Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 13:10, курс лекций
В эпоху Римской империи (международное право называлось «правом народов». Относительно права народов император Юстиниан говорил, что оно является общим для всего человеческого рода. Дела людей и их потребности вынудили все нации создать для себя некоторые нормы права, ибо вспыхивали войны, которые приводили к пленению и к порабощению, что является противным естественному праву, так как в силу естественного права все люди рождаются свободными2. Таким образом, римляне считали право народов частью естественного права. Но так как под термином «gentes» понимались только народы, И. Кант предложил переводить этот термин как «право государств» (jus publicum civitatum).
Международные организации становятся посредниками между государствами-членами. Государства зачастую передают в организации для обсуждения и решения наиболее сложные вопросы международных отношений. Международные организации как бы оттягивают на себя значительное количество вопросов, по которым до этого отношения между государствами имели непосредственный двусторонний или многосторонний характер.
международная межправительственная организация — это добровольное объединение суверенных государств или международных организаций, созданное на основе межгосударственного договора или резолюции международной организации общей компетенции для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающее автономной волей, отличной от воль ее членов.
Международная организация не может рассматриваться как простая сумма государств-членов или даже как их коллективный уполномоченный, выступающий от имени всех. Для того чтобы выполнить свою активную роль, организация должна обладать особой правосубъектностью, отличающейся от простого суммирования правосубъектности ее членов. Только при такой предпосылке проблема воздействия международной организации на ее сферу имеет какой-либо смысл.
Наиболее важными чертами правосубъектности международных организаций являются следующие качества.
-Признание качества международной личности
со стороны субъектов
международного права.
-Наличие обособленных прав и обязанностей.
-Право на свободное выполнение своих функций.\
-Право на заключение договоров.
-Участие в создании норм международного права.
-Право обладать привилегиями и иммунитетами.
-Право на обеспечение выполнения норм международного права.
-Международно-правовая ответственность.
-Членство в международных организациях
Как правило, в учредительных актах организаций содержатся следующие положения о категориях членов и критерии вступления и выхода из этих организаций.
Членами Международной финансовой корпорации, Международного валютного фонда, Международной ассоциации развития могут быть только государства — члены Международного банка реконструкции и развития.
Международные кредитные, валютно-финансовые и торговые организации
Из многочисленных организаций, занимающихся валютно-финансовыми проблемами (а их более 40), наиболее крупными являются МБРР, МФК, MAP, МИГА (входят во Всемирный банк), МВФ, ЕБРР.
Международные конференции созываются для решения политических, экономических, военных и иных проблем. Как институт международного права и международных отношений они появились во второй половине XIX в. В настоящее время ежегодно созывается 1000 конференций. По мнению специалистов, в середине XXI в. ежегодно будет проходить примерно 50 тыс. международных конференций в год.
Международные конференции не являются международными организациями и субъектами международного права. Чаще всего их называют многосторонней или парламентской дипломатией. Любая конференция имеет строго определенные цели и задачи, которые должны соответствовать основным принципам международного права (суверенного равенства участников, сотрудничества, мирного разрешения споров и т.д.).
Международная конференция по своей тематике одобряет рекомендации и план мероприятий. Например, Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. утвердила Повестку дня на XXI в., состоящую из четырех разделов: социальные и экономические аспекты; сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития; укрепление роли основных групп населения; средства их осуществления. Такого рода документы не являются обязательными. Они могут составить основу соответствующих международных конвенций в будущем.
ГЛАВА XII. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИИ И ЕЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Четкая идея о необходимости создания всемирной организации по вопросам поддержания и упрочения мира была впервые закреплена в Декларации правительств СССР и Польши, подписанной 4 декабря 1941 г. В этом документе подчеркивается, что обеспечение прочного и справедливого мира может быть достигнуто только новой международной организацией, основанной на объединении демократических стран в прочный союз. При создании такой организации решающим моментом должно быть уважение к международному праву, поддержанному коллективной вооруженной силой всех союзных государств.
Основные черты правосубъектности ООН закреплены в ее Уставе, Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., соглашениях ООН со специализированными учреждениями, Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г., Соглашении между ООН и США по вопросу о местоположении Центральных учреждений ООН 1947 г. и во многих других международных договорах.
ООН вправе заключать договоры с государствами и другими международными организациями и требовать их неукоснительного соблюдения. Эти договоры являются важными источниками международного
публичного права.
Генеральная Ассамблея является самым представительным органом Организации. Она состоит из всех членов Организации. Генеральная Ассамблея вправе обсуждать любые вопросы в пределах Устава ООН и делать соответствующие рекомендации государствам — членам ООН и Совету Безопасности. Однако когда Совет Безопасности выполняет возложенные на него Уставом ООН функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безопасности не запросит об этом.
Генеральная Ассамблея собирается на очередные ежегодные сессии и на такие специальные сессии, которые могут потребовать обстоятельства.
Генеральная Ассамблея собирается ежегодно на очередную сессию в третий вторник сентября. Генеральный секретарь уведомляет всех членов ООН об открытии такой сессии не менее чем за 60 дней. По рекомендации Генерального комитета в начале каждой сессии он устанавливает дату закрытия очередной сессии.
Специальные сессии Генеральной Ассамблеи созываются в течение 15 дней со дня получения Генеральным секретарем требования от Совета Безопасности или от большинства членов ООН о созыве такой сессии или сообщения большинства членов ООН о присоединении к требованию о созыве.
Чрезвычайные специальные сессии созываются в течение 24 часов с момента получения Генеральным секретарем требования о созыве такой сессии, поступившего от Совета Безопасности и поддержанного голосами любых девяти членов Совета, требования большинства членов ООН, выраженного путем голосования в Межсессионном комитете. Генеральная Ассамблея на своих сессиях принимает постановления, решения и рекомендации.
Вспомогательные органы. В соответствии со ст. 22 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочивается учреждать такие вспомогательные органы, которые она сочтет необходимыми для осуществления своих функций. В настоящее время функционируют около 100 таких органов. По правовому статусу их можно объединить в три группы: а) органы, являющиеся по своему статусу международными организациями; б) постоянные органы; в) временные органы.
Совет Безопасности ООН
Компетенция. Согласно ст. 23 Устава ООН Совет Безопасности состоит из 15 членов Организации. Из них 5 являются постоянными, а именно: Россия, Китай, Франция, Великобритания и Северная-Ирландия, США. Генеральная Ассамблея избирает 10 других членов ООН в качестве непостоянных членов. Последние избираются на двухгодичный срок', и при их избрании должное внимание уделяется степени участия кандидатов в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению.
Роль ООН, и в частности Совета Безопасности, в поддержании мира и обеспечении международной безопасности сводится к осуществлению следующих четырех мероприятий.
Превентивная дипломатия — это действия, направленные на предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения. Миротворчество — это действия, направленные на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашению, главным образом с помощью таких мирных средств, которые предусмотрены в главе VI
Устава ООН.
Поддержание мира — это обеспечение присутствия ООН в данном конкретном районе, которое связано с развертыванием военного и (или) полицейского персонала ООН, а нередко и гражданского персонала.
Миростроительство в постконфликтный период — это действия, направленные на предотвращение вспышки насилия между странами и народами после ликвидации конфликта или конфликтной ситуации.
Совет по опеке. ООН под своим руководством создала международную систему опеки для управления теми территориями, которые включены в нее индивидуальными соглашениями, и для наблюдения за этими территориями. Эти территории именуются территориями под опекой.
Организации подразделяются на две группы: главные и вспомогательные органы. В отличие от главных органов в Уставе подробно не раскрываются понятие и правовой статус вспомогательных органов. В нем лишь отмечается, что вспомогательные органы, когда окажутся необходимыми, могут учреждаться в соответствии с Уставом ООН.
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Учрежден Генеральной Ассамблеей в соответствии с Резолюцией 57 (1) от 11 декабря 1946 г. в качестве временной чрезвычайной программы «в целях охраны здоровья детей вообще и детей стран, ставших жертвами агрессии, в особенности» и действует в качестве ее вспомогательного органа, имея полуавтономный статус. Фонд стал действовать на постоянной основе после принятия 6 октября 1953 г. Резолюции Генеральной Ассамблеи 802 (VIII) от 20 ноября 1959 г.
Согласно ст. 57 и 63 Устава ООН различные специализированные учреждения, созданные межправительственными соглашениями и облеченные широкой международной, определенной в их учредительных актах, ответственностью в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобных областях, будут поставлены в связь с Организацией посредством заключения соглашения.
Таким образом, любое специализированное учреждение имеет следующие четыре признака: а) межправительственный характер учредительного акта; б) широкая международная ответственность в рамках его компетенции; в) осуществление деятельности в специальной области, предусмотренной положениями Устава ООН; г) связь с ООН. Если первые три признака присущи многим другим межправительственным организациям, то последний — связь с ООН — характерен только для специализированных учреждений.
ГЛАВА XIII. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
СНГ: образование, учредительные документы, цели, принципы
8 декабря 1991 г. произошло событие исторической важности, одно из самых значительных в XX в., - распался Советский Союз, образовалось Содружество Независимых Государств (СНГ)
впервые в документах о создании СНГ было сказано, что это образование не является ни государством, ни надгосударствен-ным образованием. Стороны заявили также, что СНГ открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств — членов бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества. Было подтверждено также, что с образованием СНГ Советский Союз прекращает свое существование.
Первым новым принципом международного права в Уставе СНГ назван принцип верховенства международного права в межгосударственных отношениях. Второй новый принцип, зафиксированный в Уставе СНГ, гласит: учет интересов друг друга и Содружества в, целом, оказание на основе взаимного согласия помощи во всех областях их взаимоотношений. Третий новый принцип, обозначенный в Уставе СНГ, говорит об объединении усилий и оказании поддержки друг другу в целях создания мир-ныхусловий жизни народов государств—членов Содружества, обеспечении их политического, экономического и социального прогресса. Последний, четвертый, новый принцип, сформулированный в Уставе СНГ, говорит о духовном единении народов стран СНГ, которое основывается на уважении их самобытности, тесном сотрудничестве в сохранении культурных ценностей и культурного обмена. Органы СНГ
Органами Содружества являются:
Совет глав государств и Совет глав правительств;
Межпарламентская Ассамблея;
Совет министров иностранных дел;
Исполнительный комитет;
Совет министров обороны;
Совет командующих Пограничными войсками;
Экономический совет;
Экономический суд;
Комиссия по правам человека.
Экономическая интеграция в рамках СНГ
Как показывает мировой опыт, региональная интеграция способна стать действенным ответом на вызовы глобализации. Ее потенциал государства — участники СНГ могут полнее и эффективнее использовать при условии совместной адаптации к геополитическим и геоэкономическим реалиям, скоординированного участия в решении общемировых экономических проблем.
На основе соответствующих правовых актов страны СНГ взаимодействуют в областях внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. Усилия государств — участников СНГ в указанных сферах способствуют выработке общих позиций во внешнеэкономической и таможенной областях. Налаживание эффективного экономического взаимодействия требует гармонизации нормативно-правовой базы в первую очередь во внешнеэкономической и налоговой сферах. Устранение существующих правовых барьеров, сближение национальных законодательств позволят создать хозяйствующим субъектам стран Содружества равные условия.
Перспективы развития СНГ
Говоря о дальнейшей судьбе Содружества, можно реально представить три возможных варианта развития. Первый — оптимистический, связанный с дальнейшим укреплением СНГ, совершенствованием механизма реализации его решений, повышением их действенности.
Второй вариант развития СНГ — оставить все, как есть. На этом пути СНГ не добьется больших успехов. Этот путь можно охарактеризовать так: аморфность решений, необязательность их исполнения, неопределенность статуса Содружества.