Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 08:17, реферат
В 1991г. 28 июня был принят Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (обязательное медицинское страхование – ОМС). Основными целями закона были социальная защита и гарантированный равный доступ к медицинской помощи. Этот вариант закона предполагал достижение целей путем привлечения дополнительного, не зависящего от бюджета источника финансирования, и изменении схемы финансирования здравоохранения. ОМС пришел на смену советского Нового Хозяйственного Механизма (далее НХМ).
В
1991г. 28 июня был принят Закон «О медицинском
страховании граждан в
1.1 Особенности
Нового Хозяйственного
Механизма.
Возможны две модели хозяйственного механизма:
1) Преимущественно административная
система управления
2) Система
управления, основанная
на экономических методах
хозяйствования.
Вторая модель появилась в отечественном
здравоохранении в конце 80-х годов и получила
название нового хозяйственного механизма
(НХМ).
Внедрение НХМ в здравоохранение преследовало
следующие цели:
1. Стимулирование инициативы
трудовых коллективов
через механизмы увеличения
их самостоятельности
2. Ускорение
развития материально-технической
базы за счет собственных
ресурсов
3. Обеспечение
нацеленности работы
на достижение высоких
конечных результатов
- укрепление здоровья
населения страны:
4. Активизацию
усилий самих граждан
в формировании и укреплении
своего здоровья.
Общая направленность перестройки
хозмеханизма заключается в переходе
от преимущественно административных
методов к экономическим методам руководства,
к управлению интересами через интересы,
в расширении демократических начал в
управлении, т. е. самоуправления, более
полном использовании новых форм хозяйствования,
передового опыта работы органов и учреждений
здравоохранения. ИХМ предусматривал
изменения в планировании, финансировании
и стимулировании труда.
В
ходе внедрения НХМ в здравоохранение
лечебно-профилактическим учреждениям
были предоставлены права в распоряжении
заработанными средствами, которые были
предусмотрены законом о государственном
предприятии. Это выражалось в праве: самим
утверждать штатные расписания, самостоятельно
дифференцировать оклады, различные доплаты,
премии; определять формы и системы заработной
платы, распределять средства, идущие
на оплату труда, в соответствии с трудовым
вкладом коллектива и каждого отдельного
работника. Все это осуществлялось наряду
с введением нового порядка формирования
фонда оплаты.
Новый хозяйственный
механизм в здравоохранении послужил
подготовительным этапом перехода к медицинскому
страхованию, школой экономического образования
для органов здравоохранения, руководителей
лечебно-профилактических учреждений
и рядовых медицинских работников. Впервые
в деятельности медицинских работников
появилась экономическая мотивация их
труда, заинтересованность в конечных
результатах, что в значительной мере
определяет их деятельность при медицинском
страховании в рыночных условиях.
При
бригадном подряде между
Преимущества: Позволяет
материально стимулировать труд большего
объема и более высокого качества (заинтересованность
медицинского работника в результатах
своего труда), в определенной мере решить
проблемы кадрового дефицита.
Недостатки: Необходимость
неполного укомплектования штатов, так
как только в таком случае появляется
существенная возможность материального
стимулирования
Более
совершенной формой является коллективный
подряд. Договор заключается между
органом здравоохранения, который
передает ассигнования учреждению здравоохранения
и предоставляет ему
Преимущества: Материальная
заинтересованность в труде, возможность
дифференцировать заработную плату в
зависимости от объема и качества труда
внутри подразделения (бригады).
Недостатки: Не позволяет
определить вклад в хозрасчетный доход
каждого подразделения в отдельности.
Эта возможность появляется с внедрением
внутриструктурного хозрасчета при коллективном
подряде
Наиболее высокой
формой организации и оплаты труда является
арендный подряд. Коллектив учреждения
заключает договор с органом управления
здравоохранения на аренду основных фондов
и приобретает полную самостоятельность
в их использовании. При этом коллектив
обязуется обеспечивать бесплатной и
качественной медицинской помощью население,
проживающее в зоне обслуживания.
1.2 Состояние здравоохранения в последствии рыночных реформ.
Постоянное
население РФ на по данным переписи
9 октября 2002 г. составляло 145,167 млн. человек.
На 1 января 2003 г. - 144,168 млн. Начиная с 1914
г. население на территории, которую занимала
РСФСР, а затем РФ, изменялось так, как
представлено на графике рис. 1-1.
Рис. 1-1. Население в пределах РСФСР и РФ, млн.чел (на начало года, до 2003 г. - оценка без учета итогов Всероссийской переписи населения 2002 года; 2003-2004 г. – с учетом итогов переписи)
Хотя
за ряд лет не имеется официальных
данных о численности населения
РСФСР, общая форма кривой вполне
определяется имеющимися точками. Судя
по главным параметрам кривой, в
советский период не произошло, за исключением
периода Великой Отечественной
войны, таких демографических
То сокращение населения России, которое началось в 1991 г. вместе с радикальной реформой, отражено на графике ниспадающей ветвью, она имеет примерно такой же наклон, как и в период Великой Отечественной войны.
При этом надо отметить, что на годы реформы пришелся значительный приток в РФ беженцев и переселенцев из других бывших республик Советского Союза. За их счет произошло пополнение населения РФ. За 1991-2003 гг. миграционный прирост населения РФ за счет обмена с другими странами составил 1,75 млн. человек. В основном этот прирост вызван большим притоком прибывших в РФ по сравнению с выбывшими при обмене со странами СНГ и Балтии. При обмене с “дальним зарубежьем” баланс обмена отрицательный – количество выехавших за 1991-2003 гг. из РФ превышает число прибывших на 1,59 млн. человек.
В
подавляющем большинстве
Рис. 1-2. Естественный прирост населения РСФСР и РФ с 1950 г.
(на 1000 человек)
Из приведенных на графике данных можно сделать два вполне очевидных вывода. Во-первых, вопреки утверждениям некоторых специалистов по демографии, резкое падение прироста населения, совпавшее по времени с ликвидацией советского государства и сменой общественного строя, вовсе не является следствием процессов, не связанных с реформой. В качестве таких процессов эти специалисты называют переход к городскому образу жизни и изменение типа семьи (сокращение числа детей в семье). Этот переход (урбанизация), произошел в СССР в 60-е годы, после чего соотношение городского и сельского населения стабилизировалось.
Действительно, урбанизация вызвала в РСФСР, как и на Западе, резкий спад рождаемости в 1960–1970 гг., что хорошо видно на рис. 1–2. Однако этот спад вовсе не привел ни к повышению смертности, ни к сокращению продолжительности жизни, ни к вымиранию населения. Ставшая в основном городской страной, РСФСР сохраняла стабильную демографическую динамику с ежегодным естественным приростом на уровне около 5 человек на 1000 (то есть около 700 тыс. новых граждан РСФСР в год).
Таким
образом, происходящие в России с
конца 80-х годов демографические
процессы не имеют никакого сходства
со снижением рождаемости в
Второй вывод заключается в том, что являются ложными настойчиво повторяющиеся утверждения, будто “вымирание населения в России началось давно, еще в 70-е годы”. В течение 20 лет – с 1968 по 1988 г. показатель естественного прироста населения РСФСР обнаруживает исключительную устойчивость и никакого демографического слома не предвещает. Это тоже хорошо видно на рис. 1-2.
Демографический слом является прямым следствием реформы. Причем он является следствием реформы как целого, то есть следствием смены типа жизнеустройства, а не краткосрочного потрясения на ее первой стадии. Даже в период 1999-2004 гг., который называют периодом «экономического роста», наблюдается стабильное вымирание населения РФ.
Показатель естественного прироста представляет собой результат сложения двух величин – числа смертей и числа рождений. Какова была динамика этих величин до перехода к радикальной фазе перестройки и реформы, можно видеть на следующем графике
Рис. 1-3.
Рождаемость и смертность
в РСФСР и РФ (на 1 тыс.
населения)
Следует обратить внимание на тот всплеск смертности, который начался в РФ после 1998 г., на новом витке реформы.
В Государственном докладе “О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1999 г.”, представленном Минздравом РФ и Российской Академией медицинских наук, указаны главные причины повышенной смертности населения РФ, прямо связанные с реформой:
“Долговременное массовое накопление неблагоприятных изменений в общественном здоровье населения в сочетании с воздействием хронически высокого уровня стресса, снижения качества жизни в условиях неудовлетворительного состояния социальной сферы и базовой медицины, недоступности высокоэффективных средств лечения для подавляющей части населения, криминализация общества и рост преступности”.
Рост смертности в годы реформы означал значительное сокращение средней продолжительности жизни. Ее показателем является т.н. ожидаемая продолжительность жизни при рождении. В 1986–87 гг. она составляла в РСФСР 70 лет (у мужчин 65, у женщин 74,5). Резкое падение этого показателя произошло в первый год радикальной фазы реформы – 1992. В 1994 г. этот показатель составлял для граждан РФ 64 года (57,6 года у мужчин и 71 у женщин). В 2003 г. ожидаемая продолжительность жизни в РФ составляла 65 лет.
Одним из самых прямых и быстрых следствий реформы явилось резкое увеличение смертности людей трудового возраста. Согласно данным “Демографических ежегодников России”, в 1990 г. в трудоспособном возрасте в РФ на 100000 человек населения умерло от всех причин 488 человек, а в 1994 г. – 841. Особенно сильно это ударило по мужчинам (759 и 1324 человека соответственно в 1990 и 1994 гг.). В 2001 г. в трудовом возрасте умерло на 100000 человек населения 750 человек, а из мужчин 1170.
1994
г. оказался самым тяжелым в
демографическом отношении на
первой стадии реформы. К
После этого пика смертность стала снижаться – как говорят, “реформа подобрала слабых”. Население стало приспосабливаться к новым условиям. Однако в последние годы, на новом витке рыночной реформы, рост смертности возобновился – в 2000 году число умерших достигло 1540, а в 2003 году - 1652 на 100000 человек населения.
Такой
скачок смертности не может быть объяснен
изменением в возрастной структуре
населения, тем более что больше
всего смертность повысилась среди
людей трудового возраста. Причины
смертности, в наибольшей степени влияющие
на демографическую ситуацию в России,
приведены в табл. 1-1.
Таблица 1–1. Число умерших в РФ по главным причинам смерти, тыс. человек
Причина смерти | 1990 | 1994 | 1997 | 2000 | 2001 | 2003 |
Всего
умерших от всех причин |
1656,0 | 2301,4 | 2015,8 | 2225,3 | 2254,9 | 2382,2 |
От
болезней системы кровообращения |
915,5 | 1230,4 | 1100,3 | 1231,4 | 1253,1 | 1336,7 |
От
несчастных случаев, отравлений и травм |
198,3 | 368,4 | 274,9 | 318,7 | 331,6 | 328,8 |
От
случайных отравлений алкоголем |
16,1 | 55,5 | 27,9 | 37,2 | 41,1 | 40,4 |
От самоубийств | 39,1 | 61,9 | 55,0 | 56,9 | 57,3 | 51,9 |
От убийств | 21,1 | 47,9 | 35,0 | 41,1 | 42,9 | 43,3 |
От болезней органов дыхания | 88,0 | 118,7 | 93,3 | 102,1 | 94,9 | 100,9 |
От цирроза и других болезней печени | 20,1 | 34,5 | 28,8 | 32,7 | 36,6 | |
От туберкулеза | 11,7 | 21,4 | 24,5 | 29,8 | 28,8 | |
От болезней нервной системы и органов чувств | 10,4 | 16,1 | 13,4 | 13,2 | 13,7 | |
От психических расстройств | 3,8 | 14,1 | 7,5 | 8,5 | 8,9 | |
От сахарного диабета | 9,3 | 14,7 | 13,5 | 11,5 | 11,2 | |
От
симптомов и неточно обозначенных состояний |
32,3 | 93,7 | 89,9 | 102,9 | 105,6 |