Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 21:27, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении отношений, возникающих при вступлении государства в правоотношения с частными иностранными лицами. Основными задачами исследования являются следующие:
-определение и исследование правового положения государства как субъекта международного частного права;
-выявление и анализ особенностей государства как участника международного гражданского оборота;
-определение и исследование видов международных частноправовых отношений с участием государства;
Введение
1. Государство как участник международных частноправовых отношений
1.1 Правовое положение государства в международном гражданском обороте
1.2 Основные виды гражданских правоотношений с участием государства
2. Понятие иммунитета государства, история его возникновения и развития
2.1 Иммунитет государства и его особенности
2.2 Основные теории иммунитета государства
Заключение
Список литературы
1. Отказ должен быть явно выражен (expressis verbis) в письменной форме: соответствующим органом государства в одностороннем порядке, при заключении сделки в самом ее тексте, в международном договоре и пр.;
2. Отказ не может
быть подразумеваемым, он не
может следовать из
3. Отказ от иммунитета
не может толковаться
Возможность отказа
от иммунитета предусмотрена в российском
законе о соглашениях о разделе продукции
1995 г. В соответствии со ст. 23 Закона в соглашении,
заключаемом государством (его соответствующими
органами) с иностранными инвесторами
может быть предусмотрен отказ от трех
элементов иммунитета, связанных с судебным
разбирательством: от судебного иммунитета,
от иммунитета от предварительного обеспечения
иска и от иммунитета в отношении исполнения
судебного (арбитражного) решения. Правда,
в статье подчеркивается, что отказ должен
соответствовать российскому законодательству
об иммунитете, которого пока нет. Отсутствие
законодательства не может препятствовать
включить положения об отказе в соглашение
о разделе продукции, так как такое право
вытекает не из закона, а из сущности иммунитета.
2.2 Основные теории
иммунитета государства
Иммунитет государства и его собственности - один из старейших институтов как внутреннего, так и международного права. Порожден он был необходимостью поддержания официальных отношений между государствами. Они были бы невозможны, если бы представители иностранного государства, его руководители и дипломатические представители были подчинены власти государства пребывания. Независимость государств друг от друга выражена в формуле: «Равный над равным не имеет власти» (par in parem imperium non habet).
В XIX в. судебная практика и доктрина признали, что иммунитет государства является общепризнанной нормой международного права, порожденной объективной потребностью взаимодействия государств на территории друг друга. Поскольку в то время отношения между государствами носили только официальный характер, то иммунитет был абсолютным. Никаких исключений из иммунитета представителей государства и его собственности не допускалось. В результате вступающие с ними в коммерческие отношения иностранные физические и юридические лица оказались лишенными судебной защиты своих прав. Ситуация с иммунитетом обострялась в течение всего XX в. с возникновением целого ряда социалистических стран после второй мировой войны и с распадом колониальной системы.
В результате к середине
XX века институт иммунитета государства
превратился в одну из наиболее спорных
проблем международного (публичного)
и международного частного права. Но
ни доктрина разных государств, ни судебная
практика не смогли создать общих
подходов к решению этой проблемы.
Дело осложнялось и тем, что сложная
правовая проблема получила социально-политическую
окраску. В результате возникла настоятельная
необходимость урегулировать
Во второй половине
XX в. степень участия государства
в гражданских отношениях резко
возросла, что послужило причиной
появления в доктрине теорий «служебного»
иммунитета, «торгующего» государства,
государства-коммерсанта и
Первым договором, рассматривающим проблему иммунитета в целом, явилась Европейская конвенция об иммунитете государств и дополнительный протокол к ней, принятые Советом Европы в 1972г.
В 1977 г. вопрос
об иммунитете был включен
в программу работы Комиссии
международного права с целью
подготовки проекта
И Брюссельская конвенция, и Европейская конвенция, и проект статей Комиссии международного права по-разному определяют объем иммунитета, условия его пользования, но все подтверждают право государства на иммунитет от иностранной юрисдикции в качестве общепризнанного начала как международного (публичного), так и международного частного права.
Конституционные суды многих европейских государств (Австрии, Бельгии, Греции, Италии, ФРГ, Швейцарии) в 60-х годах XX в. приняли решения об ограничении иммунитета государства, выступающего в качестве участника международных гражданских правоотношений. Эти решения основаны на доктрине функционального иммунитета.
Во многих западных странах существует довольно обширное законодательство, регулирующее иммунитеты государства: Закон США об иммунитете иностранных государств 1976 г., Акт Великобритании о государственном иммунитете 1978 г., Акт Сингапура об иммунитете иностранного государства 1979 г., Акт ЮАР об иммунитете иностранного государства 1981 г.. Акт Канады, предоставляющий иммунитет государству в канадских судах, 1982 г., Акт Австралии об иммунитете иностранного государства 1984 г., законы об иммунитете иностранного государства Пакистана и Аргентины 1995 г. Все эти законы основаны на доктрине функционального иммунитета государства. Судебная практика перечисленных государств делит акты государства на публичные и частные, коммерческие и некоммерческие. Все принятые законы об иммунитетах не имеют обратной силы.
Теория абсолютного иммунитета. Данная теория является исторически первой, отражающей суть иммунитета наиболее полно и безусловно. Отечественное законодательство и международная практика нашего государства традиционно исходили из признания абсолютного иммунитета государства.
Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме, всеми его элементами; он распространяется на любую деятельность государства и любую его собственность. Единственное ограничение иммунитета государства возможно было только при условии прямо выраженного его согласия.
В советском государстве
и в других социалистических странах,
в которых государственная
По мере расширения
функций государства внутри страны
и в международных отношениях
оно стало все шире выступать
в качестве субъекта частноправовой
деятельности и абсолютный иммунитет
становился ощутимым препятствием в
развитии мирохозяйственных связей,
так как контрагенты
В целом, современные
правоведы считают, абсолютный
иммунитет не только
Теории функционального и ограниченного иммунитетов. Основным постулатом этих теорий служит тезис о чрезвычайном характере функции государства заниматься частноправовой деятельностью, которая выходит за рамки того, что обычно свойственно государству как таковому. В совокупности и в противопоставление теории абсолютного иммунитета данные концепции в литературе иногда характеризуются как доктрины ограниченного иммунитета. Данные теории исходят из разграничения выступления государства в качестве публично-правового субъекта и лица, осуществляющего частноправовые действия, сходные с тем, что может совершить любое иное лицо в гражданском обороте, — действия jure imperii и jure gestionis. В то же время провести подобное разграничение достаточно затруднительно вследствие отсутствия необходимого критерия.
Функциональный вид
иммунитета основан на принципиальном
разграничении функций
Впервые этот вид иммунитета был сформулирован в самом общем виде в решениях суда Бельгии (1857 г.) и суда Италии (1883 г.). Активно он разрабатывался в доктрине международного права после возникновения советского государства. Тем не менее, функциональный иммунитет утверждался в судебной практике разных стран с большим трудом. Быстрее этот процесс шел в европейских странах.
Функциональный иммунитет
в том виде, в каком он сформулирован
в судебной практике, в международно-правовой
доктрине, а затем и в ряде национальных
законов обладает целым рядом
существенных недостатков, которые
не позволили ему стать
Прежде всего, ни доктрина, ни судебная практика, ни законы не установили какие-либо объективные критерии, с помощью которых можно было бы определенно или хотя бы с существенной долей определенности разграничить деятельность государства как суверена или как частного лица. Чаще всего называется характер (природа) операции или ее цель. В результате одна и та же совокупность фактов истолковывается судами даже одного государства по-разному: одна и та же деятельность рассматривается как коммерческая, при которой государство не может претендовать на иммунитет, или некоммерческая с признанием иммунитета. Это положение было констатировано в одном из докладов, заслушанных в Комиссии международного права.
Показательно, что Комиссия международного права на своей пятьдесят первой сессии, состоявшейся в 1999 г., вновь вернулась по требованию Генеральной Ассамблеи ООН к вопросу о коммерческом характере сделки. Генеральная Ассамблея запросила разработать критерии для определения коммерческого характера контракта или сделки. Комиссия, рассмотрев все использующиеся в практике критерии (характер, цель, мотив и пр.), вынуждена была констатировать о недостаточности любого из них и невозможности их использования и предложила Генеральной Ассамблее обратиться к термину «коммерческие контракты или сделки» без каких-либо разъяснений.
Правда, существует мнение, нашедшее отражение и в иностранных судебных решениях, что тот факт, что нелегко провести различие между суверенной и несуверенной государственной деятельностью, не должен служить основанием для отказа от такого разграничения; в международном праве известны и другие сходные проблемы. Суд должен принимать во внимание все обстоятельства для того, чтобы решить в какой сфере совершено действие: в частноправовой или в суверенной деятельности.
В силу отмеченных обстоятельств функциональный иммунитет, получив широкое распространение во второй половине XX в., не стал общепризнанным.
Ограниченный иммунитет. В отличие от функционального, ограниченный иммунитет не использует никаких формальных критериев, а формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом. Эти случаи могут быть сформулированы самими государствами, как на двусторонней, так и на многосторонней основе, в том числе универсальной. Ограниченный иммунитет-явление «рукотворное»; в отличие от функционального, который складывался в судебной практике, ограниченный иммунитет может быть создан только основными акторами международных хозяйственных связей - государствами. Доктрина, судебная практика может при этом играть лишь вспомогательную роль.
Информация о работе Государство как субъект международного частного права