Двусторонние отношения России и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы политического и экономического сотрудничества России и США. В начале третьего столетия дипломатических связей между США и Россией наши отношения не могут не сочетать в себе сотрудничества и соперничества, преодоления трудностей и творческого подхода к расширению областей, в которых у нас существуют общие интересы. Соединенные Штаты и Россия имеют различные взгляды по таким вопросам как будущее Косово, противоракетная оборона и Договор об обычных вооружениях в Европе. Следует вкратце остановиться на пяти областях, в которых мы могли бы сделать гораздо больше, работая сообща, могли бы продемонстрировать всему миру свою руководящую роль, соблюдая при этом собственные интересы.

Содержание

Введение
1. Исторический обзор двусторонних отношений России и Соединенных Штатов Америки
1.1 Особенности торгово-экономических отношений США и СССР
1.2 Отношения Российской Федерации и США в период российской интеграции в мировую экономику (постсоветский период)
2. Экономическое и политическое сотрудничество на современном этапе
2.1 Влияние торгово-экономического потенциала России и США на развитие международной торговли
2.2 Проблемы развития двусторонних отношений
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Двусторонние отношения России и США.docx

— 94.64 Кб (Скачать файл)

В.А. Сельцо, автор статьи «Диверсификация - необыкновенное направление  российского экспорта» Сельцо В.А. Диверсификация - необыкновенное направление  российского экспорта/ В.А. Сельцо // Российский внешнеэкономический вестник. - 2009 - №1 - C.30-42., прежде всего причиной малой привлекательности России как импортёра иностранного капитала называет нестабильность, законодательства применительно к иностранным  инвесторам и слишком частые его  изменения.

Высокий уровень налогов, транспортных тарифов является ещё  одной причиной, оказывающей негативное воздействие на инвестиционную привлекательность  России. Конечно, с точки зрения ставок и общей конструкции российская налоговая система вполне сопоставима  с государствами восточной Европы, но на практике даже уплатив легально установленные законом налоги, предприятие  может спустя некоторое время  получить в виде претензий от налоговых  органов гораздо большие суммы, а в условиях всемирной доступности  почти любой информации, новости  о таких ситуациях не могут  не отпугнуть зарубежных партнёров, тем более американских.

Также, по мнению автора этой статьи, высокий уровень коррупции  в бизнесе, а так же сложность  и громоздкость процедуры оформления различных документов или получения  различных документов становится серьёзной  проблемой для зарубежных инвесторов.

В.А. Сельцо отмечает, что, не смотря на то, что в настоящее  время в сфере внешнеэкономических  связей участвуют несколько сот  тысяч российских фирм и компаний, многие из них не обладают квалифицированными кадрами, способными грамотно общаться с иностранными партнёрами и вести  бизнес-сотрудничество.

Нельзя также, по словам В.А. Сельцо, не отметить такой важный элемент  экспортного потенциала, как технический  сервис. Многие российские предприятия  машиностроения отдают приоритет выпуску  готовых машин, мало заботясь о выпуске  запасных частей. Сельцо В.А. Указ. соч. - C.36. Отсутствие своевременных поставок запасных частей является существенным тормозом для развития экспорта РФ продукции машиностроения, тогда  как автомобили и детали и аксессуары к ним в структуре импорта  США, на долю которого в 2007 году пришлось 15,3% всего мирового импорта, составляют десятую часть. Об иностранных инвестициях  в экономику России в 2004 году. - www.akdi.ru

Автор другой статьи «Проблемы  роста иностранных инвестиций в  экономику РФ» Г.А. Орлова считает, что не менее важна и сфера  приложения инвестиций - около 75% из прямых американских инвестиции в России вложены  в основном в ее производственный сектор. На непроизводственную сферу  приходится прямых инвестиций США, направляемых, в первую очередь, в банковскую и  страховую деятельность, а также  в сферу информационно-консультационных услуг. Об иностранных инвестициях  в I полугодии 2009 года. - www.akdi.ru Но большую  потребность в инвестировании, согласно данным государственной службы статистики, испытывают такие сферы как, например, сельское хозяйство, строительство, производство транспортных средств и оборудования, обработка древесины, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг. Одна из причин гипертрофии в  сторону топливно-энергетического  и агропромышленного комплексов - отсутствие должных мер экономической  политики, определяющих приоритеты в  развитии российской экономики и  реализующих дифференцированный подход к привлечению иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы, в том  числе и американские, пока сами выбирают сферы деятельности, ориентируясь на освоение новых рынков сбыта, расширение своего участия в добыче сырьевых ресурсов и повышение экономической  эффективности всей хозяйственной  сети ТНК. Российское государство, к  сожалению, не оказывает на этот процесс  сколько-нибудь существенного воздействия. Оно не определило чётко приоритеты инвестиционной деятельности, что неизбежно  приводит к распылению капитальных  вложений.

Далее Г.А. Орлова Орлова Г.А. Проблемы роста иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации / Г.А.Орлова// Российский внешнеэкономический  вестник. - 2008 - №4 - 98с отмечает, что  российские государственные службы контроля и регулирования экономической  деятельности не всегда предоставляют  качественное информационное обеспечение  экономики, которой требуется полная, своевременная и непротиворечивая информация. Недостаточная прозрачность, как внутренней деятельности компаний, так и во взаимодействии с внешним  миром во многом способствует ухудшению  инвестиционного климата, чрезвычайно  затрудняет разработку общенациональной и отраслевой стратегии развития различных сфер российской экономики.

По словам того же автора, на сегодня в России существует некая  неопределённость в отношении собственности. По итогам обзоров соблюдения прав американских владельцев интеллектуальной собственности в зарубежных странах  Россия, несмотря на очевидный прогресс в данной сфере, несколько лет  подряд зачисляется в неблагоприятный  список «приоритетно наблюдаемых стран» Цит. по Соловьёв Э. Перезагрузка российско-американских отношений (электронный ресурс)/Э. Соловьёв//http://www.perspektivy.info. Существует и обратная проблема в  отношении регистрации прав на интеллектуальную собственность российского происхождения  в США, а также по защите российской аудиовизуальной продукции от несанкционированных  копирования и продаж на американском рынке. Супян В.Б. Состояние и перспективы  Американской экономики и российско-американских отношений / В.Б. Супян // Россия и Америка  в XXI веке. - 2007 - №1. - 126 с

Автор данной работы согласен с проблемами, которые в своих  статьях Г.А. Орлова и В.А. Сельцо выделяют как препятствующие развитию и углублению экономических отношений  США и России и также выделяет несколько проблем, связанные с  политикой Америки по отношению  к Российской Федерации.

В первую очередь это дискриминация  России в вопросах экспортного контроля. Участие России в создании международного режима экспортного контроля взамен КОКОМ не привело к пересмотру правил экспортного контроля США  в отношении нашей страны.

Также остаются нерешенными  вопросы об отмене соглашений о добровольных экспортных ограничениях (по толстолистовой и горячекатаной стали, нитрату  аммония), ограничения по номенклатуре разрешенного к ввозу в США  спортивно-охотничьего оружия и  боеприпасов, прекращению действия антидемпинговых пошлин на российские товары (карбамид, феррованадий, металлический  кремний, магний).

Но самая серьезная, по мнению автора данной работы, проблема заключается в отрицательном  имидже России как страны и русских  как нации в целом. Многие зарубежные, в основном американские, фильмы, а  так же народные традиции, представленные зачастую в градационном виде, создают  у иностранных партнёров ложное представление о Российской Федерации, и становится серьёзнейшим препятствием для принятия решения о взаимном с ней сотрудничестве.

Директор Европейского учебного института при МГИМО Марк Энтин  заявил, что предпосылки для совместной работы ЕС, России и США были очень  давно, однако многие возможности не были использованы должным образом. Он также отметил, что «в наших  странах существуют колоссальные предубеждения  в отношении друг друга» - это  показывают и социологические опросы, и анализ СМИ. Российско-американский бизнес-саммит. - http://www.rlp.ru. «Это общее  настроение, то, что висит в воздухе, формирует мировоззрение и политическую позицию», - отметил Энтин. Задаваясь  вопросом, как можно преодолеть эту  ситуацию, исследователь призвал  воспринимать друг друга не как внешние  игроки, а как систему, некую общность. «Тогда любой проигрыш каждого из нас становится проигрышем всей системы», - заявил Марк Энтин. Отвечая на вопрос, являемся ли мы системой сегодня, ученый отметил, что «в целом ответ будет  негативным». Однако если посмотреть на конкретные проблемы (наркотрафик, терроризм, финансовый кризис), то по ним интересы игроков «совпадают настолько, что  можно говорить о системе».

Марк Энтин призвал  к новому подходу в построении политических отношений, заявив, что  для этого «нужна революция в  умах, политической элите». «Давайте договариваться о стратегическом взаимодействии и  серьезном сотрудничестве на длительное время, - призвал он, - Нужно честно договориться, отодвинуть проблемы, чтобы  они не мешали, и пойди вперед». Соловьев Э.Г. Интернет: Русско-американские отношения осени 2008 года: эл-ный журнал / Э.Г. Соловьев. - www.zlev.ru.

После перерыва участники  круглого стола приняли участие  в общей дискуссии. Свое мнение высказали  вице-президент группы «Прогрессивный альянс социалистов и демократов в Европарламенте» Мария Бадия  Кутчер; депутат Европарламента, член Комитета по международным делам  Зоран Талер; депутаты фракции «Справедливая  Россия» в Государственной Думе Валерий Зубов, Кира Лукьянова и  Алла Кузьмина; председатель Комитета парламентского сотрудничества Россия-Евросоюз Кнут Флекенштейн и другие.

Итоги круглого стола подвели  Ханес Свобода, Адриан Северин и  Николай Левичев. «Как вы видите, за время нашей дискуссии ни одного стула сломано не было, - улыбаясь, заявил Николай Левичев, - У меня создалось такое впечатление, что  каких-то больших предубеждений  в отношении друг друга у нас  не осталось» Николай Левичев  принял участие в круглом столе  «Перспективы политического сотрудничества между Россией, Евросоюзом и США». - http://www.spravedlivie.ru/i_nikolaj_levichev_prinjal_uchastie_v_kruglom 
_stole__perspektivy_politicheskogo_sotrudnichestva_meghdu_rossiej__evrosojuzom_i_ssha_.htm.

«Мы наметили позитивный процесс. Это локальная точка роста, но, может быть, экспансия таких точек  роста и будет нашей политической нанотехнологией. И эти нанотехнологии не останутся незамеченными ни руководителями наших государств, ни гражданским  обществом. Со своей стороны могу сообщить моим коллегам, что руководство  нашей страны всегда с большим  интересом следит за тем, как развиваются  наши межфракционные и межпартийные отношения. Могу даже по секрету сказать, что развитие нашего диалога постоянно  ставится в пример другим российским партиям, которые сегодня располагают  даже большими возможностями, чем наша молодая социал-демократическая  Справедливая Россия. Это говорит  о том, что мы не зря тратим время, не зря ездим друг к другу в  гости, создаем рабочие группы и  комиссии, проводим семинары. Мы движемся вперед», - заявил Николай Левичев.

«Конечно, сегодня у нас  многие вопросы затрагивались легкими  мазками, конспективно. Некоторые темы вообще остались пока за рамками нашего обсуждения. Но важно, что этот диалог живой, он вызывает явный интерес  участников» Николай Левичев  Указ.статья, - отметил Левичев, пригласив  участников круглого стола продолжить неформальное общение за обедом.

Интересно, привести в качестве сравнения мнение высказываемое  в высоко котируемых СМИ Соединенных  Штатов, как там оценивается содержание и перспективы российско-американского  сотрудничества. В качестве источника  приведём статью «Политика США в  отношении России» в "Johnson's Russia List" Политика США в отношении  России ("Johnson's Russia List", США) // ИНоСМИ . - http://www.inosmi.ru/in 
russia/20050627/220553.html.

Главным мотивом российской внешней политики при президенте Владимире Путине является обеспечение  экономического роста - но не ради роста  как такового, а ради могущества, самостоятельности и укрепления позиций в мире. С точки зрения смысла, который в России вкладывают в понятия безопасности и международного статуса, ее экономические и стратегические интересы полностью совпадают: ведь речь идет о ее влиянии, самостоятельности  и признании в качестве великой  державы. Российское руководство стремится  к сотрудничеству с международным  сообществом, но с учетом сохранения контроля государства во внутриполитической жизни и великодержавного статуса  на международной арене.

Одним из последствий сосредоточения 'интернационалистской' внешней политики Путина на великодержавном статусе  России, стало повышение роли геополитики  в ее стратегии и приоритетах. Подход России к таким внешнеполитическим проблемам как терроризм и  распространение оружия массового  поражения носит геополитический  характер и оценивается с точки  зрения великодержавных задач ее руководства. Это означает, что при  всей искренней озабоченности России проблемой международного терроризма, она одновременно старается обрести  максимальную свободу действий в  регионах, расположенных вблизи ее границ. В результате, хотя России и  невыгодно превращение Китая - учитывая его возможные претензии на часть  ее территории - в великую военную  державу, она крайне заинтересована в продаже Китаю энергоносителей  и оружия, а также объединении  усилий с Пекином в попытках сыграть  роль противовеса американскому  влиянию.

К сожалению, российское руководство  расценивает политику США как  одну из проблем при осуществлении  своей цели - утверждения России в качестве великой державы, обладающей определенными геополитическими преимуществами в обстановке, которая выглядит весьма угрожающей. Именно через эту призму российское руководства рассматривало украинский кризис, а также визиты президента Буша в Латвию и Грузию. Российские лидеры полагают, что американская политика также основывается на великодержавных и геополитических соображениях, а потому рассматривает систему отношений США со странами Евразии как новую форму политики сдерживания, нацеленную на ограничение влияния и могущества России.

Тенденции, проявившиеся за последний год, не выглядят многообещающими, но сегодняшняя Россия - не Советский  Союз периода Холодной войны. Она  более открыта внешнему миру и  осознает преимущества сотрудничества с международным сообществом. Проводя  последовательную и принципиальную политику, США способны справиться с краткосрочными проблемами, исходящими от России, и одновременно развивать  сильные стороны отношений с  российским государством и обществом  в расчете на долгосрочную перспективу.

Выделяемые на сегодняшний  день проблемы в сфере международных  торгово-экономических отношений  России с зарубежными странами и, в частности, с Америкой, существуют не первый год и на протяжении всего  этого времени активно разрабатываются, предлагаются и обсуждаются пути их решения.

Г.А. Орлова в своей статье, о которой говорилось выше, называет следующие меры по решению некоторых  из них.

Например, предлагается более  интенсивно использовать информационные технологии в работе государственных  органов, своевременно обновлять сайты  правительственных министерств  и ведомств, а также своевременно публиковать полный перечень документов с регламентами для всех видов  экономической деятельности.

Несомненно, инвесторам - как  российским так и иностранным - нужны  чёткие представления, как будет  развиваться ситуация, на что ориентируется  государство в ведущих отраслях экономики на ближайшие 5-20 лет, поэтому  важно выработать общенациональную и отраслевую стратегию развития различных сфер экономики.

В.А. Сельцо, считает, что  решать задачу по развитию внешнеэкономических  отношений необходимо по следующим  направления.

В первую очередь важно  изменить сырьевую направленность российского  экспорта. Как уже было сказано, повышение  степени переработки сырья, увеличение на этой основе экспорта готовых изделий  значительно повышает экономическую  эффективность внешней торговли, поэтому одной из насущных задач  является диверсификация российского  экспорта и развитие экспортно-ориентированных  отраслей, нацеленных на увеличение промышленной переработки сырья и, прежде всего, продукции машиностроения.

Также, по мнению В.А. Сельцо, необходимо создать единый орган, на который были бы возложены функции  по реализации единой государственной  стратегии в области привлечения  иностранного капитала в российскую экономику. Сельцо В.А. Указ. статья - C.36.

Для того, чтобы устранить  проблему неквалифицированных кадров, для участников внешнеэкономических  связей можно ввести специальную  лицензионную систему, которая позволила  бы усилить контроль государства  и повысить эффективность внешнеэкономического сотрудничества. Очень важно также  и дальше совершенствовать договорно-правовую базу международного сотрудничества.

Информация о работе Двусторонние отношения России и США