Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:42, дипломная работа
Актуальность темы. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность играет большую роль в развитии национальной экономики России. Быстрыми темпами в 1990-е гг. выстраивалась и система регулирования внешнеэкономической деятельности. Россия сформировала достаточно либеральную систему регулирования внешней торговли и других форм внешнеэкономических связей за весьма короткий срок: примерно к 1997 г. в стране функционировала система государственного регулирования в основных элементах, схожая с системами, используемыми странами с развитой рыночной экономикой.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Современная система регулирования международной торговли товарами …………………………………………………………….7
Понятие и сущность механизма наднационального регулирования международных экономических отношений……………………………………7
Международно-правовые принципы регулирования международного торгового оборота ……………………………………………………………….10
Двусторонние и многосторонние соглашения, регулирующие международную торговлю …………………………………………………..….16
Глава 2. Тарифные меры в регулировании международной торговли товарами…………………………………………………………………...…….27
2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеторговой деятельности …………………………………………………………………….27
2.2. Перспективы развития и совершенствования государственной политики РФ в области таможенно – тарифного регулирования……………………….36
Глава 3 Нетарифные меры в регулировании международной торговли товарами…………………………………………………………………………48
Международно-правовые основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности ……………………………………………...…48
Проблемы и пути повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации………………………………...…….58
Заключение…………………………………………………………………..….71
Библиографический список………………………………………………...7
В ТК ТС включены основные положения, касающиеся деятельности:
1)таможенных представителей таможенных перевозчиков;
2)владельцев складов временного хранения;
3)владельцев таможенных складов;
4)владельцев магазинов беспошлинной торговли;
5) уполномоченных экономических операторов
ТК ТС содержит основные положения о порядке создания и непосредственно условия присвоения соответствующего статуса перечисленным лицам
Вступление России в Таможенный союз-это большой шаг к решению многих таможенно-тарифных проблем в России. Происходит принятие важных соглашений, в первую очередь к ним относятся соглашения, подписанные 25 января 2008 г.: "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе", "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран", "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам" и др. Некоторые положения, регулирующие указанные вопросы, содержатся также в Протоколе "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе", подписанном 11 декабря 2009 г.
Несмотря на положительные
сдвиги последних лет, система таможенного администри
Сегодня назрела потребность
в изменении целей и
В сложившихся условиях для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мирового хозяйства и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции страны в мировую экономику перед Россией стоят следующие основные цели:
- повышение
- сохранение позиций России на мировых товарных рынках (поставки материалов, комплектного оборудования, вооружения и военной техники), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг;
- обеспечение равноправных
условий доступа российских
- проведение таможенно
- тарифной политики, способствующей
созданию благоприятных
Данные цели нашли своё отражение в Соглашение «О едином таможенно – тарифном регулировании», а также в законе от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования ВЭД», также в соответствии с данными целями в законе сформулированы основные принципы государственного регулирования (ст. 4 № 164-ФЗ).
Для достижения данных целей
и повышения эффективности
Первое направление -
выработка и реализация внешнеэкономической
политики России, включая вопросы
оптимизации топливно-
Одним из приоритетов станет стимулирование на государственном уровне экспортной деятельности российских производителей, прежде всего,
выпускающих продукцию
с высокой долей вновь
Второе направление -
обеспечение благоприятных
Для создания данных условий необходимо усовершенствовать российское законодательство, избавить отечественных предпринимателей от излишних бюрократических барьеров и сосредоточить все силы государства на развитие производства, выпуска качественной продукции, которая будет отвечать современным требованиям международного рынка.
Третье направление -
защита внутреннего рынка, опирающаяся
на общепринятые международные нормы
и правила и использующая все
предусмотренные
Четвертое направление - формирование международных приоритетов внешнеторговой политики как важнейшей составной части внешнеэкономической политики.
Основная задача таможенно-тарифного регулирования должна заключаться в создании условий для экономического роста внутри страны. Настало время найти «золотую середину» так как чрезмерно фискально-протекционистская направленность таможенно-тарифного регулирования ВТД и полное отсутствие таможенно-тарифного регулирования не позволяют создать условия для развития необходимого производства в стране. 45
Совсем недавно Россия вступила во Всемирную торговую организацию. Этот факт предполагает существенные перемены в законодательной базе, которая регламентирует таможенно –тарифное регулирование ВЭД.
Таким образом , ко второй главе работы можно сделать следующие выводы:
1) Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТНВЭД. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Исследования функций таможенного тарифа показывает, что таможенный тариф должен быть гибким, одним отраслям предоставляя избирательную защиту, а другим открывая путь к международной конкуренции.
2) Фискальный подход к импортному тарифу, который существовал в России на протяжении последних лет, во многом исчерпал себя. Не менее важным направлением развития таможенно – тарифной политики Российской Федерации должен стать переход от фискальной направленности таможенного тарифа к приоритету его регулирующей функции. необходим детальный подход к разработке ставок тарифа, что предоставит возможность большей вариации значения ставок. Направление на унификацию таможенного тарифа России дает определенные результаты, связанные с наполнением государственного бюджета, однако сегодня основным инструментом регулирования рынка может стать создание конкурентного финансового и экономического секторов экономики.
Глава 3 Нетарифные меры в регулировании международной торговли товарами
Понятия тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли вошли в терминологический лексикон международной торговли только в начале 60-х годов XX в. Согласно различным классификационным схемам, к 2006 г. насчитывалось около 600 различных видов нетарифных мер регулирования внешней торговли, которые охватывают практически все отрасли современной экономики. 46
Нетарифные меры можно определить как любые распоряжения центральных и местных властей, которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран. 47
Одним из первых шагов на пути к снижению торговых барьеров было заключение в конце 1940-х годов Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Созданная на базе ГАТТ Всемирная торговая организация (ВТО) в момент создания в 1994 г. объединяла 76 стран-участниц, в настоящее время ее членами являются, более 150 стран. Стремление к либерализации внешней торговли способствовало созданию и других торговых организаций: ЕС, ЕврАзЭС, АСЕАН, Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и др.
Особое значение в правовой регламентации применения нетарифных ограничений, унификации их применения принадлежит Генеральному Соглашению по Тарифам и Торговле (ГАТТ), преобразованному в 1994 г. во Всемирную торговую организацию. Классификационные схемы нетарифных ограничений разрабатывались на самом высоком международном уровне.
Классификационная схема, разработанная Секретариатом ГАТТ в начале 70-х гг., к настоящему времени насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет их в 5 основных категорий:
1) ограничения,
вызванные участием
2) таможенные
и иные административные
3) технические барьеры в торговле (стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции);
4) количественные
и сходные с ними
5) ограничения
экономического характера (
На базе указанной классификации составлен каталог нетарифных ограничений, который нашел широкое применение в ходе международных торговых переговоров и послужил теоретической базой для формирования классификационных схем другими международными организациями.
Проблемам нетарифного регулирования было посвящено несколько раундов переговоров, проводимых в рамках ГАТТ. Так, на Кеннеди-раунд в г. Женеве в 1964 - 1967 г. разрабатывался Антидемпинговый кодекс, представляющий собой своеобразное толкование ст. VII Соглашения (в окончательном варианте он был принят на Токийском раунде переговоров).
Многосторонние торговые переговоры в рамках Токийского раунда продолжались шесть лет (1973 - 1979 г.). В них приняли участие 99 государств, 26 из которых не являлись на тот момент членами данной организации. Между тем переговоры носили открытый характер для всех стран, желающих принять в них участие. В числе переговорных групп была создана и группа по нетарифным мерам. Таким образом, серьезно была расширена сфера деятельности ГАТТ, которая ранее ограничивалась лишь проблемами тарифного регулирования. В ходе Токийского раунда было принято 12 соглашений и договоренностей, которые вступили в силу в 1980 и 1981 гг., в том числе: Кодекс таможенной стоимости (соглашение о применении ст. VII ГАТТ), Антидемпинговый кодекс, Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам, Кодекс импортного лицензирования, Соглашение по техническим барьерам в торговле (Кодекс по стандартам).49
Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам регулирует правила применения таких мер в процессе регулирования внешнеторговой деятельности, устанавливает правила использования субсидий. Соглашение разграничивает понятие экспортных субсидий и внутренних, используемых как инструмент социальной политики государства.
Кодекс импортного лицензирования - рамочный документ, направленный на упрощение формальностей при выдаче импортных лицензий. Данный документ указывает на необходимость опубликования требований при выдаче импортных лицензий, их выдачи одним органом государственной власти в стране, призывает упростить и унифицировать данную процедуру в национальных нормах государств - участников ГАТТ/ВТО.