Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:58, курсовая работа
Проблемы политического и экономического сотрудничества России и США. В начале третьего столетия дипломатических связей между США и Россией наши отношения не могут не сочетать в себе сотрудничества и соперничества, преодоления трудностей и творческого подхода к расширению областей, в которых у нас существуют общие интересы. Соединенные Штаты и Россия имеют различные взгляды по таким вопросам как будущее Косово, противоракетная оборона и Договор об обычных вооружениях в Европе. Следует вкратце остановиться на пяти областях, в которых мы могли бы сделать гораздо больше, работая сообща, могли бы продемонстрировать всему миру свою руководящую роль, соблюдая при этом собственные интересы.
Введение
1. Исторический обзор двусторонних отношений России и Соединенных Штатов Америки
1.1 Особенности торгово-экономических отношений США и СССР
1.2 Отношения Российской Федерации и США в период российской интеграции в мировую экономику (постсоветский период)
2. Экономическое и политическое сотрудничество на современном этапе
2.1 Влияние торгово-экономического потенциала России и США на развитие международной торговли
2.2 Проблемы развития двусторонних отношений
Заключение
Список используемой литературы
После того как в России
произошли реструктуризация нефтяной
промышленности и появились вертикально-
Взаимопонимание российских
и американских партнеров по бизнесу
в этом вопросе практически едины.
Необходимо систематизировать
Характерно, что в основополагающих документах, таких как ежегодное послание президента США о внешнеэкономической деятельности, нет ни слова о российско-американских декларациях типа «Партнерство для экономического прогресса», а Россия обычно упоминается лишь в связи с затяжкой ратификации Договора о поощрении и взаимной защите капиталовложений и отсутствием законодательства по охране интеллектуальной собственности. Министерство торговли США не включило Российскую Федерацию в список 10 «нарождающихся рынков», в отношении которых проводится соответствующая политика. Неоправданно затянулось предоставление России статуса страны с «переходной экономикой». Растет список российских товаров, облагаемых антидемпинговыми пошлинами. Не отменены положения печально знаменитой поправки Джексона - Вэника. Проблема эффективности в XXI веке: Экономика США / Отв. ред. Марцинкевич В.И. - М.: Наука, 2006. - С.301.
Хотя США являются одним из крупнейших иностранных инвесторов в России, общий объем американских прямых капиталовложений (по оценкам, 3 - 4 миллиарда долларов) выглядит мизерным по сравнению с масштабами экономик двух стран. Весьма ограничена американская помощь и по государственной линии. Показательно, что среди государств - кредиторов России Соединенные Штаты, с учетом долгов Советского Союза, находятся на 4-5 месте. Долги Вашингтону составляют всего лишь 5 процентов общего долгового бремени Москвы, выросшего до 120 с лишним миллиардов долларов.
Лишь в узкой сфере торговли оружием и технологиями двойного назначения Россия обладает какой-то конкурентоспособностью. Но эта область вряд ли играет приоритетную роль для экономики конца XX века, где, бесспорно, доминирует невоенная продукция. После «холодной войны» главные ее участники резко сократили спрос на военную продукцию, а развивающиеся страны не в силах обеспечить платежеспособный спрос, способный компенсировать сужение мирового спроса на вооружения. Правда, это обострило соперничество на мировых рынках (причем Россия пострадала в наибольшей степени), но в целом конкуренцию в этой сфере нельзя признать причиной для нового американо-российского противоборства.
Обратимся к анализу нормативно-правовой
базы российско-американского
Основополагающим документом, регулирующим торгово-экономические отношения России с США, является межгосударственное Соглашение о торговых отношениях между СССР и США, подписанное в 1990 г. и введенное в действие применительно к России в 1992 г.
«Акт в Поддержку Свободы 1992 г.» Freedom for Russia and Emerging Eurasian Democracies and Open Markets (P.L. 102-511), и «Закон о Торговле 1974 г.» (именно к нему была принята пресловутая поправка Джексона-Вэника) (Trade Act of 1974, 19 U.S.C. 2411, создал основу для большинства программ финансовой помощи России в 1990-х годах, что является исключительно важным объектом исследования в рамках изучаемого периода. Международные экономические отношения: Учебник/ В.Е. Рыбалкин и др.; под ред. В.Е.Рыбалкина. ? 6-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - С.431.
“Закон о торговле 1974 г.» и принятая к нему поправка Джексона-Вэника до сих пор определяют правовую базу российско-американских торговых отношений.
В 1993 г. вступил в силу Договор от 17 июня 1992 г. между Россией и США об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.
Договор о поощрении и взаимной защите капиталовложений был подписан в 1992 г., однако не был ратифицирован Россией, т.к. противоречил российским позициям в переговорном процессе по вступлению в ВТО.
Кроме того, между Россией
и США действует целый ряд
межправительственных соглашений, регламентирующих
отношения в отдельных областях
сотрудничества, в том числе: о
научно-техническом
19 ноября 2006 г. в рамках
российско-американской
Одним из главных в принятой по итогам российско-американского саммита в Сочи 6 апреля 2008 г. «Декларации о стратегических рамках российско-американских отношений» стал раздел «Стратегическое экономическое сотрудничество». В нём говорилось, что до конца текущего года США и России необходимо завершить процесс присоединения России к ВТО, добиться предоставления России в отношениях с США режима нормальных торговых отношений на постоянной основе, а также создать новые форматы экономического, энергетического и делового диалога.
28 апреля 2008 г. в Вашингтоне
был запущен двусторонний
Р. Джеффри и первого
замминистра иностранных дел
А.И. Денисова с целью интенсифицировать
процесс двустороннего
2010-01-13-05-27-03/71---44
Важную роль в развитии диалога также играют Российско-американский Совет делового сотрудничества (РАСДС) и Американо-Российский деловой совет (АРДС), очередное заседание которого состоялось 24-25 сентября 2008г. в Нью-Йорке с участием Министра иностранных дел России С.В. Лаврова.
Во второй половине ХХ века США как страна базирования крупнейших ТНК, занимали ведущие позиции в мировом инвестиционном процессе. США сохраняют свое явное лидерство и по размерам накопленных за рубежом прямых инвестиций. За 14 лет (1993-2006 гг.), несмотря на определенные колебания, их объем увеличился в 4 раза и в 2006 г. достиг огромной суммы - 2384 млрд. долл., или 19,4% общего объема накопленных в мире прямых иностранных инвестиций. Для сравнения укажем, что доля Великобритании и Франции, занимавших по этому показателю второе и третье место в мире, составила 12% и 8% соответственно.
География прямых американских инвестиций весьма обширна, охватывает 190 стран и территорий. Однако основной сферой приложения прямых капиталовложений США остаются развитые государства, на которые в 2006 г. приходилось 71,9% всех зарубежных инвестиций США. Крупнейшие реципиенты американских инвестиций - Великобритания (364,1 млрд. долл.), Канада (246,5 млрд.), Нидерланды (215,7 млрд.), Австралия (122,6 млрд.), Германия (99,3 млрд.), Япония (91,8 млрд.) и Швейцария (90,1 млрд. долл.). На страны Европейского Союза (25 государств) приходится 1123 млрд. долл., или 47,1% всех прямых инвестиций США за рубежом. Там же
Россия в настоящее
время объективно не может быть сравнима
по международным инвестиционным позициям
с США, имеющими более чем столетний
опыт экспорта-импорта капитала. Наша
страна включилась в эти процессы
в последнее десятилетие, причем
в условиях социально-экономического
кризиса и сложных
Но в последние 5 лет привлекательность России для иностранных инвесторов все же значительно увеличилась. По результатам опроса представителей ТНК, проведенного ЮНКТАД в 2006 г., Россия заняла четвертое место в мире среди государств наиболее привлекательных для вложения прямых инвестиций (после Китая, Индии и США). Следует отметить, что ведущие международные рейтинговые агентства «Мудис», «Фитч» и позднее «Стэндард энд Пурз» повысили рейтинг России до уровня «инвестиционный». Кроме того, на заседании Рабочей группы по экспортным кредитам и экспортным гарантиям ОЭСР, состоявшемся в январе 2007 г., было принято решение о переводе России из четвертой группы по уровню рисков в более привлекательную для инвесторов третью группу. Это должно способствовать преодолению выжидательных настроений среди ряда потенциальных американских инвесторов, все еще опасающихся вкладывать средства в российские проекты.
На территории России действует капитал из более 100 стран. Основные страны-инвесторы в 2008г. Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, США, Франция. На долю этих стран приходилось 80,7% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 77,6% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
США входят в число ведущих
стран-инвесторов по объему привлеченных
иностранных инвестиций в экономику
России. Американские прямые инвестиции
в России вложены в основном в
ее производственный сектор, в котором,
согласно имеющимся данным, сосредоточено
их объема. Около половины американских
капиталовложений накоплены в топливно-
Автором была рассмотрена структура и динамика объёма накопленных американских инвестиций, а так же инвестиций, поступаемых ежегодно в Россию из США. Исходя из этих данных, можно заметить, что с 2004 по 2009 год объем всех иностранных инвестиций, накопленных в экономике России, увеличился приблизительно в 3,2 раза, однако объём накопленных американских инвестиций увеличился всего лишь в 1,3 раза. В 2008 г. США заняли 8 место (8,8 млрд. долл.) по этому показателю в России (или 3,3% от общего объема в 265 млрд. долл.). В 2004 году по объемам накопленных зарубежных инвестиций в российскую экономику США занимали 6 место среди основных стран-инвесторов, и их доля в накопленных зарубежных инвестициях на территории России составляла 8,1%. По итогам I полугодия 2009 г. США сохранили 8 место в списке основных стран-инвесторов в экономику России, хотя общий объем накопленных американских инвестиций снизился до 7,99 млрд.долл. (3,3% от общего объема иностранных инвестиций в 242 млрд.долл.). В 2004 году доля прямых инвестиций составила 65% от всех накопленных американских инвестиций, а на конец июня 2009 года - всего 34% (2,7 млрд.долл). По состоянию на 1 июля 2009 г. в США накоплено 6 млрд.долл. российских инвестиций, из которых доля прямых инвестиций составляет 84%, или 5 млрд. долларов. Америка занимает второе место среди крупнейших стран-получателей российских инвестиций и на её долю приходится 10% всех инвестиций, вложенных Россией в экономику других стран.
Американские компании проявляют
интерес к развитию торгово-экономического
сотрудничества с регионами России,
обладающими крупными запасами полезных
ископаемых (в первую очередь углеводородного
сырья) или являющимися центрами
концентрации предприятий химической,
металлургической, авиакосмической, автомобильной
и пищевой промышленности. Наиболее
активно в российско-
Расширению двусторонних
экономических связей активно содействует
рабочая группа «Российско-Американское
Тихоокеанское партнерство» (РАТОП)
под сопредседательством