Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:56, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение особенностей национальной системы здравоохранения.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить общие принципы здравоохранения как системы.
2. Изучить экономические модели национальных систем здравоохранения.
3. Рассмотреть существующие системы здравоохранения в мире.
4. Рассмотреть систему здравоохранения России (экономические проблемы развития).
5. Предложить пути реформирования национальных систем здравоохранения.
Введение
1 Здравоохранение как система: общие принципы
1.1 Экономические модели национальных систем здравоохранения
1.2 Системы здравоохранения в мире
1.3 Характеристика национальных систем здравоохранения
2 Система здравоохранения России: экономические проблемы развития
2.1 Реформы российского здравоохранения: вопросы экономики
2.2 Угрозы для системы здравоохранения в России
2.3
3 Реформирование национальных систем здравоохранения как адаптация к глобальным процессам
3.1
Заключение
Список использованной литературы
В системе страхования лиц
наемного труда фонды
Страховой фонд программы
В системе национального
Кроме системы медицинского
Все перечисленное выше
Итак, в основе каждой из
Какая же из моделей
Таблица 1 - Национальные
модели здравоохранения Социально-
Социально-страховая |
Государственная |
Рыночная |
Тип модели | |||
Германия |
Япония |
Канада |
Франция |
Великобритания |
США |
Страна |
Здоровье – фактор, определяющий качество “человеческого капитала”. Медицинская услуга – затраты, необходимые для поддержания здоровья. |
Медицинская услуга – квази-общественное благо. Программы ОМС должны возмещать только часть затрат на медицинскую помощь. |
Медицинская услуга – общественное благо. Систему
здравоохранения должно |
Медицинская услуга – квази-общественное благо. Программы ОМС должны возмещать только часть затрат на медицинскую помощь. |
Медицинская услуга – общественное благо. Богатый платит за бедного, здоровый – за больного. |
Медицинская услуга – частное благо, т. е. обычный товар, который может быть куплен или продан. |
Принцип, лежащий в основе модели. |
8,1% |
6,6% |
8,7% |
8,5% |
6,0% |
14% |
Доля расходов на здравоохранение в ВВП |
ОМС – 60% ДМС – 10% Гос. бюджет – 15% Личные средства – 15%. |
ОМС – 60% Гос. бюджет – 10% Общественные фонды – 10% Личные средства – 20%. |
Федеральные фонды и фонды провинциальных бюджетов – 90% Фонды частных страховых компаний и добровольные пожертвования – 10% |
ОМС – 50% ДМС – 20% Гос. бюджет – 10% Личные средства – 20%. |
Государственный бюджет |
Частное страхование – 40% Личные средства – 20% Программы для пожилых и малоимущих – 40%. |
Источники финансирования |
Контроль осуществляют частные и государственные страховщики . |
Контроль осуществляется страховыми фирмами – частными страховщиками |
Контроль осуществляет государство. |
Контроль осуществляют страховщики: частные страховые фирмы и государственная организация социального страхования |
Контроль осуществляет государство в лице Министерства здравоохранения |
Контроль осуществляется страховыми фирмами – частными страховщиками |
Контроль за эффективностью расходования средств |
90% населения охвачено программами ОМС; 10% – программами ДМС; при этом 3% застрахованных в ОМС имеют ДМС |
40% населения
охвачено национальной 60% – профессионально- |
98–99% населения охвачено программами ОМС |
80% населения охвачено программами ОМС |
Всеобщая доступность |
Ограничивается платежеспособностью пациентов, программы для пожилых и малоимущих распространяются не на всех нуждающихся |
Доступность медицинского обслуживания |
Широкий спектр услуг за счет сочетания программ ОМС и ДМС |
Широкий спектр услуг за счет сочетания программ ОМС и ДМС |
Программы ОМС обеспечивают необходимый набор медицинских услуг, внедрение новых методик ограничено |
Широкий спектр услуг за счет сочетания программ ОМС и ДМС |
Широкий спектр профилактических мероприятий, набор лечебных услуг ограничен производственными возможностями |
Самые разнообразные лечебные и профилактические медицинские услуги |
Ассортимент доступных медицинских услуг |
Спрос на разнообразные медицинские услуги стимулирует внедрение новых технологий |
Спрос на разнообразные медицинские услуги стимулирует внедрение новых технологий |
Трудно преодолимые барьеры на пути внедрения новых технологий |
Спрос на разнообразные медицинские услуги стимулирует внедрение новых технологий |
Отсутствуют стимулирующие факторы, новые методы внедряются медленно |
Самые большие инвестиции в НИОКР осуществляются в сфере здравоохранения |
Использование новых технологий |
Цены, выражены в “очках”, цена “очка” пересматривается при изменении экономической ситуации |
Цены утверждаются Министерством здравоохранения и социального обеспечения |
Цены регулируются правительством, ежегодно пересматриваются, но изменяются медленно |
Цены регулируются правительством, пересматриваются 2 раза в год (как правило, возрастают) |
Финансовые средства рассчитываются на основе нормативов, учитывающих половозрастной состав населения |
Регулирование практически отсутствует. Цена формируется в результате соглашения между пациентом, страховщиком и ЛПУ |
Регулирование цен на медицинские услуги |
Для этого обозначим
Дефицит государственного бюджета.
Спад производства.
Высокий уровень безработицы.
Низкий уровень доходов населения.
Высокие темпы инфляции.
В условиях спада производства и роста безработицы, которые влекут за собой ухудшение качества жизни, потребность в медицинских услугах возрастает. Поэтому функционирование лечебно-профилактических учреждений нуждается, в первую очередь, в бесперебойном финансировании. Следовательно, в переходный период, с характерным для него дефицитом государственного бюджета, рассчитывать на эффективность государственной модели организации системы здравоохранения не приходится. Низкий уровень доходов населения и высокие темпы инфляции будут значительно ограничивать платежеспособный спрос на медицинские услуги со стороны частных лиц. Спад производства и ориентация на выживание не позволят фирмам осуществлять добровольное страхование своих работников. Поэтому использование рыночной модели в условиях переходного периода приведет к тому, что значительная часть населения не сможет получить необходимую медицинскую помощь. Особенно это касается таких социально незащищенных слоев населения, как пожилые люди, инвалиды, дети, поскольку это группы с наименьшими доходами, но с наибольшими потребностями в медицинском обслуживании. Столь негативные последствия в период экономико-политических реформ чреваты социальным взрывом.
Как уже отмечалось, в переходный
период потребности людей в
медицинском обслуживании
2 Система здравоохранения России: экономические проблемы развития
Проблемы, накопившееся в
Субъективная оценка
Хотелось бы обратить внимание
и на глобальные вызовы
Рост неравенства в доступе к медицинским услугам отмечается многими специалистами, и это несмотря на то, что в последнее время этот вопрос привлекает внимание на самых высоких уровнях. Происходит изменение тенденций в состоянии здоровья и структуре заболеваемости населения. На первый план в развитых странах выходят хронические заболевания, которые требуют других подходов к организации лечения и профилактики, чем инфекционные заболевания.
Угрозы для здоровья вытекают из действий человека, взаимодействия человека и окружающей среды и несчастных случаев и стихийных бедствий. К их числу можно отнести проблему с вакцинацией. Добровольность вакцинирования во многих странах и ложное чувство безопасности, когда в условиях высокого уровня вакцинирования снижается риск заболевания и родители отказываются от прививок, может в свою очередь привести к снижению уровня вакцинирования, повышению риска заболеваемости и возникновения эпидемий. Эволюция вирусов и повышение их устойчивости к соответствующим лекарствам ведет к появлению новых и возобновлению уже известных инфекционных заболеваний. Появились эпидемии таких инфекций, как ВИЧ и птичий грипп. Другая сторона рисков связана с деятельностью человека. Жизнь общества стала в значительной степени зависеть от атомной энергии и химических процессов. Поэтому эпидемиологическая обстановка зависит от безопасности соответствующих мощностей и правильного использования получаемых продуктов.
Таким образом, в настоящее
время система
Парадоксально, но лакмусовой бумажкой проблем системы российского здравоохранения стал Национальный проект «Здоровье». Получается, что все последние достижения российского здравоохранения сводятся к тем результатам, которые были достигнуты в рамках выполнения задач, поставленных в данном проекте. При этом часто утверждается, что некоторая стабилизация в системе здравоохранения в 2005-2007 гг. была достигнута за его счет. Однако многие демографы и эксперты прямо указывают, что рост рождаемости в последние годы напрямую связан с вступлением в активный репродуктивный возраст девушек и юношей, родившихся в конце 80-х годов ХХ века. Возникает вопрос и по поводу роли в происходящих позитивных изменениях остальной части системы здравоохранения, которая не была включена в национальный проект. Хотя последний и принес некоторые положительные результаты, но они были достигнуты не в рамках существующей системы здравоохранения, а вне ее, что фактически подтверждает тот факт, что она неэффективна и в целом не способна реализовать положительные изменения без дополнительного толчка извне, например, в форме национального проекта.
Другой вопрос связан с проблемой
поддержания и развития
Информация о работе Характеристика национальных систем здравоохранения