Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:04, курсовая работа
Инновационность учебной работы заключается в целенаправленном внедрении в образовательный процесс новых технологий, способствующих эффективному обучению. Это такие инновационные технологии, как кабельное и спутниковое телевидение, видеоконференции, телефорумы, телемарафоны, партфолио собственных достижений в обучении и воспитании, тренинги по формированию жизненных навыков, в том числе навыков социального поведения, и др.
На основе собственных наблюдений и представленных отчётов супервайзер оценивает работу каждой группы в целом и работу наблюдателей.
Заполнение Листов оценки качества ведения дискуссии.
Лист оценки дискуссии. Заполняется наблюдателем. Состоит из трёх частей:
– взаимодействие
с членами группы;
– участие в обсуждении;
– соблюдение правил ведения дискуссии.
По горизонтали вписываются ФИО членов группы, по вертикали представлены критерии оценки их работы.
Деление
на части обусловлено
Участнику начисляется определённое количество баллов за проявление позитивного стиля общения с партнёрами по группе. Количество баллов ранжировано и варьируется в зависимости от сложности выполнения правил технологии. Так, например, в блоке “Участие в обсуждении” за поиск доказательств, фактов присваивается по 1 баллу за каждое подтверждающее свидетельство, в то время как обобщение, формулирование группового мнения заслуживает трёх баллов, являясь качественно более высоким уровнем реализации знаний, умений и навыков.
В
блоке по “Соблюдению правил ведения
дискуссии” за привлечение к обсуждению
выставляется один балл; учёт же альтернативной
точки зрения собеседника приносит
участнику не менее двух баллов,
поскольку требует определённой
корректировки собственной
Блок
“Взаимодействие с другими
В
случае демонстрации негативных проявлений
во внутригрупповом обсуждении с
участника снимается
В разделе “Соблюдение правил ведения дискуссии” подобный отказ от взаимодействия с конкретным собеседником также влечёт снятие трёх баллов. Нарушение правил, выражающееся в критике личностей, а не идей, которые они высказывают, оценивается в минус 2 балла, поскольку базируется на оскорблении человека, а не на критике его взглядов.
В
блоке по оценке взаимодействия с
членами группы искажение мысли
собеседника приводит к снятию 2
баллов, так как демонстрирует
недостаточную степень
По
завершении этапов подготовки и презентации
наблюдатель суммирует
II.
Лист оценки качества работы
группы. Заполняется супервайзером.
Является базой для заполнения
“Сводного рейтинга работы
–
распределение ролей. Заполняется
на этапе погружения в проблему,
учитывается степень
– ход обсуждения. Оценивается стиль группового взаимодействия с точки зрения толерантного поведения в коллективе, спектр проявления которого дифференцируется от эмпатии до игнорирования конкретных представителей;
–
способы разрешения конфликта мнений.
Отслеживается линия
– принцип выбора выступающего (спикера);
– уровень исторической компетентности. Фиксируется на этапе заслушивания групповых презентаций, связан с применением имеющихся знаний для творческой выработки нового знания, его “интериоризации”.
III. Лист оценки качества работы наблюдателей. Заполняет супервайзер. Требует количественной оценки работы наблюдателей, выражающейся в довольно широком диапазоне от фиксации излишне высокой степени выраженности того или иного критерия до констатации факта его отсутствия.
По
вертикали расположены критерии
оценки и ФИО наблюдателей, которые
вписываются в колонки с
Показатель “корректность высказывания мнений о работе членов группы” предполагает оценку степени взвешенности суждений наблюдателя и выражение своего отношения в вежливой форме с учётом позитивного настроя. В совокупности с оценкой “полноты отражения информации о ходе групповой дискуссии” супервайзер может делать выводы о степени беспристрастности позиции наблюдателя и его компетентности в выполнении своей роли.
Графа “мотивированность оценок, выставленных членам группы” является своего рода подведением итогов по работе наблюдателя. Оценивается супервайзером на основе учёта вышеизложенных показателей и служит основанием для заполнения “Сводного рейтинга работы наблюдателей”.
Заполнение Сводных рейтингов работы.
I.
Сводный рейтинг работы группы.
Составляет наблюдатель.
1)
по степени активности и
2)
шкала отметки, являющаяся
В пространство условной геометрической фигуры вписываются фамилии участников группы в ранжированном порядке. Необходимо, чтобы были даны пояснения напротив или рядом с фамилией, доказательно обосновывающие помещение того или иного участника на каждую ступень. Иными словами, требуется провести сравнительный анализ работы членов группы и выстроить сводный рейтинг их работы.
II.
Сводный рейтинг работы групп.
Составляет супервайзер.
III.
Сводный рейтинг работы
Организация пространства.
Проведение
уроков по технологии “Аквариум” требует
определённой организации пространства
в классе. Поскольку работа проводится
на двух кругах, то схематично посадка
детей может выглядеть
Во
внешнем круге находятся члены
групп, во внутреннем – наблюдатели.
Центр внутреннего круга
Виды “Аквариума”
1.
“Мини-аквариум”. Используется
как часть урока, соблюдаются
не все этапы проведения. Может
отсутствовать так называемый
“нулевой цикл” работы, сокращён
рефлексивный этап и
Допускается:
а)
сокращение времени на каждый из этапов
(подготовительный, презентации, рефлексии);
б) уменьшение либо частичное распределение
ролей внутри группы, т. е. не полный их
набор.
“Мини-аквариум”
наиболее целесообразно использовать
как форму объяснения нового материала,
форму контроля за знаниями и умениями
учащихся. Для работы по технологии
“Аквариум” в подобном усечённом
варианте нет необходимости
2.
“Аквариум”. Частота проведения
– не реже 1 раза в четверть.
В наиболее подготовленном
Характеристика этапов работы представлена в таблице.
Принципы выставления итоговой оценки.
1)
Итоговая оценка каждого
–
оценка, выставленная группой;
– оценка, выставленная наблюдателем;
– оценка, выставленная супервайзером.
2) Каждый учащийся получает 2 оценки:
–
за личный вклад в работу группы
(оценивается умение коллективного
сотрудничества);
– за знание фактического материала и
умение оперировать сведениями из исторических
источников, продемонстрированные во
время этапов подготовки и обсуждения
учебной проблемы.
3)
Доверие к ребёнку, признание
за ним права на оценку
Комментарий к этапу презентации результатов.
На этапе презентации результатов работы групп супервайзер (или учитель) заполняет схему анализа, отмечая в нужной графе при помощи любого условного значка тип вопросов и правильность оформления ответов групп в речи.
Условно по содержанию “проблемные” опросы подразделены на шесть типов, которые охватывают основные общеучебные и конкретно предметные умения и навыки. Подсчет количества ответов и вопросов определенного типа поможет выявить как наиболее активную группу, так и специфику каждой группы в отдельности по предпочтению вопросов определенного типа.
Немаловажной частью является и грамотность речи учащихся, соблюдение языковой нормы с учетом предметной направленности занятий. При этом под “наличием модернизации событий” следует понимать способность учащихся избегать оценок событий прошлого с позиций современности, избегать употребление терминов, не соответствующих эпохе, о которой идет речь в учебном задании.
Интерпретация полученных в ходе анализа данных позволит определить группу – лидера, обладающую более высоким уровнем развития умений и навыков устной речи и критичности мышления.
Классификация типов “Аквариума”(на примере уроков истории и обществознания):
1.
Альтернативный. Изучение возможностей
и оценка вероятности
ПРИМЕР: Существовала ли альтернатива
террористическим методам борьбы радикальных
течений общественной мысли последней
четверти XIX века?
Информация о работе Технология интерактивного обучения в процессе преподавании математики