Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 15:09, курс лекций
Международное право, история становления, его особенности. Соотношение международного права и внутригосударственного права. Соотношение международного публичного права и международного частного права.
МП-особая правовая система, регулир международн отношения его субъектов посредством юридич норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглаш между ними и обеспечиваемых принуждением формы характер и пределы которого определены в международных соглашениях.
Космонавтом - членом космического экипажа считается:
1) гражданин одного из
участвующих в запуске
2) выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на управляемом космическом объекте, как в космическом пространстве, так и на небесном теле.
Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов
Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов определен целым рядом международно-правовых документов. К ним относятся как общие документы международного космического права — Договор о принципах деятельности государств но исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела и Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, так и целый ряд специальных документов, например, Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 37/92 «Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания» от 10 декабря 1982 г., Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (Нью-Йорк, 14 января 1975 г.), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (22 апреля 1968 г.), и ряд других.
В соответствии с Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела государство — участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле.
Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются не затронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле или по возвращении на Землю. Такие объекты или их составные части, обнаруженные за пределами государства — участника Договора, в регистр которого они занесены, должны быть возвращены этому государству — участнику Договора; при этом такое государство должно по требованию представить до возвращения опознавательные данные.
Государства — участники Договора рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства — участника Договора или в открытом море. Космонавты, которые совершают такую вынужденную посадку, должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль. При осуществлении деятельности в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства — участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств — участников Договора. Государства — участники Договора незамедлительно информируют другие государства — участники Договора или Генерального секретаря ООН об установленных ими явлениях в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, которые могли бы представить опасность для жизни или здоровья космонавтов.
В соответствии с Соглашением о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 г. каждое государство-участник, которое получает сведения или обнаруживает, что экипаж космического корабля потерпел аварию, или находится в состоянии бедствия, или совершил вынужденную или непреднамеренную посадку на территории, находящейся под его юрисдикцией, или в открытом море, или в любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, немедленно:
а) информирует власти, осуществившие запуск, или, если конкретное государство — участник Соглашения не может опознать и немедленно информировать об этом осуществившие запуск власти, сообщает об этом для всеобщего сведения с помощью всех имеющихся в его распоряжении соответствующих средств связи;
б) информирует Генерального секретаря ООН, который должен немедленно распространить эту информацию с помощью всех имеющихся в его распоряжении соответствующих средств связи.
В параметрах международно-правовых обязательств, обозначенных Соглашением 1968 г., предусматриваются следующие процедуры. Первое. Если в результате аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки экипаж космического корабля приземлился на территории, находящейся под юрисдикцией государства-участника, оно незамедлительно примет все возможные меры для его спасания и оказания ему всей необходимой помощи. Оно будет информировать власти, осуществившие запуск, а также Генерального секретаря ООН о принимаемых им мерах и о достигаемых результатах.
Второе. При обстоятельствах, когда помощь властей, осуществивших запуск, помогла бы обеспечить быстрое спасание или в значительной мере способствовала бы эффективности операций по поискам и спасанию, власти, осуществившие запуск, будут сотрудничать с указанным государством в целях эффективного проведения операций по поискам и спасанию. Заявленные операции призваны быть поставлены под руководство и контроль осуществляющего спасание государства, которое действует в тесной и постоянной консультации с властями, предпринявшими запуск. Экипаж космического корабля незамедлительно возвращается представителям властей, осуществивших запуск.
Расходы, понесенные по обнаружению и возвращению космического объекта или его составных частей покрываются государствами или организациями, осуществившими запуск.
37. Международное право
охраны окружающей среды: понятие,
принципы, источники. Международные
организации и конференции в
области охраны окружающей
МПООС = международное экологическое право – совокупность принципов и норм МП, регулирующих отношения его субъектов в области охраны окружающей среды, их деятельность по рациональному экологически обоснованному использованию природных ресурсов и сотрудничеству по обеспечению приятной для жизни экосистемы.
Принципы МПООС.
Источники МЭП. Основной источник – межународные соглашения, предметом которых являются следующие вопросы:
-д. об Антарките 1959
-московский д. о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963
-европейское соглашение о запрещении использования некоторых веществ в моющих и чистящих средствах 1968
-конвенция (к.) о контроле
за трансграничным
2) Предотвращение загрязнения морской воды, охрана и рациональное использование морских ресурсов
- к. по регулированию китобойного промысла 1946
- международная к. по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954
- к. по предотвращению загрязнения
моря сбросами отходов и
-к. по сохранению тюленей
- к. о сохранении лосося в
- к. по защите морской среды Балтийского моря 1992
3) По вопросам охраны вод и ресурсов международных рек и озер
- к. о режиме судоходства по Дунаю 1948
-соглашение о рыболовстве в водах Дуная 1958
-д. о навигации и экономическом
сотрудничестве между
-к. о защите реки Рейн от загрязнения химическими веществами 1976
-д. о сотрудничестве в бассейне реки Амазонка 1978
-соглашение о плане действий по экологически рациональному использованию общей системы реки Замбези 1987
-к. по охране и использованию
трансграничных водотоков и
4) Охрана околоземного и космического пространства
-московский д. 1963 об использовании ядерного оружия
-д. о принципах деятельности
государств по исследованию и
использованию космического
-соглашение о деятельности государств на луне и других небесных телах 1979
5) Охрана и национальное
использование животного и
-международная к. об охране птиц 1950
-международная к. об охране растений 1951
-к. о торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973
-соглашение об охране белых медведей 1973
-к. о защите дикой фауны и флоры и природных сред их обитания в Европе 1979
-к. о биологическом разнообразии 1992
-протокол между
6) Охрана уникальных
природных объектов и
-к. о водноболотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве места обитания водоплавающих птиц 1971
-к. об охране всемирного культурного и природного наследия 1972
-соглашение между
7) Охрана недр
-к. ООН по морскому праву 1982
В рамках СНГ действуют
-горная хартия государств – участников СНГ
-соглашение о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минеральных сырьевых ресурсов 1997
-соглашение о приграничном
Международные организации и конференции в области охраны окружающей среды.
1ми международными
Главная ММПО в области экологии является программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Кроме того вопросами экологии занимаются и другие ММПО =
ФАО= продовольственная и с/х органиация ООН,
ВОЗ = всемирная организация здравоохранения
ИКАО = меж организация гражданской авиации
ИМО = международная морская организация
МОТ = международная организация труда
МАГАТЭ = международное агентство по атомной энергии
ЮНЕСКО = Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры
ВМО = всемирная метеорологическая организация
Программа ООН по окружающей среде или ЮНЕП (англ. UNEP, United Nations Environment Programme) — созданная в рамках системы ООН программа, способствующая координации охраны природы на общесистемном уровне. Программа учреждена на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 2997 от 15 декабря 1972 года (A/RES/2997(XXVII)). Основной целью ЮНЕП является организация и проведение мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Девиз Программы — «Окружающая среда в интересах развития».
Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби, Кения. Также у ЮНЕП есть шесть крупных региональных офисов и офисы в различных странах. ЮНЕП несёт ответственность за разрешение всех связанных с экологией вопросов на глобальном и региональном уровне.
Деятельность ЮНЕП включает в себя различные проекты в области атмосферы Земли, морских и наземных экосистем. Также ЮНЕП играет значительную роль в развитии международных конвенций в области экологии и охраны окружающей среды. ЮНЕП часто сотрудничает с государствами и неправительственными международными организациями. Также ЮНЕП часто спонсирует и содействует имплементации связанных с экологией проектов.
В сферу деятельности ЮНЕП также входит разработка рекомендаций и международных договоров по таким вопросам, как потенциально опасные химикаты, трансграничное загрязнение воздуха и загрязнение международных судоходных русел.
Всемирная метеорологическая организация совместно с ЮНЕП основали Межправительственную группу экспертов по изменению климата (IPCC) в 1988 году. ЮНЕП является также одним из соучредителей Глобального Экологического Фонда (GEF).
Под эгидой ЮНЕП ежегодно отмечается Всемирный день окружающей среды.
38. Право международной безопасности: понятие, источники, цели, принципы. Виды международной безопасности.
ПМБ - представляет систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы. в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений.
Право международной безопасности — одна из важнейших отраслей современного международного права. Она объединяет выработанные после Второй мировой войны международно-правовые принципы и нормы, направленные на поддержание международного мира и обеспечение безопасности. Право международной безопасности основано на сложившейся в XX в. международно-правовой концепции коллективного обеспечения всеобщей безопасности. В ее основе - признание того, что безопасность каждого государства зависит от консолидированных усилий всех государств и народов; снижения роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стабильности в мире.
Современная концепция
Источниками права международной безопасности являются:
Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (Поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер — главные из целей ООН.