Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 18:25, дипломная работа
Исходя из изложенного, целью данной курсовой работы является анализ управлениЯ мерчандайзинговой деятельностью на ООО «Домашний склад» и разработка путей его улучшения.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты понятия мерчандайзинг и описать сущность процесса управления мерчандайзинговой деятельностью;
- проанализировать ситуацию на рынке торговых предприятий и оценить экономическое состояние рассматриваемого объекта исследования
Введение………………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты исследования эффективности
мерчандайзинга……………………………………………………………....5
1.1 Сущность и методы мерчандайзинга……………………………………5
1.2 Инструменты коммуникаций в мерчендайзинге………………………13
1.3 Коммуникационные средства продвижения на местах продаж………15
1.4 Управление и контроль мерчандайзинговой деятельности…………...26
2. Анализ управления мерчандайзинговой деятельности на ООО
«Домашний склад»…………………………………………………………...30
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Домашний
Склад»…………………………………………………………………………30
2.2 Анализ рынка торговых предприятий…………………………………..36
2.3 Оценка управления на ООО «Домашний склад»………………………38
3. Совершенствование управления мерчандайзинговой деятельностью на ООО «Домашний склад»…………………………………………………….40
3.1 Пути совершенствования управления мерчандайзинговой деятельностью на ООО «Домашний склад»…………………………………………………40
3.2 Прогноз экономической эффективности внедрённых мероприятий…45
Заключение …………………………………………………………………..47
Список литературы…………………………………………………………..48
Приложение. Задачи мерчандайзинга применительно к составляющим комплекса маркетинга……………………………………………………….50
Анализируя данные таблицы 2, можно отметить, что стоимость основных фондов в 2012 году увеличилась на 6,6 % по отношению к 2011 году. Выручка возрастает в 3 квартале в 2011 году на 22,6 %, а в 2012 году на 38,5 % и постепенно снижается в 3 и 4 кварталах примерно на столько же, то есть заметно увеличение продаж в весенние и летние месяцы и снижается к зиме, что говорит о сезонности. Себестоимость продукции снижается в 1 и 4 квартала рассматриваемого периода, что вызвано уменьшением объёма закупок продукции в связи с ожидаемым снижением спроса на товар в зимние месяцы. Прибыль и затраты носят такой же характер сезонности, что является поводом для оптимизации ассортимента и процесса продаж для выравнивания тренда.
Изменение коммерческих расходов в основном вызвано изменением численности персонала, и поэтому изменение этих показателей идёт практически одинаково. Так же на расходы влияет изменение размера заработной платы работников. Во втором квартале 2012 года наблюдается самая высокая заработная плата и увеличение количества работников, и соответственно коммерческие расходы увеличиваются на 115,5 % - это наибольшее значение темпа роста расходов за период деятельности организации.
Управленческие расходы в основном связаны с расходами на эллектро-энергию и отопление, а соответственно, они увеличиваются в 1 и 4 кварталах, что и отражено в таблице 2. В 4 квартале 2011 управленческие расходы увеличиваются на 133,3 %, а в 4 квартале 2012 году на 129, при этом во 2 квартале расходы значительно снижаются - практически на 65 % в 2012 году по отношению к 1 кварталу этого же года, что вызвано сезонным характером данных расходов.
Таблица 3 - Анализ использования основных средств ООО «Домашний склад»
2011 год |
2012 год | |||||||
Показатели |
1кв. |
2кв. |
3кв. |
4кв. |
1кв. |
2кв. |
3кв. |
4кв |
Фондоотдача, руб |
0,0082 |
0,0101 |
0,0080 |
0,0074 |
0,0101 |
0,0119 |
0,0087 |
0,0087 |
Фондоемкость,руб |
121,745 |
599,346 |
662,381 |
135,023 |
399,428 |
783,815 |
881,909 |
881,909 |
Рентабельность внеоборотных активов, % |
0,00013 |
0,00016 |
0,00035 |
0,00034 |
0,00012 |
0,00015 |
0,00034 |
0,00034 |
Исходя их данных таблицы 3 видно, что отдача от каждого рубля, вложенного в основные фонды очень мала. Что обусловлено высокой стоимостью основных фондов и относительно низким уровнем товарооборота, в связи с месторасположением в отдалённом от центра месте. При этом видно, что в летние месяцы (3 квартал), фондоотдача увеличивается практически на 22,5 % в 2009 году, и на 35,8 % в 2010, что обусловлено увеличение показателя выручки в это время. Так же это обусловлено высоким показателем стоимости основных фондов, которые приобретены в собственность. Фондоёмкость показывает долю стоимости основных фондов, приходящихся на каждый рубль выпускаемой продукции. Получается, что динамика данного показателя обратна тенденциям изменения показателя фондоотдачи. Увеличение фондоёмкости наблюдается в 4 квартале 2011 и 2012 годов на 25,2 % и 35,9 % соответственно.
Таблица 4 - Анализ эффективности использования трудовых ресурсов ООО «Домашний склад»
2011 год |
2012 год | |||||||
Показатели |
1кв. |
2кв. |
3кв. |
4кв. |
1кв. |
2кв. |
3кв. |
4кв |
Произ-ть труда, руб |
226860 |
9259475 |
3207250 |
2234757 |
2276291 |
8327758 |
4241168 |
4241168 |
Рентабельность персонала, руб |
126357 |
114588 |
109593 |
128430 |
115640 |
187200 |
131380 |
131380 |
Производительность труда снижается в 4 квартале 2011 и 2012 годов до 207 и 241 тысячи рублей соответственно, что связано со снижением товарооборота в данные периоды, а в 2011 году ещё и с тем, что увеличилось количество работников с 17 человек до 19. Эту тенденцию можно наблюдать и при оценке рентабельности персонала, так как уровень численности персонала практически не меняется на протяжении рассматриваемого периода, то можно сказать, что столь сильное колебание рентабельности персонала связано с изменением величины товарооборота предприятия, которое подвержено фактору сезонности.
Стоит рассмотреть изменение финансовых результатов деятельности ООО «Домашний склад» за период деятельности организации. Анализ финансовых результатов представлен в таблице 5.
Таблица 5 - Динамика финансовых результатов деятельности ООО «Домашний склад»
2011 год |
2012 год | |||||||
Показатели |
1кв. |
2кв. |
3кв. |
4кв. |
1кв. |
2кв. |
3кв. |
4кв |
Товарооборот, тыс.руб |
3176,05 |
3892,13 |
3108,75 |
3051,84 |
4144,38 |
4916,38 |
3617,52 |
3617,52 |
Валовая прибыль, тыс.руб |
2027,99 |
2471,99 |
2002,91 |
2005,09 |
2620,99 |
3092,99 |
2337,00 |
2337,00 |
Чистая прибыль тыс.руб |
1776,54 |
2188,19 |
1643,91 |
1669,58 |
2346,00 |
2807,99 |
1970,69 |
1970,69 |
Рентабельность продаж, % |
55,93 |
56,22 |
52,88 |
54,70 |
56,60 |
57,11 |
54,47 |
54,47 |
Рассмотрев данные таблицу 5 можно отметить, что товарооборот имеет тенденцию к снижению в 4 квартале 2011 и 2012 годов (снижение на 20% в 2011 году, и на 43 % в 2012 году). При этом пик увеличения данного показателя приходится на 2 квартал 2012 года - прирост составляет 30 % от предыдущего квартала, что обусловлено увеличением продаж в весенние месяцы и снижением объёмов продаж в зимние. Эта тенденция показывает, что в деятельности организации существует сезонность продаж, которая объясняется типом товарной продукции, реализуемой ООО «Домашний склад». Показатели валовой и чистой прибыли так же отражают тенденцию сезонности продаж. Об этом говорит увеличение данных показателей во 2 квартале 2012 года на 30 % и 45 % соответственно, и их снижение в 4 квартале практически на 30 % и в 2011 и в 2012 годах.
Рентабельность продаж находится ниже 100 % уровня, что говорит о низкой эффективности деятельности рассматриваемой организации, но показатель рентабельности находится практически на одном уровне, что свидетельствует о стабильности функционирования ООО «Домашний склад». При этом в 4 квартале и 2011 и 2012 годов темп роста показателя менее 100 % и примерно равен 95,5 % , что говорит о недостаточной эффективности продаж в зимние месяцы, что так же подтверждает сезонность.
Особенностью товаров анализируемой компании является сезонный характер их использования, в связи с чем, пик реализации приходится на месяцы апрель - июль, а с ноября по февраль спрос потребителей сокращается в 1,5-2 раза. В период межсезонья предприятие уменьшает частоту и объём закупок, что позволяет не накапливаться и не залёживаться продукции на складе.
2.2 Анализ рынка торговых предприятий
В современной России, пожалуй, трудно найти более динамично развивающуюся отрасль, чем торговля. Даже не прибегая к анализу статистики, а опираясь только на результаты прямых наблюдений за появлением в городах России торговых предприятий, можно судить о результатах и темпах увеличения мощностей в этой отрасли. В качестве одного из видимых признаков роста отрасли можно назвать сокращение расстояния между магазинами в городах. Другим признаком является формирование торговых сетей, в которых торговые организационные структуры функционируют как взаимосвязанные элементы. Умножение розничных торговых предприятий, усложнение их организационных структур и взаимоотношений не может не сопровождаться и умножением разнообразия предоставляемых покупателям товаров и услуг, что является еще одним признаком развития отрасли. Все это, естественно, расширяет возможности покупателей, позволяя им совершать необходимые комплексные покупки в группе близко расположенных магазинов. Стихийное формирование содержательно взаимосвязанных групп торговых предприятий, когда одно из них дополняет другое, приводит к образованию в городах своеобразных центров торговли, удобных для покупателей: магазины формируют общий ареал деятельности, концентрируя и направляя поток покупателей. В итоге общая посещаемость магазинов, заметно увеличивается, поскольку торговые предприятия помогают друг другу привлечением к прилавкам всех торговых точек большего числа покупателей. Таким образом, количественный рост торговых предприятий способствует и качественному развитию обслуживания населения.
Тенденция развития отрасли заметна на рисунке 3, где после спада прироста оборотов торговли начиная с 2010 года уже в сентябре 2011 года виден подъём прироста оборотов торговли.
Рисунок 3 - Темпы прироста оборота торговли в 2008-2012 годах
За последние 10 лет потребительские цены выросли на 210 %, продовольственные на 363 %. Расходы на продовольствие с 2000 года с 41 % сократились до 30 %. Но отрасль розничной торговли продолжает расти.
2.3 Оценка управления на ООО «Домашний склад»
Для анализа управления на ООО «Домашний склад» стоит рассмотреть структуру управления данного предприятия (см. рисунок 1)
Исходя из полученных данных нельзя с полной уверенностью сказать, что на предприятии ООО «Домашний склад» управление организованно эффективно, что не позволяет обеспечивать предприятию стабильное положение на рынке и систематически получать прибыль (видно из анализа экономических показателей деятельности), что является объектом для рассмотрения. Видно, что управление обеспечивает больший результат деятельности, но при этом снижается экономичность, то есть увеличение прибыли происходит за счёт увеличения затрат, это обусловлено тем, что не происходит экономического анализа внешний и внутренней среды организации и факторов влияющих на неё - в организации отсутствует человек, исполняющий обязанности маркетолога. Это означает практически полное отсутствие маркетинговой деятельности, помимо той деятельности, которая выполняется работниками смежных должностей - анализ товародвижения и оптимизации ассортимента, анализ экономической деятельности, ценообразование, реклама. Стоит учесть, что данная деятельность не основана на принципах и законах маркетинга и формируется стихийно с помощью опыта или прогнозов, не подкреплённых анализом потребительского поведения и факторов, влияющих на рынок.
При этом в рассматриваемой организации не существует как таковой концепции мерчандайзинга. Данная деятельность входит в должностные обязанности продавцов - консультантов, но подразумевает под собой выкладку товаров, без учёта правил и принципов. Остальные элементы мерчандайзинга вообще отсутствуют, то есть не принимаются к вниманию, между тем, торговое предприятие просто обязано поддерживать эффективную связь с потребителями и быть способны удовлетворить их запросы в отношении экономичности и удобства приобретения товара. А предприятий торговли, среди которых конкуренция особо высока, должны в первую очередь прибегать к использованию приемов мерчандайзинга. Мерчандайзинг играет важную роль для розничной торговли. Все усилия, направленные на увеличение продаж продукции в магазине будут бесполезны без четко организованной и согласованной работы мерчандайзеров компании. Если сотрудникам безразлично, какой товар выкладывать и на какой в большей степени необходимо обращать внимание, а главное, как товар воспринимается потенциальными покупателями, то увеличить объёмы продаж не получится, какие бы усилия не прикладывались.
Информация о работе Управление мерчендайзинговой деятельностью на примере ООО «Домашний склад»