Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:42, дипломная работа
Актуальность темы. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность играет большую роль в развитии национальной экономики России. Быстрыми темпами в 1990-е гг. выстраивалась и система регулирования внешнеэкономической деятельности. Россия сформировала достаточно либеральную систему регулирования внешней торговли и других форм внешнеэкономических связей за весьма короткий срок: примерно к 1997 г. в стране функционировала система государственного регулирования в основных элементах, схожая с системами, используемыми странами с развитой рыночной экономикой.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Современная система регулирования международной торговли товарами …………………………………………………………….7
Понятие и сущность механизма наднационального регулирования международных экономических отношений……………………………………7
Международно-правовые принципы регулирования международного торгового оборота ……………………………………………………………….10
Двусторонние и многосторонние соглашения, регулирующие международную торговлю …………………………………………………..….16
Глава 2. Тарифные меры в регулировании международной торговли товарами…………………………………………………………………...…….27
2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеторговой деятельности …………………………………………………………………….27
2.2. Перспективы развития и совершенствования государственной политики РФ в области таможенно – тарифного регулирования……………………….36
Глава 3 Нетарифные меры в регулировании международной торговли товарами…………………………………………………………………………48
Международно-правовые основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности ……………………………………………...…48
Проблемы и пути повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации………………………………...…….58
Заключение…………………………………………………………………..….71
Библиографический список………………………………………………...7
Существенное влияние
на эффективность нетарифного
В соответствии с общепринятыми классификациями меры регулирования валютного рынка относятся к нетарифным ограничениям . МВФ выделяет 142 отдельные меры регулирования валютного рынка и рынков капитала. Значение этих мер для внешнеторгового регулирования в развитых странах постоянно снижалось в последние десятилетия, однако в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, имеющих недостаток свободно конвертируемой валюты или растущий дефицит валютного баланса, влияние валютного режима на эффективность регулирования международной торговли остается существенным.
Тесная взаимосвязь
внешней торговли и валютных отношений
обусловлена функцией денег как
орудия обмена. Как отмечает А.Ю. Лисицын,
"любое воздействие
Одни инструменты валютного регулирования непосредственно воздействуют на внешнеторговую деятельность, другие - делают это опосредованно. Так, например, валютный контроль по своей природе должен быть направлен на сбор и обобщение информации по валютным операциям, но вместе с тем его сложность и запутанность многих процедур могут существенно затормозить экономическую активность участников внешнеторговой деятельности.
Хотя действующее российское законодательство о государственном регулировании внешнеторговой деятельности напрямую не относит меры валютного регулирования и валютного контроля к инструментам нетарифного регулирования, их способность ограничительно воздействовать на внешнеторговую деятельность не ставится под сомнение. Так, в статье 39 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" было закреплено, что "внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может ограничиваться мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со статьями Соглашения Международного валютного фонда и с законодательством Российской Федерации".
Валютный режим, устанавливаемый в области внешнеторговой деятельности, включает в себя систему валютных ограничений и порядок их реализации, а также меры валютного контроля.
на чрезвычайные меры валютной политики и чрезвычайные ответные меры.
За последние два десятилетия механизм нетарифного регулирования в Российской Федерации прошел сложный путь становления и развития: от демонтажа государственной монополии на внешнюю торговлю к созданию организационно-правовых основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности, одним из методов которого является использование нетарифных мер. В настоящий момент механизм нетарифного регулирования переживает период интенсивной модернизации, поиска более эффективных форм и методов, связанных как с задачами его адаптации к правилам и стандартам ВТО, интеграционными процессами на постсоветском пространстве, так и последствиями мирового финансово-экономического кризиса, нанесшего сильнейший удар по мировой торговле.
Основными направлениями
повышения эффективности
а) обеспечение "прозрачности" при принятии соответствующих решений и их деполитизация;
б) наступательная борьба
с коррупцией в таможенных органах,
на которые возлагается исполнение
решений по нетарифным мерам при
перемещении товаров через
в) устранение сложившегося в России дуализма таможенного и внешнеторгового регулирования. Так как в настоящее время практика применения нетарифных мер в Российской Федерации осуществляется одновременно по двум направлениям: через каналы внешнеторгового регулирования, нормативной базой которого является Закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", закрепивший систему нетарифных мер, и таможенного регулирования, с помощью которого дифференцируется применение нетарифных мер в зависимости от выбранного таможенного режима. Наличие организационных и нормативных нестыковок между внешнеторговым и таможенным регулированием негативно сказывается на результативности применения нетарифных мер.
Третья глава работы
позволяет нам сделать
Заключение
Существенным элементом
проводимой в Российской Федерации
социально-экономической
Проведенное в данной работе исследование позволило сделать следующие основные выводы.
1. Внешнеторговое регулирование остается одной из существенных и необходимых функций любого государства. Рыночная система хозяйствования не означает абсолютного господства стихии свободы торговли. В основе современных международных экономических отношений лежит система общеобязательных правил поведения субъектов международного экономического права и субъектов внешнеторговых операций. Эта система представляет собой торгово-политический режим - совокупность многообразных инструментов государственного регулирования внешнеторгового оборота, закрепленных в форме норм национального права и механизмов их согласованного применения, в соответствии с нормами и принципами международного права.
2. Интенсивное развитие
международных экономических
3. Межгосударственное
регулирование международных
4. В качестве основных принципов, регулирующих международный торговой оборот, следует выделить: принцип суверенного равенства; принцип права народов на самоопределение; принцип невмешательства во внутренние дела; недопустимость дискриминации в международной торговле; право каждой страны свободно распоряжаться своими естественными ресурсами; право внутриконтинентальных стран на свободный доступ к морю и преференциальный режим транзита через страны, лежащие между морем и самими внутриконтинентальными странами; осуществление торговли определенными видами сырьевых товаров на основе многосторонних товарных соглашений, учитывающих интересы как стран-экспортеров, так и стран-импортеров; принцип взаимной выгоды; принцип наибольшего благоприятствования.
5. Фиксация особенностей сотрудничества конкретных государств, применение конвенционных принципов международного экономического права, закрепление международно-правовых обязательств в области торгово-политического регулирования обеспечивается посредством двусторонних и многосторонних соглашений. Международному праву в области двустороннего регулирования торгового порядка известны также некоторые специальные виды международных договоров. К ним относятся торговые договоры, договоры о торговле и мореплавании и сходные с ними другие договоры. В современном мире центр тяжести сместился в сторону многостороннего экономического сотрудничества. С точки зрения выработки норм, регулирующих торговую политику в международном праве, доказательством этому служит то, что подавляющее большинство стран мира (158) входит в универсальную многостороннюю систему торгово-политического регулирования ГАТТ/ВТО.
6. Согласованность в регулировании торговых операций достигается за счет комплекса многосторонних соглашений, создающих общую унифицированную систему внешнеторговой деятельности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит Всемирной Торговой Организации и системе договорно-правовых актов, образующих ее правовую основу. Применительно к торговле товарами центральное место в этой системе занимает Генеральное соглашение по тарифам и торговле, как многосторонний документ, создающий правовую базу для торговли 132 государств и заменяющий несколько тысяч двусторонних договоров и соглашений.
7. Основу многостороннего международного торгового порядка образуют соглашения Уругвайского раунда переговоров ГАТТ. Итоговые документы Уругвайского раунда закреплены в форме Заключительного акта, представляющего собой в правовом плане консолидированный документ, все инструменты которого взаимосвязаны.
8. Все многообразие существующих в настоящее время инструментов внешнеторгового регулирования, в зависимости от механизма воздействия их на торговлю, можно классифицировать в две основные группы - тарифные и нетарифные. Несмотря на то, что положения ГАТТ/ВТО предусматривают приоритет тарифного регулирования и требуют прекращения практики применения нетарифных инструментов в качестве барьеров для доступа импортируемых товаров, и те и другие являются неотъемлемыми элементами торгово-политического режима современного государства, в совокупности обеспечивающими эффективную внешнеэкономическую политику.
9. Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТНВЭД. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Исследования функций таможенного тарифа показывает, что таможенный тариф должен быть гибким, одним отраслям предоставляя избирательную защиту, а другим открывая путь к международной конкуренции.
10. Фискальный подход к импортному тарифу, который существовал в России на протяжении последних лет, во многом исчерпал себя. Не менее важным направлением развития таможенно – тарифной политики Российской Федерации должен стать переход от фискальной направленности таможенного тарифа к приоритету его регулирующей функции. необходим детальный подход к разработке ставок тарифа, что предоставит возможность большей вариации значения ставок. Направление на унификацию таможенного тарифа России дает определенные результаты, связанные с наполнением государственного бюджета, однако сегодня основным инструментом регулирования рынка может стать создание конкурентного финансового и экономического секторов экономики.
11. Нетарифные меры можно определить как любые распоряжения центральных и местных властей, которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран Исследование международно-правовых основ нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности позволяет нам дифференцировать меры нетарифного регулирования, исходя из задач государственного воздействия на внешнюю торговлю, на запреты, ограничения (барьеры), а также стимулы, используемые в ходе регулирования внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности