Роль СМИ во внешний политике и международных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 10:46, дипломная работа

Краткое описание

Задачами в данной дипломной работе обозначены следующие пункты:
1. Обоснование средств массовой информации как самостоятельно развивающегося социально-политического института. Для этого необходимо четко обозначить все основные виды СМИ. Считаю оправданным заострить внимание на таком источнике информации как интернет. В этом плане мнения разнятся, т.к. в ряде государств интернет не рассматривается как средство массовой информации на законодательном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКО ГОСУБЪЕКТА
1.1Сущность, функции, виды средств массовой информации
1.2Интернет как средство массовой коммуникации
1.3Международное сотрудничество в области использования и регулирования деятельности средств массовой информации
2РОЛЬ СРЕДСТ ВМАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙПОЛИТИКЕ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
2.1 Средства массовой информации как важнейший механизм реализация государственной внутренней и внешней политики
2.2Формы и методы политической пропаганды в СМИ
2.3Средства массовой информации Реcпублики Казахстан и иx рoль в формировании общественного coзнания
3ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ СМИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ИТОГО СМИ.docx

— 190.92 Кб (Скачать файл)

б)международноедействие-совокупностьактоводногосубъектарадиизмененияилиподдержкивзглядов,воли,поведениядругогомеждународногосубъекта,тоестьречьидетомитингахидемонстрацияхуиностранныхпосольствипредставительств,орезолюцияхипетицияхвотношениидругогогосударстваит.д.;

в)международноевзаимодействие-социальнаявзаимосвязьдвухмеждународныхсубъектов,когдадействияодногоизнихвызываютответныедействиядругого;

г)международнаязависимость-формасвязимеждусубъектамимеждународныхотношений,котораяможетбытьобъективнойзависимостьюкакчастьотцелогоикакрезультатпреднамеренногодействияодногомеждународногосубъектанадругойпутемпримененияопределенныхсредствиметодовпринужденияидавления.

Международныеотношенияразвертываютсяисуществуютнаразличныхмасштабныхуровнях(повертикали)ипроявляютсявразличныхгрупповыхуровнях(погоризонтали).

Глобальныемеждународныеотношения–этоотношениямеждусистемамигосударств,крупнейшимидержавамииотражающиемировойполитическийпроцессвцелом.

Региональные(субрегиональные)отношения–этоотношениямеждугосударствамиопределенногополитическогорегионавовсехобластяхжизнедеятельностиобщества,имеющиеболееконкретныепроявленияиносящиемногостороннийхарактер.

Длякаждогоизэтихуровнейвсистемемеждународныхотношенийхарактерноналичиеобщихчертиспецифическихразличий,которыеподчиняютсяобщимичастнымзакономерностям.Здесьцелесообразновыделитьотношениявнутриодногоуровняиотношениямеждуразличнымиуровнямиповертикалиипогоризонтали,накладываяихдругнадруга.

СсерединывосьмидесятыхгодовдвадцатоговекавСШАтелевидениесталоосновнымисточникомновостейдля62%населениястраны,газеты–для56%,радио–для13%,журналы–для9%,апрямоемежличностноеобщение–для1%(суммабольше100%,потомучтоможноназыватьболееодногоисточника).Такимобразомизпроцессаполученияинформацииисключаетсядиалог,которыйсоздаетважнейшуюзащитупротивманипуляциисознанием.Получателисообщенийпревращаютсявтолпу,впассивныхполучателейсигналовот«коммуникатора-суггестора».Фактическипроблемаставитсятак:заставитьопределеннуюгруппулюдейдействоватьопределеннымобразом.Какэтогодостигают?Людямнеговорятпрямо:«Действуйтетак,анеиначе»,нонаходятпсихологическийтрюк,которыйвызываетсоответствующуюреакцию.Этотпсихологическийтрюкназываютстимулом.Пропаганда,такимобразом,уженеимеетничегообщегосраспространениемидей.Речьидетотом,чтобыраспространятьстимулы,вызывающиеопределенныечувстваипорывы.Интереснаитакаяцитата.АмериканскийкорольпрессыГ.Люсвсвоемобращенииксотрудникамжурнала«Time»заявил(1972):«Мнимаяжурналистскаяобъективность,тоестьутверждение,чтоавторподаетфактыбезкакой-либоценностнойоценки,являетсявыдумкой,неболеечемобманом.Яэтоотвергаюиосуждаю».Конеццитаты.Теперьпопытаемсяотметитьглавныеметодическиеприемы,которыеповышаютэффективностьпрессывманипуляциисознанием.

Средства массовой информации, которые в последнее время  все чаще именуют «четвертой властью», являются одним из важнейших институтов политической системы общества и одним из инструментов реализации политических стратегий на информационном рынке. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена. Коллективный характер реализуемых в политике целей требует их обязательного осознания гражданами. Этого нельзя достигнуть при непосредственном общении с людьми, здесь нужны специальные средства информации, которые называются средствами массовой информации (СМИ). СМИ – это учреждения, которые созданы для сбора, обработки и публичной передачи различной информации. В современном мире они являются важнейшим инструментом реализации политических стратегий и тем политическим институтом, который способен изменять системные параметры публичной власти. Деятельность СМИ заключается в систематическом распространении политической информации среди различных по численности рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества или его правящих групп, оказания идеологического, культурного и политического воздействия на получателей информации.

СМИ проникли на политический рынок как органы партийной печати. Постепенно они расширили свою читательскую аудиторию, наладили связи с населением и завоевали должный общественный авторитет. Они помогли рядовому гражданину почувствовать себя участником общесоциальных процессов, осознать свою принадлежность к государству и миру политики. Со временем СМИ стали таким же институтом политической социализации граждан, как семья, церковь, система образования. Репортеры, телекомментаторы, обозреватели популярных изданий превратились в настоящих выразителей общественного мнения и вошли в круг интеллектуальной политической элиты, которая обслуживает интересы граждан в различных странах.

К современным СМИ относятся: периодические печатные издания, массовые справочники, радио, телевидение, электронные коммуникативные системы.

Главным качеством всех средств  массовой информации является способность удовлетворять информационные потребности каждого отдельного человека и общества в целом. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ, и, прежде всего телевидение. Оно, обладая визуальным давлением, лидирует среди других средств массовой информации и по силе убеждающего воздействия, и по доверию граждан, так как люди склонны больше доверять увиденному, нежели услышанному или прочитанному. Кроме этого, существует так называемая иллюзия «бесплатности» телевидения, в то время как цены на газеты, журналы, книги все время повышаются. Телевидение, впрочем, как и радио, привлекает людей своей оперативностью, возможностью информировать людей с места событий. Теле- и радиотрансляции передают с документальной точностью эмоции участников происходящего, создают эффект присутствия, что придает им максимальную убедительность. Они несут информацию и знания даже тем людям, которые в силу различных причин оторваны от общественной жизни и не могут выписывать ни газеты, ни журналы. Основное сходство радио и телевидения состоит в том, что они доставляют сигнал электронными средствами одновременно в миллионы точек и имеют общую, практически неограниченную аудиторию.

Роль СМИ в современном  обществе огромна. Их деятельность направлена на политическое просвещение масс, на осознание ими своих интересов  в сфере власти. Массовая пресса и телевидение (масс-медиа) первыми сигнализируют обществу о социальных и политических конфликтах, предупреждают людей о необходимости выработать соответствующие формы защиты от угроз, обращения за помощью к власти. Кроме этого, при помощи СМИ государство и другие политические субъекты моделируют свои отношения с общественностью, поддерживают свой авторитет, информируют население о целях и ценностях своей политики. СМИ являются важнейшим инструментом целенаправленного конструирования политических порядков, средством выстраивания необходимых власти связей и отношений с народом. Они влияют на стиль и процедуры формирования государственных органов, отбор правящей элиты, проведение основных политических кампаний в государстве.

Вместе с ростом значения СМИ в современном мире для  политической элиты и официальных  институтов власти они стали и  весьма привлекательным механизмом политического участия для рядовых  граждан. СМИ являются ведущим инструментом в системе социального представительства интересов людей, поскольку обладают определенной открытостью, оперативностью в формулировании оценок и позиций, возможностью отображать желания и стремления самых разных слоев населения. Средства массовой информации существенно влияют на правила политической игры и часто ее модифицируют, формируя новые отношения между «верхами» и «низами». Таким образом, СМИ сегодня – это авторитетный политический институт, который способствует формированию сознания людей, побуждает их к политическим действиям, обеспечивает постоянное общение субъектов политики, а также власти и народа.

С политической точки зрения средства массовой информации условно  можно разделить на правительственные, оппозиционные и независимые. Такая структура СМИ указывает на наличие разных задач, которые присутствуют на информационном рынке, а также на то, что общественное мнение сталкивается не с однонаправленными, а с разнонаправленными потоками информации, вырабатывает свои оценки и подходы в идейно конкурентной среде. Кроме выше обозначенных можно выделить также СМИ коммерческие (представляют частный сектор), гражданские (отражают интересы электората), профессиональные (представляют мнение различных групп общества), общественно-рыночные (выражают интересы потребителей), а также СМИ, представляющие общие интересы социума. Выделение такого рода средств массовой информации указывает на наличие ряда проблем, которые присущи различным государствам на информационно-политическом рынке.

Иполитикиидеятелисовременнойпрессычастозаявляют,чтопрессанеиспользуетпрямойлжи–этоидорого,иопасно.Вразныхвариантахповторяетсятакойафоризм:«Какойсмысллгать,еслитогожерезультатаможнодобиться,тщательнодозируяправду?»Болеереалистичнытеспециалисты,которыесчитают,чтопрямаяложьнеприменяетсялишьтогда,когдаеелегкообнаружить.Л.Фразервизвестномруководстве«Пропаганда»(1957)даеттакуюустановку:«Нелги,еслиестьугрозаразоблачения».Особеннолегкостановитсялгать,когдаложьопираетсяназаложенныйвподсознаниестереотип.[7]

Пожалуй,главноеусловиеэффективногопрограммированиямышления–контрольнад«информационнымрационом»человека.Ясно,чтовклассовомобществегосподствующийклассвключаетвсебяпрямыхвладельцевбольшейчастиСМИ,иосуществляетэкономическийконтрольнадостатком.Дляправдоподобияналичиясвободысловаоставляетсянебольшойсекторрынкадляоппозиционнойпечати.Ейразрешаетсяругатьсяпоследнимисловами,ноневыстраиватьцелостное,когерентноепредставлениеореальности.Говорят,чтомнениямигосподствуеттот,ктоопределяетструктурупотокаинформации,ктоотбираетфактыисобытия,превращаяихвсообщения.Ктозадалтотвопрос,которыйякобыволнуетобщество?Действительнолитакваженэтотвопроснафонедругихвопросов?Почемуонзаданименнотак,анеиначе?СМИнеоставляютместадлядиалога.

ВовторуюполовинудвадцатоговекаСМИсталииспользоватьтехнологии«психологическойвойны».Американскийвоенныйсловарь1948г.даетпсихологическойвойнетакоеопределение:«Этопланомерныепропагандистскиемероприятия,оказывающиевлияниенавзгляды,эмоции,позициииповедениевражеских,нейтральныхидружественныхиностранныхгруппсцельюподдержкинациональнойполитики».

ВнаставленииармииСША«Ведениепсихологическойвойны»вводятсяопределениятипаопераций:

«Белаяпропаганда»-этопропаганда,котораяраспространяетсяипризнаетсяисточникомилиегоофициальнымипредставителями.

«Сераяпропаганда»-этопропаганда,котораянеидентифицируетспециальносвойисточник.

«Чернаяпропаганда»-этопропаганда,котораявыдаетсязаисходящуюизиногоисточника,чемподлинный.

ТехнологиисеройчернойпропагандытесновошливобыденнуюпрактикуСМИ.

ГлавнаяфункцияСМИвгражданскомобществе,какнипарадоксально,состоитвпревращениигражданвогромную,нонесобраннуюводномместетолпу–черезмассовуюкультуруиединыйпотокинформации,которыеотливаютумывединообразные,стандартныеформыиобеспечиваюткаждойчеловеческойединицесоответствиезаданноймодели.

Глобальногомасштаба«толпообразующее»действиеСМИприобретаетпотому,чтоониобразуютсеть,которойдействительнонакрываютвсюмассулюдей,неимеющихнивремени,нинавыковдлякритическоговосприятиясообщений.Однимизяркихпримеровмассовыхпсихозовсталнедавнийскандал,связанныйс«бешенствомкоров»вАнглии.Целиэтойоперацииневполнеясныибудутобнародованынескоро.

Темадляотдельногобольшогоразговора–этоманипулятивнаясемантикаириторика.Книмможноотнести:изменениесмысласловипонятий,утверждениеиповторение,упрощениеистереотипизация,дроблениеисрочность,сенсационностьидругие.

ОсобымвидомСМИи,пожалуй,самыммощнымнаданныймоментявляетсятелевидение.

АмериканскийисследовательСМИР.Макнейлвкниге«Машинаманипулированиянародом»писалв1968г.:«Телевидениеявилосьпричинойтакихкоренныхизмененийвсредствахполитическогоинформированияобщества,подобныхкоторымнепроисходилосовременоснованияСША.Ничтодораспространениятелевиденияневносилотакихчудовищныхпеременвтехникуубеждениямасс».

Вдействительностиделонетольковтелевидении,автом,чтооносталотехническойосновойдляприменениясложныхдоктриндляманипуляциисознанием.Речь,преждевсего,идетосозданиицелойиндустриителевизионнойполитическойрекламы.

НезависимооттипакультурывсеразвитыеобществаНовоговременипринадлежаткцивилизациикниги.Точнее,кцивилизациичтениятекста,изданноготипографскимспособом.Именночтениенапечатанногонабумагетекстазадаетритмиструктурумыслительногопроцессавкультурномслоевсехстранисоединяетвсехвсвязаннуюэтимисходнымиструктурамицивилизацию.Этоттипчтенияисоответствующийемутипмышления–непростойпродуктбиологическойэволюциимозга.ОнипоявилисьтольконазареНовоговремениврезультатепоявлениякнигопечатанияиширокогораспространенияпечатноготекста.Возникновыйспособчтения–черездиалогчитателяитекста.

Информация о работе Роль СМИ во внешний политике и международных отношениях