Типизация и специализация розничной торговой сети, и их влияние на эффективность работы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы- изучение торговой сети.
Розничная торговая сеть - это совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров), размещенных на определенной территории (город, поселок, населенный пункт) для организации обслуживания населения и оказания услуг покупателям.

Содержание

1) Введение
2) Основная часть
1.1 Типизация розничной торговли
1.2 Специализация розничной торговли
3) Практическая часть
2.1 Мучные кондитерские изделия
2.2 Требование к качеству
4) Выводы и предложения
5) Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

-    смешанную, где в основном реализуются товары повседневного спроса продовольственного и непродовольственного ассортимента.

Размещение. По этому признаку всю розничную сеть можно подразделить на сеть общегородского назначения и сеть жилых или спальных районов. В розничной сети общегородского значения в основном должны реализовываться товары редкого, периодического спроса. В сети жилых районов товарный ассортимент в основном должен быть представлен товарами повседневного и периодического спроса.

Материально-техническая  база. По этому признаку всю розничную сеть можно подразделить на три группы — розничная сеть, расположенная в отдельно стоящих зданиях, встроенная в жилое здание, встроенно-пристроенная к жилому или административному зданию, пристроенная.

Формы продажи  и методы обслуживания — самообслуживание, традиционная продажа через прилавок, салонная или индивидуальная продажа товаров, по образцам, по заказам, с использованием автоматов, по почте, по каталогам, интернет-торговля, прямые продажи.

Самообслуживание — форма продажи, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к единому узлу расчета. Предусматривается типовое торговое оборудование.

Продажа товаров  по предварительным заказам — форма продажи, при которой покупатели предварительно заказывают необходимые товары из числа имеющихся в продаже и получают их в обусловленное время в магазине, на дому или по месту работы.

Индивидуальное (салонное) обслуживание — форма продажи, при которой продавец обслуживает каждого конкретного покупателя и помогает ему в выборе покупки, консультирует в вопросах пользования товаром, упаковывает и отпускает товар. Предусматриваются все формы расчета с покупателями, послепродажное обслуживание, бесплатная доставка по желанию покупателя, возврат товара. Данная форма продажи предусматривает предоставление покупателям разных платных и бесплатных услуг.

Продажа с открытой выкладкой — форма продажи, когда покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно, а проверяет качество, дает консультации, упаковывает и отпускает товары продавец.

Продажа товаров по образцам — форма продажи, когда покупатели самостоятельно или с помощью продавца знакомятся с выставленными в торговом зале образцами товаров. После выбора товара и оплаты покупки он может быть доставлен на дом покупателю или вручен непосредственно со склада магазина. Такая форма используется при реализации крупногабаритных товаров — мебели, холодильников и др.

Продажа по телефону — это активная, свободная продажа товаров, когда продавец зазывает клиента. Телефонный звонок используется в целях рекламирования товара и поиска покупателя. Данная форма продажи используется для реализации товаров через торговых агентов.

Более 90% всех розничных  продаж совершаются в магазинах. Но в настоящее время темпы  роста внемагазинной торговли значительно  превышают аналогичный показатель для розничной торговли. Существуют три разновидности внемагазинной торговли: прямая розничная торговля, личные продажи и продажи через автоматы.

Прямая торговля — покупатели сначала заказывают товар по телефону или по почте. В зависимости от используемых средств передачи информации различаются типы прямой торговли. 

Личные продажи, в отличие от прямой розничной торговли, основанной на использовании разных информационных источников, основываются на непосредственном контакте между продавцом и покупателем. При этом общение происходит либо напрямую, лицом к лицу, либо по домашнему (рабочему) телефону.

Продажи товаров  через автоматы. В этом случае личный контакт с покупателем не устанавливается. В данном случае происходит просто покупка и получение товара посредством механического устройства.

Классификация магазинов по специализации: универсальный магазин, Профи.

Ритейл принято  классифицировать по формату магазинов: Гипермаркет, Супермаркет, Магазин «за углом» (convenient store). Это по размеру и идеологии «Шопинг». Таким образом, классификация сетей: сеть гипермаркетов, сеть супермаркетов, магазин-за-углом и сеть разноформатных магазинов прямо отражает форматы магазинов, входящих в сеть.


  • Супермаркет. Принципы Супермаркета:

  • ·           Акцент на еженедельную потребительскую корзину;

    ·           Торговая площадь 1000 - 3000 кв. м;

    ·           10% непродовольственные товары;

    ·           Вся линия продуктов и сервиса.

    Отличие Супермаркета и Гипермаркета четко можно представить, если вместо достаточно нового для России понятия супермаркет применить более известное – Универсам, т.е., большой универсальный магазин с технологией самообслуживания и продажи товаров через кассовую зону, размещаемую на выходе магазина. Среднее количество покупателей в одном супермаркете сети - 3 500 человек в день.


     

    Гипермаркет. Принципы Гипермаркета.

    ·           «Оne-stop-shopping», все покупки в одном шаге;

    ·           Концептуальность продажи;

    ·           «Сервис».

    "Оne-stop-shopping" до 80.000 различных товаров. "Концептуальность продажи": привлекательная презентация товаров, четкое разделение ассортимента в магазине, чистота, невысокие цены в течение длительного времени комбинированные с акционными ценами, соответствующие требованиям покупателей часы работы магазина. Гипермаркет предлагает в своих магазине качественные товары по ценам на 10-20% ниже, чем конкуренты "Сервис": большое количество бесплатных парковочных мест, бесплатные автобусы для покупателей, кредитные карточки, раскрой лесоматериала, служба доставки.

    О том, что такое  Гипермаркет может сказать вот  такой абзац, процитированный с  пресс-релиза Гипермаркета Маркткауф  в Москве: "крупнейший Гипермаркет, расположенный на общей площади 10 га, площадь торговых залов составляет 24 тыс. кв. м. Гипермаркет включает в себя: супермаркет, строительный рынок, садовый центр, а также торговый зал с магазинами, ресторанами, аптекой, химчисткой, парикмахерской, банком и многим другим". В Гипермаркетах, как правило, крупные покупки делаются раз в неделю. Есть даже такой термин людей совершающих покупки раз в неделю на большую сумму с тратой денег в одном месте: «Шопинг» (Shoping).

    Еще одна показательная  цифра. Только один из торговых центров  Маркткауф посещают в выходные дни  до 75 тысяч человек. Сети московских гипермаркетов, к слову, предлагают особые условия обслуживания клиентов. Так, например, мелкооптовая сеть Metro отоваривает юридические лица и жителей столицы, обладающих карточками-пропусками. В том же формате в Москве работает Metro C&C, а в Санкт-Петербурге - сеть оптовых гипермаркетов "Лента".

    Супермаркеты  класса "Премиум". Такие торговые площадки не превышают 2 тыс. кв. м, а в их ассортименте насчитывается до 20 тыс. наименований товаров. Здесь есть основные продукты питания плюс минимальное количество овощей и фруктов, небольшой выбор алкоголя, мяса и рыбы. Но главное отличие от дискаунтеров в данном случае - цена. Торговая наценка к оптовым ценам в супермаркетах экономкласса составляет 30% -- 40%. В столице по такому формату работают "Седьмой континент универсам", "Патэрсон" и "Перекресток". "Премиум" отличается ориентацией на обеспеченных покупателей: средняя наценка составляет 40% -- 50%. К таким магазинам относятся "Калинка-Стокманн", "Глобус гурмэ", "Азбука вкуса" и "Седьмой континент 5 звезд".

    Особняком стоят два формата - продовольственные бутики и мелкооптовые магазины. Первые рассчитаны на обеспеченных гурманов (по площади они не обгоняю дискаунтеров). Но цены и ассортимент здесь рассчитаны на толстый кошелек -- средняя покупка обойдется в $50 -- 100 (наценка достигает 200%). Самый изысканный ассортимент представлен в продовольственных бутиках "Прованс", Vatel, Fauchon и Hediard, "Глобус Гурмэ".

    Дискаунтер. Дискаунтер - самый дешевый тип супермаркетов. Его площадь занимает, как правило, 400 -- 1000 кв. м. Ассортимент ограничен (порядка 4,5 тыс. наименований), цены невысокие. Сегодня в формате дискаунтера работают сети "Копейка", "Пятерочка", "Магнит", "Рамстор", "Марта", "Авоська", "Магнолия" и "Дикси". Есть два вида дискаунта: «мягкий» и «жесткий». Основная разница между ними это оформление торгового зала. У «жесткого» дискаунта оформление предельно простое - строгие стеллажи, дешевое оборудование, примитивная раскладка товара. В «мягком» дискаунтере оформлению помещения уделяется больше внимания. Еще одно различие - широта ассортимента. «Мягкий» дискаунтер предлагает 1100 и более наименований против 700-900 «жесткого».

    "Жесткий" Дискаунтер. Принципы:

    ·           Товар выставляется в транспортной упаковке;

    ·           В магазинах работает минимум обслуживающего персонала;

    ·           В торговом зале приглушенное освещение;

    ·           Установлено прочное, но конструктивно простое торговое оборудование.

    Нужно так же обратить внимание на размеры магазинов дискаунтера, формат этих магазинов составляет в среднем всего 800 кв.м. (примерно половина от площади нашего обычного супермаркета). На Западе формат обычных супермаркетов составляет в основном 2500-3500 кв.м. В «жестком» дискаунтере не тратят на рекламу, не занимаются благотворительностью, не проводят распродаж. Вместо этого каждые две недели компания выпускает листовки с информацией о своих товарах и продуктах. Но несмотря на столь ограниченное предложение, ассортимент «Жесткий» Дискаунтер составляет 85% того, что люди покупают регулярно. Цена за один и тот же набор продуктов из ALDI получается в 2 раза дешевле, чем в соседнем супермаркете. Такая разница в ценах при одинаковом качестве продукта убедит кого угодно. В стандартном магазине «Жесткого» Дискаунтера работает не большой штат сотрудников. Здесь нет в штате мерчендайзеров и маркетологов. Примером крупной сети магазинов с жестко ограниченным ассортиментом в России остаются сети «Магнит», принадлежащая краснодарской компании "Тандер", "Копейка"

    «Мягкий» Дискаунтер.

    В России прижился и продолжает развиваться «мягкий» дискаунт. Его успешные примеры «Пятерочка». Хотя «Копейка» и позаимствовала торговые технологии «Жесткого» Дискаунтера ALDI, но переработала их под Российский рынок. Пятерочка любит себя называть мягче и обтекаемее: «Сеть универсамов экономического класса.

    Масс-маркет (Masses-market). Принципы Масс-Маркета:

    ·           предоставление покупателям товаров и услуг среднего качества по доступным ценам;

    ·           предложение максимально широкого ассортимента, способного удовлетворить потребности покупателей со средним уровнем достатка.

    Ассортимент товаров  насчитывает от 12000 до 30000 наименований в зависимости от формата универсама. Среднее количество покупателей в одном супермаркете сети - 3 500 человек в день. Локация в основном в спальных районах, на центральных трассах городов.

    Розничная сеть характеризуется:

    -    соотношением предприятий по торговле продовольственными и непродовольственными товарами;

    -    удельным весом стационарной сети в общем количестве торговых предприятий;

    -    удельным весом специализированных магазинов в общем количестве торговых предприятий;

    -    используемыми формами продажи и методами обслуживания;

    -    соотношением торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;

    -    соотношением торговой и неторговой площадей магазина;

    -    продолжительностью использования торговой площади в течение дня (режим работы);

    -    соотношением частей общей площади торгового предприятия, расположенной в отдельно стоящих, встроенных и пристроенных зданиях;

    -    удельным весом магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортящимися товарами;   

    • средним размером торговой площади одного магазина

    Мелкорозничная торговля — разновидность розничной торговли, связанная с реализацией товаров, не требующих особых условий продажи, через объекты мелкорозничной сети.

    Еще раз обратим  внимание на то, что это деление  весьма условно. По сути, вопросы толкования терминов «стационарный» и «нестационарный» решаются органами местного самоуправления самостоятельно. В ряде нормативно-правовых документов содержатся различные подходы к определению стационарных и нестационарных объектов. В числе основных — деление в зависимости от того, установлен ли объект на заглубленном фундаменте или нет. Также имеет место классификация торговых объектов по такому основанию, как соединение с муниципальными инженерными коммуникациями. Нередко классификация проводится по обоим перечисленным основаниям. Имеет также место деление на стационарные и нестационарные объекты в зависимости от того, постоянный это или временный торговый объект.

    Так, Законом  определено, что под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, установленный без заглубленных фундаментов, вне зависимости от присоединения к городским инженерным коммуникациям, строительных конструкций и габаритов

    Основные понятия:

    1.)киоск, ларек  — временное или постоянное  помещение, используемое для торговли или оказания услуг, с обслуживанием покупателя вне помещения (площадью до 10 м2);

    2.) павильон  — временное или постоянное  помещение, используемое для торговли  или оказания услуг, с обслуживанием  покупателя внутри помещения  (площадью от 10 до 50 м2);

    3.) палатка —  временное помещение из ткани,  пленки или других материалов, используемое для торговли или  оказания услуг;

    4.) помещение  контейнерного типа — контейнер  или иная емкость, используемые  для торговли или оказания  услуг;

    5.) автофургон — грузовой автомобиль с крытым кузовом типа фургона или иной грузовой автомобиль, автоприцеп, а также легковой автомобиль, микроавтобус или автобус, используемые для торговли или оказания услуг;

    Информация о работе Типизация и специализация розничной торговой сети, и их влияние на эффективность работы предприятия