Ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время предприятия все больше ощущают усиление конкурентной борьбы, им чаще приходится задумываться о собственной конкурентной позиции и завоевании безусловных преимуществ на рынке. Экономический успех, а часто и выживание субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он знает законы конкуренции, ее проявления и формы и насколько готов к конкурентной борьбе.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 54.63 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность  темы исследования определяется тем, что в современных рыночных условиях каждому предприятию для ведения успешной деятельности необходимо быть конкурентоспособным, выпускать конкурентоспособную продукцию и проводить мероприятия по её повышению.

В настоящее время предприятия  все больше ощущают усиление конкурентной борьбы, им чаще приходится задумываться о собственной конкурентной позиции  и завоевании безусловных преимуществ  на рынке. Экономический успех, а  часто и выживание субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит  от того, насколько хорошо он знает  законы конкуренции, ее проявления и  формы и насколько готов к  конкурентной борьбе. Изучение конкуренции  представляет собой одну из важнейших  составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки  стратегии и тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения  технического уровня и качества, что  является основой управления конкурентоспособностью на предприятии. Оценка ситуации на рынке, анализ влияния сил и факторов среды, определение дальнейшего  ее развития важно при разработке стратегии предприятия.

Предметом исследования выступают факторы обеспечения конкурентоспособности продукции ОАО «Белгородский хладокомбинат».

Цель исследования - разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции ОАО «Белгородский хладокомбинат».

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

провести теоретический  анализ понятий, методов и критериев  оценки конкурентоспособности продукции;

проанализировать организационно - экономическое состояние ОАО  «Белгородский хладокомбинат»;

провести анализ конкурентной среды и тенденций развития рынка  продукции;

оценить конкурентоспособность  продукции предприятия на рынке;

сформулировать направления  и предложить мероприятия по повышению  конкурентоспособности продукции  ОАО «Белгородский хладокомбинат».

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, таких как Абчук В.А., Азоев Г.Л., Андрианов В.Д., Бекетов Н.В., Вайсман А., Глухов А., Годин А.М., Кара А.Н., Котлер Ф, Портер М.Э., Сафронов Н.А., Фасхиев Х.А., Юданов А.Ю. и др.

Эмпирическую  базу исследования составили законодательные и нормативные документы РФ, данные Правительства Белгородской области, официальные данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата), внутренняя управленческая информация.

Методология исследования основана на использовании системного, диалектического и логического анализа. В работе также применялись метод сравнения, анализа документов, анкетирования, прогнозирования и экспертных оценок.

Практическая  значимость исследования состоит в том, что полученные теоретические и практические результаты могут быть использованы в ОАО «Белгородский хладокомбинат» для повышения конкурентоспособности продукции и в целом конкурентоспособности предприятия.

Работа состоит из введения, 2 разделов, заключения, списка литературы и приложений.

Раздел 1. Теоретико-методологические основы оценки конкурентоспособности  продукции предприятия

конкурентоспособность продукция экономический

1.1 Конкурентоспособность  как объект управления

 

Слово «конкуренция» происходит от латинскoгo «concurentia» и oзначaет стoлкнoвение, сoстязaние. В зaкoне Рoссийской Федерации «O кoнкуренции и oгрaничении мoнoпoлистическoй деятельнoсти нa тoвaрных рынках» кoнкуpенция oпpеделяется как «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [1].

В рамках данного исследования под конкуренцией нами предлагается понимать «процесс управления субъектом  своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях» [42, с. 53].

Конкуренция является сложным  понятием и очень важно исследовать  ее механизм в условиях российской экономики, поскольку именно конкуренция  является рычагом развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и  уровня жизни населения.

Эффективность рыночной экономики  зависит от уровня конкуренции и  особенностей конкурентной среды. Конкуренция  требует оптимального сочетания  экономических, технологических и  социальных условий.

Конкуренция является сложной  экономической категорией, что обуславливает  наличие различных трактовок  данного понятия. Так, например, конкуренцию  можно рассматривать как способ хозяйствования, и форму существования  капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим [14, с. 23]. Конкуренция - соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями  за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения  на этой основе максимально возможной  прибыли [17, с. 18].

Свободная конкуренция ведет  к росту особенно эффективно хозяйствующих  субъектов при параллельном разрушении тех, кто отстает от условий рынка. На определенном этапе данный процесс  обусловливает происхождение монополий. Иначе говоря, диалектика развития конкуренции такова, что она не в состоянии сохранить себя в  «чистом» виде и переносит в свою альтернативность - монополию. Монополия  останавливается в конкретных границах под воздействием антимонопольного законодательства. Тем не менее, конкурентные тенденции на развитом рынке значительно  устойчивее и крепче, чем монополистические. Опыт функционирования рыночной экономики  показывает, что в конкурентной борьбе побеждают то крупные, то мелкие, то сильные, а порой (в виде исключения) даже слабые хозяйствующие субъекты.

Конкуренция представляет собой  ведущее звено рыночного хозяйства  и главная роль в этих процессах  принадлежит разработке и созданию новых конкурентоспособных товаров  и услуг. Нужно иметь в виду и то обстоятельство, что в условиях развития процессов глобализации и  интернационализации проблемы международной  конкуренции выходят на первый план [20, с. 54].

Конкурентоспособность является сложной категорией и может рассматриваться  на нескольких уровнях: конкурентоспособность  товаров, товаропроизводителей (предприятий), отраслей и страны. Все эти уровни взаимосвязаны, и оценка их состояния  определяется в первую очередь способностью определенных производителей выпускать  конкурентоспособные товары. В дальнейшем под влиянием состояния дел на первом уровне складывается конкурентоспособность  на всех уровнях: предприятий, отраслей, страны.

Особое значение имеет  четкое представление о проблемах  обеспечения конкурентоспособности  предприятий (организаций). Основная задача в этой сфере - обеспечение ряда преимуществ  по сравнению с внутренними и  внешними конкурентами [24, с. 28].

К числу основных конкурентных преимуществ относятся рентабельность производства и капитала, характер инновационной деятельности, уровень  производительности труда, производительность текущего и тактического планирования и управления предприятием, его способность  стремительно реагировать на меняющиеся требования и условия рынка. Чем  больше предприятие имеет конкурентных преимуществ, тем больше устойчивые позиции оно может занимать в  отдельных сегментах рынка.

Положение предприятия на рынке зависит от ряда факторов результативности ведения бизнеса, которые образуют конкурентные преимущества. В качестве таких конкурентных преимуществ  может выступать система продаж (основанная на маркетинговой и сбытовой идеологии), уровень цен на реализуемую  продукцию, а так же качество производимой продукции [47, с. 67]. Экономисты и специалисты  предприятий должны четко понимать, что за счет своих рыночных преимуществ  имеется возможность вытеснить  конкурентов на рынке, увеличить  собственные объемы продаж, оказывать  в определенной степени влияние  на среднерыночный уровень цен за счет маневрирования объемами продаж и, в конечном счете, добиваться улучшения  своих конечных результатов деятельности [6, с. 9].

Конкурентоспособность продукции  и конкурентоспособность предприятия - изготовителя сопоставляются между  собой как часть и целое, потому что конкурентоспособность продукции  является конкретным выражением степени  реализации потенциала самого предприятия  и условий его функционирования. В свою очередь, производство и реализация конкурентоспособных товаров - основная предпосылка конкурентоспособности  предприятий. Таким образом, конкурентоспособность  товара является наиболее важным фактором коммерческого успеха предприятия  на рынке.

Конкурентоспособность товара является многоаспектным понятием, обозначающим соответствие товара условиям рынка, определенным требованиям покупателей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и другим условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама) [22, с. 32]. В целом, конкурентоспособным будет являться тот товар, который на единицу своей стоимости будет удовлетворять спрос лучше, чем другие конкурирующие товары.

Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских  и стоимостных характеристик  товара, указывающих его успех  на рынке, т.е. преимущество именно этого  товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. И поскольку за товарами стоят их производители, то можно действительно говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, одинаково как и стран, в которых они основываются. Любой товар, находящийся на рынке, действительно проходит там проверку на степень удовлетворения социальных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его собственные потребности, а вся совокупность покупателей - тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары [32, с. 44].

Каждое предприятие должно постоянно анализировать свое положение  на рынке и находить пути повышения  своей конкурентоспособности за счет развития и эффективного использования  конкурентных преимуществ. Для этого  нужно хорошо знать своих конкурентов, выделять сегменты рынка, на которых  происходит конкуренция, обосновать ценовую  политику предприятия в свете  конкуренции, оценивать снабжение  сырьем, и материалами предприятия, и конкурентов и изучать прочие факторы.

Конкурентоспособность предприятия  определяется такими факторами как:

качество продукции и  услуг;

наличие эффективной стратегии  маркетинга и сбыта;

уровень квалификации персонала  и менеджмента;

технологический уровень  производства;

налоговая среда, в которой  действует предприятие;

доступность источников финансирования [22, с. 32].

Стремление повысить объем  продаж ставят перед организацией множество  задач, центральной из которых является поиск приоритетов маркетинга, в  наибольшей степени соответствующих  состоянию и тенденциям развития маркетинговой среды, а также  базирующихся на сильных сторонах деятельности организации. Несмотря на динамичность внешних условий развития, неизменной стратегической задачей маркетинга является обеспечение конкурентных преимуществ. Именно поэтому центральным моментом в маркетинговой работе организации является разработка стратегии конкуренции, обеспечивающей данные преимущества [9, с. 12]. На рисунке 1.1. представлены базовые стратегии конкуренции и конкурентные преимущества.

Стимулом для использования  стратегии снижения себестоимости  продукции является значительная экономия на масштабе производства и привлечение  большого числа потребителей, для  которых цена является определяющим фактором при покупке товара [9, с. 13].

Стратегия дифференциации продукции  основывается на специализации в  изготовлении особенной продукции, являющейся вариацией стандартного изделия. Такая продукция является необходимой для потребителей в  том случае, если стандартные изделия  их не устраивают. Обособление товара на рынке, а в более широком  смысле - дифференциация его коммерческих характеристик может проводиться  за счет создания продукции с более  совершенными техническими параметрами, качеством исполнения, на базе более  широкого выбора услуг при реализации и эксплуатации изделий, на основе низких цен [3, с. 30].

Стратегия сегментации направлена на обеспечение преимуществ над  конкурентами в обособленном, часто  единственном сегменте рынка. Организация  может обслуживать свой узкий  целевой рынок более эффективно, чем конкуренты, которые рассредоточивают ресурсы на всем рынке. Конкурентное преимущество создается путем дифференциации товаров с целью более полного удовлетворения нужд целевого рынка или достижения меньших издержек при обслуживании выбранного сегмента. Имея низкую себестоимость продукции, или предлагая большой выбор продукции для конкретного, например, географически обособленного сегмента, организация защищает себя от противодействий со стороны конкурентов, использующих другие стратегии конкуренции [10, с. 33].

В большинстве случаев, организации, которые выпускают дифференцированную продукцию, используют стратегию сегментации. Попытки обслужить каждый рынок  для таких организаций зачастую становятся причиной огромных издержек на товаропродвижение. Маркетинг, ориентированный на определенный сегмент рынка, может привести к получению большей прибыли, если продукция всецело отвечает требованиям и возможностям покупателей. При этом крупные издержки, которые несет организация при выпуске дифференцированной продукции, могут быть возмещены за счет экономии в движении товаров покупателям выбранного сегмента.

Фирмы, реализующие стратегию  незамедлительного реагирования на потребности рынка, направлены на предельно быстрое удовлетворение возникающих потребностей в различных областях бизнеса. Выбор и реализация бизнес-проектов особенно рентабельных в нынешних рыночных условиях - это основной принцип поведения. Они готовы к незамедлительному перепрофилированию своего бизнеса, изменению его масштабов с целью приобретений максимальной прибыли в короткий интервал времени, невзирая на высокие удельные издержки, связанные с отсутствием специализации.

Информация о работе Ценообразование