Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 18:51, курсовая работа
В настоящее время предприятия все больше ощущают усиление конкурентной борьбы, им чаще приходится задумываться о собственной конкурентной позиции и завоевании безусловных преимуществ на рынке. Экономический успех, а часто и выживание субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он знает законы конкуренции, ее проявления и формы и насколько готов к конкурентной борьбе.
Конкурентоспособность объекта
определяется в соотношении к
конкретному рынку либо к конкретной
группе потребителей, составляемой по
соответствующим признакам
Таким образом, конкурентоспособность
- это свойство объекта, характеризующееся
степенью реального либо возможного
удовлетворения им конкретной потребности
по сравнению с аналогичными объектами,
представленными на данном рынке. Из
этого следует, что конкурентоспособность
продукции - понятие относительное,
ее можно прогнозировать в процессе
подготовки образцов, но настоящая
конкурентоспособность
1.2 Анализ факторов,
определяющих
Обобщенной и условной характеристикой является конкурентоспособность товара, которая выражает его выгодные отличительные особенности от товара-конкурента по затратам на её удовлетворение и по степени удовлетворения потребности. Конкурентоспособность товара зависит от ряда факторов, к которым относятся следующие.
1.Качество товара является
важным фактором, определяющим
Каждое свойство может характеризоваться одним или несколькими показателями, учитывая, что список применяемых при оценке качества показателей достаточно велик (более 20), поэтому наиболее важные показатели отбираются экспертным методом с привлечением специалистов.
2.Цена и система скидок.
Конкурентоспособность
3.Фактор времени. Обеспечение
конкурентоспособности товаров
по фактору времени
4.Фактор масштаба (объема)
производства товара. За счет
роста масштаба производства
можно снизить себестоимость
продукции и повысить ее
. Фактор новизны товара,
обеспечивающий повышение
. Условия эксплуатации
товара. Сохранение качества зависит
от соблюдения рекомендаций по
уходу за товаром и правильной
эксплуатации товара. Продолжительность
срока эксплуатации является
важным фактором
. Система сбыта товара.
Без эффективного сбыта,
Рекламное обеспечение получает высокую оценку, если усовершенствованные свойства товара предполагают отличные возможности для проведения результативной рекламы, стимулирования спроса и демонстрации изделия.
Транспортабельность товара определяется издержками на транспортирование, что влияет на сохранность товара и цену потребления. Если при транспортировании продукции нарушена эстетическая ценность товара, то снижается цена потребления, объем продаж, следовательно, и ее конкурентоспособность.
Каждое изделие определенного
качества и в необходимом количестве
должно оказаться в назначенном
месте в заданное время, этим предусматривается
надежность поставки. В случае нарушения
условий поставки товар может
морально устареть, что может повлечь
за собой отказ потребителя от
данного товара, что в конечном
итоге приведет к снижению товарооборота
и конкурентоспособности
. Уровень сервиса действует
на стадии предпродажного и
послепродажного обслуживания. К
факторам предпродажного
условия приобретения товара и форма его оплаты;
демонстрация товара;
подбор товара, исходя из индивидуальных особенностей покупателя.
К факторам послепродажного обслуживания относятся:
упаковка и доставка купленных товаров;
подгонка изделий по фигуре;
химическая чистка изделий и др.
. Немаловажным условием
обеспечения
Следует учесть, что при анализе конкурентоспособности продукции для конкретной ситуации некоторые из предложенных элементов могут быть исключены и, наоборот, степень детализации исходного понятия может быть увеличена. В общем виде, эмпирическая формула конкурентоспособности товара имеет вид:
конкурентоспособность = качество + цена + обслуживание
Конкурентоспособность товара
является относительным понятием, поскольку
реальная конкурентоспособность
Оценка возможностей фирмы
позволяет построить
Рисунок 1.3. Сравнительная
оценка конкурентоспособности
конкурентоспособность продукция хладокомбинат экономический
На основе анализа полученных
оценок выявляются сильные и слабые
стороны конкурентной борьбы по всем
изученным направлениям конкурентоспособности.
Далее разрабатываются
Таким образом, конкурентоспособность продукции зависит от ряда факторов, которые на неё влияют. К таким факторам относятся: качество, время, цена, масштаб, новизна, сбыт, сервис и др. Проанализировав эти факторы можно выделить сильные и слабые стороны конкурентной борьбы, разработать ряд мероприятий по удержанию сильных и устранению слабых сторон.
1.3 Методы оценки
конкурентоспособности
Разработка проблемы конкурентоспособности товаров напрямую зависит от выбранного метода оценки. Отметим, что оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения, т.к. конкурентоспособность товара или иного объекта является относительной, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом [35, с. 21].
Для оценки уровня конкурентоспособности продукции могут использоваться следующие методы:
дифференциальный;
комплексный;
смешанный.
Дифференциальный метод
основан в основном на использовании
единичных показателей
(i = 1………,n) (1)
(2)
где Pi - значение i-го показателя;
Рi*б - базовое значение i-го показателя;количество показателей.
Из формул (1), (2) выбирают
ту, которая при увеличении относительного
значения показателя согласуется повышение
конкурентоспособности
Как правило, по величинам
единичных показателей не предлагается
возможным точно оценить
Комплексный метод оценки
уровня конкурентоспособности
K(t) , (3)
где I (t), Iб (t) - интегральный показатель качества соответствия оцениваемого и базового образца;
П, Пб - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого и базового образца за срок службы;
З, Зб - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого и базового образца.
Отношение полных затрат на приобретение и эксплуатацию сравниваемых образцов определяется по формуле (4):
, (4)
где Зс, Зсб - единовременные затраты на приобретение соответственно оцениваемого и базового образца;
- средние суммарные
При недостаточной информации
об эксплуатационных затратах, особенно
при сопоставлении
(5)
где П?- отношение полезных эффектов от эксплуатации или потребления оцениваемого и базового образца;- отношение единовременных затрат потребителя на приобретение оцениваемого и базового образцов;зб - доля затрат производителя на приобретение базового образца в полных затратах;' - отношение сроков службы оцениваемого и базового образца;
- относительное значение
i-ого показателя качества
Если при К (t) ? 1, то можно говорить о том, что продукция конкурентоспособна на конкретном рынке, а если К (t) < 1 продукция неконкурентоспособна на конкретном рынке.
Для того чтобы определить
уровень конкурентоспособности
промышленной продукции, можно также
использовать смешанный метод оценки,
который основан на общем использовании
единичных и комплексных
Особенно важные показатели используются как единичные. Остальные единичные показатели соединяются в группы, для каждой из которых определяются групповые показатели.
Уровень конкурентоспособности
дифференциальным методом оценивается
с помощью полученных в комплексности
групповых и единичных
Настоящий метод имеет ряд недостатков: