Влияние табакокурения на организм подростка и организация его профилактики в школе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 22:33, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: определение влияния табакокурения на организм подростка и организация его профилактики в школе. Задачи исследования: 1) Изучение и анализ литературы по затронутой проблеме. 2) Выявить причины, побуждающие подростков к злоупотреблению вредными привычками, рассмотреть возможности их профилактики. 3) Проанализировать результаты экспериментально - практической работы и дать рекомендации по использованию их в практике работы школы.
С целью показа вреда, который
наносит курение на организм подростка,
автором было проведено несколько классных
часов, на которых было показано пагубное
воздействие на организм подростков курения.
Например, в 7 классе учащимся
был показан на примерах вред, наносимый
курением на здоровье ребёнка (приложение
3).
После данной беседы учащимся
было предложено высказать своё отношение
к курению. В беседе они показали, что впервые
слышат приведённые примеры, тот, кто курит,
отметили в своих выступлениях, что не
задумываются о вреде, приносимом сигаретами,
высказали желание отказаться от этой
пагубной привычки.
В 7 классе была проведена индивидуальная
беседа с курящими детьми, которая помогла
ответить на вопрос, что мешает им бросить
курить (приложение 4).
По результатам теста получилось,
что один ученик относится к первой группе,
он легко может отказаться от курения,
другой ко второй, ему отказаться от курения
труднее. Первый ученик после бесед действительно
попробовал не курить.
Таким образом, в целях
профилактики курения были проведёны:
1. Классный час для учащихся
7 класса «О вреде курения табака». (приложение
3);
2. Внеклассное мероприятие
для учащихся 7 класса «Что мешает мне
бросить курить?» (приложение 4).
3. Классный час для учащихся
8 класса «Быть здоровым – это здорово»,
с проведением:
- сюжетно-ролевой игры «Умей
сказать: Нет!»
- конкурса пословиц с демонстрацией
детских рисунков (приложение 5).
4. Классный час для учащихся
8 класса «Здоровье не купишь – его разум
дарит» с проведением:
- игры «Крестики-нолики»
(приложение 6).
В конце профилактической работы
был проведен итоговый тест. Его результаты
приведены в таблице 8.
Таблица 8 - Результаты профилактической
работы
Не
курю
Курю
от случая к случаю
Курю регулярно
92
19
7
Результаты показали, что 5 учащихся
бросили курить.
Профилактические беседы способствовали
у ребят формированию желания бросить
курить.
С результатами анкетирования
учащихся школы педагогический коллектив
был ознакомлен на семинаре. Надеемся,
что результаты анкетирования помогут
спланировать профилактическую работу
в данном учебном заведении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данной работы выяснены
причины, толкающие подростков на злоупотребление
вредными привычками, проанализирован
вред никотина, алкоголя, наркотиков на
здоровье подростка. Также мы остановились
на изучении вопросах профилактики вредных
привычек в России и развитых странах
мира. Важно на современном этапе развития
общества формировать у учащихся здоровый
образ жизни.
Здоровый образ жизни формируется
всеми сторонами и проявлениями общества,
связан с личностно-мотивационным воплощением
индивидом своих социальных, психологических
и физиологических возможностей и способностей.
От того, насколько успешно
удается сформировать и закрепить в сознании
принципы и навыки здорового образа жизни
в молодом возрасте, зависит в последующем
вся деятельность, препятствующая раскрытию
потенциала личности. По современным представлениям
в понятие здорового образа жизни входят
следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий
(курение, употребление алкогольных напитков
и наркотических веществ);
- оптимальный двигательный
режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Сложившаяся система школьного
образования не формирует должной мотивации
к здоровому образу жизни. Действительно,
большинство людей знают, что курить, пить
и употреблять наркотики вредно, но очень
многие взрослые привержены этим привычкам.
Никто не спорит с тем, что надо двигаться,
закаляться, но большинство взрослых людей
ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное,
нерациональное питание приводит к увеличению
числа людей с избыточным весом и всеми
вытекающими последствиями. Трудности
современной жизни оставляют весьма мало
места для положительных эмоций. Изложенное
позволяет сделать вывод, о том, что “знания"
взрослых людей о здоровом образе жизни
не стали убеждениями, что нет мотивации
к заботе о собственном здоровье. Одной
из составляющих здорового образа жизни
является отказ от разрушителей здоровья:
курения, употребления алкогольных напитков
и наркотических веществ. О последствиях
для здоровья, которые возникают в результате
этих пристрастий, существует обширная
литература. Если говорить о школе, то
действия учителя должны быть направлены
не на то, чтобы школьник бросил курить,
употреблять спиртные напитки и наркотические
вещества, а на то, чтобы школьник не начал
этого делать. Иначе говоря, главное - профилактика.
Успешная борьба с тем или иным негативным
явлением возможно в том случае, когда
известны причины этого явления.
Что касается табакокурения,
то подавляющее большинство школьников
впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах,
и движет ими, прежде всего, любопытство.
Убедившись в том, что курение сопровождается
неприятными ощущениями (горечь во рту,
обильное слюнотечение, кашель, головная
боль, тошнота), дети к табаку больше не
тянуться, во 2-6 классах курят считанные
единицы. А вот в более старшем возрасте
число курящих школьников начинает расти,
и причины этого уже иные, нежели любопытство.
Согласно исследованиям социологов, чаще
всего это подражание более старшим товарищам,
особенно тем, на кого хотелось бы походить
(в том числе и родителям), желание казаться
взрослым, независимым, желание “быть
как все" в курящей компании. Причиной
курения подростков в ряде случаев является
и строгий запрет родителей, особенно
в тех случаях, когда сами родители курят.
Также весомый вклад в то, что подростки
начинают курить, вносит реклама табачных
изделий в средствах массовой информации.
Чрезвычайно важно исключить также табакокурение
из действий героев кино - и телефильмов
и театральных пьес. Очень важно вести
борьбу с курением среди родителей силами
самих школьников. И, наконец, сам педагог
ни в коем случае не должен быть курящим
человеком (во всяком случае школьники
не должны его видеть курящим).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
Александров
А.А. Курение и его профилактика в школе.
- М.: Медиа Сфера, 1996. - 96 с.
Ахметова
И. Мой выбор: Учебно-методическое пособие
для учителей средней школы. - М., 2003. - 79
с.
Горелов
П.Г. Хмель, сон, явь. - М.: Просвещение, 1991.
- 335 с.
Гранкин
П.Г. Табак и верзилу сведет в могилу! //
Воспитание школьников. - 2003. - с.70-74.
Грушецкая
Т. Нет - алкоголизму, курению и наркотикам.
// Воспитание школьников. - 2000. - №4. - С.58-64.
Журнист
Л.А., Лобанова Н.С. Суд над табаком. // Читаем,
учимся, играем. - 2000. - Вып.4. - с.102-105.
Зарубежный
опыт первичной профилактики злоупотребления
психоактивных веществ среди несовершеннолетних.
Учебно - методическое пособие /Под ред.Л.М.
Шипициной. М.: Московский городской фонд
поддержки школьного книгоиздания, 2004.
- 101 с.
Ланда
Б.Х. Методика комплексной оценки физического
развития и физической подготовленности:
учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2005.
- 192 с.: ил.
Латчук
В.Н. и др. Основы безопасности и жизнедеятельности.10
кл.: Учебник для общеобразовательных
учреждений. - М.: Дрофа, 2004. - 320 с.
Левин
Б.М. Наркомания и наркоманы. - М.: Просвещение,
1991. - 160 с.
Маттссон
Я. Наркотики: информация для учителя и
других специалистов. - Швеция: Нора Сконе
Оффсет, 1998. - 128 с.
Макеев
А.Г. Не допустить беды: Пед. Профилактика
наркотизма школьников: Пособие для учителя.
- М.: Просвещение, 2003. - 191 с.
Немов
Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш.
пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.2. Психология
образования. - 2-е изд. - М.: Просвещение:
ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
Никитин
А.Ф. Трезвость - норма жизни. - М.: Просвещение,
1987. - 64 с.
Николаева
Л.П. Уроки профилактики наркомании в школе.
- М.: Московский психолого-социальный
институт: Воронеж: Изд. ППО "МОДЭК",
2000. - 89 с.
Основы
здорового образа жизни (Образование и
здоровье): Библиографический указатель
- справочник для работников образовательных
учреждений / Ред. В.В. Судаков, Сост.: Б.Б.
Быков и др. - Вологда: Изд. Центр ВИРО, 2006.
- 192 с.
Панков
Д., Д Медицинские и психологические проблемы
школьников - подростков: разговор учителя
с врачом. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 239 с.
Полишко
В.В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности.
Учебное пособие 5-11 классы. - Смоленск:
Вентана-Граф, 1995. - 217 с.
Примаченко
А.А. Алкоголь и несовершеннолетние. - Минск:
Наука и техника, 1987. - 72 с.
Профилактика
подростковой наркомании. Навыки противостояния
и сопротивления распространению наркотиков.
- М.: Центр: "Планетариум", 2004. - 96 с.
Синяков
А.Ф. Познать себя (самоконтроль физкультурника).
- М.: Советский спорт, 1990. - 40 с.
Смирнов
Н.К. Здоровьесберегающие образовательные
технологии в работе учителя и школы. -
М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.
Соломзес
Джон Наркотики и общество. - ОСР Палек,
1998. - 432 с.
Школа
без наркотиков: Книга для педагогов и
родителей / Под научной ред. Л.М. Шипицыной
и Е.И. Казаковой. - 3-е изд., испр. и доп. -
СПб.: Издательство "Образование - Культура",
2002. - 160 с.
Чаклин
А.В. Как изжить вредные привычки. - М.: Знание,
1988. - 85 с.
Ягодинский
В.Н. Уберечь от дурмана. - М.: Просвещение,
1989. - 96 с.
Ягодинский
В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя.
- М.: Просвещение, 1986. - 104 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для учеников средних
классов
1. Куришь ли ты? а) не
курю; б) курю от случая к случаю;
в) курю регулярно
2. Пробовал ли курить?
а) нет; б) пробовал и не стал
продолжать; в) пробовал и стал
продолжать
3. Почему ты начал курить? а)
подражание взрослым; б) хотел стать своим
в кампании; в) сигареты часто рекламируют;
г) это модно; д) из интереса; е) предложили
друзья; ж) другое
4. Курят ли в твоей семье? а)
да; б) нет; в) иногда
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета по выявлению отношения
к курению
Знают ли родители, что вы курите?
Как родители реагируют на курение?
Пробовали ли вы бросить курить?
Хотели бы вы бросить курить?
5. Какова реакция родителей
на то, что вы курите:
а) ругают;
б) убеждают бросить;
в) безразличны.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Конспект классного часа "О
вреде курения табака"
Беседа.
Все пороки от безделья. Народная поговорка.
Цели:
- предоставить учащимся объективную
информацию о последствиях курения и выработать
представление о негативном влиянии курения.
- сформировать у учащихся умения
и навыки, позволяющие снизить риск приобщения
к сигаретам.
- стимулировать процесс прекращения
курения среди курящих школьников, сделать
этот процесс менее болезненным.
Губительная Сигарета.
О вреде курения сказано немало.
Однако беспокойство ученых и врачей,
вызванное распространением этой пагубной
привычки, растет, так как пока еще значительное
число людей не считает курение вредным
для здоровья. Курение - не безобидное
занятие, которое можно бросить без усилий.
Это настоящая наркомания, и тем более
опасная, что многие не принимают всерьез.
Никотин - один из самых опасных
ядов растительного происхождения. Птицы
(воробьи, голуби) погибают, если к их клюву
всего лишь поднести стеклянную палочку,
смоченную никотином. Кролик погибает
от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли.
Для человека смертельная доза
никотина составляет от 50 до 100 мг, или
2-3 капли. Именно такая доза поступает
ежедневно в кровь после выкуривания 20-25
сигарет (в одной сигарете содержится
примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4
мг попадает в кровь). Курильщик не погибает
потому, что доза вводится постепенно,
не в один прием. К тому же, часть никотина
нейтрализует формальдегид - другой яд,
содержащийся в табаке. В течение 30 лет
такой курильщик выкуривает примерно
20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая
в среднем 800 г никотина. Систематическое
поглощение небольших, не
Продолжение приложения 3
смертельных доз никотина вызывает
привычку, пристрастие к курению. Никотин
включается в процессы обмена, происходящие
в организме человека, и становится необходимым.
Однако если некурящий человек в один
прием получит значительную дозу никотина,
может наступить смерть. Такие случаи
наблюдались в разных странах.
Нашим крупным ученым - фармакологом
Н.П. Крафковым описана смерть молодого
человека после того, как он впервые в
жизни выкурил большую сигару. Во Франции,
в Ницце, в итоге конкурса "Кто больше
выкурит" двое "победителей", выкурив
по 60 сигарет, умерли, а остальные участники
с тяжелым отравлением попали в больницу.
В Англии зарегистрирован случай, когда
длительно курящий 40 - летний мужчина ночью,
во время трудной работы, выкурил 14 сигар
и 40 сигарет. Утром ему сделалось плохо,
и, несмотря на оказанную медицинскую
помощь, он умер.
В литературе описан случай,
когда в комнату, где лежал табак в связках
в порошке, положили спать девочку, и она
через несколько часов умерла. Живущие
в накуренных помещениях дети чаще и больше
страдают заболеваниями органов дыхания.
У детей курящих родителей в течение первого
года жизни увеличивается частота бронхитов
и пневмонии и повышается риск развития
серьезных заболеваний. Табачный дым задерживает
солнечные ультрафиолетовые лучи, которые
важны для растущего ребенка, влияет на
обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара
и разрушает витамин "С" необходимый
ребенку в период роста. В возрасте 5-9 лет
у ребенка нарушается функция легких.
Вследствие этого происходит снижение
способностей к физической деятельности,
требующей выносливость и напряжения.