Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 19:27, курсовая работа
Конкурентоспособность в широком смысле слова - это оценочная категория, которая характеризует возможность оцениваемого объекта успешно конкурировать. Т.е. высказывания о конкурентоспособности государства, компании, продукта или цены на этот продукт, могут быть одинаково корректны. Все зависит от конкретной ситуации и задач, для которых используется понятие "конкурентоспособность".
Введение 3
1. Теоретические понятия ценовой и неценовой конкуренции
1.1. Влияние на конкурентоспособность внешних и внутренних факторов 4
1.2. Понятие о конкурентных преимуществах 13
1.3. Конкурентные преимущества предприятия 17
1.4. Особенности конкурентных преимуществ 22
1.5. Повышение конкурентоспособности предприятия 24
1.6. Методы конкурентной борьбы. Ценовая и неценовая конкуренция 29
Оценка конкурентности предприятия ЗАО «Кыштымское Машиностроительное Объединение» 37
Заключение 45
Список используемой литературы 46
Для определения конкурентности предприятия необходимо провести анализ внутренней и внешней среды.
Анализ внутренних факторов производится с целью выявления тех изменений, которые произошли внутри организации в результате реализации ее предыдущего стратегического плана. Анализ позволяет:
установить недостатки и слабые стороны в структуре, ресурсах, культуре, которые необходимо устранить или по крайней мере ослабить их воздействие на работу организации в будущем;
тщательно изучить, какие сильные стороны организации помогут ей осуществлять свой дальнейший рост и повышать конкурентоспособность.
В последнее время мощности предприятия загружены достаточно сильно, но оборудование в своей основной массе имеет значительный износ.
Результатом портфельного анализа является правильное перераспределение корпоративных ресурсов и генерация перспективных стратегий.
На основании приведенных и обработанных статистических данных есть возможность отследить тенденцию развития отдельных видов продукции.
ЗАО «КМО» предлагает широкий ассотримент продукции для проведения работ ударно-вращательным способом. Весь буровой инструмент и оборудование (горно-шахтное и буровое) изготовлены из высокопрочных материалов, надежны, безопасны, характеризуются долгим сроком службы и высокими эксплуатационными показателями Предприятие производит более 30 типов лезвийных и штыревых коронок (диаметр 85 – 160 мм), погружные пневмоударники, буровые штанги, станки пневмоударного бурения самоходные буровые установки и т.д.
Продукция ЗАО «КМО» применяется как при открытых, так и подземных горных работах для:
1. добычи рудных и нерудных материалов
2. добычи драгоценных металлов(
3. добычи строительных
4. строительства зданий (бурение и фундамент)
5. строительства туннелей
6. бурения скважин на воду.
В
плановом производстве завода более 30
наименований серийно выпускаемых машин
и около 2000 наименований запасных частей. Предприятие
поставляет свою продукцию как на внутренний
рынок, так и на экспорт. Иностранные компании,
пожелавшие сотрудничать с ЗАО «КМО» приобретают
наше оборудование и инструмент, предпочитая
его зарубежным аналогам, т.к. надёжность
и простота позволяет эксплуатировать
станки без существенных дополнительных
затрат на обслуживание. Оборудование
работает на всех рудных предприятиях
России. Оно используется при строительстве
гидротехнических сооружений и при добыче
полезных ископаемых. Продукция завода экспортируется в 32
страны. Скреперные лебедки работают на
предприятиях Норвегии, Сирии, Бразилии,
Чили, Индии, Мали, Алжира, Вьетнама, Польши.
Болгарии и в странах СНГ.
Буровые станки и буровое оборудование
применяются на Кубе, в Никарагуа, Республике
Сейшельские острова, Эфиопии, Гвинее,
Лаосе, Сирии, Алжире, Вьетнаме, Польше,
Болгарии, Румынии, на Мадагаскаре и в
других странах.
Большая часть сотрудников ЗАО «КМО» работает на предприятии много лет, хорошо знают и выполняют свою работу. Однако большинство из них имеют предпенсионный или пенсионный возраст.
В отношении каждого из основных и дополнительных деловых процессов выявим, какие из характеристик процесса являются сильными, а какие – слабыми сторонами деятельности ЗАО «КМО» (табл. 1).
Таблица 1
Сильные и слабые стороны ЗАО «КМО», определяемые действием факторов микросреды
Составляющие микросреды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Конкуренты |
Прочные позиции на рынке |
Слабо развитый маркетинг |
Высокий уровень прибыли | ||
Стабильное финансовое положение |
Недостаточно гибкая финансовая политика | |
Поставщики |
Близкое расположение потребителей |
Высокие цены на сырье и материалы |
Развитые транспортные сети |
Возможный срыв сроков поставок материалов и комплектующих | |
Потребители |
Хорошие отношения с заказчиками |
Недостаточно налаженные отношения с промышленными предприятиями, нуждающимися в горнорудном оборудовании |
Хорошее знание рынка |
Факторы и условия общего внешнего окружения не оказывают прямого воздействия на оперативную деятельность организации, но предопределяют стратегически важные решения, принимаемые ее менеджментом. Общее внешнее окружение характеризуют следующие факторы: экономические; политические; научно-технические; правовые; социально-культурные.
Влияние этих факторов на организацию может проявляться в виде возможностей, использование которых может оказать положительное влияние на деятельность организации, а также угроз, характеризующих такие факторы, которые при их реализации представляют опасность для организации.
Анализ бизнес - окружения предприятия предполагает исследование пяти основных конкурентных сил: потребителей, поставщиков, существующих конкурентов, потенциальных конкурентов и товаров-заменителей.
На российском рынке из отечественных производителей горношахтного оборудования для ЗАО «Кыштымское Машиностроительное Объединение» можно выделить несколько основных конкурентов – это предприятия города Кыштыма ООО «СпецБурМаш» и предприятия России ООО « Завод Горных Машин» (город Орск), ООО «ПРОМСРЕДМАШ» (город Екатеринбург).
По сравнению со своими ближайшими конкурентами, ЗАО «Кыштымское Машиностроительное Объединение» находится в более выгодном положении. Это связано с тем, что ЗАО «Кыштымское Машиностроительное Объединение» придерживается конкурентной стратегии «широкой дифференциации» и «оптимальной цены», занимает выгодное географическое положение, имеет развитую инфраструктуру, устойчивую систему энергоснабжения и свободные производственные мощности и площадь; проводит сервисное обслуживание своего оборудования, обеспечивает необходимыми запасными частями в течение всего срока эксплуатации. Также у ЗАО «КМО» есть собственная web-страница в Интернете http://www.oaokmo.ru/ на которой представлена исчерпывающая информация о заводе и реализуемых им товарах .
Важнейшими формами влияния поставщиков на организацию являются: установление цены на материалы и комплектующие; качество поставляемых материалов и комплектующих; срыв сроков поставок материалов и комплектующих; отказ от разработки и внедрения новых заказов.
В целом, потребительский рынок ЗАО «Кыштымское Машиностроительное Объединение» можно разделить на два крупных сегмента: мелкие организации и крупные компании, получающие прибыль от своей деятельности( «Норильский Никель», «УГМК», «ЕВРАЗ»)
Появление новых конкурентов в отрасли ограничено необходимостью иметь производство с большим количеством и широкой номенклатурой сложного и дорогостоящего оборудования. Немалое значение оказывает опыт работы в данной отрасли, а также и то, что горное оборудование весьма сложное по своей конструкции и технологии изготовления. Китайская продукция имеет примерно одинаковую цену , но не отвечает критериям качества.
На основе проведенного анализа разработаем перечень возможностей и угроз 3АО «КМО», определяемых влиянием факторов макросреды (табл. 2.).
Таблица 2
Возможности и угрозы ЗАО «КМО», определяемые влиянием факторов макросреды
Блоки факторов макросреды |
Возможности |
Угрозы |
Политические |
Рост таможенных пошлин на промышленное горношахтное оборудование |
Изменение правил перевозки ж/д транспортом |
Развитие инвестиционной политики в сфере производства горношахтного оборудования | ||
Экономические |
Полное и регулярное финансирование бюджетных организаций |
Рост инфляции |
Ограниченное и непостоянное финансирование бюджетных организаций | ||
Технологические |
Освоение ЗАО «КМО» новых передовых технологий и материалов |
Снижение темпов промышленного производства и сокращение потребности введения новой техники |
Социально-культурные |
Улучшение уровня жизни |
Изменение вкусов потребителей |
Исходя из проведённого в табл. 3 SWOT - анализа ЗАО «Кыштымское Машиностроительное Объединение» можно отметить следующие основные проблемы, стоящие перед предприятием:
устаревшие основные фонды, что ведет к большим затратам на ремонт и обслуживание, а соответственно и к увеличению себестоимости производимой продукции.
недостаточный контроль за качеством производимой продукции, что влечет за собой увеличение брака на всей цепочке производственных операций.
нехватка высококвалифицированных кадров в технологической службе, ведущий к недостаточному технологическому обеспечению некоторых подразделений основного производства.
Таблица 3
Матрица SWOT – анализа ЗАО «КМО»
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
Достаточные финансовые ресурсы; Собственный инженерный центр; Высокая квалификация персонала; Хорошая репутация у покупателей; Известность в качестве лидера рынка; Возможность получения
экономии от роста объема Подходящая технология; Наличие инновационных технологий и возможности их реализации
Выгодное географическое положение;
Устойчивая система энергоснабжения;
Свободные производственные мощности и площадь;
Собственная web-страница в Интернете
|
Отсутствие ясных стратегических направлений; Ухудшающаяся конкурентная позиция; Устаревшее оборудование; Внутренние производственные проблемы; Отставание в области исследований и разработок; Слабое представление о рынке; Недостатки продукта; Узкая продуктовая линия; Маркетинговые способности ниже среднего; Неспособность финансировать необходимые изменения;
Недостаточный контроль за качеством производимой продукции;
Большинство сотрудников имеют предпенсионный или пенсионный возраст. |
ВОЗМОЖНОСТИ |
УГРОЗЫ |
Выход на новые сегменты и рынки, Расширение продуктовой линии, Ноу-хау в выпуске новой продукции, Снижение барьеров вхождения на привлекательные рынки, Освоение взаимодополняющих продуктов, Возможность перейти в группу с лучшей рыночной позицией, Ускорение роста рынка, Вертикальная интеграция.
|
Возможность появления новых конкурентов, Замедление роста рынка, Изменение потребностей и вкусов покупателей, Растущее воздействие поставщиков, Возможность поглощения более крупной фирмой, Неблагоприятная политика правительства, Неблагоприятные демографические изменения;
Дефицит специалистов. |
1. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Управление конкурентоспособностью Издательство: Омега-Л Год: 2009, 328 с.
2 Багиев, Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. – СПб.: Питер, 2010. – 736с.
3 Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. / В.И. Беляев. – М. : КНОРУС, 2009. – 456 с.
4 Бендина, Н.В. Маркетинг (конспект лекций). / Н. В. Бендина. – М.: «Приор-издат», 2011. – 215 с.