ü Индивидуальность
упаковки.
Будет ли упаковка
похожа по оформлению на аналогичные
продукты или в основе индивидуальности
заложено резкое отличие? Упаковка
фруктового мороженого в форме
пластмассовых ягод с листочком-крышкой
(производство ПКФ «Проксима»), вызывает
желание попробовать продукт даже зимой.
Такие решения упаковки предоставляют
больше возможностей для декоративной
выкладки.
Выделения упаковки
из общего ряда можно добиться
применением контрастных цветов
к определенным элементам. Схематическое
изображение основных и второстепенных
контрастов спектральных цветов
носит название «треугольников
Делакруа». Три цвета образует
самые сильные контрасты друг
с другом: красный – желтый
– синий. Несколько более слабые
контрасты дают сочетания оранжевого,
фиолетового и зеленого цветов.
Принцип контрастности применим
не только к спектральным цветам,
но и к смешанным, где он
работает менее интенсивно.
ü Основные и второстепенные
контрасты.
Принцип использования
контрастных цветов часто применяется
в оформлении упаковок продукции
Вимм-Билль-Данн, «Красный Октябрь», Fazer,
ЭКБК “Звездный” и многих других.
Пары цветов, расположенные
друг напротив друга таким образом,
что их можно соединить радиусом
(красный – зеленый, оранжевый
– синий, фиолетовый – желтый), называются
дополнительными. Их отношение представляет
собой гармонию, часто встречающуюся в
природе: плоды и ягоды в листве, спелая
пшеница на фоне неба, цветы альпийских
лугов, лоза, украшенная гроздью спелого
винограда. Поскольку сочетания дополнительных
цветов связаны в подсознании человека
с дарами природы, применение их на упаковке
продовольственных товаров вызывает ощущение
природности, натуральности.
Для привлечения внимания
ко всему корпоративному блоку существуют
две основные возможности, непосредственно
связанные с цветом:
§ использование в продуктовой
линии упаковок контрастирующих друг
с другом цветов ( соки «Фруктовый сад»
производства ЭКЗ «Лебедянский», кексы
«От пекаря» - ОАО «Пекарь», пряники Хлебозавода
№ 28 );
§ формирование цветового пятна
( соки «Я» производства ЭКЗ «Лебедянский»
).
Очень осторожно следует
использовать ахроматические цвета
(все цвета от белого к чёрному).
Они таят в себе опасность незаметности
продукта для покупателя. Решив использовать
оттенки серого, надо подумать о других
возможностях привлечения внимания.
Важно отметить, что
образ продукта не должен нарушать
сложившихся представлений о
соответствии определенных цветов
виду продукта. Пример – использование
нетрадиционного цвета в оформлении
масла «Кремлевского» производства
Нижегородского МЖК. Бордовый
цвет не связывается в представлении
со сливочным маслом, более того,
возникает ощущение, что масло,
завернутое в такую фольгу, будет
слегка расплавленным.
4. Информация на
упаковке
Информация на упаковке
способна решить многие задачи
рекламы гораздо менее трудоемкими
и более дешевыми способами.
Критерии оценки информации на
упаковке могут быть следующими:
a) выделение главной
информации
Самый очевидный способ
для выделения главной информации
– это большой размер надписи.
Можно также использовать принцип
контрастности, о котором говорилось
ранее, располагая главную надпись
на контрастном фоне. Для лучшего
зрительного восприятия не стоит
размещать надпись на дробном
фоне. Очень осторожно надо подходить
к использованию сложно читаемых
шрифтов (узких, курсивных, с
большим количеством «завитушек»,
стилизованных под готику, старославянское
письмо и т.п.). От таких технических
приемов как обводка шрифта
по контуру или тени иногда
лучше отказаться.
б) Читаемость основной
информации о товаре на упаковке с
расстояния
Известно, что, не имея
возможности получить информацию
о продукте, покупатель либо требует
ее – либо уходит. В магазине
самообслуживания проблема недостатка
информации, казалось бы, исчезает
– только протяни руку, возьми
товар и прочитай. Однако подумаем
о комфорте покупателя. На самом
деле, стоит ли наклоняться к
нижним полкам с корзиной в
руке или перегораживать проход
тележкой в часы «пик» магазина?
Основная информация должна быть
прочитана при расположении продукта
на любой полке стеллажа. Не
стоит забывать и о значительной
доле торговых точек с обслуживанием
через прилавок.
Частая ошибка при
выборе вариантов дизайна - макеты
рассматривается с небольшого
расстояния, на уровне глаз или
немного ниже. Иными словами, на
столе перед художественной комиссией,
без учета реальных условий
торгового зала. Для того, чтобы избежать
проблемы труднодоступности информации,
при оценке макетов удобство прочтения
должно ставиться выше оригинальности
композиции с использованием надписей.
5. Соответствие
принципу концентрации внимания.
Взгляд покупателя, скользя
по ряду товаров, должен остановиться
именно на данной упаковке. Как
этого достичь? Основные по
силе воздействия контрасты должны
работать вместе с основными
информационными элементами. Это
означает, что основные информационные
элементы должны использовать
наиболее сильные контрасты и
формировать единую группу, чтобы
притягивать к себе внимание.
Принцип справедлив для всех типов
контрастов: тональных, цветовых, фактурных
и текстурных. Единство изобразительной
и информационной насыщенности лежит
в основе успеха упаковки.
Рискованно и не
всегда оправданно размещение
изображений, основных тональных
и цветовых контрастов вблизи
границ изобразительной плоскости.
Существует опасность, что они
могут отвлечь внимание покупателя
от наиболее важной информации
на упаковке. В некоторых случаях
приграничные контрасты или динамично
развивающаяся композиция даже
уводит взгляд к стоящему рядом
товару конкурентов.
Дробный фон (фактуры
или мелкие изобразительные элементы,
рассредоточенные по всей плоскости
упаковки) может также рассеивать
внимание покупателя.
6. Анализ цветовых
решений упаковки
а) Тональный разбор
Очень важен чёткий
разбор упаковки по тону. Если
он отсутствует, то только цветовыми
средствами трудно добиться хорошего
восприятия упаковки. Для определения
тонального решения изделия необходимо
разбить изображение на три
основные группы тонов:
А- самые светлые тона,
Б – средние (и/или основные),
В – самые тёмные тона.
Наиболее существенной
является изучение расположения
изобразительных элементов самых
светлых и самых тёмных тонов.
Расположение тональных групп
по горизонтали придаёт изделию
ощущение стабильности и уверенности,
надёжности и солидности, по вертикали
- возвышенности, изящества и превосходства,
духовной силы и великолепия,
по диагонали - динамики движения,
напора, активной энергии и скорости.
Расположение тональных групп
должно быть чётко структурировано.
Например, основная масса светлых
пятен должна находиться в
районе композиционного центра
и активно участвовать в его
работе по привлечению внимания.
Общее развитие композиции тональных
пятен должно иметь выраженное
направление: горизонталь, вертикаль
или диагональ.
Отсутствие выраженного
композиционного центра, соподчинённости,
четко просматриваемой структуры
и осмысленного развития динамики
тональных пятен, безошибочно
указывает на слабый дизайн. Бывают,
правда, в жизни случаи, когда
вышеуказанные требования специально
нарушаются и, тем самым, игнорируют
логику восприятия. Но и задача
ставится иная – отвлечь внимание
от объекта или зрительно уничтожить
его форму и целостность. Защитная
маскировочная окраска способна
спрятать от глаз заинтересованного
наблюдателя даже такие массивные
объекты как танк или бронетранспортёр.
Что уж тут говорить о покупателе,
выбирающем товар в магазине
…
б) Цвета и форма
Светлые объекты кажутся
ближе и крупнее, чем тёмные.
Объекты тёплых цветов воспринимаются
ближе, чем такие же объекты
холодных цветов. Эти особенности
следует учитывать при разработке
цветовых решений рельефных элементов
и расположении этикеток на
поверхности формы. Также необходимо
осознавать, что светотень лучше заметна
на светлом объекте, а тёмные тона приглушают
нюансы светотени. Поэтому для лучшей
читаемости деталей формы лучше использовать
светлые тона, причём ближние грани должны
быть тёплыми по цвету. Недаром украшающая
фасады лепнина делается, как правило,
из гипса, светлого камня и крашенного
дерева. Для тех частей формы, которые
находятся на заднем плане (или которые
мы хотим визуально отдалить от зрителя
), рационально будет выбрать тёмные тона
и холодную гамму.
Цветовым и тональным
решением можно как усилить,
так и ослабить восприятие
формы покупателем. Неудачное
колористическое решения может
свести на нет старания разработчиков
сложной, интересной формы. И
очень жаль – произвести упаковку
нетрадиционной формы технически
непросто, да и затраты достаточно
высоки.
в) Характер линий
Изменяющаяся толщина
линий может придать им выразительный
и энергичный характер. Такие
линии подобны напряженным мышцам
человеческого тела, их применение
на упаковке оказывает тонизирующее
влияние на покупателя. Плавные
линии ассоциируются с удовольствием
от потребления продукта, а также
с женским началом. Прямые линии
и штрихи символизируют строгость,
аккуратность, дисциплинированность.
Угловатые и ломаные линии
- энергичность, неожиданность, взрывной
характер, их целесообразно использовать
для передачи информации о
добавке, снижении цен, «взрыве
вкуса». Беспорядочные и хаотичные
линии передают душевное смятение,
безалаберность, слабость, неопределённость,
развал. Такой стиль на упаковке
может нести закодированную информацию
типа «Распродаём всё по дешёвке
с целью выйти из бизнеса».
Пожалуй, проблематично найти
возможность для сознательного
применения этого стиля, кроме
разве что нацеленности на
весьма узкий сегмент расхлябанных
по жизни покупателей.
7. Возможность
внесения изменений в дизайн
упаковки
Возможность внесения изменений
должна существовать всегда, а не только
на стадии разработки товара. Очень важно
зарезервировать время для рассмотрения
необходимости внесения улучшений и изменений
после поступления продукта в продажу.
Такая же необходимость возникает и после
активных ответных действий конкурентов.
Поэтому уже на стадии создания упаковки
требуется оценить, возможны ли изменения
с технической точки зрения, велики ли
будут дополнительные затраты, и насколько
быстро можно будет исправить недостатки
или произвести усовершенствования.
II. МЕТОДЫ РАБОТЫ
С УПАКОВКОЙ
Одна из проблем
российских производителей - небольшой
опыт представления товаров в
условиях жесткой конкуренции
в переполненных магазинах. Создатели
упаковки уже научились делать
их привлекательными, но освоили
далеко не все приемы, позволяющие
упаковке успешно бороться за
внимание покупателя. Исследователи
отмечают, что более удачными
являются упаковки, использующие
в оформлении женское начало.
Поэтому борьбу упаковок в
торговом зале можно назвать
войной амазонок. Их доспехи и
оружие, с помощью которого они
сражаются друг с другом, для
покупателя выглядят украшением.
Знание коммерческого значения
декоративных элементов на упаковке
может помочь не только их
создателям, но и торговцам –
в выборе ассортимента и выкладке
товаров.
1. Упаковка подобна
красивой одежде
Декоративные, в том
числе орнаментальные, мотивы на
упаковке помогают усилить эмоциональное
воздействие, раскрыть для покупателя
образ товара, привлечь внимание,
обеспечив возможность лёгкого
узнавания среди десятков и
сотен других. Характерный орнамент
часто способствует привлечению
внимания к товару. Но иногда
избыточно декорированные упаковки
отечественных товаров, хорошие
как произведение искусства, оставляют
покупателя в неведении относительно
его основных свойств и отличительных
особенностей. Известно, что покупатель
сталкивается в магазине с
изобилием информации, но при
этом испытывает острую нехватку
нужной. Поэтому покупатель одобряет
(и кладет в корзину) тот
товар, упаковка которого приходит
ему на помощь, сообщая самую
существенную информацию.
Дизайн упаковки не
всегда проверяется в «боевых»
условиях - условиях торгового зала,
или близких к «боевым» - на
расстоянии одного метра и
более. Неудивительно, что часто
наибольшая цветовая, тональная
и орнаментальная нагрузка на
упаковке приходится не на
самую важную для покупателя
информацию, даже отвлекает от
нее. И торговец должен решить,
стоит ли предоставлять такому
товару хорошие места на своих
полках – и предоставлять ли
вообще.
2. Орнамент - понятный
и однозначный символ
Российский покупатель
сохранил традиции восприятия
товара в зависимости от страны
производства. Мы говорим: французская
косметика, финская сантехника, армянский
коньяк, грузинские вина, московское
мороженое, тульские пряники,
кубинские сигары и швейцарские
часы. Место происхождения товара
в этих случаях является свидетельством
его высокого качества. Очевидно,
что использование на упаковке
орнаментальных мотивов, недвусмысленно
указывающих на место производства
товара, можно только приветствовать.