Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 12:59, курсовая работа
В последнее десятилетие в Казахстане, России и других странах СНГ активно проводятся исследования политической коммуникации в информационном обществе и формируются научные школы в этом направлений. Изучение теоретико-методологических и практических основ политической коммуникации евразийских стран, в т.ч. с учетом особенностей политического строя Казахстана, является по своей сути значимым и своевременным шагом для проектирования и прогнозирования дальнейшего развития своего региона. Изменения, происходящие в обществе в последнее десятилетие, требуют переосмысления сфер деятельности, неразрывно связанных с общественным сознанием.
СОДЕРЖАНИЕ
В последнее десятилетие в Казахстане, России и других странах СНГ активно проводятся исследования политической коммуникации в информационном обществе и формируются научные школы в этом направлений. Изучение теоретико-методологических и практических основ политической коммуникации евразийских стран, в т.ч. с учетом особенностей политического строя Казахстана, является по своей сути значимым и своевременным шагом для проектирования и прогнозирования дальнейшего развития своего региона. Изменения, происходящие в обществе в последнее десятилетие, требуют переосмысления сфер деятельности, неразрывно связанных с общественным сознанием.
Масс-медиа являются одним из важнейших институтов современного общества. Они выполняют множество разнообразных функций: информируют, просвещают, развлекают, более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ.
В Республике Казахстан в ХХI веке масс-медиа все глубже проникают в политическую сферу, превращаясь в один из важнейших инструментов отражения и конструирования политической реальности. Не случайно СМИ называют «четвертой властью», в ряду с законодательной, исполнительной и судебной. Современную политику невозможно представить без прессы, радио и телевидения, несомненно, в переменах, которые в настоящее время переживает наша страна, серьезную роль играют масс-медиа.
Та роль, которую играют СМИ в общественной и политической жизни страны, делает их предметом исследования ученых, экспертов, постоянного обсуждения самих журналистов. Проблемы СМИ стали постоянной темой на страницах таких журналов, как «Журналист», «Эксперт», «Пресса» и др. изданий. В последнее время исследователи все чаще говорят об этатизации СМИ, что проявляется и в отражении политической реальности.
Журналистской науке необходимы исследования отражения политической реальности в масс-медиа в демократизирующемся обществе, в котором политический плюрализм провозглашается одним из базовых принципов социально-политического устройства. Этим и обуславливается актуальность работы.
Новизна исследования заключается в рассмотрении функций журналистики, отражения политической реальности в медийном пространстве РК начала третьего тысячелетия.
Объектом данного исследования стал процесс отражения политической реальности современного Казахстана в масс-медиа.
Предметом исследования является способы отражения современной политической реальности в казахстанских СМИ.
Цель исследования состоит в изучении функций журналистики и характера отражения политических событий современными казахстанскими СМИ.
Реализация поставленной цели определила следующие задачи:
– изучить роль и функции средств массовой информации в обществе;
– выявить политические функции СМИ;
– исследовать реализацию политических функций в деятельности казахстанских СМИ;
– изучить способы конструирования медиа-реальности и манипулирования сознанием.
Материалом для исследования стали телепрограммы и сюжеты начала ХХI века, а также самые свежие новости Интернет-порталов. Соответственно, хронологические рамки исследования охватывают первое десятилетие ХХI века.
Методологическую основу работы составили историко-философский, системный и политико-компаративный подходы к исследованию современных отражения политической реальности в казахстанском медиа-пространстве. В работе использованы положения и выводы, содержащиеся в научных трудах отечественных и зарубежных ученых по проблемам теории и практики журналистики.
Структура работы соответствует цели и задачам исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Средства массовой информации во многом определяют место страны в мировом информационном и культурном пространстве. Массовая коммуникация заметно влияет на развитие общественных отношений как внутри каждой страны, так и между странами и народами.
Современный мир сложен, многообразен, динамичен, пронизан противоборствующими тенденциями. Он противоречив, но вместе с тем во многом един. Развитие общественных отношений сопровождается углублением общения и разветвлением связей человека с человеком, народа с народом, общества с обществом, то есть развитием процессов социальной коммуникации. Массовая коммуникация вплетена в ткань современного общества, в его экономику, политику и культуру, охватывает международные, межгрупповые и межличностные отношения. Огромную роль играют средства массовой информации и в культурной политике, проводимой государством или общественными организациями и в системе международного культурного и политического общения.
Средства массовой информации составляют также определяющую часть современной массовой культуры, именно через масс-медиа массовая культура проникает в самые широкие слои, самые удаленные уголки как в рамках национальных обществ, так и в глобальных пределах. Продолжающееся революционное преобразование средств массовой коммуникации оказывает возрастающее воздействие как на материально-производственную, так и на социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни всего человечества и каждого отдельного человека. В настоящее время человечество должно выработать новое политическое мышление, новый взгляд на отношения человека с человеком, государства с государством. В связи с этим открываются новые возможности расширения диалога, установления сотрудничества и взаимопонимания по ряду важных вопросов и это, относится и к средствам массовой информации Казахстана.
Масс-медиа как средство коммуникации, средство связи всех и каждого с реальным миром способствуют выработке новой политики координации и взаимообмена культурными ценностями. Эта деятельность является приоритетной для средства массовой информации многонационального Казахстана, где на одной территории в мире и согласии проживают представители более 130 народов и национальностей. Средства массовой информации определяют трансформацию духовно-идеологической составляющей изменившиеся реалии нашей жизни.
Основной задачей журналистов является обоснование цели, закономерностей нравственного и духовного возрождения общества, взаимосвязи личной и общественной морали – это и означает духовно-идеологическую роль журналистики на новом этапе развития Республики Казахстан. Средства массовой информации Республики Казахстан могут и должны быть мощной агитационной и пропагандистской силой нового качества, проводником новой национальной идеи, неоднократно озвученной главой государства Н.А.Назарбаевым: «Дальнейшее укрепление общественного согласия, по сути, является основой для обеспечения динамичного развития страны и успешного решения той сверхзадачи, которую мы перед собой поставили» [1, 5].
С помощью средства массовой информации каждый казахстанец осознает себя полноценным гражданином стабильного и динамично развивающегося государства, уверенным в своем будущем и будущем своих детей, активным членом общества, способным влиять на ситуацию в обществе.
Укрепление единства народов, поддержка и развитие широкого общественного консенсуса по основополагающим ценностям модернизации казахстанского общества, которые выходят заграницы политических идеологий и текущей конъюнктуры является одной из задач, которая успешно решается при непосредственном участии средства массовой информации Республики Казахстан. Именно через прессу готовится база для согласия по вопросам, касающимся сохранения сложившейся общности людей. Примером тому может служить распространение через средства массовой информации Республики Казахстан идей экологической и информационной безопасности, противостояния международному терроризму и экстремизму, сохранения национально-культурной самобытности народов, повышения уровня знаний и информированности населения по вопросам здорового образа жизни. средства массовой информации ориентируют население республики в окружающем мире, не только информируя его, но и приобщая к художественным и нравственным обретениям человечества и, в конечном счете, способствуют формированию демократического общества, единого социума, представляющего собой консолидацию самых разнообразных прогрессивные социальных групп и творчески мыслящих и действующих личностей. Любая информация, передаваемая средства массовой информации должна быть полной, точной, социально значимой, максимально объективной и беспристрастной. Неукоснительное выполнение данного условия способствует изменению социальных отношений в обществе, пониманию членами социума экономических, политических и духовных изменений и реформ, происходящих в стране. Выполняя информационно-коммуникативную роль, журналистика решает важнейшую задачу – накапливать, сохранять и предавать от поколения к поколению бесценную информацию, своего рода «культурную память народа». Люди воспринимают чужой опыт через общение, которое и составляет содержание массовой коммуникации, и средства массовой информации в таком случае оказываются тем связующим звеном, которое объединяет людей, время, события, историю.
На современном этапе развития Казахстана средства массовой информации приобретают особое значение. Адаптация населения к стремительно меняющимся обстоятельствам жизни, к изменениям самой среды обитания – важнейшая социально-педагогическая задача масс-медиа. Журналист должен знать реальную психологию, традиции, систему культурных, национальных и морально-этических ценностей тех людей, к кому он обращается, должен хорошо представлять себе желаемое направление изменений в общественном мнении. Журналистика сегодня выступает в качестве той объединяющей силы, которая дает мощный импульс дальнейшим демократическим преобразованиям во всех сферах общественной жизни Казахстана. Средства массовой информации называют «четвертой властью» потому, что именно средства массовой информации через свою деятельность могут воздействовать не только на другие социальные институты, но и на электорат, тем самым определяя состав выборных органов власти. Особенности функционирования казахстанских средства массовой информации, задачи, встающие перед ними, связаны с современной политической и социально-экономической ситуацией в стране. Казахстан последовательно осуществляет трудные, но необходимые реформы практически во всех областях жизни:
в политике – это переход от тоталитаризма к демократии;
в экономике – от командно-административной системы к рыночным отношениям;
в духовной сфере – это возрождение национальной культуры и самосознания всех народов, проживающих в Республике, сохранение и укрепление межэтнического и межконфессионального согласия и толерантности в обществе, формирование единой гражданственности. Такие изменения в обществе требуют коренной реформы всей системы информационного обеспечения казахстанских граждан.
Для того чтобы средства массовой информации Республики Казахстан действительно стали «четвертой властью» в нашей стране есть все условия:
· в Казахстане обеспечена свобода слова, отсутствует цензура;
· созданы и функционируют негосударственные средства массовой информации.
Достаточно напомнить, что несколько лет назад Президентом РК Н.А.Назарбаевым было наложено вето на спорный законопроект в Парламенте, (т.к. была предпринята попытка ограничить свободу СМИ), тем самым государство еще раз подтвердило неизменность курса на свободу прессы.
Свобода слова – одно из основных условий поступательного, демократического развития Казахстана. «Нужно и в дальнейшем последовательно создавать и защищать все необходимые правовые и другие условия, обеспечивающие свободу слова, получения и распространения информации. С другой стороны, должен быть четкий законодательный заслон против злоупотреблений свободой слова» [2, 3], – данное положение одного из Посланий Президента Республики Казахстан представляет собой четкую программу действий для представителей средства массовой информации. Журналисты должны правильно и плодотворно воспользоваться данной свободой слова на благо народа и страны; своим творчеством способствовать созданию и поддержанию положительного имиджа Республики Казахстан на международной арене и в мировом информационном пространстве в целом, имиджа государства – регионального лидера, уважаемого международного партнера, активного участника борьбы с международным терроризмом, трафиком наркотиков и распространением ядерного оружия, страны, ставшей инициатором и активным участником интеграционных процессов на Евразийском пространстве. средства массовой информации в современном Казахстанском обществе стали составной частью экономики, предприятием, «торгующим таким товаром, как массовая информация». Так, если до 1990 года в республике издавались всего 10 республиканских государственных газет и журналов, выходил в эфир 21 теле- и радиоканал, то по состоянию на 1 июня 2006 года в Казахстане зарегистрировано 7281 средство массовой информации. Доля негосударственных средства массовой информации при этом составляет около 78 %.
В настоящее время из общего числа зарегистрированных средств массовой информации на постоянной основе активно функционируют 2 479 средства массовой информации, в том числе 212 электронных. В стране имеет место широкая тематическая дифференциация средства массовой информации.
По данным Министерства связи и информации Республики Казахстан, доля печатных средства массовой информации составляет 50 % от общего числа масс-медиа,
· общественно-политических – 16%;
· научных – 9 %;
· рекламных – 10,5%;
· детских, молодежных, женских и религиозных – приблизительно по 2% изданий [3].
При этом наблюдается устойчивая тенденция роста количества средств массовой информации, в основном негосударственных. Растут тиражи республиканских изданий, существенно увеличился объем производства собственных телевизионных программ. Однако увеличение количества средства массовой информации само по себе не является показателем качественно роста этого сектора экономики. Необходимы «дополнительные меры регулирующего характера, которые привели бы к созданию более благоприятных условий для проявления производственно-экономической роли журналистики» [3, 166].
Опыт мирового сообщества показывает, что в качестве социально ориентирующей силы, способна выступать государственная политика в области средства массовой информации, обеспечивающая гармоничное и целесообразное сосуществование различных типов изданий, телевизионных каналов и радиостанций, поддерживающая необходимую систему приоритетов. Именно об этом говорит Президент РК Н.А.Назарбаев, называя содействие гармоничному развитию средства массовой информации одним из важных направлений, призванных решить задачу дальнейшего укрепления основ открытого, демократического и правового государства, в котором гармонично сочетаются как общепризнанные демократические ценности, так и традиции нашего многонационального и многоконфессионального общества.
Знаковым явлением в информационном пространстве Республики Казахстан и сопредельных государств стал телеканал CaspioNet – первый национальный спутниковый телевизионный канал Республики Казахстан с охватом территории Европы, Центральной Азии, Среднего Востока и Северной части Африки.
С 25 октября 2002 года CaspioNet осуществляет круглосуточное информационное вещание с часовыми блоками на трех языках: английском, казахском и русском. Главная задача канала – создать максимально полное и объективное представление о Казахстане, независимом государстве с наиболее устойчивым развитием, стабильной политической системой, благоприятным инвестиционным климатом и самобытной многонациональной культурой.