Методика использования групповой работы на уроках математики в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

В связи свыше изложенным, целью данной работы является охарактеризовать роль групповой работы с младшими школьниками, в частности на уроках математики.
Для достижения цели были поставлены задачи:
дать теоретический анализ роли групповой формы работы;
исследовать эффективность использования групповой формы работы;

Содержание

Введение ………………………………………………………………..
3
Глава I. Психолого – педагогические основы групповой работы младших школьников………………………………………
Понятие о формах организации обучения и их классификации……………………………………………………..
Организация групповой учебной работы младших школьников………………………………………………………...
Условия для совместной деятельности детей в группах…
1.4. Краткие выводы по Главе I………………………………....

6

6

13
20
22
Глава II. Методика использования групповой работы на уроках математики в начальной школе……………………………
Групповая характеристика класса…………………………..
Итоги первого констатирующего этапа исследования……
Применение групповых форм работы на уроке математики…………………………………………………………
2.4. Итоги заключительного этапа исследования………………

23
23
25

27
36
Заключение……………………………………………………………...
39
Список используемой литературы…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

0571158_F2C02_kursovoy_proekt_osnovy_gruppovoy_raboty_mladshih_shkolnikov.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание.

 

Введение ………………………………………………………………..

 3

Глава I. Психолого – педагогические основы групповой работы младших школьников………………………………………

    1. Понятие о формах организации обучения и их классификации……………………………………………………..
    2. Организация групповой учебной работы младших школьников………………………………………………………...
    3. Условия для совместной деятельности детей в группах…

1.4.   Краткие выводы  по Главе I………………………………....

 

 6

 

 6

 

13

20

22

 Глава II.  Методика  использования групповой работы на уроках математики в начальной школе……………………………

    1. Групповая характеристика класса…………………………..
    2. Итоги первого констатирующего этапа исследования……
    3. Применение  групповых форм работы на уроке математики…………………………………………………………

2.4.   Итоги заключительного этапа исследования………………

 

23

23

25

 

27

36

Заключение……………………………………………………………...

39

Список используемой литературы…………………………………….

40

Приложения……………………………………………………………..

42


 

 

 

 

 

Введение.

 

Каждый ученик, без исключения, должен овладевать необходимыми знаниями, умениями и навыками на протяжении всего урока. Задача эта многогранна, так же разнообразны и подходы к ее решению.

Одним из общих путей идентификации учебного процесса является рациональная организация деятельности школьников на уроке, создание таких условий, когда учащиеся просто не могут не работать.

Оптимальной в этом плане является такая организация учебно – воспитательного процесса, при которой учащиеся решают учебные задачи в процессе совместной познавательной деятельности. Она возможна тогда, когда учащиеся психологически готовы к коллективной работе, когда перед ними ставиться четкая цель, достижение которой возможно только при сложении усилий всех членов группы.

Задача максимального использования учебного времени каждым учащимся решается успешно на основе использования групповых форм работы, потому что в этом случае учащиеся овладевают учебным материалом одновременно  и активно, поскольку задания выполняются более тщательно и упорно, чем при индивидуальной работе. Этому способствует, в частности, приведение и действие механизмов самопроверки и взаимопроверки.  Оценивая свое собственное решение учебной задачи, работу товарища по группе, учащиеся неоднократно мысленно повторяют процесс этого решения или его фрагменты, несколько раз сличают полученный результат с эталонным. Эталоном дается учителем в виде образцового высказывания, таблицы, ключа и др. Таким образом, в памяти учащихся закрепляется как способы решения задач данного типа, так и образцы эталонов. Все это способствует выработке  автоматизмов и повышению качества учебной деятельности школьников в целом.

Кроме того, групповая деятельность учащихся на уроке высвобождает время учителя, облегчает распределение его влияния между учащимися, создает необходимые условия для анализа коллективной деятельности учащихся. А это в свою очередь является основой для совершенствования педагогического мастерства.

В начале исследования был введен объект: учебный процесс в начальной школе. Для уточнения объекта сформулирован предмет исследования: групповая работа на уроке математики.

В связи свыше изложенным, целью данной работы является охарактеризовать роль групповой работы с младшими школьниками, в частности на уроках математики.

Для достижения цели были поставлены задачи:

    1. дать теоретический анализ роли групповой формы работы;
    2. исследовать эффективность использования групповой формы работы;
    3. разработать методические рекомендации по использованию групповой формы работы на уроке математики у учащихся начальной школы.

В основу исследования была положена гипотеза: Если в процессе обучения учитель целенаправленно и систематически использует групповую работу, то процесс формирует умственную самостоятельность, способствует расширению положительной мотивации обучения, методически грамотно осуществляет контроль за качеством знаний младших школьников, то достижения ими прочности усвоения учебного материала при применении групповой работы происходит наиболее успешно.

Исследование имеет практическую значимость: Предложения и выводы работы, методические рекомендации могут быть использованы учителем начальных классов на уроке математики.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении обоснована актуальность данной темы, определены объекты, предмет исследования, поставлена цель, сформулированы задачи, выдвинута гипотеза. В первой главе описаны психологические и педагогические основы групповой формы работы с младшими школьниками. Вторая глава содержит три этапа: констатирующий, формирующий и итоговый. На первом констатирующем этапе (ноябрь 2004 г.) был проведен «срез» уровня знаний, с помощью самостоятельной работы. На формирующем этапе (ноябрь 2004г.) в целях повешения уровня знаний в 3 классе «А» общеобразовательной школы № 21 использовался групповой метод работы на уроках математики. На итоговом этапе (декабрь 2004г.) проводился повторный срез знаний с помощью тех же методов.

В заключении были сделаны выводы по исследовательской работе, даны методические рекомендации.

 

 

Глава I. Психолого – педагогические основы групповой работы младших школьников.

 

 

1.1.  Понятие о формах организации обучения и их классификации.

 

Дискуссии вокруг проблемы форм организации учебного процесса в школе не утихают на страницах педагогической литературы. И это не случайно. Четкого определения в педагогической науке понятий «форма организации обучения» или «организационные формы обучения» как и понятия «формы учебной работы» как педагогических категорий пока нет. Прав И.Ф. Харламов констатируя, что «к сожалению, понятие это не имеет в дидактике достаточно четкого определения» и что «многие ученые просто обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о сущности данной категории» (1, 231-232).

 Тщательный анализ различных позиций в определении данного понятия, предпринятый И. М. Чередовым, свидетельствует о том, подавляющее большинство ученых-педагогов дают этому понятию слишком общее определение. Поводом к такому выводу послужило определение этого понятия И. Я. Лернером. Он пишет: «Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащегося, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом» (2, 223). Естественно напрашивается вопрос: Что такое форма организации обучения? В чем состоит ее сущность? Что такое «организация» в данном контексте?

В науке понятие «форма» рассматривается как с позиции чисто лингвистической, так и с позиции философской. В толковом словаре С.И.Ожегова понятие «форма» трактуется как вид, устройство, тип, структура, конструкция чего-либо, обусловленная определенным содержанием.

Форма – это наружный вид, внешнее очертание, определенно установленный порядок. Форма всякого предмета, процесса, явления обусловлена его содержанием и в свою очередь оказывает на него обратное влияние.

Применительно к обучению «форма» - это специальная конструкция процесса обучения. Характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, в реальной педагогической действительности вступает в процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом (3, 16-30). Это содержание является основой развития самого процесса обучения, способ его осуществления обладает собственным движением и заключает в себе возможности беспредельного развития, что и обуславливает его ведущую роль в развитии обучения.

Следовательно, форму обучения надо понимать как  конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащегося по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности. Представляя собой наружный вид, внешнее очертание отрезков-циклов обучения, форма отражает систему их устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого цикла обучения и как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, связанную с коллективом обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. При этом некоторые ученые-педагоги, в частности М.И. Махмутов считает, что в педагогике есть необходимость указать на различие 2-х терминов, включая слово «форма» - «форма обучения». В первом своем различии «форма обучения» означает коллективную, фронтальную и индивидуальную работу учащегося на уроке. В этом своем значении термин «форма обучения» отличается от термина «форма организации обучения», означает коллективный вид занятия – урок, предметный кружок и т.п. (4, 49).

Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных их них связано с требованиями, потребностями развивающегося общества. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток и на организацию обучения. В результате педагогическая наука накопила значительный эмпирический материал в этой области. Встал вопрос о необходимости систематизации разнообразия форм организации обучения, вычленения наиболее эффективных, соответствующих духу времени, исторической эпохе.

В современной дидактике  понятием «общие формы организации обучения» объединяются фронтальные, групповые и индивидуальные формы учебной работы. Они пронизывают весь процесс.

Каждая конкретная форма организации обучения складывается из определенных этапов. Последовательность этапов обусловлена целями и логикой процесса обучения. На каждом этапе учитель использует соответствующие целям источники знаний, методы, принципы, средства обучения, а также формы учебной работы.

Ведущая роль в конструировании форм организации обучения принадлежит учителю. Он подбирает оптимальное сочетание методов, средств обучения, стиль деятельности в соответствии с особенностями учащегося, целями обучения. Многое зависит от его профессионализма, личных качеств, умения взаимодействовать с учащимися.

Процесс обучения в каждой конкретной форме  его организации включает:

    • Управление педагогической учебной деятельностью учеников (определение целей, задач, планирование, организация их учебной работы, контроль за выполнением заданий, усвоением знаний).
    • Познавательная деятельность учащихся, в ходе которой они усваивают определенные знания, способы деятельности, приобретают умения и навыки.
    • Взаимодействие педагога и учащегося.
    • Регулирование педагогом межличностных отношений  учащихся.
    • Создание педагогом эмоционального фона, стимулирующего продуктивную учебную деятельность учеников.

Основной формой организации обучения является урок.

При фронтальной работе коллектив класса выступает как единое целое, а каждый ученик в отдельности участвует в ней как член коллектива, выполняя порученное ему задание. Фронт обучения может организовываться и таким образом, что каждый учащийся выполняет задание или упражнение самостоятельно, одновременно с другими, по указанию  и под руководством учителя.

Индивидуальная учебная работа учащихся на уроке характеризуется высоким уровнем самостоятельности, максимальным соответствием уровню подготовки, развития способностей и познавательных возможностей каждого ученика. Серьезным недостатком индивидуальной организации учебной работы учащихся на уроке состоит в том, что они практически не общаются друг с другом, приобретаемые знания и опыт самостоятельной деятельности не становятся достоянием коллектива, не обсуждаются с товарищами по классу.

При групповой работе учащихся на уроке класс делится на несколько групп, выполняющих одинаковые или различные задания. В зависимости от этого различают единую и дифференцированную групповую работу. Оптимальный состав группы 5 – 7 человек. Возможен и парный вариант групповой работы, когда в каждой группе бывает по два участника. Для успешной совместной работы необходимо комплектовать группы из учащихся обладающих, сходными характерами протекания познавательных процессов. Состав  этих групп непостоянный, и как правило, различный по разным предметам, определяется самими учащимися, учитель лишь корректирует его в необходимом случае. При групповой форме учитель управляет деятельностью малых групп с помощью лидеров определенных учителем с учетом пожелания ребят. Каждая из них выбирает свой темп работы. Групповая форма создает условия для проявления возможностей каждого ученика; в частности, потому, что, общаясь между собой, учащиеся имеют возможность высказываться свободно и значительно чаще.

Информация о работе Методика использования групповой работы на уроках математики в начальной школе