Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 15:09, лекция
1. Предмет, цель и основные задачи гигиены и гигиенической практики; некоторые аспекты терминологии в области гигиены.
2. Значение гигиенических знаний в практике врача лечебного профиля (педиатра, стома-толога, провизора, менеджера здравоохранения; вопрос не освещается на медико-профилактическом факультете и при проведении всех видов последипломной подготовки).
3. Общая характеристика основных групп факторов, воздействующих на человека в про-цессе жизнедеятельности; их ранжирование.
4. Виды профилактики; роль отдельных видов профилактики в повышении уровня здоро-вья населения.
5. Законы (постулаты) гигиены; их роль в разработке профилактических мероприятий.
6. Дифференциация гигиены и гигиенической практики на современном этапе их разви-тия.
7. Связь гигиены с другими науками; роль смежных научных дисциплин в обосновании и разработке профилактических мероприятий.
8. Общая методология и методы гигиены.
9. Деонтологические принципы в деятельности врача-гигиениста (для медико-профилактического факультета и для всех видов последипломной подготовки).
Гигиена питания:
23
Гигиена детей и подростков:
Радиационная гигиена:
Военная (военно-морская) гигиена:
Гигиена транспорта:
Личная гигиена (валеология) и гигиена спорта (в первом вопросе).
Гигиена окружающей среды (медицинская экология) (в первом вопросе).
Общая гигиена:
7. Связь гигиены с другими науками; роль смежных научных дисциплин в обосновании и разработке профилактических мероприятий
Одной из особенностей гигиены как науки является широчайшее и повседневное использование для достижения своей цели знаний, законов, положений других наук. Причем в данном плане могут быть использованы любые научные дисциплины (отрасли). Однако, представляется возможность выделить те науки, которые наиболее востребованы гигиеной для научного обоснования своих положений, гигиенических рекомендаций. Эти научные отрасли и дисциплины представлены ниже.
24
Биохимия.
Примеры связи:
1. Экспериментальное обоснование
гигиенических нормативов, например,
предельно допустимых
2. Научное обоснование лечебно-
Нормальная физиология.
Примеры связи.
1. Научное обоснование
2. Научное обоснование
Патологическая физиология.
Примеры связи.
1. Коль скоро гигиена призвана изучать характер воздействия тех или иных факторов и условий среды обитания на здоровье, то необходим существенный научный базис в области патогенеза развития тех или иных заболеваний и нарушений, а именно патологическая физиологии изучает закономерности развития патологического процесса.
2. Основные положения
Эпидемиология.
Эпидемиология – медицинская наука, изучающая закономерности распространения заболеваний. Таким образом, само определение данной медицинской науки свидетельствует о том, что она в гигиенических исследованиях наиболее востребована, так как закономерности распространения заболеваний зависят, прежде всего, от гигиенических факторов среды обитания человека.
Примеры связи.
1. Изучение закономерностей
2. Знание основ
Микробиология.
Примеры связи.
1. Коль скоро гигиена должна
разрабатывать
2. В гигиенической практике
25
Токсикология (профилактическая токсикология).
Примеры связи.
1. Достаточно глубокие знания
в области токсикологии
2. Токсикология является научным
базисом для оценки эколого-
Химия и физика.
Примеры связи.
1. Химические и физические
2. Знания основ физики и химии необходимо при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора
Информатика и статистика.
Примеры связи.
1. Вторая задача гигиенической
науки (изучение закономерностей
влияния факторов среды
2. Основные положения
Основные научные разделы клинической медицины.
Примеры связи.
1. Гигиенист необязательно
2. Результаты массовых
Социально-экономические науки.
Примеры связи.
1. Четвертая группа факторов, определяющая уровень здоровья населения, как указано выше, это социальные и социально-экономические факторы, для объективной оценки которых как детерминанта нездоровья необходимо знание основ социально-экономических наук.
2. Показатели социально-
Перечень используемых гигиенистами и санитарными врачами научных дисциплин, как и примеров их использования, может быть значительно расширен. Еще раз необходимо в связи этим указать, что приведены лишь наиболее часто используемые в гигиене науки.
26
Роль смежных научных дисциплин для развития гигиенической науки и реализации практических профилактических мероприятий чрезвычайно велика. Если исходить из сущности определения гигиены, то она должна дать оценку самым разнообразным факторам и условиям среды обитания, степени воздействия этих факторов на организм человека. В конечном итоге эффективность деятельности гигиенистов и санитарных врачей в значительной степени зависит от того, насколько полно используются ими для решения своих задач достижения смежных областей науки.
В заключение настоящего вопроса можно отметить весьма интересный факт, свидетельствующий о том, что гигиенисты не только используют в своей деятельности достижения других наук, но зачастую в свою очередь способствуют их развитию. Например, в свое время интенсивно велись разработки гигиенических регламентов атмосферных загрязнений (предельно допустимых концентраций). Причем целый ряд атмосферных загрязнений обладали высокой токсичностью и опасностью в микроконцентрациях, определение которых не мог обеспечить имеющийся методический базис аналитической химии. В результате гигиенистами были разработаны чувствительные современные методик, в частности, газохроматографических, измерения малых концентраций химических веществ в атмосферном воздухе. Примеры обогащения гигиенистами содержания других наук можно было бы продолжить в отношении физиологии, патофизиологии и т. д.
8. Общая методология и методы гигиены
Как и во всех науках, так и в гигиене залог успешного развития, достижения своей цели и решения задач – использования адекватной методологии. Достаточно отметить упомянутый выше факт, что гигиена именно как наука начала свое развитие только тогда, когда решение ее задач, получение научно обоснованных объективных данных было обеспечено методически. Сегодня выбор адекватных методологии, методов методик исследований является одним из основных условий получения достоверных научных результатов, одним из критериев оценки научных исследований. К сожалению, многолетняя деятельность автора по организации и осуществлению гигиенических исследований, в том числе и осуществляемых в комплексе с другими организациями, свидетельствует об отсутствии четкого понимания многими специалистами сущности понятий, приведенных выше, корнем которых является «метод». Приводим классические определения понятий в области методологии.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и принципах построения, формах и способах научного познания.
Метод – (от греческого méthodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Методика – способ измерения, определения, оценки какого-либо конкретного фактора, явления, условия.
Методология гигиены включает в себя:
27
Методы гигиены:
Информация о работе Гигиена как наука и область практической деятельности