Организация групповой деятельности на уроках математики при обучения младших школьников решению текстовых задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Математика играет одну из важных ролей во всем процессе обучения. Кроме того, математика является важной составляющей интеллектуального развития школьников. Многие ведущие российские математики (В. А. Гусев, Л. Г. Петерсон, Н. Б. Истомина и др.) отмечают необходимость математического развития младшего школьника в учебной деятельности – «начальный курс математики способствует продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребенка»

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 4
Глава 1. ФОРМЫ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ………………………………………………………………... 6
1.1 Урок математики. Содержание урока, его построение. Подготовка учителя к уроку…………………………………………………………………….….. 6
1.2 Использование различных форм работы младших школьников при решении текстовых арифметических задач. Групповая форма работы на уроках математики………………………………………….………………………. 9
Глава 2. РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………………………………………….. 12
2.1 Текстовая арифметическая задача и её структура………………………. 12
2.2 Процесс решения текстовых арифметических задач…………………… 16
2.3 Обучение решению текстовых арифметических задач. Уровни сформированности умений младших школьников решать текстовых арифметические задачи……………………………………………………….. 18
2.4 Использование групповой деятельности учащихся при работе над решением текстовой арифметической задачи в начальной школе……………………………………………………………………………... 20
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШАТЬ ТЕКСТОВЫЕ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ…………….……..…..……… 23
3.1 Диагностика уровня сформированности умений младших школьников решать текстовые арифметические задачи………………….………………………….. 23
3.2 Повышение уровня сформированности умений младших школьников решать текстовые арифметические задачи при организации групповой формы работы на уроке………………………………………………………………………………... 25
3.3 Динамика уровней сформированности умений младших школьников решать текстовые арифметические задачи………………………..……………………….28
Заключение……………………………………….……………………………..….31
Список использованной литературы………..…………………..………………33

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 5 КУРС.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области

автономное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина 
 
 
 
 

Факультет психологии

Кафедра педагогики и методики начального образования 
 
 
 

Кривощепова Елена Игревна

студентка 6 курса 

Тема

  «Организация групповой работы на уроках математики в процессе обучения младших школьников решению текстовых арифметических задач» 
 

Курсовая  работа 

специальность: учитель начальных классов 
 
 
 
 
 
 
 
 

Научный руководитель:

                                                                             

Галышева  Алла Сергеевна 
 
 
 

Санкт-Петербург, 2011 год 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….. 4

Глава 1. ФОРМЫ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ………………………………………………………………... 6

    1. Урок математики. Содержание урока, его построение. Подготовка учителя к уроку…………………………………………………………………….….. 6
    2. Использование различных форм работы младших школьников при решении текстовых арифметических задач. Групповая форма работы на уроках математики………………………………………….………………………. 9

Глава 2. РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………………………………………….. 12

2.1 Текстовая арифметическая задача и её структура………………………. 12

2.2 Процесс решения текстовых арифметических задач…………………… 16

2.3 Обучение решению текстовых арифметических задач. Уровни сформированности умений младших школьников решать текстовых арифметические задачи……………………………………………………….. 18

2.4 Использование групповой деятельности учащихся при работе над решением текстовой арифметической задачи в начальной школе……………………………………………………………………………... 20

Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШАТЬ ТЕКСТОВЫЕ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ…………….……..…..……… 23

3.1 Диагностика уровня сформированности умений младших школьников решать текстовые арифметические задачи………………….………………………….. 23

3.2 Повышение уровня сформированности умений младших школьников решать текстовые арифметические задачи при организации групповой формы работы на уроке………………………………………………………………………………... 25

3.3 Динамика уровней сформированности умений младших школьников  решать текстовые арифметические задачи………………………..……………………….28

Заключение……………………………………….……………………………..….31

Список  использованной литературы………..…………………..………………33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Математика играет одну из  важных ролей во всем процессе  обучения. Кроме того, математика  является важной составляющей  интеллектуального развития школьников. Многие ведущие российские  математики (В. А. Гусев, Л. Г. Петерсон, Н. Б. Истомина и др.) отмечают необходимость математического развития младшего школьника в учебной деятельности – «начальный курс математики способствует продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребенка» [19;121].

      Значительное место в этой  системе занимают текстовые арифметические  задачи. Они необходимы для того, чтобы сформировать у учащихся  важные для жизни знания, а  на их основе – умения и  навыки, связанные с решением  постоянно возникающих проблемных  ситуаций. Через решение задач дети знакомятся с важными в воспитательном и познавательном смысле фактами. Процесс решения текстовой арифметической задачи зачастую может быть организован не одним способом, следовательно, важным показателем обученности ученика является его умение выбрать наиболее рациональный способ решения задачи. Поэтому очень важно научить школьников работать с задачей. 

    Существует  много методов и форм  организации  деятельности учащихся при работе  над решением текстовой арифметической  задачи. Нам бы в данном исследовании хотелось бы рассмотреть методический приём организации групповой деятельности учащихся при работе над решением текстовой арифметической задачи в начальной школе. И как при его использовании в процессе обучения может быть повышен уровень сформированности умений решения задач.

Цель  нашей работы: выявить эффективность влияния групповой деятельности на повышение уровня сформированности умений младших школьников на уроках математики при решении текстовых арифметических задач.

Задачами  нашей  работы является:

  1. выявить и проанализировать особенности мотивации младших школьников путём анализа научной литературы;
  2. Раскрыть следующие понятия: «формы работы на уроке математики в начальной школе», «уровни сформированности умений младших школьников», «текстовая арифметическая задача»;
  3. изучить и рассмотреть методику использования групповой деятельности младших школьников на уроках математики при решении текстовых арифметических задач;
  4. изучить характеристики уровней сформированности умений младших школьников решать текстовые арифметические задачи;
  5. проследить динамику повышения уровня сформированности умений решению текстовых арифметических задач.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ФОРМЫ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

    1. Урок математики. Содержание урока, его построение. Подготовка учителя к уроку.

          Основной формой в учебно-воспитательном процессе является урок.

Урок  – форма организации обучения с целью овладения учащимися определенным материалом (ЗУН, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применятся при классно-урочной системе обучения  и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива. Продолжительность урока 40-45 минут.

Современный урок – это организованное педагогом  духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом – интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение. [29]

Выделим основные характеристики урока:

  • Урок является отрезком учебно-воспитательного процесса, ограниченным во времени;
  • Урок подчинен достижению заблаговременно поставленной основной дидактической цели и сопутствующих задач;
  • Содержание урока подбирается в соответствии с целями и задачами урока, а также с учётом общедидактических требований, предъявляемых к уроку математики.

      Каждый  урок математики подчинен одной  из следующих задач:

    • Подготовка к восприятию и усвоению нового материала;
    • Собственно ознакомление с новым материалом;
    • Повторение и систематизация ранее изученных вопросов.

       В содержание  урока математики в начальной школе  включаются все разделы  начального курса математики:

    • Нумерация целых неотрицательных (возможно дробных, отрицательных) чисел, арифметические действия, величины, тестовые задачи, алгебраический и геометрический материал.

  В качестве  средств обучения чаще всего  используются:

    • Учебники, тетради на печатной основе, мультимедийная аппаратура, интерактивная доска, наглядные средства обучения.
 

   Главную  роль среди перечисленных характеристик  играют его цели: образовательные, воспитательные и развивающие.  К образовательным целям урока математики относятся формирование математических ЗУН. В единстве с обучением осуществляются цели воспитания и развития личности учащегося.

   Выбор  оптимальных методов обучения  – одна из самых трудных методических проблем. Методы обучения должны соответствовать

    • целям урока;
    • особенностям содержания изучаемого материала;
    • выбираться с учетом особенностей учащихся в классе (уровень развития мышления, ЗУН, сформированности навыков учебного труда и др.);
    • должны определяться с учетом оснащенности кабинета дидактическими материалами и ТСО;
    • должно учитываться время;
    • должны учитываться индивидуальные особенности учителя.

 

      Раскрывая структуру урока математики  в начальной школе, важно выделить  основные этапы урока:

      1. Постановка цели перед учащимися.
      2. Ознакомление с новым материалом.
      3. Закрепление нового материала.
      4. Проверка знаний, умений, навыков.
      5. Систематизация и обобщение изученного материала.

     В  основе успешности обучения младших  школьников лежит ряд требований к организации и проведению урока [20]. Для каждого урока обязательным является постановка цели, выбор остальных этапов обусловлен целью урока.  Опираясь на мотивы учения, необходимо привлечь учащихся к предстоящей на уроке работе, вызвать потребность в познании, в самоконтроле и в самооценке своей деятельности.

     Также  в уроке математики важное  требование – это рациональное  построение его математического  содержания, которое должно глубоко  отражать логику данного учебного  предмета и быть определяющем во всем, что делается на уроке. Третье важное требование к уроку – это оптимальный выбор средств, методов и приемов обучения и воспитания на уроке.

Большая роль в  отборе методов, средств и приемов  работы на уроке отводится учителю.  Выбирая их, необходимо помнить, что ни одно из средств, ни один из методов, взятых изолированно, не смогут обеспечить достижения поставленных целей обучения. 
 
 

    1.   Использование различных форм работы младших школьников при решении текстовых арифметических задач. Групповая форма работы на уроках математики.

                  Формы организации обучения (организационные  формы) – это внешнее выражение  согласованной деятельности учителя  и учащихся, осуществляемой в  определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем [29]. Учебный процесс предполагает единство средств, методов и приёмов работы с организационными  формами обучения. Каждому методу, приему обучения соответствует своя организационная форма, определяющая отношения между учителем и учащимися и учащихся между собой. Учитель управляет всей учебной деятельностью на уроке, используя при этом различные ее формы. Существует следующая классификация форм учебной деятельности, в основе которой лежит количественная характеристика коллектива учащихся, взаимодействующих с учителем во время урока:

    • Общие или фронтальные (работа со всем классом);
    • Индивидуальные (с конкретным учащимся);
    • Групповые (звено, бригада, пара и т. д.).

      Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя; вторая – самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая – учащиеся работают в группах из двух-шести человек. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными. В современных условиях обучения ставится вопрос о применении таких организационных форм работы  на уроке, которые обеспечивали бы не только хорошее приобретение ЗУН, но и ценного опыта нравственных и коллективных отношений. Огромная роль в достижении этих целей принадлежит коллективным (групповым) формам организации работы на уроке, поскольку они позволяют уплотнять время урока, создают ситуации взаимообучения учащихся, влияют на развитие личности.

Информация о работе Организация групповой деятельности на уроках математики при обучения младших школьников решению текстовых задач