Конфликты как фактор развития менеджмента ООО «Виктория Орша»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы как теоретическая, так и практическая весьма велика. В настоящее время наблюдается определенный дефицит теоретических исследований в области социологии конфликта. При большом количестве публикаций, посвященных конкретно-прикладным аспектам конфликтологии, практически нет работ, в которых бы анализировались глубинные причины конфликтов и их влияние на жизнь общества в целом и индивида в частности. Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
1. Природа конфликта в организации…………………………………..…6
Сущность и природа понятия «конфликт». Структура, предмет и объект конфликта…………………………………………………....6
Классификация конфликтов…………………………………….…..8
Причины возникновения конфликтов в организациях и их последствия……………………………………………………….. 12
Методы управления конфликтами в организациях, способы их разрешения в организациях ………………………………………15
2. Управление конфликтной ситуацией в торговой организации...…...20
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Виктория Орша»………………………………………………………………...20
2.2. Конфликты и конфликтные ситуации, возникающие в ООО «Виктория Орша». Недостатки в их разрешении…………............24
3. Совершенствование управления конфликтами в деятельности ООО «Виктория Орша»…………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………………….….35
Список использованных источников…………………………………....39

Вложенные файлы: 1 файл

Копия курсовая.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра управления предприятиями торговли

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:  «Конфликты как фактор развития менеджмента ООО «Виктория Орша»

 

 

 

 

 

 

Студентка 4 курса

ФЭУТ, группы ДГС-1                                                  А. В. Ерёменко

 

 

 

 

Руководитель                                                                Т. А. Томашевич

 

 

Минск 2008 
РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 40 страниц, 8 рисунков, 1 таблица, 11 источников, 7 приложений.

Конфликт, конфликтная  ситуация, инцидент, виды конфликтов, причины конфликтов, методы разрешения конфликтов, управления конфликтами в организации.

Объектом исследования является ООО «Виктория Орша» Предмет исследования – конфликты, возникающие в торговых организациях.

Цель работы – изучения теоретических основ понятия конфликты, их классификации, анализа способов их разрешения для выработки рекомендаций по совершенствованию системы урегулирования конфликтов и предотвращения возникновения конфликтных ситуаций в  ООО «Виктория Орша» с учётом изученной теории в данной области.

При выполнении работы использованы методы: социологического опроса, анализа, сравнения, сопоставления, оценки и обобщения.

В процессе работы были проведены следующие исследования и разработки: рассмотрена сущность конфликтов, их место в системе менеджмента торговой организации, приведена классификация конфликтов организации, проанализированы конфликты, возникающие в ООО «Виктория Орша», проведено тестирование сотрудников на способ поведения в конфликтах, на определение потребностей личности и типа темперамента, даны рекомендации по совершенствованию управления конфликтами в исследуемой организации.

Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемой проблемы, а все заимствованные из правовых и литературных источников теоретические, методологические и методические положения сопровождаются ссылками на их авторов.

___________________

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….4

1. Природа конфликта в организации…………………………………..…6

    1. Сущность и природа понятия «конфликт». Структура, предмет и объект конфликта…………………………………………………....6
    2. Классификация конфликтов…………………………………….…..8
    3. Причины возникновения конфликтов в организациях и их последствия……………………………………………………….. 12
    4. Методы управления конфликтами в организациях, способы их разрешения в организациях ………………………………………15

2. Управление конфликтной ситуацией в торговой организации...…...20

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Виктория Орша»………………………………………………………………...20

2.2. Конфликты и конфликтные ситуации, возникающие в ООО «Виктория Орша». Недостатки в их разрешении…………............24

3. Совершенствование управления конфликтами в деятельности ООО «Виктория Орша»…………………………………………………...27

Заключение…………………………………………………………….….35

Список использованных источников…………………………………....39

Приложения……………………………………………………………….40

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной темы как теоретическая, так и практическая весьма велика. В настоящее время наблюдается определенный  дефицит теоретических исследований в области социологии конфликта. При большом количестве публикаций, посвященных конкретно-прикладным аспектам конфликтологии, практически нет работ, в которых бы анализировались глубинные причины  конфликтов и их влияние на жизнь общества в целом и индивида в частности. Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать знанием того, как развиваются такого рода конфликты. Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

С практической точки  зрения актуальность работы не менее  значительна. В настоящее время  руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической  культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивных методы выхода их конфликта, приводящие к ситуации «выигрыш-выигрыш».

Цель работы – изучения теоретических основ понятия  конфликты, их классификации, анализа  способов их разрешения для выработки рекомендаций по совершенствованию системы урегулирования конфликтов и предотвращения возникновения конфликтных ситуаций в  ООО «Виктория Орша» с учётом изученной теории в данной области.

При выполнении работы использованы методы: социологического опроса, анализа, сравнения, сопоставления, оценки и  обобщения.

Задачами работы являются следующие:

  • выявить специфические особенности, функции, причины и виды конфликтных ситуаций в современных организациях (на основе литературных источников);
  • дать содержательную характеристику основным стратегиям и методам разрешения конфликтных ситуаций;
  • провести анализ типичных конфликтных ситуаций в коллективе ООО «Виктория Орша» и на этой основе разработать методические рекомендации по оптимизации аналогичных конфликтных ситуаций.

Предметом исследования являются конфликты в организации. Объектом исследования – ООО «Виктория Орша».

Для написания данной работы использовалась различные источники:

  1. специализированные учебные пособия в области конфликтологии,
  2. учебные пособия по менеджменту в области торговли,
  3. материалы периодической печати,
  4. тестовые материалы, предложенные в журналах «Гермес» использовались наряду с тестовыми материалами, представленными в книге  Н.Ф. Вишняковой  «Конфликт – это творчество?»
  5. ресурсы базы данных Интернет.

Работа состоит из трех разделов. В первом разделе  раскрывается сущность конфликта, классификация конфликтов, причины их возникновения и методы управления ими. Во втором разделе описывается организационно-экономическая характеристика изучаемого объекта, конфликты и конфликтные ситуации, возникающие в ООО «Виктория Орша», недостатки в их разрешении. Третий раздел посвящен  совершенствованию в управлении конфликтами в ООО «Виктория Орша».

1. Природа конфликта в организации

 

  • Сущность и природа понятия «конфликт».
  •  

    Развитие и деятельность любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда протекает гладко, а нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Фактически вся жизнь любого человека, любого коллектива или организации, любой страны соткана из противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди занимают различные позиции, руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два или более индивидов. Такое противоборство, ведущееся  путем спора, применения угроза или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом.[1, с.43]

    Можно привести и другое определение конфликта. Конфликт (от латинского conflictus - столкновение) – это возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствия взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острыми эмоциональными противоречиями. [2, с.9]

    Или иное определение: конфликт – столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом взглядов в сознании отдельно взятого человека. [3, с.146]

    Следует отметить, что существует множество определений изучаемого понятия. Но обобщая их, можно согласиться с многими мыслителями прошлого, которые утверждали, что конфликт находится внутри человека и что он (человек) является главным носителем конфликта.

    Для понимания  сущности того или иного процесса или явления существенное значение имеет выяснение этимологии того слова, которым означается данное явление. Применительно к латинскому слову «conflictus» она может предстать достаточно отчетливо, если выяснить значение лингвистических компонентов, его составляющих.

    Это слово состоит  из приставки «con», означающей: с, вместе с кем-либо, против кого-либо, одновременно, а также глагола «flictus» («fligo»), который означает: ударять, толкать, сталкивать. [4, с.18]

    Таким образом, интегрирование в одном слове  этих элементов дает основание переводить и трактовать его как столкновение, спор, борьбу, противостояние.

    Следует сказать, что в основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. [2, c. 9]

    Иначе говоря, конфликт может быть определен как социальное отношение между двумя или  большим числом сторон, цели которых  реально или предположительно несовместимы.

    Рассмотрим  формулу конфликта, где отражены такие понятия, как конфликтная  ситуация, инцидент, конфликт. [5, с. 61]

     

    К = КС + И                                                                                                (1.1)

     

    Таким образом, конфликтная ситуация (КС) при возникновении инцидента (И) приводит к конфликту (К).

    Конфликтной называется такая ситуация, которая в результате межличностного взаимодействия вызывает дискомфорт, напряжение, негативные эмоции у одной или обеих сторон.

     

    А   инцидент — это повод (слово, действие или бездействие), который при наличии конфликтной ситуации и приводит к конфликту.

    Модель конфликта  как процесса представлена в приложении А.

    Но при всем разнообразии конфликтных ситуаций вытекающих из них конфликтных действий, при всех различиях конфликтов по их интенсивности, функциям, роли в общественной жизни все-таки при внимательном и вдумчивом рассмотрении оказывается, что всем им в той или иной степени присущи некоторые общие черты, позволяющие выделить в их специфическую сферу общественной жизнедеятельности индивидов и их социальных общностей.

     

  • Классификация конфликтов
  •  

    Конфликты – явление  не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Они отличаются большим разнообразием. Каждое конфликтное  столкновение по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. [6, с.47]

    По формам проявления конфликты действительно имеют место во всех областях общественной жизни, а потому правомерно выделять социально-экономические, этнические, межнациональные, политические, идеологические, религиозные, военные, юридические, семейные, социально-бытовые и иные типы конфликтов. Они являются предметом рассмотрения в первую очередь соответствующих отраслей науки.

    С точки зрения менеджмента группировка  конфликтов, их классификация ориентируется  преимущественно на экономику и  социальную сферу, т. е. на хозяйственное  управление организацией, действующей  в условиях рынка, проблемы формирования, развития и поведения персонала под воздействием рыночных отношений. Следовательно, в плане управления персоналом приоритетно предметное изучение конфликтов социально-экономического типа, которые главным образом связаны с практикой хозяйствования, отношениями людей в сфере труда и предпринимательской деятельности, удовлетворением материальных и духовных потребностей работников, их социальной защитой, устройством быта, отдыха и досуга.

    Наглядное обобщение типов и  видов конфликтов в организации можно увидеть в приложении Б. Они выделяются по семи наиболее существенным признакам – источникам и непосредственным причинам возникновения, формам и степени конфликтного столкновения, коммуникативной направленности, масштабам и продолжительности, составу конфликтующих сторон, способам урегулирования, функциональной значимости.

    Как показано на рисунке Б.1 (приложение Б), по источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные. В первом случае конфликт способен развиться вне воли и желания его участников, просто в силу складывающихся в организации или его подразделении обстоятельств. Но конфликтная ситуация может создаться также из-за мотивов поведения, преднамеренных устремлений того или иного субъекта социальных связей.

    Информация о работе Конфликты как фактор развития менеджмента ООО «Виктория Орша»