Международное сотрудничество в сфере экологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

В первом разделе работы приведены особенности международных экологических отношений, история возникновения и развития сотрудничества в мире.
Второй раздел работы посвящен оценке международных отношений в сфере экологии, посредством рассмотрения и анализа динамики и тенденций развития показателей стран, приоритетных направлений развития сотрудничества.
В третьем разделе работы рассматриваются и анализируются перспективы развития международного сотрудничества в сфере экологии с точки зрения существующих современных глобальных проблем стран и путей их разрешения, а также выполнен прогноз дальнейшего развития отношений в сфере ораны окружающей среды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 7
1.1 История возникновения и анализ развития отношений в сфере экологии 7
1.2 Особенности международного сотрудничества в сфере экологии 15
1.3 Участие Украины в международном сотрудничестве в области экологии 20
РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА УРОВНЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ 25
2.1 Анализ состояния международного сотрудничества в сфере экологических исследований 25
2.2 Приоритетные направления развития экологических отношений 28
РАЗДЕЛ 3. ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 36
3.1 Проблемы международного сотрудничества в области использования природы и ее охраны 36
3. 2 Будущее развитие сотрудничества в сфере экологических исследований 39
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51

Вложенные файлы: 1 файл

международное соторудничестволл.doc

— 1.79 Мб (Скачать файл)

Невозможность решить глобальные экологические проблемы усилиями одной страны способствовала пересмотру приоритетов внешней политики государств и экологизации международных отношений. В правительственных мерах большинства стран начали сочетаться ресурсоохранные мероприятия и производство конкурентоспособных экологически чистых товаров. Экологическая политика стала структурно оформленным, необходимым направлением деятельности любого государства. [33]

Участие в международном экологическом сотрудничестве рассматривается как необходимый элемент укрепления безопасности страны. Кроме того, это вопрос международного политического престижа государства, отражение его способности быстро и адекватно реагировать на планетарные изменения. В декабре 1997 года представители 159 государств собрались на всемирном экологическом форуме в Киото, проходившем под эгидой ООН. Киотский протокол зафиксировал обязательства стран Европейского союза сократить общие выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду на 8 % по сравнению с 1990 годом в районе 2008–2012 годов. США оговорили для себя рубеж в 7 %, а Япония – в 6 %. Несмотря на свою неоднозначность, Киотский протокол был подписан 40 странами, но не все его ратифицировали.(Приложение Д)

К Рамочной конвенции об изменении климата в 1997 году в Киото был принят Киотский протокол, закрепляющий количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой, включая Россию, по ограничению и снижению поступления парниковых газов в атмосферу. Россия вступила в Протокол в 2005 году. Снижение выбросов предположительно должно составить для стран ЕС – 8 %; для США – 6 %; Канады и Японии – 7 %; на прежнем уровне могут оставить Россия, Украина. Исландия и Норвегия могут повысить на 1,8 и 10 % соответственно. Вокруг Киотского протокола ведутся широкие политические, научные, экономические дебаты. Они затрагивают тех, кто присоединился к протоколу или готов это сделать, и тех, кто категорически против этого, по крайней мере, до представления неопровержимых научных доказательств по парниковым газам (США). [12, c. 582]

Общий для стран СЭВ план исследовательских работ включал в себя все аспекты охраны природной среды. Более ста конструкторских работ было посвящено разработке новых технологических процессов – полностью «чистых» или значительно уменьшающих загрязнение природной среды по сравнению с ныне употребляющимися в производстве; около половины этих работ завершились подготовкой технических заданий на проектирование, а в 30 случаях были подготовлены комплекты проектной документации. Большое внимание уделялось разработке и уточнению нормативов и стандартов, как для способов контроля, так и для оценки состояния окружающей среды. И, наконец, серьезное значение имели исследования воздействия различных загрязнений на человека. 

По проблеме генетических аспектов охраны окружающей среды была разработана чрезвычайно важная методика выявления действия некоторых загрязняющих веществ на организм человека путем перерасчета их действия на подопытных животных, обоснована и унифицирована – между странами СЭВ – методика расчета допустимых среднесуточных концентраций загрязняющих веществ, изучены реакции человеческого организма на присутствие малых концентраций примесей промышленного происхождения в атмосферном воздухе и др. 

Среди исследований, посвященных защите атмосферы, можно отметить метод расчета концентраций примесей в воздухе, выбрасываемых одновременно многими источниками при различных метеорологических условиях. [17, c. 9]

Опыт показал, что исследования, которые проводятся в отдельных государствах по охране окружающей среды, являются недостаточными для защиты от вредных последствий все более интенсивной эксплуатации природы человеком. Эффективная охрана окружающей среды требует сотрудничества государств с учетом интеграции и глобализации условий жизни людей. В этом контексте создается новая цивилизация с новыми проблемами, которые требуют новых путей и методов решения. 

2.2  Приоритетные  направления  развития экологических  отношений

 

В последней четверти ХХ в. в условиях экологического кризиса, охватившего всю планету, объективной необходимостью стало международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

Такая потребность вызвана:

    • глобальным (общепланетарным) характером многих экологических проблем (например, сохранение озонового слоя); 
    • трансграничным переносом загрязняющих окружающую природную среду веществ воздушными течениями, круговоротом воды, биологической миграцией по трофическим цепям;
    • международным статусом природных систем и объектов (Мировой океан, воздушный бассейн Земли, околоземное космическое пространство, Антарктида); 
    • невозможностью решить все проблемы организации рационального природопользования и охраны окружающей природной среды силами одной страны. (Приложение Е)

Основные направления международного сотрудничества:

– сохранение природных систем, мало затронутых хозяйственной деятельностью и способствующих поддержанию планетарного экологического равновесия; 
          – оздоровление окружающей природной среды, неблагоприятные изменения которой обусловлены антропогенными причинами;

– сохранение важнейших природных объектов, обеспечение сохранения биологического разнообразия как важнейшего условия стабильного функционирования биосферы;

– создание эффективной системы международной экологической ответственности за техногенные и иные действия, приводящие к деградации окружающей природной среды, в том числе за разрушение окружающей среды в результате военных действий.

Формы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды:

– парламентское сотрудничество – координация законодательной деятельности в решении межгосударственных экологических проблем; 

– взаимодействие исполнительных структур (правительственных организаций) в реализации международных экологических программ; 

– сотрудничество «конвенционного типа», предусматривающее единый подход различных государств к решению экологических проблем; 

– международный экологический мониторинг важнейших природных систем и объектов; 

– научно-техническое сотрудничество, обмен информацией экологического содержания, совместное осуществление природоохранных мероприятий; 

– проведение международных экологических форумов под эгидой ООН и ее структур;  
– заключение договоров и других видов международных соглашений (двусторонние или многосторонние конвенции, протоколы, соглашения) для координации природоохранных мероприятий отдельных стран.[32]

Таким образом, важнейшим направлением международного сотрудничества является международная правовая охрана окружающей среды, а основным инструментом – международное экологическое право, т.е. система правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения, политику мирового сообщества в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и устойчивого социально-экономического развития общества. [5, c. 42]

Важнейшим инструментом проведения глобальной экологической политики являются международные природоохранные конвенции, договоры, соглашения, резолюции, конференции по проблемам охраны окружающей природной среды и рационального природопользования. В настоящее время  насчитывается  около 500  международных  соглашений  по  различным аспектам  охраны  окружающей  среды. Среди  них многосторонние;  региональные;  регулирующие  общие  вопросы  защиты  окружающей  среды  или отдельных  объектов  Мирового  океана,  атмосферы  Земли,  околоземного

космического пространства и т. д. [34]

Центральное место среди источников международно-правовой охраны окружающей природной среды занимают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и Всемирная хартия природы, играющие ключевую роль в реализации  принципов  и  положений  международно-правового  экологического сотрудничества.  Объектами  конвенций  стали  практически  все  виды  природных ресурсов и наиболее опасные виды человеческой деятельности.

Охрана  биоразнообразия  стала  объектом  внимания  международного уровня после Конференции по охране окружающей природной среды в Стокгольме  в 1972  году. К наиболее  значимым мерам по  сохранению растений, животных, микроорганизмов и экосистем можно отнести следующие. Конвенция  о  биологическом  разнообразии  подписана  в 1992  году  в Рио-де-Жанейро 180 государствами. Целью конвенции служит сохранение биоразнообразия, его устойчивое рациональное  использование.  Конвенция  рекомендует  государствам-участникам  разрабатывать  соответствующие  национальные  стратегии  и принимать необходимые законодательные акты, формировать системы охраняемых территорий, содействовать сохранению экосистем. 

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющая международное значение  главным  образом  в  качестве  местообитаний  водоплавающих  птиц, заключена в 1971 году в г. Рамсар (Иран) и к настоящему времени ратифицирована 130 государствами. Рамсарская конвенция носит глобальный характер и является специализированной, так как ее предмет ограничивается только водно-болотными угодьями. Целью Конвенции является выявление и  сохранение  наиболее  ценных  водно-болотных  угодий (морские  заливы, озера, участки долин рек, заболоченные территории). Штаб-квартира Конвенции располагается в Гланде (Швейцария). В него входят 12  природных  заповедников (Кандалакшский,  Астраханский, Окский  и  др.), 11  государственных  природных  заказников  федерального («Нижнеобский», «Мшинское болото» и др.) и регионального («Березовые острова», «Река Морошечная» и др.) значений. [9, c. 155]

Конвенция  об  охране Всемирного  культурного  и  природного  наследия, призванная охранять уникальные объекты, на которых обитают особо ценные виды и образованы экосистемы, не имеющие аналогов, заключена в 1972 году.  Наша страна ратифицировала Конвенцию в 1988 году.  В  список  всемирного наследия  включены  такие российские  территории как озеро Байкал, вулканы Камчатки, девственные леса Коми, золотые горы Алтая, Куршская коса и др.) общей площадью более 18 млн га. Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, принята в 1973 году в Вашингтоне и вступила в силу в 1975 году. В настоящее время членами Вашингтонской Конвенции (ее  сокращенно  называют СИТЕС  от  английской  аббревиатуры названия конвенции) являются 154 государства, включая Украину. Последняя, в составе СССР, присоединилась к Конвенции в 1976 году. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария). Необходимость принятия Конвенции была связана с тем, что международная торговля представителями дикой фауны и флоры, оценивающаяся ежегодно в тысячи миллионов долларов, является одной из важнейших причин сокращения многих видов растений и животных. В основу данной Конвенции  положен  согласованный  сторонами-участницами  список  редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, торговля которыми может нанести ущерб их популяциям и, следовательно, требует международного  контроля. Речь  идет  о  выдаче  разрешений  установленного  международного  образца  странами-участницами  Конвенции, по которым осуществляется экспорт, импорт и реэкспорт занесенных в согласованные списки видов животных и растений.  Для  реализации  целей «Повестки  дня  на XXI  век»  и  Конвенции  о биологическом  разнообразии  с 1991  года  действует Международная  программа развития инфраструктуры научных исследований в области сохранения  биоразнообразия –  DIVERSITAS,  являющаяся  единственной  программой по координации научных исследований в области биоразнообразия на глобальном уровне. В рамках Программы рассматриваются как природные, так и социальные аспекты биоразнообразия.  [13, c. 66]

В Европе с 1995 года реализуется Паневропейская стратегия по биологическому  и  ландшафтному  биоразнообразию.  Для  уточнения  наименований живых организмов и создания базы данных действует проект BioNET.К  международным  мерам  в  области  охраны  климата,  озонового слоя, атмосферного воздуха можно отнести следующие. [21]

Охрана  климата  регулируется  Рамочной  конвенцией  об  изменении

климата (РКИК), принятой в Нью-Йорке в 1992 году. Главной целью РКИК провозглашено обеспечение стабилизации концентраций  парниковых  газов  в  атмосфере  на  уровнях,  которые  позволят предотвратить опасные последствия вмешательства человека в климатическую систему. Страны, подписавшие Конвенцию, (а их 154) взяли на себя обязательство  представлять  национальные  отчеты  по  антропогенным  выбросам  газов и  корректировать  свои национальные программы по  охране климата путем контроля за источниками выбросов.

 

К    Рамочной   конвенции  об    изменении    климата  в 1997  году   в     Киото

был  принят  Киотский  протокол,  закрепляющий  количественные  обязательства развитых  стран и  стран  с переходной  экономикой, включая Украину, по ограничению и снижению поступления парниковых газов в атмосферу. Украина вступила в Протокол в 2005 году. Снижение выбросов предположительно должно составить для стран ЕС – 8 %; для США – 6 %; Канады и Японии – 7 %; на прежнем уровне могут оставить Россия, Украина. Исландия  и Норвегия могут повысить на 1,8 и 10 %  соответственно.(см. рис 2.1) Вокруг Киотского  протокола  ведутся широкие  политические,  научные,  экономические дебаты. Они затрагивают тех, кто присоединился к протоколу (ЕС, РФ) или готов это сделать, и тех, кто категорически против этого, по крайней мере,  до представления неопровержимых научных  доказательств по парниковым газам (США). [4, c. 52]

Рис.2.3 Снижение парниковых газов в атмосфере Земли

В 1985  году на  специализированной конференции ЮНЕП была принята  Конвенция  по  защите  озонового  слоя,  а  в 1987  году  был  подписан Монреальский  протокол  по  веществам,  нарушающим  озоновый  слой.  С 2001 года в Украине введен запрет на создание новых мощностей по производству озоноразрушающих веществ. Обращение  с  опасными  отходами  регламентирует  Базельская  конвенция по контролю за трансграничным перемещением радиоактивных отходов и их удалением, подписанная в 1989 году. Согласно Базельской конвенции, в вопросах отнесения отходов к различным категориям опасности приоритетными являются требования национального законодательства                                                            государства.  Государства,  осуществляя  свое  право  на  запрещение  импорта опасных отходов с целью удаления, должны информировать другие страны о  своем  решении. Участники Конвенции рассматривают незаконный оборот опасных или других отходов как преступное деяние. Особо регламентируется вопрос трансграничной перевозки. [18, c. 502]

Информация о работе Международное сотрудничество в сфере экологических исследований