Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 01:22, курсовая работа
Так, к логическим универсальным действиям относятся:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
&1 Проблема изучения нумерации чисел на уроках математики в начальных классах……………………………………………………………...6
&1.1 Понятие натурального числа……………………………………………7
&2 Различные методические подходы изучения нумерации чисел на уроках математики в начальных классах…………………………………..12
&2.2 Методика изучения нумерации чисел в концентре…………………15
&2.3 Развивающие приемы обучения на уроках математики…………...23
&3 Приёмы сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроках математики в начальных классах……………………………...28
&4 Комплекс учебных заданий……………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 39
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………
&3 Прием сравнения и классификации на уроках математики при изучении «нумерации чисел»
Особую роль в организации продуктивной деятельности младших школьников в процессе обучения математике играют развивающие методы обучения. К таким методам можно отнести: приём анализа и синтеза, приём обобщения, приём сравнения, приём классификации.[ 6]
Приём сравнения основан на следующих этапах:
- выделение признаков или свойства одного объекта;
- установление сходства и различия между признаками двух объектов;
- выявление сходства между признаками трёх, четырёх и более объектов.[44]
В качестве
объектов по формированию у
детей логического приёма
Для
организации деятельности
Понятие
“аналогичный” в переводе с
греческого языка означает “
Умозаключение
по аналогии помогает учащимся
усвоить переход к письменному
сложению и вычитанию
Для правильного
умозаключения по аналогии
Важнейшими операциями, помогающими облегчить учащимся изучение нумерации многозначных чисел, являются синтез и анализ.
Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков, свойств. Синтез - это соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое.[36]
В мыслительной
деятельности человека анализ
и синтез дополняют друг друга,
Большое значение
в усвоении структуры
а) 362521 и 521362, б) 181014, 181140, 181104.
Отвечая
на этот вопрос, ученики используют
такое понятие, как “класс”
и “разряд”. Например, объясняя
различие чисел 362521 и 521362, они
отмечают: “В первом случае класс
единиц записан цифрами 5,2, и
1, во втором, этими же цифрами
записан класс тысяч. Это
При
сравнении чисел 181014, 181140, 181104, необходимо
отметить, что класс единиц и
класс тысяч во всех трёх
числах содержит одинаковые
Ещё одним примером упражнения на сравнительный анализ служит следующее задание:
Сравни числа: 8005 и 80005; 9004 и 9040; 64130 и 46130 и т. д.
Также
усвоению нумерации
Умение
называть количество единиц, десятков,
сотен, тысяч в числе требует
как усвоения разрядного
Классификация
имеет свое особое значение
при изучении многозначных чисел,
так как осуществляется группирование
чисел по классам, разрядам, что
в свою очередь способствует
закреплению в длительной
Задания
на классификацию могут быть
как по соотнесению чисел
к тем или иным классам и
разрядам, так и на группирование
по результатам суммы (
Эффективному
усвоению учащимися «нумерации
чисел» и действия с ними
способствует формирование
Таким образом,
нами были разработаны
На уроках изучения нового материала.
На уроках закрепления, повторения или обобщения можно использовать аналогичные задания, но уже с усложнениями.
Некоторые задания описаны во фрагментах уроков для 2 класса (см. в Комплексе учебных заданий). [33]
&4 Комплекс учебных заданий
Фрагмент урока № 1
Цель: формирование начальных приемов логического мышления, таких как анализ и синтез у учеников 2 класса.
Оборудование:
Карточки с числами, таблица (для выполнения задания №3)
Ход
У: ребята мы знаем, что любое число можно представить из двух меньших, используя всевозможные варианты. Предлагаю Вам придумать и записать как можно больше выражений с ответом 25. (задание выполняются в тетради).
У: а сейчас давайте вместе проверим, что у нас получилось. Назовите выражения, которые у вас получились (выслушиваются ответы каждого ребенка).
У: молодцы, все выражения перечислили!
У: А сейчас обратили внимание на доску. Какое число написано на доске? Расскажи все, что ты знаешь о числе 18.
Ответы учеников: (Это двухзнач
У: значит число 18 можно представить в виде числа, суммы чисел составляющих это число, т.е вы перечисли всевозможные варианты числа 18. и все это число 18!
Продолжаем урок.
У: У каждого на парте есть карточки, посмотрите внимательно на них. Задание заключается в том, чтобы разгадать правило, по которому составлена таблица, и заполни пропущенные клетки:
4 |
6 |
9 |
3 |
8 |
6 |
5 |
2 |
||
5 |
7 |
8 |
2 |
4 |
6 |
У: У меня на доске записаны цифры в дав ряда. Посмотрите внимательно на цифры в каждом ряду
2,4,6,8,10,12,14,16,18,20
1,3,5,7,9,11,13,15,17,19
У: Разбей числа каждого ряда на две группы так, чтобы в каждой были числа, похожие между собой. По какому признаку разбиты числа на группы.
У: какие ответы у вас получились. Назовите их.
Продолжаем урок
У: А сейчас предлагаю другое задание. Будьте внимательны. Я называю числа 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20
По какому правилу записан ряд чисел? Как вы считаете?[33]
Фрагмент урока № 2
Цель: формирование начальных приемов логического мышления, таких как анализ и синтез у учеников 2 класса.
Ход
У:Запиши в тетради все нечетные числа от 1 до 19. Приступаем к заданию. Какие ответы у вас получились?
У:Верно вы все верно назвали нечетные числа от 1 до 19.
У:А теперь обратите внимание на доску, вам необходимо зачеркнуть в первом ряду такие числа, чтобы каждое следующее было на 4 больше предыдущего.
У: какие ответы у вас получились. Верно молодцы, все правильно выполнили задание
У: а сейчас выполнил такое задание: запишите из второго ряда пары чисел, сумма которых равна 10?
Разбей числа первого ряда на две группы, чтобы в каждой были числа, похожие между собой. Запиши их в 2 группы.
У: какие ответы у вас получились? Что общего между числами каждой группы. По какому основанию вы разделили числа на группы?
У: а сейчас давайте выполнить следующее задание: даны числа: 1,4,12.. Найди лишнее число и зачеркни его. Приступаем к выполнению задания
У: какие ответы у вас получились? Верно выполнили, все молодцы.
Подводятся итоги работы. Отмечаются наиболее активные ученики в работе, а также поддерживается интерес к выполнению заданию тех детей, которые при выполнении заданий были малоактивны.[33]
Фрагмент урока № 3
Цель: формирование начального приема логического мышления, такого как сравнение у учеников 2 класса.
У: предлагаю задание выполнить в паре. На доске написаны выражения.
Назови общие признаки выражений:а) выражения 29+2 (числа 29,2 и знак «+»); б) выражения 6-1 (числа 6, 1 и знак «-»);
У: А сейчас поиграем в игру. Я начну называть ряд чисел, а вы (на кого покажу, продолжаете)
Продолжи ряды чисел: 2, 4, 6, 8, ...; 1, 5, 9, 13, ...
У: на доске написаны примеры. Какой из примеров является лишним? Подчеркни?
13-5=8 18-2=16 11+5=16 12-6=6 12-7=5
У: я буду называть числа. Ваша задача заключается в том, чтобы определить, в чем сходство и различие чисел:
12 и 15; 2 и 12; 13 и 12; 1 и 11; 2 и 12; 1 и 11; 11 и 12
У? у вас на карточках написаны задач. Прочитайте их внимательно. В чем сходство и различие текстов задач: