Технология интерактивного обучения в процессе преподавании математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Инновационность учебной работы заключается в целенаправленном внедрении в образовательный процесс новых технологий, способствующих эффективному обучению. Это такие инновационные технологии, как кабельное и спутниковое телевидение, видеоконференции, телефорумы, телемарафоны, партфолио собственных достижений в обучении и воспитании, тренинги по формированию жизненных навыков, в том числе навыков социального поведения, и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Технология интерактивного обучения в процессе преподавании математики.docx

— 156.26 Кб (Скачать файл)

       На  основе собственных наблюдений и  представленных отчётов супервайзер  оценивает работу каждой группы в  целом и работу наблюдателей.

       Заполнение  Листов оценки качества ведения дискуссии.

        Лист оценки дискуссии. Заполняется наблюдателем. Состоит из трёх частей:

      – взаимодействие с членами группы;  
      – участие в обсуждении;  
      – соблюдение правил ведения дискуссии.

       По  горизонтали вписываются ФИО  членов группы, по вертикали представлены критерии оценки их работы.

       Деление на части обусловлено соображениями  максимально полного отражения  хода обсуждения в группе с учётом реализации всех принципов сотрудничества между членами одной команды.

       Участнику начисляется определённое количество баллов за проявление позитивного стиля  общения с партнёрами по группе. Количество баллов ранжировано и  варьируется в зависимости от сложности выполнения правил технологии. Так, например, в блоке “Участие в обсуждении” за поиск доказательств, фактов присваивается по 1 баллу  за каждое подтверждающее свидетельство, в то время как обобщение, формулирование группового мнения заслуживает трёх баллов, являясь качественно более  высоким уровнем реализации знаний, умений и навыков.

       В блоке по “Соблюдению правил ведения  дискуссии” за привлечение к обсуждению выставляется один балл; учёт же альтернативной точки зрения собеседника приносит участнику не менее двух баллов, поскольку требует определённой корректировки собственной позиции  с опорой на противоположную позицию. Помощь собеседнику в формулировании его мнения представляется более  важным свидетельством наличия внутренней культуры ведения дискуссии, предполагая  даже добровольный отказ от настаивания  на собственном тезисе во имя того, чтобы дать возможность собеседнику  высказаться.

       Блок  “Взаимодействие с другими членами  группы” позволяет проследить способы  решения познавательного конфликта  мнений у учащихся. В связи с  этим максимальное количество (+ 3) баллов присуждается за умение выходить из конфликта  на компромиссной основе.

       В случае демонстрации негативных проявлений во внутригрупповом обсуждении с  участника снимается определённое количество баллов – от 1 до 3. Отклонение от темы позволяет вычесть 1 балл так  же, как и внесение несущественного  замечания, имеющего косвенное отношение  к учебной проблеме. В том же блоке по “Участию в обсуждении”  монополизация хода дискуссии ведёт  к вычитанию уже двух баллов, поскольку  решение должно исходить от группы, что требует личного участия  в обсуждении. Ребёнок может получить минус 3 балла за самоустранение от работы, предусматривающее невнесение личного вклада в решение.

       В разделе “Соблюдение правил ведения  дискуссии” подобный отказ от взаимодействия с конкретным собеседником также  влечёт снятие трёх баллов. Нарушение  правил, выражающееся в критике личностей, а не идей, которые они высказывают, оценивается в минус 2 балла, поскольку  базируется на оскорблении человека, а не на критике его взглядов.

       В блоке по оценке взаимодействия с  членами группы искажение мысли  собеседника приводит к снятию 2 баллов, так как демонстрирует  недостаточную степень заинтересованности и умения выслушать собеседника.

       По  завершении этапов подготовки и презентации  наблюдатель суммирует количество баллов, выражающий позитивный и негативный стиль поведения членов группы, что  является основой для составления  рейтинга работы участников группы.

       II. Лист оценки качества работы  группы. Заполняется супервайзером.  Является базой для заполнения  “Сводного рейтинга работы групп”. Представлен в табличной форме,  по горизонтали расположены порядковые  номера рабочих групп, по вертикали  – показатели для оценки качества  внутригруппового взаимодействия. Среди них выделяются:

           – распределение ролей. Заполняется  на этапе погружения в проблему, учитывается степень согласованности  действий и принцип добровольности принятия роли, возможность подчинения мнению большинства;

           – ход обсуждения. Оценивается стиль  группового взаимодействия с точки  зрения толерантного поведения в  коллективе, спектр проявления которого дифференцируется от эмпатии до игнорирования  конкретных представителей;

           – способы разрешения конфликта мнений. Отслеживается линия взаимодействия “один – большинство” через  выявление склонности к мирному, “демократическому”, урегулированию путём убеждения или авторитарному  стилю, выражающемуся в подавлении меньшинства;

           – принцип выбора выступающего (спикера);

           – уровень исторической компетентности. Фиксируется на этапе заслушивания групповых презентаций, связан с  применением имеющихся знаний для  творческой выработки нового знания, его “интериоризации”.

       III. Лист оценки качества работы  наблюдателей. Заполняет супервайзер.  Требует количественной оценки  работы наблюдателей, выражающейся  в довольно широком диапазоне  от фиксации излишне высокой  степени выраженности того или  иного критерия до констатации  факта его отсутствия.

       По  вертикали расположены критерии оценки и ФИО наблюдателей, которые  вписываются в колонки с указанием  номера. На этапе подготовки супервайзер  заполняет только колонку “Вмешательство в ход группового обсуждения”, в  которой фиксируется наблюдений правил взаимодействия наблюдателя  и группы. Все последующие графы  заполняются супервайзером после  представления наблюдателями всех групп Листов оценивания дискуссии  и Сводного рейтинга работы группы во внеурочное время.

       Показатель  “корректность высказывания мнений о работе членов группы” предполагает оценку степени взвешенности суждений наблюдателя и выражение своего отношения в вежливой форме с  учётом позитивного настроя. В совокупности с оценкой “полноты отражения  информации о ходе групповой дискуссии” супервайзер может делать выводы о степени беспристрастности  позиции наблюдателя и его  компетентности в выполнении своей  роли.

       Графа “мотивированность оценок, выставленных членам группы” является своего рода подведением итогов по работе наблюдателя. Оценивается супервайзером на основе учёта вышеизложенных показателей  и служит основанием для заполнения “Сводного рейтинга работы наблюдателей”.

       Заполнение  Сводных рейтингов  работы.

       I. Сводный рейтинг работы группы. Составляет наблюдатель. Представляет  собой геометрическую фигуру  с условными ступенями, вписанную  между осями оценки работы  учащихся:

       1) по степени активности и кооперации. Предусматривает оценку деятельности  каждого члена группы в рамках  группового взаимодействия. Выражает  реализуемую на практике готовность  проявлять партнёрский стиль  поведения. Оценивается степень  выраженности указанных качеств  и навыков: от признания высокого  уровня сформированности до констатации  низкой степени демонстрации  их во взаимодействии;

       2) шкала отметки, являющаяся количественным  выражением оценки деятельности  по первой оси. В рейтинге  заметна корреляция обеих шкал.

       В пространство условной геометрической фигуры вписываются фамилии участников группы в ранжированном порядке. Необходимо, чтобы были даны пояснения  напротив или рядом с фамилией, доказательно обосновывающие помещение  того или иного участника на каждую ступень. Иными словами, требуется  провести сравнительный анализ работы членов группы и выстроить сводный  рейтинг их работы.

       II. Сводный рейтинг работы групп.  Составляет супервайзер. Принцип  заполнения в целом соответствует  “Сводному рейтингу работы группы”.  Отличие состоит в том, что  по первой шкале оценивается  степень успешности взаимодействия  групп для достижения эффективного  решения учебной проблемы по  выработке коллективного группового  решения. Оценка производится  на основе отслеживания “диалогичности”  в группах, поиска оптимальных  средств преодоления конфликтных  ситуаций учебного и организационного  характера.

       III. Сводный рейтинг работы наблюдателей. Принцип фиксации материала и  выстраивания рейтинга аналогичен  вышеописанным. Под степенью компетентности  наблюдателя понимается знаниевая  и организационная сторона в  работе по технологии “Аквариум”.

       Организация пространства.

       Проведение  уроков по технологии “Аквариум” требует  определённой организации пространства в классе. Поскольку работа проводится на двух кругах, то схематично посадка  детей может выглядеть следующим  образом.

       Во  внешнем круге находятся члены  групп, во внутреннем – наблюдатели. Центр внутреннего круга занимает стол супервайзера

       Виды  “Аквариума”

       1. “Мини-аквариум”. Используется  как часть урока, соблюдаются  не все этапы проведения. Может  отсутствовать так называемый  “нулевой цикл” работы, сокращён  рефлексивный этап и посткоммуникативный.  При этом ведущая роль принадлежит  учителю, который занимается подбором  источниковой базы, формулированием  заданий для групп и темы  дискуссии.

       Допускается:

       а) сокращение времени на каждый из этапов (подготовительный, презентации, рефлексии); 
б) уменьшение либо частичное распределение ролей внутри группы, т. е. не полный их набор.

       “Мини-аквариум”  наиболее целесообразно использовать как форму объяснения нового материала, форму контроля за знаниями и умениями учащихся. Для работы по технологии “Аквариум” в подобном усечённом  варианте нет необходимости устанавливать  жёстко фиксированную периодичность  проведения.

       2. “Аквариум”. Частота проведения  – не реже 1 раза в четверть. В наиболее подготовленном классе  по желанию учителя проводится  “нулевой цикл”. Общим требованием  является жёсткий контроль за  соблюдением и распределением  времени на каждый этап.

       Характеристика  этапов работы представлена в таблице.

       Принципы  выставления итоговой оценки.

       1) Итоговая оценка каждого учащегося  выставляется учителем и складывается  из нескольких составляющих, что  позволяет максимально снизить  степень её субъективности со  стороны учителя:

       – оценка, выставленная группой; 
– оценка, выставленная наблюдателем; 
– оценка, выставленная супервайзером.

       2) Каждый учащийся получает 2 оценки:

       – за личный вклад в работу группы (оценивается умение коллективного  сотрудничества); 
– за знание фактического материала и умение оперировать сведениями из исторических источников, продемонстрированные во время этапов подготовки и обсуждения учебной проблемы.

       3) Доверие к ребёнку, признание  за ним права на оценку деятельности  других (субъектная позиция учащихся).

       Комментарий к этапу презентации  результатов.

       На  этапе презентации результатов  работы групп супервайзер (или учитель) заполняет схему анализа, отмечая  в нужной графе при помощи любого условного значка тип вопросов и  правильность оформления ответов групп  в речи.

       Условно по содержанию “проблемные” опросы подразделены на шесть типов, которые охватывают основные общеучебные и конкретно  предметные умения и навыки. Подсчет  количества ответов и вопросов определенного  типа поможет выявить как наиболее активную группу, так и специфику  каждой группы в отдельности по предпочтению вопросов определенного типа.

       Немаловажной  частью является и грамотность речи учащихся, соблюдение языковой нормы  с учетом предметной направленности занятий. При этом под “наличием  модернизации событий” следует понимать способность учащихся избегать оценок событий прошлого с позиций современности, избегать употребление терминов, не соответствующих  эпохе, о которой идет речь в учебном  задании.

       Интерпретация полученных в ходе анализа данных позволит определить группу – лидера, обладающую более высоким уровнем  развития умений и навыков устной речи и критичности мышления.

       Классификация типов “Аквариума”(на примере уроков истории и обществознания):

       1. Альтернативный. Изучение возможностей  и оценка вероятности альтернативного  пути развития в какой-либо  поворотной точке исторического  развития.  
ПРИМЕР: Существовала ли альтернатива террористическим методам борьбы радикальных течений общественной мысли последней четверти XIX века?

Информация о работе Технология интерактивного обучения в процессе преподавании математики