Лекции по "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 15:09, курс лекций

Краткое описание

Международное право, история становления, его особенности. Соотношение международного права и внутригосударственного права. Соотношение международного публичного права и международного частного права.

МП-особая правовая система, регулир международн отношения его субъектов посредством юридич норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглаш между ними и обеспечиваемых принуждением формы характер и пределы которого определены в международных соглашениях.

Вложенные файлы: 1 файл

Mezhdunarodnoe_prav1.doc

— 892.00 Кб (Скачать файл)

Космонавтом - членом космического экипажа считается:

1)   гражданин одного из  участвующих в запуске государств;

2)   выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на управляемом космическом объекте, как в космическом пространстве, так и на небесном теле.

Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов

Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов определен целым рядом международно-правовых документов. К ним относятся как общие документы международного космического права — Договор о принципах деятельности государств но исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела и Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, так и целый ряд специальных документов, например, Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 37/92 «Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания» от 10 декабря 1982 г., Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (Нью-Йорк, 14 января 1975 г.), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (22 апреля 1968 г.), и ряд других.

В соответствии с Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела государство — участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле.

Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются не затронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле или по возвращении на Землю. Такие объекты или их составные части, обнаруженные за пределами государства — участника Договора, в регистр которого они занесены, должны быть возвращены этому государству — участнику Договора; при этом такое государство должно по требованию представить до возвращения опознавательные данные.

Государства — участники Договора рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства — участника Договора или в открытом море. Космонавты, которые совершают такую вынужденную посадку, должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль. При осуществлении деятельности в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства — участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств — участников Договора. Государства — участники Договора незамедлительно информируют другие государства — участники Договора или Генерального секретаря ООН об установленных ими явлениях в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, которые могли бы представить опасность для жизни или здоровья космонавтов.

В соответствии с Соглашением о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 г. каждое государство-участник, которое получает сведения или обнаруживает, что экипаж космического корабля потерпел аварию, или находится в состоянии бедствия, или совершил вынужденную или непреднамеренную посадку на территории, находящейся под его юрисдикцией, или в открытом море, или в любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, немедленно:

а) информирует власти, осуществившие запуск, или, если конкретное государство — участник Соглашения не может опознать и немедленно информировать об этом осуществившие запуск власти, сообщает об этом для всеобщего сведения с помощью всех имеющихся в его распоряжении соответствующих средств связи;

б) информирует Генерального секретаря ООН, который должен немедленно распространить эту информацию с помощью всех имеющихся в его распоряжении соответствующих средств связи.

В параметрах международно-правовых обязательств, обозначенных Соглашением 1968 г., предусматриваются следующие процедуры. Первое. Если в результате аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки экипаж космического корабля приземлился на территории, находящейся под юрисдикцией государства-участника, оно незамедлительно примет все возможные меры для его спасания и оказания ему всей необходимой помощи. Оно будет информировать власти, осуществившие запуск, а также Генерального секретаря ООН о принимаемых им мерах и о достигаемых результатах.

Второе. При обстоятельствах, когда помощь властей, осуществивших запуск, помогла бы обеспечить быстрое спасание или в значительной мере способствовала бы эффективности операций по поискам и спасанию, власти, осуществившие запуск, будут сотрудничать с указанным государством в целях эффективного проведения операций по поискам и спасанию. Заявленные операции призваны быть поставлены под руководство и контроль осуществляющего спасание государства, которое действует в тесной и постоянной консультации с властями, предпринявшими запуск. Экипаж космического корабля незамедлительно возвращается представителям властей, осуществивших запуск.

Расходы, понесенные по обнаружению и возвращению космического объекта или его составных частей покрываются государствами или организациями, осуществившими запуск.

37. Международное право  охраны окружающей среды: понятие, принципы, источники. Международные  организации и конференции в  области охраны окружающей среды. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

МПООС = международное экологическое право – совокупность принципов и норм МП, регулирующих отношения его субъектов в области охраны окружающей среды, их деятельность по рациональному экологически обоснованному использованию природных ресурсов и сотрудничеству по обеспечению приятной для жизни экосистемы.

Принципы МПООС.

  1. Охраны ОС на благо нынешнего и будущих поколений
  2. Международного природоохранного сотрудничества
  3. Предотвращения трансграничного ущерба ОС
  4. Ответственность за ущерб ОС
  5. Предварительной оценки воздействия на природную среду
  6. Обмена информацией об экологической ситуации на национальном и региональном уровнях
  7. Запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду
  8. Контроля за соблюдением международных договоров по охране ОС
  9. Не причинения ущерба ОС за пределами юрисдикции государства
  10. Недопустимости любых видов хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы

 

Источники МЭП. Основной источник – межународные соглашения, предметом которых являются следующие вопросы:

    1. Защита глобальной ОС

-д. об Антарките 1959

-московский д. о запрещении  испытаний ядерного оружия в  атмосфере, в космическом пространстве  и под водой 1963

-европейское соглашение  о запрещении использования некоторых веществ в моющих и чистящих средствах 1968

-конвенция (к.) о контроле  за трансграничным перемещением  опасных отходов и их использовании 1989

              2) Предотвращение загрязнения морской воды, охрана и рациональное использование морских ресурсов

                  - к. по регулированию китобойного  промысла 1946

                  - международная к. по предотвращению  загрязнения моря нефтью 1954

                 - к. по предотвращению загрязнения  моря сбросами отходов и других  материалов 1972

                -к. по сохранению тюленей Антарктики 1972

                  - к. о сохранении лосося в северной  части Атлантического океана 1982

                 - к. по защите морской среды  Балтийского моря 1992

            3) По вопросам охраны вод и ресурсов международных рек и озер

- к. о режиме судоходства по  Дунаю 1948

-соглашение о рыболовстве в  водах Дуная 1958

-д. о навигации и экономическом  сотрудничестве между государствами  бассейна реки Нигер 1963

-к. о защите реки Рейн от  загрязнения химическими веществами 1976

-д. о сотрудничестве в бассейне  реки Амазонка 1978

-соглашение о плане действий  по экологически рациональному  использованию общей системы  реки Замбези 1987

-к. по охране и использованию  трансграничных водотоков и международных  озер 1992

4) Охрана околоземного  и космического пространства

-московский д. 1963 об использовании  ядерного оружия

-д. о принципах деятельности  государств по исследованию и  использованию космического пространства, включая луну и другие небесные  тела 1967

-соглашение о деятельности государств на луне и других небесных телах 1979

5) Охрана и национальное  использование животного и растительного  мира

-международная к. об охране птиц 1950

-международная к. об охране растений 1951

-к. о торговле видами дикой  фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973

-соглашение об охране белых  медведей 1973

-к. о защите дикой фауны и  флоры и природных сред их  обитания в Европе 1979

-к. о биологическом разнообразии 1992

-протокол между правительствами  России и правительством КНД (Китая) об охране тигра 1997

6) Охрана уникальных  природных объектов и комплексов, отдельных экологических систем

-к. о водноболотных угодьях, имеющих  международное значение, главным  образом, в качестве места обитания  водоплавающих птиц 1971

-к. об охране всемирного культурного и природного наследия 1972

-соглашение между правительствами  России и Китая о заповеднике  «Озеро Ханка» 1996

7) Охрана недр 

-к. ООН по морскому праву 1982

В рамках СНГ действуют

-горная хартия государств –  участников СНГ

-соглашение о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минеральных сырьевых ресурсов 1997

-соглашение о приграничном сотрудничестве  в области изучения, освоения  и охраны недр 2001

Международные организации и конференции в области охраны окружающей среды.

1ми международными организациями  были неправительственные организации. В настоящее время существует  несколько сотен МНПО, занимающихся  экологией, но главное значение  в деле охраны ОС принадлежит  все-таки ММПО, среди которых главное  место занимает ООН.

Главная ММПО в области экологии является программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Кроме того вопросами экологии занимаются и другие ММПО =

ФАО= продовольственная и с/х органиация ООН,

ВОЗ = всемирная организация здравоохранения

ИКАО = меж организация гражданской авиации

ИМО = международная морская организация

МОТ = международная организация труда

МАГАТЭ = международное агентство по атомной энергии

ЮНЕСКО = Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры

ВМО = всемирная метеорологическая организация

Программа ООН по окружающей среде или ЮНЕП (англ. UNEP, United Nations Environment Programme) — созданная в рамках системы ООН программа, способствующая координации охраны природы на общесистемном уровне. Программа учреждена на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 2997 от 15 декабря 1972 года (A/RES/2997(XXVII)). Основной целью ЮНЕП является организация и проведение мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Девиз Программы — «Окружающая среда в интересах развития».

Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби, Кения. Также у ЮНЕП есть шесть крупных региональных офисов и офисы в различных странах. ЮНЕП несёт ответственность за разрешение всех связанных с экологией вопросов на глобальном и региональном уровне.

Деятельность ЮНЕП включает в себя различные проекты в области атмосферы Земли, морских и наземных экосистем. Также ЮНЕП играет значительную роль в развитии международных конвенций в области экологии и охраны окружающей среды. ЮНЕП часто сотрудничает с государствами и неправительственными международными организациями. Также ЮНЕП часто спонсирует и содействует имплементации связанных с экологией проектов.

В сферу деятельности ЮНЕП также входит разработка рекомендаций и международных договоров по таким вопросам, как потенциально опасные химикаты, трансграничное загрязнение воздуха и загрязнение международных судоходных русел.

Всемирная метеорологическая организация совместно с ЮНЕП основали Межправительственную группу экспертов по изменению климата (IPCC) в 1988 году. ЮНЕП является также одним из соучредителей Глобального Экологического Фонда (GEF).

Под эгидой ЮНЕП ежегодно отмечается Всемирный день окружающей среды.

38. Право международной  безопасности: понятие, источники, цели, принципы. Виды международной безопасности.

ПМБ - представляет систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы. в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений.

Право международной безопасности — одна из важнейших отраслей современного международного права. Она объединяет выработанные после Второй мировой войны международно-правовые принципы и нормы, направленные на поддержание международного мира и обеспечение безопасности. Право международной безопасности основано на сложившейся в XX в. международно-правовой концепции коллективного обеспечения всеобщей безопасности. В ее основе - признание того, что безопасность каждого государства зависит от консолидированных усилий всех государств и народов; снижения роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стабильности в мире.

 Современная концепция безопасности  мыслится как всеобъемлющая. Она  охватывает не только военные и политические аспекты, но и экономические, экологические, гуманитарные. Регулятором взаимодействия государств в достижении каждого из обозначенных компонентов выступает международное право.

Источниками права международной безопасности являются:

Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (Поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер — главные из целей ООН.

Информация о работе Лекции по "Международное право"