Ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время предприятия все больше ощущают усиление конкурентной борьбы, им чаще приходится задумываться о собственной конкурентной позиции и завоевании безусловных преимуществ на рынке. Экономический успех, а часто и выживание субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он знает законы конкуренции, ее проявления и формы и насколько готов к конкурентной борьбе.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 54.63 Кб (Скачать файл)

Конкурентоспособность объекта  определяется в соотношении к  конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, составляемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом [34, с. 15]. Конкурентоспособность  характеризует степень развития общества в условиях рыночных отношений. Чем выше конкурентоспособность  страны, тем выше жизненный уровень  в этой стране.

Таким образом, конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся  степенью реального либо возможного удовлетворения им конкретной потребности  по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Из этого следует, что конкурентоспособность  продукции - понятие относительное, ее можно прогнозировать в процессе подготовки образцов, но настоящая  конкурентоспособность оценивается  лишь на рынке при сравнении, как  с характеристиками, так и с  условиями продажи и сервиса  похожих товаров-конкурентов. Конкурентоспособность  определяет способность выдерживать  конкуренцию по сопоставлению с  подобными объектами на данном рынке. Для того чтобы оставаться конкурентоспособным  каждое предприятие должно постоянно  анализировать свое положение на рынке и определять, как добиться увеличения преимуществ по сравнению  с конкурентами.

 

1.2 Анализ факторов, определяющих конкурентоспособность  продукции предприятия

 

Обобщенной и условной характеристикой является конкурентоспособность  товара, которая выражает его выгодные отличительные особенности от товара-конкурента по затратам на её удовлетворение и  по степени удовлетворения потребности. Конкурентоспособность товара зависит от ряда факторов, к которым относятся следующие.

1.Качество товара является  важным фактором, определяющим конкурентоспособность  товара на рынке. Под качеством  принято понимать совокупность  различных свойств продукции, которые обуславливают её пригодность удовлетворять потребности в соответствии с её назначением. Номенклатура потребительских свойств, определяющих качество, представлена шестью группами показателей: функциональное и социальное назначение, эргономичность, надежность, экологичность, эстетичность и безопасность.

Каждое свойство может  характеризоваться одним или  несколькими показателями, учитывая, что список применяемых при оценке качества показателей достаточно велик (более 20), поэтому наиболее важные показатели отбираются экспертным методом с  привлечением специалистов.

2.Цена и система скидок. Конкурентоспособность обеспечивается  различными видами цен (закупочными,  реализационными, потребления), для  разных категорий потребителей  и групп товаров. Закупочная  цена создает потребительские  предпочтения для изготовителей  продукции и исполнителей услуг,  в том числе посредников и  определяется в значительной  мере конкурентоспособностью товаров  производственного назначения. Причем привлекательность цены устанавливается в комплексе с основополагающими характеристиками потребительной стоимости <#"justify">В целом, цена потребления определяется затратами на эксплуатационные расходы (монтаж, хранение, транспортирование, наладку, уход за товарами, техническую помощь в обслуживании, а также на уплату налогов и сборов, страхование и утилизацию) и ценой реализации и в значительной мере зависит от стоимости операций по послепродажному обслуживанию и затрат на эксплуатацию.

3.Фактор времени. Обеспечение  конкурентоспособности товаров  по фактору времени осуществляется  исходя из посылки «сегодняшний  рубль дороже завтрашнего» [42, с. 15].

4.Фактор масштаба (объема) производства товара. За счет  роста масштаба производства  можно снизить себестоимость  продукции и повысить ее качество, что в свою очередь повысит  конкурентоспособность товара на  рынке.

. Фактор новизны товара, обеспечивающий повышение конкурентоспособности  за счет удовлетворения новых  потребностей человека либо удовлетворения  уже имеющихся потребностей значительно  иным способом.

. Условия эксплуатации  товара. Сохранение качества зависит  от соблюдения рекомендаций по  уходу за товаром и правильной  эксплуатации товара. Продолжительность  срока эксплуатации является  важным фактором покупательских  предпочтений. При одинаковых равных  условиях наиболее конкурентоспособным  товаром окажется тот, у которого  лучшие эксплуатационные свойства.

. Система сбыта товара. Без эффективного сбыта, удачная  конструкция и технология изготовления  нового товара не обеспечивают  его конкурентоспособности. Сбытовой  фактор характеризуется рекламным  обеспечением, транспортабельностью  товара и надежностью поставки.

Рекламное обеспечение получает высокую оценку, если усовершенствованные  свойства товара предполагают отличные возможности для проведения результативной рекламы, стимулирования спроса и демонстрации изделия.

Транспортабельность товара определяется издержками на транспортирование, что влияет на сохранность товара и цену потребления. Если при транспортировании  продукции нарушена эстетическая ценность товара, то снижается цена потребления, объем продаж, следовательно, и ее конкурентоспособность.

Каждое изделие определенного  качества и в необходимом количестве должно оказаться в назначенном  месте в заданное время, этим предусматривается  надежность поставки. В случае нарушения  условий поставки товар может  морально устареть, что может повлечь  за собой отказ потребителя от данного товара, что в конечном итоге приведет к снижению товарооборота  и конкурентоспособности товара.

. Уровень сервиса действует  на стадии предпродажного и  послепродажного обслуживания. К  факторам предпродажного обслуживания  относятся:

условия приобретения товара и форма его оплаты;

демонстрация товара;

подбор товара, исходя из индивидуальных особенностей покупателя.

К факторам послепродажного  обслуживания относятся:

упаковка и доставка купленных  товаров;

подгонка изделий по фигуре;

химическая чистка изделий  и др.

. Немаловажным условием  обеспечения конкурентоспособности  товаров является формирование  имиджа товара под которым подразумевается известность и репутация предприятия как надежного партнера, способного обеспечить качество товаров, а также в срок выполнять свои обязательства [26, с. 21]. Имидж предприятия переносится и на его продукцию и проявляется через торговую марку или товарный знак.

Следует учесть, что при  анализе конкурентоспособности  продукции для конкретной ситуации некоторые из предложенных элементов  могут быть исключены и, наоборот, степень детализации исходного  понятия может быть увеличена. В  общем виде, эмпирическая формула  конкурентоспособности товара имеет  вид:

 

конкурентоспособность = качество + цена + обслуживание

 

Конкурентоспособность товара является относительным понятием, поскольку  реальная конкурентоспособность оценивается  только на рынке при сопоставлении, как с характеристиками, так и  с условиями продажи и сервиса  аналогичных товаров-конкурентов.

Оценка возможностей фирмы  позволяет построить многоугольник  конкурентоспособности. По каждой оси  для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (в многоугольнике оценка проводилась  только по 8 факторам) используется определенный масштаб измерений (очень часто  в виде балльных оценок). Изображая  на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных фирм, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. Очевидно, что возможно построение многоугольника конкурентоспособности  также для продуктов-конкурентов  и маркетинговой деятельности фирм-конкурентов  в целом (рис.1.3.).

Рисунок 1.3. Сравнительная  оценка конкурентоспособности предприятий

конкурентоспособность продукция  хладокомбинат экономический

На основе анализа полученных оценок выявляются сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям конкурентоспособности. Далее разрабатываются мероприятия  по закреплению сильных сторон и  ликвидации слабых мест.

Таким образом, конкурентоспособность  продукции зависит от ряда факторов, которые на неё влияют. К таким  факторам относятся: качество, время, цена, масштаб, новизна, сбыт, сервис и др. Проанализировав эти факторы  можно выделить сильные и слабые стороны конкурентной борьбы, разработать  ряд мероприятий по удержанию  сильных и устранению слабых сторон.

 

1.3 Методы оценки  конкурентоспособности продукции  предприятия

 

Разработка проблемы конкурентоспособности  товаров напрямую зависит от выбранного метода оценки. Отметим, что оценка способности товара конкурировать  производится путем сопоставления  параметров анализируемой продукции  с параметрами базы сравнения, т.к. конкурентоспособность товара или  иного объекта является относительной, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом [35, с. 21].

Для оценки уровня конкурентоспособности  продукции могут использоваться следующие методы:

дифференциальный;

комплексный;

смешанный.

Дифференциальный метод  основан в основном на использовании  единичных показателей конкурентоспособности. При дифференциальном методе строятся параметрические индексы по формулам (1),(2):

 

(i = 1………,n) (1)

(2)

 

где Pi - значение i-го показателя;

Рi*б - базовое значение i-го показателя;количество показателей.

Из формул (1), (2) выбирают ту, которая при увеличении относительного значения показателя согласуется повышение  конкурентоспособности продукции. Например: относительное значение мощности изделия высчитывается по формуле (1), а для удельного расхода  топлива по формуле (2).

Как правило, по величинам  единичных показателей не предлагается возможным точно оценить уровень  конкурентоспособности продукции. Поэтому широкое использование  нашли комплексные и смешанные  методы оценки.

Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности базируется на применении групповых и интегральных показателей [45, с. 51]. При оценке конкурентоспособности  главным моментом является расчет общего показателя уровня (Kt). В основе его определения лежит соотношение интегральных показателей конкурентоспособности оцениваемого изделия и базового образца. При наличии полной информации о затратах на приобретение и эксплуатацию или потребление продукции уровень его конкурентоспособности определяется по формуле (3):

 

K(t) , (3)

 

где I (t), Iб (t) - интегральный показатель качества соответствия оцениваемого и базового образца;

П, Пб - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого и базового образца за срок службы;

З, Зб - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого и базового образца.

Отношение полных затрат на приобретение и эксплуатацию сравниваемых образцов определяется по формуле (4):

 

, (4)

 

где Зс, Зсб - единовременные затраты на приобретение соответственно оцениваемого и базового образца;

- средние суммарные эксплуатационные  затраты, относящиеся к одному  году службы соответственно оцениваемого  и базового образца;- срок службы;- количество статей эксплуатационных  затрат.

При недостаточной информации об эксплуатационных затратах, особенно при сопоставлении отечественных  и зарубежных образцов, следует использовать относительный интегральный показатель по формуле, полученной путем преобразования формулы (3):

 

(5)

 

где П?- отношение полезных эффектов от эксплуатации или потребления оцениваемого и базового образца;- отношение единовременных затрат потребителя на приобретение оцениваемого и базового образцов;зб - доля затрат производителя на приобретение базового образца в полных затратах;' - отношение сроков службы оцениваемого и базового образца;

- относительное значение i-ого показателя качества продукции  (i = 1………….,n);б - доля затрат, обусловленная i-м показателем качества базового образца, выраженного в стоимостных единицах при полных затратах, mзб +,……. .,+mnб = 1;, Piб - значение i - го показателя качества соответственно оцениваемого и базового образца, выраженное в натуральных единицах и характеризующее соответствующую составляющую полных затрат;

Если при К (t) ? 1, то можно говорить о том, что продукция конкурентоспособна на конкретном рынке, а если К (t) < 1 продукция неконкурентоспособна на конкретном рынке.

Для того чтобы определить уровень конкурентоспособности  промышленной продукции, можно также  использовать смешанный метод оценки, который основан на общем использовании  единичных и комплексных показателей.

Особенно важные показатели используются как единичные. Остальные  единичные показатели соединяются  в группы, для каждой из которых  определяются групповые показатели.

Уровень конкурентоспособности  дифференциальным методом оценивается  с помощью полученных в комплексности  групповых и единичных показателей  качества.

Настоящий метод имеет  ряд недостатков:

Информация о работе Ценообразование