- Понеятие, цели, задачи маркетинговых исследований.
Маркетинговое исследование — это систематический поиск, сбор, анализ
и представление данных и сведений, относящихся
к конкретной рыночной ситуации, с которой
пришлось столкнуться предприятию.
Маркетинговое
исследование также можно определить
как систематический сбор, учет и
анализ данных по маркетингу и маркетинговым
проблемам в целях совершенствования
качества процедур принятия решений и
контроля в маркетинговой среде.
Цели маркетинговых
исследований:
- Поисковые цели — сбор информации для предварительной оценки проблемы и её структурирования;
- Описательные цели — описание выбранных явлений, объектов исследования и факторов, оказывающих воздействие на их состояние;
- Каузальные цели — проверка гипотезы о наличии некоторой причинно-следственной связи;
- Тестовые цели — отбор перспективных вариантов или оценка правильности принятых решений;
- Прогнозные цели — предсказание состояния объекта в будущем.
Цель маркетингового исследования
- создать информационно-аналитическую
базу для принятия маркетинговых
решений и тем самым снизить
уровень неопределенности, связанной
с ними.
Множество целей, которые ставят перед
собой маркетологи или их заказчики
можно разбить на четыре легко
идентифицируемые группы:
- поисковые - предусматривающие сбор дополнительной информации, проливающие свет на проблему и помогающие выработать несколько рабочих гипотез для дальнейшего изучения;
- описательные - предполагающие детальное описание отдельных факторов и явлений, а также их взаимосвязей и влияния;
- экспериментальные - состоящие в проверке маркетинговых гипотез о существовании и формах причинно-следственных связей между спросом, с одной стороны, и существенными характеристиками товара (цена, упаковка, имидж и т.п.) и самого потребителя (возраст, пол, доход, характер и т.п.) - с другой;
- оправдательные - призванные подкрепить объективной информацией уже сформированное мнение, убеждение, позицию руководителя (фирмы) или точку зрения.
Задачи
маркетинговых исследований могут
быть самыми различными. Прежде всего,
это нахождение потенциальных покупателей,
изучение их потребностей, существующего
и будущего спроса на товар для
выбора целевых рынков, т.е. рынков,
на которых фирма может реализовать
свои цели.
- Методы получения данных от респондентов.
Методы
получения данных от респондентов
Можно
выделить следующие методы сбора
данных при проведении опросов с
участием интервьюеров или самостоятельном
заполнении анкет респондентами:
- Интервьюирование, осуществляемое на дому у респондента. Возможно предварительное согласование сроков интервью по телефону. Обычно легче установить доверительные отношения, возможен показ образцов товара, рекламных материалов и т.п. Домашняя обстановка настраивает на достаточно длительное интервью с высокой степенью концентрации на проводимом обследовании. Однако это дорогой метод сбора данных.
- Интервьюирование посетителей крупных магазинов. Компании, проводящие такие обследования, могут в крупных магазинах иметь свои офисы. Посетители магазина опрашиваются интервьюером в помещении магазина или могут приглашаться для дачи интервью в офис. C помощью данного метода без использования специальных методических подходов трудно обеспечить репрезентативность результатов обследования и вдумчивое отношение опрашиваемых к задаваемым вопросам. По сравнению с первым методом данный метод является более дешевым.
- Интервью в офисах. Используется обычно при сборе информации о продукции производственно-технического и офисного назначения. Этот метод по существу обладает теми же достоинствами и недостатками, что и первый метод, однако имеет более высокую стоимость проведения, обусловленную использованием более квалифицированных интервьюеров.
- Традиционное телефонное интервью. К числу достоинств данного метода и сбора данных относятся следующие: относительно низкая стоимость, возможность охватить большое число респондентов и обеспечить высокий уровень репрезентативности, возможность проведения за относительно короткий период времени. Данному методу присущи следующие недостатки: невозможность что-либо показать респонденту, невозможность для интервьюера иметь личное впечатление от встречи с респондентами. (Правда, отсутствие личного контакта порой способствует получению правдивых ответов на вопросы о потреблении алкоголя, противозачаточных средств и т.п.). Далее – трудность получения пространных ответов на большое число вопросов, так как терпение респондента может иссякнуть. Кроме того, трудно проверить качество проведенного интервью и установить, все ли запланированные респонденты в реальности были опрошены. Для контроля над качеством проведенного обследования руководство может организовывать повторные проверочные звонки к ранее опрошенным респондентам.
- Телефонное интервью из специально оборудованного помещения, в котором параллельно работают несколько интервьюеров, к телефонам которых могут подсоединяться контролеры. Помимо хороших возможностей контроля качества работы интервьюеров, данный метод по сравнению с традиционным телефонным интервью обеспечивает снижение затрат за счет объединения ресурсов (материально-технических, программных и др.).
- Телефонное интервью с помощью компьютера. Многие компании, занимающиеся опросом потребителей, специально оборудованные помещения для телефонного интервьюирования оснащают специальной компьютерной техникой. Эта техника осуществляет автоматический набор телефонных номеров респондентов, далее на мониторе появляется вступительный текст, а затем – последовательно задаваемые вопросы с возможными вариантами ответов. Интервьюер зачитывает респонденту вопросы и с помощью кода фиксирует названный вариант ответа. При этом следующий вопрос формулируется в зависимости от варианта ответа на предыдущий вопрос. Такая технология облегчает труд интервьюера, ускоряет проведение опросов и снижает число возможных ошибок. Компъютерная база ответов и их статистическая обработка осуществляются автоматически в реальном масштабе времени. В ряде случаев анализ только части ответов позволяет принять определенные решения и прекратить дальнейший опрос, экономя время и ресурсы.
- Полностью компьютеризованное интервью. В данном случае в дополнение к ранее описанному методу респондент отвечает на вопросы путем нажатия на кнопки своего телефона, или вопросы появляются на мониторе его компьютера, и респондент вводит ответы, используя обычную компьютерную клавиатуру.
- Групповое самостоятельное заполнение анкет. Такой подход используется для удобства и удешевления интервьюирования. Например, перед двадцатью-тридцатью членами группы демонстрируется рекламный ролик, после чего они индивидуально отвечают на вопросы анкеты, касающиеся оценки данного ролика. Участниками группы могут быть школьники одного класса, студенты одной учебной группы, отдыхающие какого-либо дома отдыха и т.д. Возможна обратная связь с интервьюером.
- Самостоятельное заполнение оставленных анкет. Является вариантом обследования на основе самостоятельного заполнения анкет. После предварительного устного разъяснения целей и задач проводимого обследования анкета оставляется у респондента. Заполненную анкету, спустя определенное время, или забирают у респондента, или он отсылает ее по почте в конверте с оплаченным ответом. Данный метод применяется при проведении опросов на ограниченной территории, не требующей от интервьюера больших передвижений. Этот метод характеризуется высокой степенью возврата ответов, минимальным влиянием интервьюера на опрашиваемых, относительной дешевизной и хорошим контролем за формированием группы респондентов. В качестве респондентов могут выбираться сотрудники одной организации, жильцы отеля, посетители магазина и т.п.
- Обследование по почте. Вопросы и ответы на них посылаются по почте. Достоинства данного метода обусловлены тем, что не надо нанимать интервьюеров, легкостью формирования групп целевых респондентов, его дешевизной. Этот метод обладает теми же недостатками, что и методы самостоятельного заполнения анкет без участия интервьюера. Они были рассмотрены выше. Кроме того, этот метод характеризуется низким процентом возвращенных ответов, он ориентирован в основном на достаточно грамотных людей, проживающих в странах с эффективной почтовой системой. Существует возможность искажения результатов за счет того, что ответившие респонденты по своему социальному положению, отношению к определенному товару, рекламе и т.п. отличаются от тех, кто не ответил на анкету (самовыборка респондентов).
- Маркетинговая информационная система
Маркетинговая информационная
система (МИС) — это совокупность (единый комплекс)
персонала, оборудования, процедур и методов,
предназначенная для сбора, обработки,
анализа и распределения в установленное
время достоверной информации, необходимой
для подготовки и принятия маркетинговых
решений (рис. 3.1). МИС — это концептуальная
система, помогающая решать как задачи
маркетинга, так и задачи стратегического
планирования.
МИС трансформирует данные, полученные
из внутренних и внешних источников,
в информацию, необходимую для
руководителей и специалистов маркетинговых
служб. Внутренняя информация содержит
данные о заказах на продукцию, объемах
продаж, отгрузке продукции, уровне запасов,
об оплате отгруженной продукции
и др. Данные из внешних источников
получают на основе проведения маркетинговой
разведки (из подсистемы текущей внешней
информации) и маркетинговых исследований.
Рис. 3.1. Маркетинговая информационная
система
Маркетинговая разведка — постоянная
деятельность по сбору текущей информации
об изменении внешней среды маркетинга,
необходимой как для разработки,
так и для корректировки маркетинговых
планов. В то время как внутренняя
информация фокусируется на полученных
результатах, маркетинговая разведка
исследует то, что может произойти
во внешней среде.
Маркетинговые исследования в отличие
от маркетинговой разведки предполагают
сбор и анализ данных по конкретным
маркетинговым ситуациям, с которыми
предприятие столкнулось на рынке.
Подобная информация не собирается в
двух рассмотренных ранее системах.
Такая деятельность осуществляется
периодически, по мере появления определенных
проблем, на основе использования специальных
методов сбора и обработки
данных.
В маркетинговую информационную систему
также входит подсистема анализа
маркетинговых решений, в которой
с помощью определенных методов
(например, моделей корреляционного
анализа, расчета точки безубыточности),
на основе созданной базы маркетинговых
данных осуществляется доступ к информации,
необходимой руководителям для
принятия решений, и ее анализ в заданном
направлении.
Маркетинговая информационная система
обеспечивает выходную информацию в
форме периодических сообщений,
ответов на запросы и результатов
математической имитации.
Маркетинговая информационная система
предназначена для:
- раннего обнаружения возможных трудностей и проблем;
- выявления благоприятных возможностей;
- нахождения и оценки стратегий и мероприятий маркетинговой деятельности;
- оценки на основе статистического анализа и моделирования уровня выполнения планов и реализации стратегий маркетинга.
- Выбор конкретных методов опроса
Выбор
конкретных методов обследований основан
на учете следующих групп факторов:
цели и ресурсы исследователя; характеристики
респондентов; характеристики вопросов,
задаваемых исследователем. Кратко охарактеризуем
эти три группы факторов.
Цели
сбора данных вытекают из целей проводимого
маркетингового исследования. В основе
их определения лежат требования
получения информации желаемого
качества. Последнее определяется отпущенным
временем на принятие решения и имеющимися
ресурсами.
К
числу наиболее быстро реализуемых
методов относятся телефонный опрос
и интервьюирование посетителей
крупных магазинов. Гораздо больше
времени требует реализация персонального
интервьюирования, обследования по почте.
Отсутствие
достаточных денежных средств также
оказывает влияние на выбор метода
сбора данных. Например, если исследователь
желает, чтобы выборка состояла из
1000 респондентов, а на эти исследования
отпущено 5000 долларов, то кажется невозможным
нанять интервьюеров при плате 20 долларов
за одно интервью, поскольку в данном
случае интервьюерам придется заплатить
20000 долларов. В данном примере придется
использовать более дешевые методы,
например, телефонное интервью.
Качество
собранных данных оценивается по
многим параметрам, которые будут
рассмотрены достаточно подробно в
последующих разделах книги. Здесь
же будут отмечены только два аспекта
понятия “качество собранных
данных”: возможность распространять
выводы, полученные от сбора информации
для определенной выборки, на всю
популяцию в целом и полнота
информации, полученной от каждого
опрошенного. Этим критериям, например,
в гораздо большей степени
удовлетворяет информация, полученная
при личной встрече интервьюера
с респондентом, чем при интервьюировании
по телефону.
Следует
рассмотреть по крайней мере четыре характеристики
целевой группы респондентов, влияющие
на выбор метода сбора данных:
1.
Степень охвата (incidence rate) характеризует
процент респондентов, обладающих требуемыми
характеристиками, в общей совокупности
опрашиваемых. Например, если испытывается
концепция низкокалорийных продуктов
питания, приготавливаемых в микроволновой
печи, то в качестве целевых респондентов
следует рассматривать домохозяек, имеющих
микроволновые печи и покупавших в течение
последних шести месяцев низкокалорийные
продукты питания. Только около 5% домохозяек,
удовлетворяющих этим требованиям, соответствуют
данному квалификационному признаку.
Показатель степени охвата в данном случае
означает, что только одна из двадцати
домохозяек, опрошенных случайным образом,
соответствует целям проводимого обследования.
Процесс
сбора данных в этом примере, сопровождаемый
высокими затратами денег и времени
на поиск респондентов с требуемыми
характеристиками, может потребовать
больше времени и средств, чем
само интервьюирование. Возможно следует
воспользоваться обследованием по почте,
используя принцип самоотбора, согласно
которому на вопросы отвечают только респонденты,
удовлетворяющие приводимым в анкете
квалификационным признакам.
2.
Желание участвовать в опросе.
Исследователя всегда беспокоит
высокая степень отказа респондентов
в участии в обследовании. Можно
выделить два типа причин нежелания
принять участие в любом обследовании.
Первый обусловлен некими обобщенными
чувствами подозрительности и
стремлением никого не допускать
в свою личную жизнь: определенная
категория людей просто не
хочет принимать участие ни в каком
обследовании. Второй обусловлен специфическими
обстоятельствами проведения конкретного
обследования. Например, некоторые респонденты
не желают обсуждать определенные темы.
Выбранный метод обследования влияет
на степень желания участвовать в обследовании.
Так люди находят более трудным отказаться
от участия в личном интервью, чем в почтовом
обследовании. Обычно используются различные
методы стимулирования желания принять
участие в обследовании: денежная оплата,
небольшие подарки (ручки, зажигалки и
др.) и т.п.
3.
Возможность принятия участия
в обследовании. Даже если потенциальный
респондент удовлетворяет двум
вышеизложенным требованиям, он
в силу тех или иных причин
может не принять участие в
обследовании (командировка, болезнь,
неожиданные семейные обстоятельства,
забывчивость и т.п.). Обычно личные
контакты с потенциальными респондентами
увеличивают вероятность их участия
в обследовании, в то время
как обследования по почте
не обладают подобным стимулирующим
социальным воздействием.
4.
Разнообразие респондентов характеризует
степень, в которой перспективные
респонденты обладают некоторыми
ключевыми чертами. Например, если
только малая часть целевой
популяции посещает крупные универсальные
магазины, то опрос посетителей
таких магазинов не даст репрезентативных
результатов. Чем более разнообразной
является целевая группа, тем
более личностный подход для
обеспечения участия в обследовании
нужных респондентов должны использовать
исследователи.
Выбор
методов сбора данных во многом определяется
характером вопросов. Здесь прежде всего
следует выделить уровень сложности задач,
которые ставятся перед респондентами.
Например, тестирование вкусовых качеств
какого-то продукта питания или испытание
телевизионной рекламы требуют достаточно
сложной подготовки, специального оборудования,
отдельных помещений и четкого контроля
за процедурами их реализации.