Роль СМИ во внешний политике и международных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 10:46, дипломная работа

Краткое описание

Задачами в данной дипломной работе обозначены следующие пункты:
1. Обоснование средств массовой информации как самостоятельно развивающегося социально-политического института. Для этого необходимо четко обозначить все основные виды СМИ. Считаю оправданным заострить внимание на таком источнике информации как интернет. В этом плане мнения разнятся, т.к. в ряде государств интернет не рассматривается как средство массовой информации на законодательном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКО ГОСУБЪЕКТА
1.1Сущность, функции, виды средств массовой информации
1.2Интернет как средство массовой коммуникации
1.3Международное сотрудничество в области использования и регулирования деятельности средств массовой информации
2РОЛЬ СРЕДСТ ВМАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙПОЛИТИКЕ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
2.1 Средства массовой информации как важнейший механизм реализация государственной внутренней и внешней политики
2.2Формы и методы политической пропаганды в СМИ
2.3Средства массовой информации Реcпублики Казахстан и иx рoль в формировании общественного coзнания
3ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ СМИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ИТОГО СМИ.docx

— 190.92 Кб (Скачать файл)

Поводом для агрессии послужило проведение праздника Дня независимости Казахстана на площади, где уже несколько месяцев проходит забастовка нефтяников в Жанаозене. Не вполне ясно, с чьей стороны исходила провокация, но завершилось все плачевно. Озлобленные рабочие разогнали торжественное шествие молодежи и детей, сожгли автобус, новогоднюю елку и праздничные сооружения. В процессе на подавление бунта была брошена полиция и спецподразделения. Генеральной прокуратурой сообщено, что против демонстрантов был применен слезоточивый газ. Кроме того, по данным российской газеты"Время", в районе была отключена мобильная связь, а на выездах из города установлены блокпосты.

Информация  о пострадавших весьма противоречива. Так, например, телеканал К+ показал сюжет, в котором очевидцы говорят о 15-20 погибших от рук полиции. По их словам, сотрудники силовых структур открыли огонь на поражение. С официальной точки изложения информации, массовые беспорядки в Казахстане 16.12.2011 привели к ранению нескольких человек. Впрочем, с каждым часом появлялись все новые свидетельства того, что в Жанаозене действительно погибли люди.

В данном случае интернет как информационный ресурс был незаменимым рычагом для  информационного урегулирования конфликта, т.к. скорость распространения информации у данного вида СМИ гораздо выше и  охват целевой аудитории шире нежели у того же телевидения.

Официальное заявление Президента Республики Казахстан  Н.А.Назарбаева в конечном итоге  расставило все точки над «i». Видео сюжет с объявлением участников и организаторов той «шумихи» простыми хулиганами, достаточно в скором времени пресекли все сплетни и лишние вопросы в адрес руководства РК.

 

 

 

 

1.3Международноесотрудничествовобластииспользованияирегулированиядеятельностисредствмассовойинформации

 

Бурноеразвитиеинформационныхтехнологий,котороехарактернодляконцаXXвека,поставилоюристовпередпроблемойвыделениягруппымеждународно-правовыхнорм,регулирующихиспользованиесредствмассовойинформациивтрансграничноммасштабе,вособуюотрасльмеждународногоправа.Обилиенормативногоматериалаипопыткиюристовсформулироватьнекоторыеспециальныепринципы,действующиевэтойобластимеждународныхотношений,непозволяюткатегорическиотрицатьфактстановлениятакойотраслимеждународногоправа.

Какнами ужебыло отмечено,традиционноксредстваммассовойинформацииотносятсярадиовещание,телевизионноевещание,распространениетиражированнойпечатной,звуковойивизуальнойпродукции.Снедавнихпорксредстваммассовойинформациисталиотноситьиглобальныекомпьютерныесети,впервуюочередь-интернет.Анализпрактикимеждународно-правовогорегулированияиспользованиясредствмассовойинформациипредставляетинтерессдвухточекзрения.Во-первых,существующиедоговорныеотношениявэтойобластиподлежаттщательномуизучениюдлявыяснениявопросаовозможностиицелесообразностиформулированияобщихпринциповмеждународногоиспользованиясредствмассовойинформации.Во-вторых,знаниесовременногосостояниядоговорныхотношенийвэтойобластинеобходимодляпримененияотдельныхнормпоаналогииктемвидамиспользованиясредствмассовойинформации,которыепоканепосредственнонерегулируютсямеждународнымисоглашениями.

Регулированиемеждународныхотношенийвобластимассовойинформациикасаетсятакихосновныхвопросов,кактехническиеусловияиспользованиясредствмассовойинформации,содержаниематериаловимеждународныйобменинформацией.Всеэтоосуществляетсякакнадвусторонней,такинамногостороннейоснове.

Допоявленияшироковещательнойтехникигосударстваосуществлялисотрудничествовобластииспользованиясредствсвязи,какправило,надвустороннейоснове.

Первым договором в области связи можно, по-видимому, считать австрийско-прусский договор 1849 года о соединении телеграфных линий. Этот документ еще не затрагивал проблем массовой информации, поскольку сведения, передаваемые с помощью телеграфа, не предназначались для широкой аудитории. [15]

Появление широковещательной техники сразу же повлекло необходимость между народно-правового регулирования вопрос овсодержанияинформации,атакженекоторыхтехническихаспектов,вчастности,распределениячастотногоспектра.

ПроблемаправовогорегулированияиограничениявнешнеполитическойпропагандыособенноостровсталалишьвначалеXXвекавсвязисдвумяявлениями:стремлениемограничитьраспространениереволюционныхидей,набирающихсилувэтотмоментсоднойстороны,атакжеограничениепропагандывойны-сдругой.Следуетдобавитькэтомутакойобъективныйфактор,какпоявлениеименновXXвекеразличныхтехническихспособовдонесенияинформациидонаселенияиностранныхгосударствбезсогласияидажевопрекижеланиюсоответствующихправительств.

Принципиальныевопросыобменаинформациейрегулируютсянамежгосударственномуровненарядусважнейшимиполитическимивопросами.

Деятельностькорреспондентовинформационныхагентствявляетсяважнымисточникоммеждународнойинформации.Вомногихзападноевропейскихгосударствахиностранныекорреспондентыаккредитуютсяприправительственноминформационномучреждениинаосновеписьмаиздателя,пользующегосяуслугамиданногокорреспондента,сподтверждениемтого,чтоэтолицоявляетсяпрофессиональнымжурналистомиполностьюзанятонаэтойработе.ВСШАтребуетсятакжеписьмопосла,удостоверяющего,чтоэтолицоявляетсяжурналистом«bonafide»(т.е.добросовестным).[5]

Первыемеждународныеконвенцииповопросамтелеграфнойсвязибылиподписаныв1865годувПариже.

Появлениешироковещательнойтехникипоставилонаповесткудняпреждевсеговопросомеждународномрегулированиииспользованиячастотвоизбежаниепричинениявзаимныхпомех.

НаБерлинскойконференции1906годабылучрежденМеждународныйтелеграфныйсоюз.НаМадридскойконференции1932годабылобразованМеждународныйсоюзэлектросвязи(МСЭ),которыйсуществуетдонастоящеговремени,являясьспециализированнымучреждениемООН.

Однимизпервыхмногостороннихдоговоров,ограничивающихпосодержаниюпоступающуюиз-зарубежаинформацию,можносчитатьСоглашениеотносительнопресеченияпорнографическихизданий,подписанноевПариже4мая1910года.ПоСоглашениюправительствгосударств-участниковстороныобязалисьучредитьусебявстранахорган,помогающийпресечениюдействий,нарушающихнациональноезаконодательствовотношениипорнографическихпредметов,составныеэлементыкоторых(т.е.действия)имеютмеждународныйхарактер.

Доизобретенияшироковещательнойтехникибылахарактернойнаправленностьинформациипоопределеннымограниченнымканалам.Этопозволялорешатьвсевопросыиспользованиятехническихсредствинформациидлявнутригосударственныхцелейводностороннемпорядке,авслучаяхустановлениямеждународнойсвязи-двустороннимидоговорами. [23]

Другойхарактернойчертойпервыхсоглашенийиконвенцийвэтойобластиявлялосьрегулированиевосновномтехническихвопросов.Онипочтинекасалисьпроблемсодержанияпередаваемойинформации,чтообъясняетсяневозможностьюиспользованияэтихвидовсвязивкачествесредствмассовойинформациииностранногонаселениявопрекижеланиюсоответствующихправительств.

Прирассмотрениивопросовиспользованиярадио,вниманиеперемещаетсянасодержаниепередач.Поэтомуневполнеточноутверждениеотом,чтовнастоящеевремяцентральнойпроблемойвмеждународно-правовомрегулированиирадиосвязиявляетсяраспределениеиприсвоениерадиочастотисвязаннаясэтимзадачаборьбыспомехами.Изучениемпроблемсодержанияинформацииюристыначализаниматьсядовольнодавно.

Радиоявляетсямощнымсредствомидеологическоговоздействиянамассы.Напроводившейсяв1960годувБангкокеКонференцииЮНЕСКОпоразвитиюсредствинформациивАзиибылоотмечено,чтовстранахАзиирадиоимееттембольшуюсилу,чтоегопередачирассчитанынанеграмотныемассы.Услышанныепорадиосообщенияпередаютсяизуствуста,ираспространениеинформациидостигаетприэтомтакойстепени,чтотрудноопределитьчислолиц,воспользовавшихсярадио-информацией.

Намеждународныеотношениявлияютразнообразныеобъективныеисубъективныефакторы:уровеньэкономическогоразвитиягосударств,общественнаяморальинравственность,национальныеинтересы,экология,глобальныепроблемыинаучно-техническийпрогресс.Международноеправотакжеотноситсякчислуэтихфакторов.Приэтомрольмеждународногоправапостоянновозрастает,ионовыдвигаетсянапервоеместо.«Сегодняшнемууровнюцивилизациииправосознанияболеевсегосоответствуеттезисоприматемеждународногоправасредивсехмногочисленныхфакторов,влияющихнамеждународныеотношения».Международноеправовыполняетвмеждународныхотношенияхкоординирующуюфункцию.Спомощьюегонормгосударстваустанавливаютобщеприемлемыестандартыповедениявразличныхобластяхвзаимоотношений.

Регулирующаяфункциямеждународногоправапроявляетсявпринятиигосударствамитвердоустановленныхправил,безкоторыхневозможныихсовместноесуществованиеиобщение.

Международноеправосодержитнормы,которыепобуждаютгосударстваследоватьопределеннымправиламповедения,вчемипроявляетсяегообеспечительнаяфункция.

Наконец,вмеждународномправесложилисьмеханизмы,защищающиезаконныеправаиинтересыгосударствипозволяющиеговоритьобохранительнойфункциимеждународногоправа.

Особенностьмеждународногоправасостоитвтом,чтовмеждународныхотношенияхнесуществуетнадгосударственныхмеханизмовпринуждения.Вслучаенеобходимостигосударствасамиколлективнообеспечиваютподдержаниемеждународногоправопорядка.

Чтожекасаетсямеждународногоправавобластииспользованиясредствмассовойинформации,тогосударствавыработалиспециальныенормыипринципыихрегулирования.

Содержаниемассовойинформацииопределяетсянормами,источникамикоторыхявляютсяследующиемеждународно-правовыеакты:

  • резолюцияГенеральнойАссамблеиООНПО(II)от3ноября1947года(осуждениепропагандыагрессивныхвойн);
  • Международныйпактогражданскихиполитическихправах1966года(обязательствопост.20запретитьзакономвсякуюпропагандувойны);
  • Женевскаяконвенцияобиспользованиирадиовещаниявинтересахмира1936года(обязанностьгосударств,пресекатьвещаниенасвоейтерритории,котороемоглобыпобудитьиностранноенаселениекдействиямпротиввнутреннегопорядкасвоейстраны);
  • ДекларацияООНонедопустимостиинтервенцииивмешательствавовнутренниеделагосударств1982года(обязанностьгосударстввоздерживатьсяотклеветническихкампаний,оскорбительнойиливраждебнойпропагандысцельювмешательствавовнутренниеделадругихстран);
  • Международнаяконвенцияоликвидациивсехформрасовойдискриминации1965года(обязательствогосударствзапретитьнасвоейтерриториилюбуюпропаганду,основаннуюнаидеяхилитеорияхрасовогопревосходства);
  • Международнаяконвенцияопресеченииобращенияпорнографическихизданийиторговлиими1923года(обязательствогосударствсотрудничатьвпресеченииввозаивывозапорнографическихизданий);
  • ДекларацияООНораспространениисредимолодежиидеаловмира,взаимногоуваженияивзаимопониманиямеждународами1965года;
  • ДекларацияЮНЕСКОобосновныхпринципах,касающихсявкладасредствмассовойинформациивукреплениемираимеждународноговзаимопонимания,вразвитиеправчеловекаивборьбупротиврасизма,апартеидаиподстрекательстваквойне1978года;
  • ПринципыиспользованиягосударствамиискусственныхспутниковЗемлидлямеждународногонепосредственноготелевизионноговещания(одобренырезолюциейГенеральнойАссамблеиООН37/92от10декабря1982).
  • Техническиеикоммерческиеаспектытрансграничногоиспользованиясредствмассовойинформациирегулируютсяследующимиправовымиактами:
  • Международнаяконвенцияэлектросвязи(действуетвредакции1998года,принятойвМиннеаполисе),атакжеУставМеждународногосоюзаэлектросвязи.КонвенцияиУставопределяютструктуруМСЭ,компетенциюегоорганов,правилапроцедурыконференцийМСЭизаседанийдругихоргановСоюза,шкалувзносоввбюджет,порядокарбитражногоразрешенияспоров,порядокпринятияРегламентарадиосвязи,условияраспределениярадиочастотногодиапазонаирегистрациииспользуемыхполосчастотиточексостоянияспутниковнагеостационарнойорбите;
  • Соглашениеобоблегчениимеждународныхобменоввизуальнымиизвуковымиматериаламиобразовательного,научногоикультурногохарактера,принятоев1949годуподэгидойЮНЕСКОивступившеевсилув1954году;
  • Конвенцияомеждународномобменеизданиями1958года(СССРприсоединилсяв1962году);
  • Конвенцияобобменеофициальнымиизданиямииправительственнымидокументамимеждугосударствами1958года(СССРприсоединилсяв1962году);
  • Женевскаяконвенцияомеждународномправеопровержения1948года(вступилавсилув1962году);
  • Брюссельскаяконвенцияораспространениинесущихпрограммысигналов,передаваемыхчерезспутники,1974года(запрещаетнесанкционированноераспространениедляпубликителевизионныхпрограмм,передаваемыхчерезспутники,которыемогутприниматьсявстранах,длянаселениякоторыхпередачанепредназначалась;Россия-участник).Вопросамобменовмассовойинформациейпосвященысоответствующиеразделыдокументов,принимаемыхврамкахОБСЕ.Основнойпринцип,лежащийвосновеэтихдокументов,-обеспечениесвободыинформацииврамкахсотрудничестванабазезаключенныхсоглашений.

РядмеждународныхдоговороввэтойобластидействуетвотношенияхмеждучленамиСоветаЕвропыиЕС(например,Европейскаяконвенцияотрансграничномтелевидении1989года).

Нарегиональномуровнеобразованымногиерадиовещательныесоюзы(например,Европейскийсоюзрадиовещания).

СогласноУставуСодружестваНезависимыхГосударств(СНГ),ксферамсовместнойдеятельностиотнесенысотрудничествовразвитиисистемсвязи,содействиеразвитиюобщегоинформационногопространства.СоглашениеосозданииСНГпредусматривает,преждевсего,гарантиисвободыпередачиинформацииврамкахСодружествасостороныгосударств-членов. [24]

Развивающиесястранынастаиваютнаустановлении«новогомеждународногоинформационногоикоммуникационногопорядка»,которыйобеспечивалбыболеесбалансированныепотокиинформациимеждуразвитымииразвивающимисястранами.В1973годуIVКонференцияглавгосударствиправительствнеприсоединившихсястранприняларешениеосозданиипулаинформационныхагентствразвивающихсястран.

Науниверсальномуровнепроблемыполитикивобластимеждународныхобменовмассовойинформациейобсуждаютсяврамкахучрежденногов1978годуКомитетаООНпоинформациивсоставе67государств.

Специалистыразличныхстраннарегулярныхнаучныхфорумах,проводимыхпоинициативеМСЭ,предсказываютнеизбежностьрадикальныхизмененийвобластимеждународно-правовогорегулированияэлектросвязивследствиебурногоразвитияинформатикиипредвидимоговобозримомбудущемформированияединоймировойкоммуникационнойсистемы,котораясоединитспутникисвязи,банкиданныхразличныхстран,теле-ирадиовещание,телефоннуюифаксимильнуюсвязь.Помнениюрядаученых,формированиеединоговсемирного«информационногополя»потребуетиадекватныхмеждународно-правовыхрешений.

Отношения власти и СМИ  в зарубежных странах регулируются исключительно законодательством, которое, с одной стороны, гарантирует свободу СМИ, а с другой – право человека на получение информации, свободу высказывания, плюрализм мнений в обществе, подконтрольность СМИ обществу, их ответственность. Система законодательства складывалась в течение столетий. При этом роль и место СМИ в обществе менялись. В настоящее время СМИ выполняют функцию не только инструмента информирования общества, но и средства контроля со стороны общества за деятельностью власти. Поэтому в демократических странах, как правило, власть не может непосредственно управлять СМИ и использовать их в своих целях. Тем не менее, государство сохраняет определенную возможность регулировать и контролировать процессы в области СМИ.

Информация о работе Роль СМИ во внешний политике и международных отношениях