Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 11:58, курс лекций
Мировое хозяйство представляет собой сложный механизм, подверженный быстрому изменению под влиянием много-численных факторов экономического и политического характера. Научно-техническая революция определила качественные преобра-зования в производительных силах, выход развитых стран на постиндустриальную ступень развития, обусловила структурные сдвиги в мировой экономике. За последние десятилетия в мире произошли существенные изменения в расстановке экономических сил, прослеживалась тенденция к многополюсному строению мирового хозяйства. В этих условиях возрастает значение дисциплин, изучающих мировое хозяйство как единое целое, а также экономику зарубежных стран, международные экономи-ческие отношения и внешнеэкономическую деятельность.
Введение в курс «Мировая экономика»..........................................................................5
Тема 1. Мировое хозяйство: содержание, структура и особенности современного этапа развития............................................................................8
1.1. Объективные основы становления, содержание и этапы развития мирового хозяйства...................................................................................................8 3
1.2. Структура мировой системы хозяйства............................................................12 7
1.3. Основные черты мирового хозяйства в современных условиях.............21 14
Тема 2. Международное разделение труда (МРТ). Международная специализация и кооперация........................................................................27
2.1. Потенциал мирового хозяйства.............................................................................27 19
2.2. Содержание и факторы международного разделения труда. Его особенности в современных условиях...............................................................30 21
2.3. Теории развития МРТ...............................................................................................33 24
2.3.1. Теория абсолютных преимуществ А. Смита........................................34
2.3.2. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо...............................34
2.3.3. Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина.....36
2.3.4. Парадокс Леонтьева.......................................................................................37
2.3.5. Теория технологического разрыва М.Познера...................................38
2.3.6. Теория жизненного цикла продукта Р.Вернона.................................38
2.3.7. Эклектическая модель Д. Данинга...........................................................39
2.4. Международная специализация и кооперация................................................39 29
2.5. Мировой рынок: содержание, структура, конъюнктура и основные черты...............................................................................................................................44
Тема 3. Мировой рынок товаров и услуг. Международная торговля............49
3.1. Объективные основы международной торговли............................................49 37
3.2. Особенности современной мировой торговли.................................................52 40
3.3. Формы международной торговли.........................................................................56 42
3.4. Ценообразование на мировом рынке. Виды цен мирового рынка...........59 45
3.5. Регулирование международной торговли.........................................................64 49
3.5.1. Внешнеторговая политика государства. Ее основные формы и инструменты.....................................................................................................64
3.5.2. Наднациональное регулирование международной торговли. Роль ВТО...........................................................................................................69
Тема 4. Международная миграция капиталов (ММК). Мировой рынок ссудных капиталов...............................................................................................76
4.1. Содержание, факторы и формы ММК................................................................76 56
4.2. ТНК и их роль в мировой экономике..................................................................81 59
4.3. Основные черты ММК в современных условиях...........................................85 62
4.4. Международный кредит, его функции и формы. Кризис внешней задолженности.............................................................................................................88 64
4.5. Мировой рынок ссудных капиталов и его структура....................................92 67
Тема 5. Международная трудовая миграция (МТМ)............................................ 97
5.1. Объективные основы и значение международной трудовой миграции......................................................................................................................97 70
5.2. Черты современной международной трудовой миграции и основные центры иммиграции..................................................................................................99 71
5.3. Регулирование международной трудовой миграции.................................102
Тема 6. Международная валютная система (МВС)..............................................106
6.1. Понятие валюта. Виды валют.............................................................................106 77
6.2. Валютный курс: содержание, виды, факторы и последствия изменения....................................................................................................................108 78
6.3. Международная валютная система и этапы её развития..........................112 82
6.4. Международный валютный фонд и его роль................................................116 85
6.5. Валютный рынок.....................................................................................................118 87
Тема 7. Международная экономическая интеграция.......................................... 121
7.1. Содержание и значение международной экономической интеграции.....121 89
7.2. Этапы международной экономической интеграции...................................122
7.3. Основные интеграционные группировки в мировом хозяйстве.............125
Список литературы...............................................................................................................132
Вопросы к экзамену..............................................................................................................134
Вопросы к зачету....................................................................................................................136
1. Развертывание научно-технической революции.
НТР способствовала обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, делала невозможным производство всех необходимых продуктов в рамках отдельной страны, а, следовательно, определяла развитие международного обмена товаров, услуг и научно-технических знаний.
2. Активная деятельность транснациональных корпораций.
Для транснациональных корпораций отмена различных внешне-торговых ограничений является необходимым условием укрепления производственных связей между их отделениями, находящимися в различных странах.
3. Переход многих государств к либеральному внешнеторго- вому режиму. Он предполагает отмену многих количественных ограничений импорта, существенное снижение таможенных пошлин, а также создание свободных экономических зон.
4. Развитие интеграционных процессов в тех или иных регионах мира. Происходит устранение региональных барьеров и формирование зон свободной торговли или общих рынков в рамках интеграционных группировок.
5. Разрушение колониальной системы и получение независимости бывшими колониальными странами.
Для этих стран переход национальной экономики на индустриальную ступень означал расширение торговых отношений с развитыми странами в связи с необходимостью импорта машин, оборудования и производственных услуг, и, в свою очередь, с необходимостью экспорта товаров традиционных отраслей их экономики. Также фактором расширения мировой торговли являлось выделение из числа развивающихся стран новых индустриальных стран с моделью экономического развития, ориентированной на внешние рынки.
6. Деятельность международных торговых организаций.
В их функции входит содействие расширению международных торговых связей путём ликвидации дискриминации, снижения внешнеторговых барьеров в международной торговле и решения торговых споров через проведение переговоров.
Именно выше указанными обстоятельствами определяются в настоящее время характерные черты мировой торговли.
Черты мировой торговли в современных условиях.
1. Господствующие позиции как в мировом экспорте, так и в мировом импорте занимают промышленно развитые страны (более 70%). Ведущая роль в международной торговле принадлежит трем центрам мирового хозяйства: США (около 12% мирового экспорта товаров), ЕС (более 40% мирового экспорта товаров), Япония (около 8% мирового экспорта товаров). При этом около половины мирового товарооборота приходятся на «большую семёрку».
2. За последние десятилетия наметилась тенденция к возрастанию удельного веса в мировом товарообороте развивающихся стран: от чуть более 1/5 в начале 70-х годов ХХ века до почти 1/3 в начале ХХI века. Эта тенденция прежде всего была связана с усилением экспортной ориентации новых индустриальных стран и с укреплением позиций Китая в мировой торговле. За два десятилетия внешнеторговый оборот Китая вырос более чем в 15 раз, и тем самым Китай вошёл в десятку крупнейших торговых держав мира.
3. Наблюдаются опережающие темпы роста взаимной торговли между промышленно развитыми странами. Развивающиеся страны также в основном ориентируют свой экспорт на развитые страны. В то же время прослеживаются некоторые изменения в торговых связях между развитыми и развивающимися странами. А именно, нередко аграрно-сырьевая специализация большинства развивающихся стран дополняется снабжением передовых стран трудоёмкой и материа-лоёмкой продукцией обрабатывающих отраслей. Такая ориентация зачастую основывается на использовании дешевой рабочей силы или определяется экономическими соображениями переноса вредных производств из развитых в развивающиеся страны.
4. Произошли изменения не только в масштабах, но и в отраслевой структуре мировой торговли, а именно:
а) В мировом товарообороте увеличилась доля готовых товаров и сократилась доля сырья и продовольствия. В 1950 году доля готовых товаров, с одной стороны, и сырьевых и сельскохозяйственных товаров, с другой, были примерно равны. В конце ХХ века на долю готовых товаров приходилось уже почти 80% мирового товаро-оборота (в том числе на машинотехническую продукцию до 40%), на сырьё и минеральное топливо – около 12%, на продовольствие – более 8%. Уменьшение доли сырья объяснялось расширением производства синтетических материалов на базе развития химической промышленности, переходом на ресурсосберегающие технологии и бòльшим использованием ресурсов отечественного сырья в ряде стран.
б) Существенно увеличилась торговля полуфабрикатами и отдельными частями конечного продукта, что связано с развитием подетальной и технологической специализации.
в) Увеличились масштабы и доля торговли услугами и научно-техническими знаниями. За два последних десятилетия мировой экспорт услуг вырос в 4 раза, а его доля по отношению к совокупному экспорту товаров и услуг увеличилась с 16% до почти 20%. За 80-90-е годы ХХ века мировая торговля услугами развивалась примерно в 1,5 раза быстрее, чем мировая торговля товарами. На услуги приходится сегодня до 40% американского и английского экспорта. В целом доля высокоразвитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90%, а в экспорте научно-технических знаний более 90%.
5. В мировой торговле расширяются обменные операции на базе ТНК, а также на базе совместных предприятий и ассоциированных компаний. Эти компании являются одной из наиболее динамично развивающихся форм международного производства и предполагают совместную научно-техническую, производственную, коммерческо-сбытовую, посредническую и иные виды деятельности при долевом формировании капитала фирмами ряда стран, совместном управлении, распределении прибыли и риска.
6. Происходят изменения в методах конкурентной борьбы на внешних рынках. Ценовая конкуренция отходит на второй план, а в основном конкуренция переходит в сферу качества, технологической новизны производства товара, надежности, дизайна, экономичности. Огромная роль для победы в конкурентной борьбе отводится маркетинговой деятельности, в том числе рекламе, которая должна оповестить покупателей о положительных качествах продукта. Также успех на внешних рынках связан с хорошо организованным послепродажным обслуживанием, ибо современная техника требует своевременного ремонта и наличия множества запасных частей. В конечном итоге конкурентоспособность на мировом рынке предполагает учёт соотношения цены и качества.
7. В мировой торговле растет число и доля сделок, заключенных на кредитной и срочной основе. Это выражается в расширении сделок по поставке товаров с отсрочкой платежа с учетом выплаты процента и по поставке товаров в будущем на определенную дату. В том числе в рамках биржевой торговли увеличиваются масштабы фьючерсных сделок, то есть сделок с контрактами на поставку товаров в определенные сроки (однако они в значительной степени носят спекулятивный характер).
8. Наряду с легальной торговлей увеличиваются масштабы и так называемой криминальной торговли, что выражается в контрабанде товаров и в торговле товарами с фальсифицированными товарными знаками (одежда, обувь, электроника, часы, алкогольная продукция). В значительной степени криминальная торговля характерна для стран Юго-Восточной и Южной Азии.
9. В последние десятилетия существенно расширили свои международные обменные операции предприятия мелкого и среднего бизнеса.
10. Кризисные явления 90-х годов 20-го века, связанные с разрушением административно-командной системы, определили снижение доли России, других стран СНГ и Восточной Европы в общих масштабах мирового товарооборота. Россия потеряла многие товарные рынки и её удельный вес в мировом экспорте сегодня составляет не более 1,5%.
Международная торговля осуществляется в различных формах, в том числе на мировом рынке имеют место биржевая торговля, аукционная торговля, международные торги, клиринговая торговля, внутрикорпоративная торговля.
Биржевая торговля. Первые международные товарные биржи были образованы в XVII веке и находились в портовых городах, лежащих на пересечении торговых путей. Крупнейшие биржи были в Антверпене и Амстердаме. На этих биржах осуществлялась торговля крупными партиями наличных товаров, привезенных, как правило, из колоний.
Современные международные товарные биржи занимают важное место в мировой торговле и представляют собой особый вид постоянно действующего рынка, на котором совершаются сделки купли - продажи по товарам массового производства (как правило, сырьевым и продовольственным товарам), обладающим типичными родовыми признаками. На бирже, как правило, товар отсутствует и покупается без предъявления и осмотра согласно установленным стандартам и образцам. Заключение сделок происходит на основе типовых биржевых контрактов, которые жестко регламентируют качество и сроки поставки товаров. Таким образом, на бирже продаются и покупаются именно биржевые контракты. Самые крупные мировые товарные биржи расположены в США (Чикаго, Нью-Йорк), Англии (Лондон), Японии (Токио). На долю этих трёх стран приходится до 98% биржевого оборота. Самыми крупными биржами являются Чикагская биржа - СВТ (зерновые культуры, соевые бобы, масло, драгоценные металлы), Нью-йоркская биржа хлопка (NYCE), Лондонская биржа металлов (LME) и другие.
На современных биржах сделки в значительной степени носят спекулятивный характер, то есть биржевые контракты заключаются в основном не для того, чтобы в последствии реально приобрести нужный товар, а с целью перепродажи в условиях игры на ценах. В настоящее время спекулятивные операции по многим товарам превышают 70% стоимостного объёма биржевых сделок. Через биржевые торги осуществляется примерно 20% торговых операций сырьевыми ресурсами, и цены во внебиржевой торговле, как правило, устанавливаются, ориентируясь на биржевые цены. Однако фьючерсные сделки на товарной бирже могут преследовать не только спекулятивный характер, но и использоваться для страхования торговых сделок от увеличения цены. На товарных биржах осуществляются сделки как на уже произведённый товар, так и на товар, который только будет получен в будущем.
Аукционная торговля. В отличие от бирж, на аукционах продаются реальные товары со строго индивидуальными свойствами. Международные торговые аукционы – это специально организован-ные, периодически действующие в определенных местах рынки, на которых путём публичных торгов в заранее обусловленное время и в специальном месте производится продажа предварительно осмотренных покупателем товаров, переходящих в собственность того покупателя, который предлагает наиболее высокую цену. Как правило, международные торговые аукционы осуществляют торговлю ограниченным кругом товаров, прежде всего пушниной, животными (в значительной степени скаковыми лошадьми), произве-дениями искусства (аукционы Кристи, Сотби) и другими товарами. Международные аукционы сегодня являются крупными компаниями (организациями), которые монополизировали торговлю определенным видом товаров. Наиболее крупные аукционы находятся в Лондоне, Ливерпуле, Нью-Йорке. В России функционируют международный аукцион лошадей в Москве и международный пушной аукцион в Санкт - Петербурге.
Международные торги.
Международные торги – это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, который предполагает привлечение к определенному заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков разных стран. Заключение контракта производится с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов (по цене, техническим условиям, срокам поставки, форме платежа и т.д.). В современных условиях торги стали распространенным способом размещения заказов на поставки машин и оборудования, выполнение научных проектов и изыскательских работ, сооружение промышлен-ных и социально-культурных объектов. Наиболее часто торги, как метод закупок, применяются развивающимися странами. На их долю приходится до 80% общего числа проводимых в зарубежных странах торгов на машины и оборудование. Значительная часть импорта через международные торги осуществляется государственными организа-циями, которые сами и предпринимают действия по организации этих международных торгов.
Международные торги могут носить как открытый характер (объявления о проведении таких торгов даются в Интернете и в специальных публикациях), так и закрытый характер (участие в таких торгах принимают только определенные фирмы, которым рассылаются специальные приглашения). На закрытых торгах размещаются заказы на сложное, уникальное, специальное оборудование.
Клиринговая торговля.
Клиринг – система безналичного расчета за товары, услуги и ценные бумаги, основанная на зачёте взаимных требований и обязательств. Чаще всего используется в мировой торговле двусторонний клиринг, который представляет собой соглашение, заключенное между правительствами двух стран о взаимном зачете встречных требований через их центральные банки. Реже используется многосторонний клиринг. Клиринговая торговля применяется для урегулирования торговых сделок и имеет значение в условиях отсутствия у тех или иных стран необходимых золотовалютных резервов. Клиринговая торговля – устаревшая форма международной торговли, и доля её в мировой торговле незначительна. В современных условиях, когда сложился мировой рынок ссудных капиталов, недостаток валюты для оплаты импорта, как правило, покрывается через внешние заимствования.
Внутрикорпоративная торговля.
Характерной чертой развития ТНК является развитие внутрифирменных отношений, то есть отношений между различными подразделениями ТНК, расположенными в различных странах. Внутрикорпоративный торговый обмен между различными подразделениями ТНК в значительной степени ограждает их от влияния международной конкуренции. Внутрифирменный обмен позволяет ТНК избегать тарифных барьеров при импорте товаров в страну своего базирования, в том числе ТНК нередко освобождаются от уплаты пошлин на ранее вывезенные материалы. ТНК получают немалые преимущества от того, что во внутрикорпоративной торговле используются трансфертные цены. Внутрикорпоративные трансфертные цены – это цены, которые используются ТНК при обмене товаров и услуг между своими подразделениями. Как правило, трансфертные цены существенно ниже обычных мировых цен на подобные товары. ТНК используют эти цены для расчёта издержек производства и других экономических показателей, которые позволяют минимизировать доходы, с которых приходится выплачивать налоги, а также финансировать деятельность одних подразделений ТНК за счет других. Следовательно, трансфертные цены в конечном итоге позволяют увеличивать прибыль ТНК и их позиции на мировом рынке.