Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 14:39, курсовая работа
Спектр водной проблематики, регулируемой различными Конвенциями, чрезвычайно широк: трансграничные проблемы использования водных потоков; ресурсосбережение и эффективность водопользования; системное управление бассейнами рек; защита пресноводных ресурсов; технические вопросы очистки воды или ее опреснения; мониторинг горных истоков и рек (2/3 человечества пользуются водой, поступающей с гор); связь международных финансовых институтов с решением водных проблем на национальном и местном уровнях и т.д. Столь высокая актуальность тематики правового регулирования и использования международных рек предопределена двумя основными факторами.
Введение 4
Основная часть 6
1. Понятие международных рек 6
1.1. Понятие международных рек 6
1.2. Судоходство по международным рекам 9
1.3 Несудоходное использование международных рек 11
1.4 Проблемы судоходства на Дунае и их решения 13
2. Международное сотрудничество в области речного транспорта,
международных организаций и использования международных рек 18
2.1 Деятельность международных организаций в области
использования международных рек и водотоков 18
2.2 Соотношение российского законодательства и норм
международного права, регулирующих использование водотоков 20
2.3 Международное сотрудничество 21
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 29
Содержание
1.1. Понятие международных рек 6
1.2. Судоходство по международным рекам 9
1.3 Несудоходное использование международных рек 11
Введение
Спектр водной проблематики, регулируемой различными Конвенциями, чрезвычайно широк: трансграничные проблемы использования водных потоков; ресурсосбережение и эффективность водопользования; системное управление бассейнами рек; защита пресноводных ресурсов; технические вопросы очистки воды или ее опреснения; мониторинг горных истоков и рек (2/3 человечества пользуются водой, поступающей с гор); связь международных финансовых институтов с решением водных проблем на национальном и местном уровнях и т.д. Столь высокая актуальность тематики правового регулирования и использования международных рек предопределена двумя основными факторами. Современный исторический вызов продуцирует два альтернативных и диалектически взаимосвязанных мотива: с одной стороны, потребность в четком закрепления границ России как со странами дальнего зарубежья, так и с новыми независимыми государствами, возникшими на постсоветском пространстве. Особенно высока потребность в применении принципов, институтов и технологий трансграничного регулирования и использования именно международных рек, учитывая значимость этого ресурса в современных условиях, когда все более важным становится противоречие между стремлением к сохранению экологии и промышленному использованию. Второй фактор, - это сложные и противоречивые тенденции в самой территориально-государственной организации современного мира. С рядом государств у России нет заключенных соглашений о режиме международных рек. Все эти тенденции требуют глубокого конституционно-правового анализа, разработки на его основе технологий позитивного соотношения принципов и институтов защиты и использования международных рек
Реки издавна
привлекали к себе внимание населения
Земли. Не случайно, что древнейшие
цивилизации и государства
На современном
этапе международное
Цель данной курсовой работы – раскрыть деятельность международных организаций, понятие международных рек и обозначить некоторые проблемы, связанные с их использованием.
Актуальность данной курсовой работы обуславливается тем, что несмотря на довольно долгую историю развития и законодательное закрепление данного института международного права – проблемы, связанные с осуществлением судоходства и несудоходного использования международных рек возникают и на сегодняшний день.
Указанная цель достигается
- раскрыть
понятие международных рек,
- изучить международное сотрудничество в области речного транспорта, международных организаций и использования международных рек;
Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие международных рек
1.1 Понятие международных рек
По территории многих государств могут протекать реки, именуемые международными. Это, помимо пограничных водотоков, реки, пересекающие территорию двух или нескольких государств1. В числе таких рек следует различать собственно международные реки, т.е. реки судоходные и имеющие непосредственно выход к морю, в использовании которых так или иначе заинтересованы все государства или, помимо прибрежных, многие неприбрежные государства, и реки многонациональные, в использовании которых заинтересованы исключительно прибрежные государства.
В принципе каждое прибрежное к международной реке государство может по своему усмотрению устанавливать правовой режим той части реки, которая находится в пределах его территории. В то же время в соответствии с общепризнанным постулатом международного права государство не может изменять естественные условия своей территории, если это наносит ущерб естественным условиям территории другого государства. Иначе говоря, права и законные интересы прибрежных государств в этом случае взаимосвязаны, что порождает необходимость международно-правового регулирования использования таких рек по соглашению между заинтересованными государствами.
К тому же не поддается определению и само понятие международной реки, ибо нет в мире хотя бы двух соответствующих идентичных рек.2
Кроме того, можно рассматривать в качестве международной данную реку как водоток от ее истоков до устья, можно включать в это понятие бассейн реки, охватывающий все ее притоки, можно, наконец, исходить из системы реки, включающей сверх того питающие ее подземные и надземные воды, и т.д. Все зависит от конкретных условий и договоренности о том заинтересованных государств. Существенно разнятся также интересы государств (в частности, расположенных выше или ниже по течению реки), по территории которых протекает международная река.
Международными реками следует считать те, что протекают по территории двух или более государств и неизбежно являются предметом международно-правовых отношений прибрежных государств. В отличие от международных, национальные реки расположены целиком в пределах одного государства и непосредственно не затрагивают интересы других стран.
Международное судоходство не является в настоящее время единственным критерием международной реки, поскольку развилось использование вод этих рек в промышленных и сельскохозяйственных целях. Пересечение или разделение международной рекой территории нескольких государств создает взаимосвязь интересов прибрежных государств, что и обусловливает их взаимные права и обязанности относительно данной реки. Основным здесь является правило о том, что любое прибрежное государство должно использовать воды международной реки таким образом, чтобы при этом не наносить существенного ущерба правам какого-либо другого прибрежного государства на использование вод этой же реки. Все прибрежные государства в принципе имеют равные права на использование вод международной реки. Использование международной реки в вышеперечисленных целях приводит к необходимости заключения соответствующего договора между всеми прибрежными государствами.
Международные реки могут подразделяться на открытые для международного судоходства, которые, как правило, пересекают территории нескольких государств, и пограничные реки, которые, как правило, разделяют территории нескольких государств. Однако эта классификация условна, так как одна и та же река может на одном участке пересекать территории нескольких государств, а на другом - разделять. Также и режим международного судоходства может существовать на пограничной реке и отсутствовать на реке, пересекающей территории нескольких государств. Но во всех случаях это будут международные реки, ибо даже при отсутствии международного договора прибрежные государства связаны определенными правами и обязанностями в отношении любого использования этих рек.
1.2 Судоходство по международным рекам
Режим судоходства по международной реке должен устанавливаться самими прибрежными государствами. Только прибрежное государство имеет право на проход своих судов через речные воды, входящие в состав территории другого государства, и то на основании соглашения, заключенного между прибрежными странами, и в соответствии с его условиями. В то же время в интересах своей торговли прибрежные государства часто предоставляют свободу судоходства для торговых судов всех стран. Однако это их право, но не обязанность. Поэтому суда не прибрежных стран не имеют права прохода по международным рекам, если иное не установлено в международном договоре. Ряд положений относительно судоходства по международным рекам содержат Барселонская конвенция и Статут о режиме навигационных водных путей международного значения 1921 года, которые, однако, не получили большого распространения. Вопрос об их пересмотре возник в Ассоциации международного права, которая разработала и приняла на своей Хельсинкской конференции в 1966 году проект статей относительно различных видов использования вод международных рек. Согласно этому документу, каждому прибрежному государству принадлежит право свободного судоходства на всем протяжении международной реки. Прибрежные государства могут предоставлять такое право и не прибрежным государствам. Хельсинкские правила не являются официальной конвенцией, обязательной для государств, но многие их положения отражают тенденции развития международного права3.
Интеграционные процессы в Европе и создание общеевропейской системы внутренних водных путей, требуют утверждения на общеевропейском уровне принципа свободы судоходства и обеспечения свободного и равного доступа к рынкам внутреннего судоходства. Одним из решающих условий достижения этой цели, как представляется, является сближение правил судоходства по Рейну и по Дунаю и устранение односторонних ограничений свободы судоходства, установленных 2-м Дополнительным протоколом к Мангеймской Конвенции 1968 г. Для этого Дунайской Комиссии и Центральной Комиссии судоходства по Рейну необходимо выработать единые стандарты в области технических требований к судам, квалификационным требованиям к экипажам, требованиям навигационных правил, правил перевозки грузов и др., а также взаимно признать судовые удостоверения и удостоверения судоводителей. Представляется также целесообразным создание общих органов управления судоходством по внутренним европейским водным путям.
В настоящее
время условия и правила
1.3 Несудоходное использование международных рек
К несудоходному
использованию международных
Общие правила относительно урегулирования вопросов, возникающих при строительстве гидроэлектростанций на международных реках, содержатся в Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923 года. В частности, все работы по использованию гидроэнергии, которые могут привести к физическому изменению местности на территории другого государства или могут причинить ему существенный ущерб, должны проводиться на основании соглашения заинтересованных государств. По этому пути и идет международная практика.
Во многих международных договорах, регулирующих проблемы ирригации, подразумевается, что при использовании речных вод в этих целях одно прибрежное государство не должно наносить ущерб другому государству. При этом на первое место выходит более конкретный вопрос - количественное распределение вод между прибрежными государствами. Согласно Хельсинкским правилам, каждое государство бассейна имеет право на разумную и справедливую долю вод. В соответствии с принципом справедливого использования вод прибрежное государство должно предотвращать любые формы загрязнения или увеличение степени существующего загрязнения, которое причинило бы существенный ущерб другому государству. Существует большое количество соглашений, которые основаны на этом принципе.
Все виды несудоходного использования речных вод могут оказывать вредное влияние на рыбные ресурсы в пределах границ другого государства. Поэтому в случае возможности возникновения противоречий между прибрежными государствами в этой области они также должны заключать соответствующие соглашения, что часто и делается.
Информация о работе Деятельность международных организаций в области использования международных рек