Влияние табакокурения на организм подростка и организация его профилактики в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определение влияния табакокурения на организм подростка и организация его профилактики в школе.
Задачи исследования:
1) Изучение и анализ литературы по затронутой проблеме.
2) Выявить причины, побуждающие подростков к злоупотреблению вредными привычками, рассмотреть возможности их профилактики.
3) Проанализировать результаты экспериментально - практической работы и дать рекомендации по использованию их в практике работы школы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ КУРЕНИЕ2.docx

— 117.39 Кб (Скачать файл)

Обследовав свыше 2 тыс. детей, проживающих в 1820 семьях, профессор С.М. Гавалов выявил, что в семьях, где курят, у детей, особенно в раннем возрасте, наблюдаются частые острые пневмонии и острые респираторные заболевания. В семьях, где не было курящих, дети были практически здоровы.

Продолжение приложения 3

У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают

эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Так, ученые ГДР В. Гибал и Х. Блюмберг при обследовании 17 тысяч таких детей выявили отставание в чтении, письме, а также в росте.

Заметно возросло количество аллергических заболеваний. Советскими и зарубежными учеными установлено, что аллергизирующим действием обладает никотин и сухие частицы табачного дыма. Они способствуют развитию многих аллергических заболеваний у детей, и чем меньше ребенок, тем больший вред причиняет его организму табачный дым. Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам - балеринами, певицами и др.) Курение и школьник несовместимы. Школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Внеклассное мероприятие "Что мешает мне бросить курить?"

На вопрос "Что мешает мне бросить курить?" многие затрудняются ответить. Но для того, что бы бросить курить, нужно узнать, в чем же состоит основная мотивация курения. Итак, попробуйте для начала ответить на вопрос "Что привлекает меня в курении?" (ответов может быть несколько!)

1. Это помогает мне держать себя в рабочей форме.

2. Мне доставляет удовольствие держать сигарету в руках.

3. С сигаретой мне легче расслабиться, у меня появляется чувство раскованности.

4. Закуриваю, если чем-нибудь расстроен.

5. Мне просто не по себе, когда под рукой нет сигареты.

6. Курю автоматически, не задумываясь о причинах.

7. Курю, чтобы собраться, сосредоточиться.

8. Сам процесс прикуривания доставляет мне удовольствие.

9. Мне приятен запах табака.

10. Закуриваю, когда волнуюсь.

11. Когда я не курю, мне будто чего-то не хватает.

12. У меня такое ощущение, что я курю одну сигарету: пока старая догорает в пепельнице, я, не замечая, прикуриваю новую.

13. Когда я курю, мне кажется, что я становлюсь бодрее.

14. Смотреть на дым от сигареты доставляет мне удовольствие.

15. Чаще всего я курю, когда мне хорошо, я спокоен и умиротворен.

16. Курю, когда мне скучно или не хочется ни о чем думать.

17. Если я какое-то время не курю, то начинаю испытывать неудержимое желание сделать это.

18. Иногда случается, что я закурил автоматически, несознательно.

Результаты теста

Итак, определите, к какой группе Вы относитесь.

Продолжение приложения 4

Группа мотивов

Номера ответов

Наименование мотива

Группа А

1, 7, 13

Мотив стимулирования

2, 8, 14

Удовольствие от самого процесса курения

3, 9, 15

Снятие напряжения, придание бодрости

Группа В

4, 10, 16

Снятие напряжения, придание бодрости

5, 11, 17

Неконтролируемое желание закурить, психофизиологическая зависимость

6, 12, 18

Привычка

И сделайте выводы!

Группа А: Ваша зависимость от табака, скорее, психологического, чем физиологического характера. В принципе, занимая руки чем-то более "безопасным", чем сигарета (карандаш, ручка), Вы легко могли бы избавиться от курения. У Вас очень высокие шансы, что Вам будет нетрудно отказаться от курения.

Группа В: Если Вы действительно захотите бросить курить, Вам будут необходимы сила воли, готовность преодолеть себя. Вам придется нелегко. Но свое здоровье и здоровье своих близких того стоит.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Классный час для учащихся 8-го класса.

Быть здоровым - это здорово!

Цель:

Формирование психологической установки: "Человек, который заботится о своём здоровье, заботится о своём будущем".

Задачи:

1. Выявить, насколько хорошо  учащиеся владеют информацией  о том, что такое здоровье, здоровый  образ жизни;

2. Создать положительную  мотивацию к ведению здорового  образа жизни;

3. Показать отрицательное  влияние вредных привычек на  жизнь и здоровье человека;

4. Выработать убеждение о недопустимости курения в детском возрасте.

Оборудование:

- Карточки с заданиями для сюжетно-ролевой игры "Умей сказать: Нет".

Подготовительный период:

За неделю до классного часа детям даётся задание дома с помощью родителей:

1. Собрать информацию  о вреде курения, о здоровом  образе жизни.

2. Нарисовать рисунки  и подобрать пословицы на тему: "Быть здоровым - это здорово".

Ход мероприятия.

Сюжетно - ролевая игра. "Умей сказать: НЕТ"

Задание командам: придумать и разыграть ситуацию, когда человека принуждают закурить. Каждая команда выбирает героя. Задача командам - уговорить героя, а задача героя устоять. На обдумывание три минуты.

Вариант 1. В школьном дворе тебя подозвали ребята и предлагают попробовать закурить.

Продолжение приложения 5

Вариант 2. Вечером, возвращаясь домой, ты сталкиваешься на лестничной площадке с компанией соседских ребят, все они курят. Протягивают сигарету и тебе.

Оценивается по умению устоять уговорам.

Домашнее задание. Конкурс пословиц с демонстрацией детских рисунков. Здоровье всего дороже. Здоровья не купишь. Сон лучше всякого лекарства. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. Меньше пить - дольше жить. Вино полюбил - семью разорил. Вино вину творит. Трезвый в грязь лицом не кинется. Поздоровавшись с водкой, попрощайся с умом. Когда появляется вино, удаляется мудрость. Вино ремеслу не товарищ. Хмель шумит - ум молчит. Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким растёт. Курить - здоровью вредить. Если куришь - быстро бросай и здоровье поправляй. Поскорей бросай курить, чтобы рост не прекратить.

Учитель: Здоровье - неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшний классный час не прошел даром, и вы многое почерпнули из него. "Ведь здоров будешь - всё добудешь!" Так будьте здоровы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Конспект классного часа на тему: «Здоровье не купишь - его разум дарит»

Задачи:

1. Показать отрицательное влияние вредных привычек на жизнь и здоровье человека.

2. Выработать убеждение о недопустимости курения в детском возрасте.

Оборудование: для игры "Крестики-нолики" готовится игровое поле, состоящее из 9 клеток. Подготовлены вопросы.

Ход мероприятия:

Учитель:

В век технического прогресса, компьютеризации, в эпоху рыночных

отношений, как вы думаете, что для нас дороже всего? (ответы детей). Конечно же, здоровье! Здоровье человека - это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. А что вы понимаете под словом здоровье? Здоровье не только физическое состояние, но и психологическое, духовное. Здоровье человека на 50% зависит от того, как он живёт, чем занимается, т.е. от образа жизни. Девизом нашего классного часа мы взяли поговорку: "Здоровье не купишь - его разум дарит" (загадки на составляющие здорового образа жизни): - Без этой составляющей человек не может прожить больше трёх суток, на неё отводится больше всего времени. (Сон) - Спасает от усталости, от лени, от сонливости, улучшает работу мозга, помогает оставаться бодрым и сильным. (Движение) - Бесценный дар природы, средство закаливания, тренирует наши лёгкие, нервы, кровеносные сосуды. (Свежий воздух). Составляющими здорового образа жизни являются: (на доске крепим карточки): СОН, ПИТАНИЕ, ДВИЖЕНИЕ, ТРУД, ОТДЫХ, СВЕЖИЙ ВОЗДУХ.

Конкурс «Крестики-нолики».

В игре участвуют две команды. Одна команда игроков называется "крестики", другая "нолики" При правильном ответе команда вправе в пустой

 

Продолжение приложения 6

клеточке сделать пометку "X" и "О". Победить в игре команды могут в двух случаях:

1) как только у какой-либо  команды на игровом поле образуется  выигрышная ситуация, а именно: три  их знака расположены подряд  по любой вертикали, горизонтали  или диагонали;

2) каких знаков на игровом  поле в конце игры будет  больше.

Варианты вопросов:

1. Его не купишь ни  за какие деньги. (Здоровье)

2. Что милей всего на  свете? (Сон)

3. Массовое заболевание  людей? (Эпидемия)

4. Рациональное распределение  времени? (Режим)

5. Тренировка организма  холодом. (Закаливание)

6. Жидкость переносящая  в организме кислород. (Кровь)

7. Наука о чистоте. (Гигиена)

Информация о работе Влияние табакокурения на организм подростка и организация его профилактики в школе