………………...36
Заключение…………………

Вложенные файлы: 1 файл

макретинг2.docx

— 114.86 Кб (Скачать файл)

- изучение стандартов  качества;

- исследование дефектной  продукции, отбракованной в процессе  оптовой и розничной реализации;

- изучение реакции рынка  на новый товар;

- анализ информации о  качестве и ассортимента реализуемых  товаров, полученной от потребителей  по «обратной связи».

Особое значение имеет  изучение жизненного цикла изделий, поскольку в зависимости от конкретной его фазы должна устанавливаться  определенная стратегия.

Важным мероприятием является формирование заявок и заказов на производство и поставку товаров, являющихся основными инструментами воздействия  торговли на промышленность, от обоснованности которых зависит степень эффективности  этого воздействия.

Контроль и координация - третья, заключительная подсистема СУАК. Реализация контроля в системе управления ассортиментом и качеством должна начинаться с анализа соответствия установленных программ маркетинговых  действий условиям внешней среды. Данный вид контроля позволит своевременно отреагировать на изменения внешней  среды и внести коррективы в программу  маркетинговых действий.

Следующий вид контроля - оценка соответствия фактических действий принятой программе – позволяет  в случае недостаточной действенности  проведенных мероприятий внести соответствующие изменения в  намеченную программу(предусмотреть дополнительные мероприятия по отдельным направлениям, наметить новые направления, приостановить проведение неоправдавших себя мероприятий) [19].

Третьим элементом данной подсистемы является контроль качества и ассортимента реализуемых товаров, который позволяет выявить их соответствие стандартам качества и  требованиям потребителей. Контроль - соответствия качества и ассортимента реализуемых товаров стандартам предполагает:

- входной контроль качества  товаров;

- контроль наличия товаров  достаточного ассортимента в  розничной торговой сети;

- контроль исполнения  каждым поставщиком договоров  поставки в ассортиментном разрезе;

- контроль снятия с  производства товаров, не пользующихся  спросом;

- контроль хода освоения  и поставки производителями новых  товаров, закупленных на ярмарках;

- контроль состояния товарных  запасов;

- контроль своевременности  и действенности правовой и  претензионной работы.

Контроль соответствия ассортимента и качества товаров требованиям  потребителей должен осуществляться посредством  изучения информации, полученной от потребителей по «обратной связи». Это одно из самых существенных видов контроля, поскольку мнение потребителя –  основа формирования ассортиментной политики. Для того чтобы вид контроля был  действенным, необходим четкий организационный  механизм получения подобной информации. Источниками такой информации могут  быть: панельные опросы потребителей, опросы посетителей выставок-просмотров, выставок-продаж, покупательских конференций, специальное анкетирование и  т. д. Необходимо ежегодно разрабатывать  конкретный перечень таких мероприятий, предусматривая ответственных за их проведение, обработку и передачу руководству полученной информации.

Контроль качества на предприятиях - это элемент подсистемы контроля, имеющий важное перспективное значение в обеспечении высокого качества товаров.

Контроль качества и ассортимента товаров должен завершаться разработкой  мер по координации деятельности и корректировке программ. Только при таком подходе цель подсистемы – повышение эффективности системы  управления ассортиментом и качеством  товаров – будет достигнута [16].

Среди таких мер могут  быть предусмотрены:

- разработка предложений  по совершенствованию стандартов  и другой научно- технической  документации;

- разработка рекомендаций  по повышению качества товаров,  замене товаров устаревших фасонов  и моделей, совершенствованию  упаковки, снижению цен, организации  послепродажного обслуживания; разработка  спецификаций новых товаров или  улучшенных товаров в соответствии  с требованиями потребителей.

 

1.2 Этапы формирования  ассортимента торгового предприятия.

Товарный ассортимент  – это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в  состав торговли.

Формирование товарного  ассортимента – это разработка и  установление в определенном порядке  номенклатуры товаров, образующих необходимую  совокупность для торговли.

К факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазине, относятся: спрос, производство, ассортиментный профиль магазина; зона деятельности магазина, состояние материально  технической базы. Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и  роста основных экономических показателей  деятельности товарного предприятия  в значительной степени зависит  от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах.

Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора  для реализации в магазине различных  групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным  признакам. Процесс формирования товарного  ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации  и размера торговой площади, и  быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей  и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.

Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение  его соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. Так как успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль [31].

Рациональное построение ассортимента товаров в организации  предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление  этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности  их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или  микрокомплексов. Такой принцип  формирования ассортимента позволяет  создать большие удобства для  покупателей, облегчает им процесс  ознакомления с предлагаемыми к  продаже товарами, сокращает затраты  времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных  покупок».

Важным принципом формирования ассортимента товаров в организации  является обеспечение достаточной  его широты и глубины. Ширина и  глубина ассортимента товаров в  магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма  товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения  на потребительском рынке.

Одним из важных принципов  формирования ассортимента товаров  является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного  спроса соблюдение этого принципа имеет  первостепенное значение [15].

Одним из принципов правильного  формирования ассортимента товаров  в магазине является обеспечение  условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике  рентабельность является необходимым  условием функционирования любого торгового  предприятия. В связи с этим, при  построении ассортимента необходимо учитывать  издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы.

Так же необходимо обращать внимание на оценку стадии жизненного цикла товаров при формировании ассортимента и выделяет следующие  стадии:

- внедрение – закупаются  сравнительно небольшие партии  товара у хорошо известных  поставщиков;

- рост – закупка больших  партий товара различных разновидностей, поиск новых поставщиков, обеспечение  непрерывного завоза, сосредоточение  в организации больших товарных  запасов;

- зрелость – снижение  закупочных цен, отказ от услуг  слабых поставщиков минимизация  торговых запасов, реклама;

- устаревшие – распродажа остатков товара.

Процесс формирования ассортимента товаров в торговой организации  осуществляется по следующим этапам:

1. Определяется перечень  основных групп и подгрупп  товаров, необходимых для реализации.

2. Осуществляется распределение  отдельных групп и подгрупп  товаров в разрезе потребительских  комплексов и микрокомплексов.

3. Определяется количество  видов и разновидностей товаров  в рамках отдельных потребительских  комплексов и микрокомплексов.

4. Разрабатывается конкретный  ассортиментный перечень товаров  для данного торгового предприятия,  предлагаемый для реализации  обслуживаемым контингента покупателей.

В процессе распределения  отдельных групп и подгрупп товаров  в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь  определяются их количество и наименования.

В отдельных случаях, в  рамках потребительского комплекса  может быть предусмотрена специальная  площадь для организации сезонных микрокомплексов.

Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных  разновидностей товара по их отличительным  особенностям, т.е. его глубины. Основой  для определения количества разновидностей товаров в торговых предприятиях различных форм товарной специализации  является размер торговой площади торгового  зала и состояние предложения  товаров на региональном потребительском  рынке.

Заключительным этапом формирования ассортимента является разработка конкретного  перечня товаров, реализуемых в  магазине. Основой для разработки конкретного ассортиментного перечня  товаров в рамках отдельных их групп, подгрупп и определенного  количества разновидностей являются материалы  изучения спроса на товары на данном региональном потребительском рынке и результаты внутри группового анализа оборачиваемости  товарных запасов.

Наряду с правильным формированием  ассортимента товаров, важной задачей  является обеспечение его устойчивости. Одним из показателей, характеризующих  устойчивость ассортимента товаров  в торговой организации, является коэффициент  устойчивости, определяемый по формуле:

где Ку – коэффициент  устойчивости ассортимента товаров  в определенном периоде;

О1;О2;...Оn – количество разновидностей товаров отсутствующих в продаже в момент проверок (из предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем товаров);

a - количество разновидностей  товаров, предусмотренных разработанным  ассортиментным перечнем;

n - количество проверок.

При росте коэффициента устойчивости из ассортиментного перечня следует  исключить товары сезонного спроса, которые в период проверки не реализуются.

Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров  на протяжении квартала должно быть не ниже 0,90 [9].

Для повышения социального  уровня торгового обслуживания торгово-оперативные  работники организации, должны уделять  особое внимание устойчивости ассортимента. С одной стороны, этот показатель существенно влияет на показатель уровня обслуживания, а с другой – свидетельствует  о ритмичности поставок. Устойчивость ассортимента – главный ориентир для покупателя.

Для характеристики эффективности  коммерческой деятельности торгового  предприятия, наиболее важным показателем  является степень обновления товарного  ассортимента, то есть его пополнения новыми продуктами и изделиями. Он представляется важным для работы с непродовольственными товарами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ ассортиментной политики предприятия ООО «Алиев и Ко».

 

2.1 Общая характеристика  предприятия ООО «Алиев и Ко».

Организация, которая является объектом данной курсовой работы имеет организационно-правовую форму и является обществом с ограниченной ответственностью (ООО). Данная фирма не имеет названия.

Общество имеет печать, штамп и бланк, а также эмблему, свой торговый знак в соответствии с законодательством.

Обществом с ограниченной ответственностью (далее - общество) признается учрежденное одним или несколькими  лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами  размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут  риск убытков, связанных с деятельностью  общества, в пределах стоимости внесенных  ими вкладов.

Уставный капитал организации  составляет 10000 рублей, необходимый  для обеспечения деятельности общества.

На момент государственной  регистрации юридического лица уставный капитал учредителями был внесен на 100%.

В целях обеспечения деятельности общества возможно изменение размеров уставного капитала при одновременном  внесении соответствующих изменений  в учредительные документы общества. Увеличение уставного капитала допускается  после его полной оплаты. Увеличение уставного капитала может осуществляться за счет имущества общества, за счет дополнительных вкладов участников общества и за счет вкладов третьих  лиц. Уменьшение уставного капитала может осуществляться путем уменьшения номинальной стоимости долей  всех участников общества в уставном капитале общества и погашения долей, принадлежащих обществу.

Информация о работе Теоретические аспекты управления ассортиментом