Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 20:16, курсовая работа
Краткое описание
Социально-правовая защита представляет собой совокупность политических, идеологических, экономических, социальных и юридических норм. Одним из важнейших направлений социально-правовой защиты является защита прав и интересов женщин. Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН………………………. 1.1. Место женщины в общественных отношениях в истории…..................................................................................... 1.2. Дискриминация женщин в современном мире……………………………………………………………….. 2. АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЖЕНЩИН……………………………………………………………… 2.1. Международный уровень……………………………….. 2.2. Анализ гражданских и политических прав женщин в конституциях: страноведческий обзор…………………………. 2.2.1 Гражданские и политические права женщин по конституциям зарубежных стран……………………….. 2.2.2 Законодательство Российской Федерации……. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ЖЕНЩИН……………………….
5
Место женщины в общественных
отношениях в истории….....................................................................................
5
Дискриминация женщин в современном
мире………………………………………………………………..
13
АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
В ОБЛАСТИ ПРАВ ЖЕНЩИН………………………………………………………………
21
Международный уровень………………………………..
21
Анализ гражданских и политических
прав женщин в конституциях: страноведческий
обзор………………………….
25
Гражданские и политические
права женщин по конституциям зарубежных
стран………………………..
Законодательство Российской
Федерации…….
25
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
40
ВВЕДЕНИЕ
Социально-правовая защита
представляет собой совокупность политических,
идеологических, экономических, социальных
и юридических норм. Одним из важнейших
направлений социально-правовой защиты
является защита прав и интересов женщин.
Истоки социальной дискриминации
женщин следует искать в глубокой древности.
Уже тогда ученые и политики прикрывали
неравноправное положение женщины
в обществе, ее угнетение и эксплуатацию
спорами о том, является ли женщина человеком
и имеет ли она душу. Взгляд на женщину
как на неполноценное существо нашел свое
отражение в теологических и философских
трудах древнего мира. Чувство примитивно-грубого
мужского превосходства над женщиной
Сократ выразил следующими словами: «Три
вещи можно считать счастьем: что ты не
дикое животное, что ты грек, а не варвар,
и что ты мужчина, а не женщина».
Объектом курсовой работы является
женщина в социальных отношениях. Предметом
- нормативно-правовое обеспечение равноправия
женщин.
Целью курсовой работы является
выявление особенностей нормативно-правового
обеспечения равноправия женщин. Цель
курсовой работы нашла отражение в следующих
исследовательских задачах:
-определение места женщины
в общественных отношениях;
-изучение дискриминации женщин
в современном мире;
-анализ нормативно-правовых
документов на международном
уровне;
-анализ гражданских и
политических прав женщин в
конституциях различных стран.
Проблемы женщин изучались
учёными на протяжении долгого времени.
В настоящее время правовой подход к анализу
ущемления прав женщин в сфере труда и
производства дан в работах С. В. Полениной1. Философско-культурологический
феномен женщины раскрыт в работах Т. Клименковой2, О.Ворониной3. Если говорить о зарубежных
школах изучения положения женщин, о так
называемом гендерном направлении
исследований, то для западных ученых
тема равноправия полов представлена
в двух векторах: правовом (как составная
часть проблемы прав человека) и психологическом
(с точки зрения отношения между полами).
В курсовой работе использованы
такие исследовательские методы, как метод
анализа нормативно-правовых документов
и сравнительный анализ.
Практическая значимость данной
работы заключается в возможности использования
данной работы для дальнейшего исследования
в этой области.
Структура данной работы: введение,
основная часть, состоящая из двух глав
и шести параграфов, заключение и список
использованных источников.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ЖЕНЩИН
Место женщины в общественных
отношениях в истории
Значение прав человека, личности
велико в формировании как национального,
так и международного права. В литературе
высказано мнение, что права личности
играют в процессе становления права в
целом главную структурообразующую роль.
При этом, однако, справедливо отмечается,
что само понимание личности, ее прав имеет
конкретно-историческое содержание и
развивается в истории4.
Такая оговорка точна вообще
и вдвойне - применительно к правам человека-женщины
(по терминологии документов ООН). Достаточно
вспомнить в этой связи не только деспотии
Востока и период средневековья, но и демократии
Греции и Рима, которые, как известно, были
властью народа только для мужчин. Недалеко
ушли от них и революционные в вопросе
прав другой половины человечества - мужчин
- Франция и США. Напомним, что во Франции
женщины получили право голоса через 150
лет после Великой французской революции,
а в США женщины только в этом десятилетии
получили по закону право на отпуск по
беременности и родам.
Было бы ошибочно предполагать,
что осознание женщинами ущемленности
своих политических и гражданских прав
пришло только сегодня либо одновременно
с распространением в мире в начале XX в.
идей социализма5. Тем, кто считает, что право
вообще появилось лишь после того, как
прозвучали великие Декларации прав человека
и гражданина, нелишне узнать,
что современницы этих Деклараций оценивали
их далеко не так восторженно. Так, француженка
Олимпия де Гурж, усмотревшая в Декларации
прав человека и гражданина явное умаление
прав женщин, опубликовала в 1791 г. свою
Декларацию прав женщины и гражданки,
за что и была казнена.
Аналогичные события происходили
и в США. В 1848 г. американские суфражистки
опубликовали Декларацию чувств как отклик
на провозглашенную ранее Декларацию
независимости. В Декларации чувств поднимались
вопросы социальных, гражданских и религиозных
прав и свобод женщин. Ее авторы ставили
перед собой задачу привести статус женщин,
хотя и с запозданием, в соответствие с
изменениями, которые были внесены в жизнь
мужчин поколением отцов-освободителей.
Подчеркивалось, что революция в США дала
женщинам обещания, которые так и не были
реализованы.
Существенные изменения в положении
женщин произошли во многих странах мира
уже в XX в., во многом под влиянием Великой
Октябрьской революции. Она принесла всем
гражданам России, всем жившим на ее территории
нациям и народностям, всем мужчинам и
женщинам свободу от эксплуатации, от
национального гнета, сословного неравенства.
В числе первых декретов советской власти
были и изданные в декабре 1917 г. Декрет
о гражданском браке, о детях и о ведении
книг, а также Декрет о расторжении брака.
Этими декретами были отменены действовавшие
до революции законы, ставившие женщину
в неравноправное положение с мужчиной
в семье, в отношении детей, в правах на
имущество, при разводе и даже при выборе
места жительства.
На разных этапах развития Страны
Советов специфические вопросы, связанные
с участием женщин в государственной и
общественной жизни, охраной материнства
и детства, трудовой деятельностью женщин,
повышением их общеобразовательного и
профессионального уровня, и другие решались
в первую очередь как задачи государственные.
Поэтому они реализовывались одновременно
с осуществлением других задач, стоявших
перед обществом: ликвидацией безработицы,
индустриализацией страны, коллективизацией
сельского хозяйства, устранением неграмотности,
восстановлением народного хозяйства
после Великой Отечественной войны 1941-1945
гг. и др.
В то время как в России в период
между двумя мировыми войнами был сделан
существенный рывок вперед в деле выравнивания
правового статуса мужчин и женщин, в мире
в целом ситуация оставалась во многом
неизменной. По-прежнему в обществе у власть
предержащих и следовательно, в законодательстве
и судебной практике господствовали старые
патриархальные представления о ролевых
функциях каждого из полов и соответственно
обусловленных этим традиционных («естественных»)
правах и обязанностях мужчин и женщин.
Даже в весьма прогрессивных в этом отношении
Скандинавских странах термин «кормилец»
отождествлялся вплоть до семидесятых
годов XX в. в законах и в правоприменительной
практике только с лицом мужского пола
- мужем и отцом. Дольше всех среди европейских
стран «сопротивлялась» признанию формального
равенства прав мужчин и женщин Швейцария.
Лишь в 1968 г. после неоднократных безуспешных
попыток мужчины-парламентарии Швейцарии
проголосовали наконец за предоставление
женщинам избирательных прав. И тем самым
все-таки признали женщин гражданками
и личностями.
Не лучше была ситуация в данном
вопросе и в других, по нынешней терминологии,
цивилизованных странах. Весьма показательно
в этом отношении прогремевшее в 1928 г.
на всю Канаду дело о толковании Верховным
судом страны термина «лица» в ряде законов,
регламентирующих формирование высшей
палаты парламента - Сената. Согласно ст.
24 Закона о Сенате генерал-губернатору
Канады принадлежит право время от времени
назначать от имени королевы квалифицированных
лиц (Persons) в Сенат. В 1928 г. пять ведущих
суфражисток Канады обратились в правительство
страны с требованием назначить в Сенат
женщину. Правительство Канады усомнилось
в том, допускает ли такую возможность
закон (что само по себе весьма симптоматично
с гендерной точки зрения), и обратилось
в Верховный суд о просьбой дать толкование
термину «лица». Верховный суд Канады
пришел к выводу, что в 1928 г. термин «лица»
должен иметь то же значение, что и в Законе
о Сенате 1867 г., а последний толковаться
так же, как Конституционный билль 1791 г.
и акт о союзе 1840 г. Исходя из этого, Верховный
суд Канады дал на запрос правительства
страны отрицательный ответ. Правда,
вскоре позиция высших органов государственной
власти Канады изменилась. В 1930 г. решением
комитета тайного совета при генерал-губернаторе
по делу Edward.s Attorney General of Canada было провозглашено,
что термин «лица» включает и лиц женского
пола, так как исключение женщин из общественных
служб представляет собой .реликт времен
варварства.
На международном уровне эти
новые тенденции проявились в нарождении
третьего (после политических, гражданских
и социально-экономических прав) поколения
прав человека. Оно охватывает права тех
категорий граждан, которые по социальным,
политическим, физиологическим и иным
причинам не имеют равных с другими гражданами
возможностей осуществления общих для
всех людей прав и свобод и в силу этого
нуждаются в определенной поддержке со
стороны, как государства, так и международного
сообщества в целом. Круг носителей таких
коллективных прав достаточно широк. Он
включает, в частности, молодежь и пенсионеров,
инвалидов и безработных, беженцев и лиц
некоренной национальности. Однако в эпицентре
этого круга стоят женщины, поскольку
они не только нуждаются в особой защите
государства, так как в силу причин физиологического
характера не имеют равных с мужчинами
возможностей осуществления общих для
всех людей прав человека, но и могут быть
одновременно подростками, престарелыми,
инвалидами, беженцами, мигрантами, безработными
и т. д., иными словами, ущемленными в реализации
прав и свобод также и по этим основаниям.
Вот почему уже в 1967 г. ООН приняла
Декларацию о ликвидации дискриминации
в отношении женщин, а в 1979 г. - Конвенцию
о ликвидации всех форм дискриминации
в отношении женщин. СССР ратифицировал
эту конвенцию в 1980 г. После распада Советского
Союза его правопреемником по международным
пактам и договорам, в том числе и в вопросе
прав и свобод граждан, вытекающих из Конвенции
ООН 1979 г., стала Российская Федерация.
В числе первых, кто не только
осознал внутреннюю противоречивость
свободы и равенства как основы правового
статуса человека, но и предпринял конкретные
шаги по пути если не снятия, то хотя бы
смягчения этого противоречия, оказались
в шестидесятых годах XX в. Скандинавские
страны. Анализируя реальную действительность
формировавшегося правового государства,
наука и общество этих стран воочию убедились,
что формальное равенство прав далеко
не всегда дает людям равную свободу действий.
И дело не только в способностях, прилежании
и активности самого человека. Ребенок
не имеет той свободы, какой обладают взрослые.
Инвалид лишен во многом свободы, какая
есть у здорового человека. Свободы мужчины
и женщины тоже далеко не равновеликие
величины. Вот почему в реальной жизни
дифференцированный подход к конкретным
индивидуумам и отдельным социальным
слоям населения во многих ситуациях является
необходимым средством для создания их
более полного равенства.
Семидесятые годы XX в. - период
своеобразной эйфории международного
сообщества применительно к вопросу возможностей
скорейшего достижения женского равноправия.
1975 год был объявлен Генеральной Ассамблеей
Международным годом женщины, а период
с 1976 по 1985 годы - Десятилетием женщины
Организации Объединенных Наций под девизом:
.Равенство, развитие, мир.. Принятие Конвенции
ООН 1979 г. поставило задачу выравнивания
прав и возможностей мужчин и женщин на
правовую основу. Впервые появился специально
посвященный этой проблеме международный
документ принципиального значения. Однако
к концу Десятилетия женщины ООН ситуация
стала существенно меняться не в лучшую
сторону.
Всемирная конференция по положению
женщин (Найроби, Кения, 1985г.) сочла неоправдавшимися
надежды на ускорение экономического
роста развивающихся стран, что должно
было позволить расширить масштабы участия
женщин в процессах их экономического
и социального развития. Все это явилось
серьезным препятствием и поставило под
угрозу не только выполнение новых программ
для женщин, но и возможность осуществления
уже начатых программ. Поскольку цели
Десятилетия женщины - равенство, развитие
и мир - носят широкий, взаимосвязанный
характер, достижение либо недостижение
одной из них содействует или препятствует
осуществлению других. Таким образом,
вопросы экономики, находящейся преимущественно
в руках мужчин во всех странах мира, в
очередной раз стали препятствием на пути
решения «женского вопроса» в масштабах
Земли.
Существенный вклад внесла
Найробийская конференция и в трактовку
понятия «равенство полов». Равенство
стало рассматриваться не просто как правовое
понятие, то есть ликвидация дискриминации
de jure, но и как равенство прав, обязанностей
и возможностей для участия женщин в процессе
развития не только в качестве пользователей
его благами (бенефициаров), но и в качестве
активной действующей силы. В масштабах
Европы и прежде всего Скандинавских стран
возросшим требованиям международного
сообщества к равноправию полов соответствовала
постепенная трансформация правового
государства в правовое социальное государство.
Происходило это под влиянием многих разнообразных
факторов. Один из них, и весьма существенный,
- активизация движения женщин за свои
права, оказавшая воздействие на развитие
не только национального права отдельных
государств, но и международного права.