2.3 Влияние внешней
задолженности на развитие экономической
деятельности России
Сейчас, после завершения процесса
урегулирования внешней задолженности
бывшего СССР, акцент в деятельности по
управлению внешней задолженности смещен,
прежде всего, на проведение ответственной
политики государственных внешних заимствований.
Одной из главных проблем является разумное
определение пределов новых внешних заимствований.
В течение ряда лет, когда Россия практически
была отрезана от международного рынка
капитала, главными донорами правительства
были международные финансовые организации.
Для того чтобы более четко
обозначить направления совершенствования
процесса регулирования внешнего долга
России.
Динамика структуры внешнего
государственного долга РФ в поле бюджетной
классификации следует что в последние
годы наметилась тенденция сокращения
внешней задолженности РФ.
Анализируя данные таблицы
1 можно отметить, что платежи по погашению
и обслуживанию внешнего долга РФ за период
2004–2008 гг. сокращаются. Это говорит о том,
что страна проводит эффективную политику
в области обслуживания внешнего долга
(использует Стабилизационный фонд для
погашения долга), часть денег остается
в стране, которые можно привлечь для решения
других задач государства (поднятие социального
сектора экономики, вложение в выгодные
проекты, которые принесут значительную
прибыль).
Так в 2004 году сумма основного
долга составила 8,15 млрд. долларов, а в
2006 она увеличилась на 0,46 млрд. долларов
и составила 8,61 млрд. долларов. В 2008 году
сумма основного долга составляет 7,04 млрд.
долларов что по сравнению с 2006 годом,
уменьшилась на 1,57 млрд. долларов. Это
можно отметить как положительную тенденцию
по урегулированию внешней задолженности
страны.
Таблица 1 Платежи по погашению внешнего
долга РФ за 2005–2009 гг.
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
ОД |
% |
ОД |
% |
ОД |
% |
ОД |
% |
ОД |
% |
Сумма, млрд. долларов |
8,15 |
6,70 |
10,79 |
6,60 |
8,61 |
4,49 |
9,97 |
4,30 |
7,04 |
3,91 |
Всего |
14,85 |
17,39 |
13,10 |
14,27 |
10,95 |
Уд. Вес, % |
55 |
45 |
62 |
38 |
66 |
34 |
70 |
30 |
64 |
36 |
Необходимость принятия решения
по регулированию внешней задолженности
РФ заставило приостановить выплату основной
суммы и процентов по задолженности СССР
и поднять вопрос о её реструктуризации,
но в тоже время продолжать исполнение
обязательств, принятых на себя Российской
Федерацией в качестве суверенного государства.
Таблица 2 Анализ обслуживания внешнего
долга РФ за 2005–2007 гг.
ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
РФ ЗА 2003–2005 гг. |
Показатели |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес к расходам на обслуживание гос.
долга, % |
Уд. Вес к расходам бюджета, % |
2005 |
2006 |
2007 |
2005 |
2006 |
2007 |
2005 |
2006 |
2007 |
Обслуживание гос. внешнего
долга (выплата процентов) |
227091200,0 |
223191404,8 |
21870000,0 |
79,7 |
77,6 |
89,6 |
11,7 |
8,4 |
8,2 |
Расходы федерального бюджета |
1947386255,4 |
2659447000,0 |
2675180471,5 |
|
|
|
100 |
100 |
100 |
Анализируя данные таблицы
2, можно сделать вывод, что обслуживание
государственного долга РФ за период 2003–2005
гг. всего снижается. Это говорит о том,
что Россия переходит от внешнего долга
к внутреннему, так как легче им управлять
потому что нет валютных рисков, ведь внешний
долг выражен в иностранной валюте, в частности,
долларах и евро. Так, удельный вес расходов
на обслуживание государственного внешнего
долга за 2004 год составил 79,7%, а за 2006 89,6%.
Из этого следует, что наша страна постепенно
переходит от внешнего долга к внутреннему.
Это положительная тенденция, так как
больше денежных средств остается в стране
на решение других задач государства.
Глава 3. Регулирование
внешнего долга России
3.1 Способы обслуживания
внешнего долга
В современных условиях внешняя
задолженность оказывает существенное
влияние на экономику России, прежде всего
на государственные финансы, платежный
баланс, привлечение иностранных инвестиций.
Вот почему при неэффективном управлении
внешним долгом он может оказаться сдерживающим
фактором преодоления кризиса и начала
экономического роста. К решению данной
проблемы необходим комплексный подход,
который потребует как активного использования
мирового опыта, так и поиска нетрадиционных
способов.
Идеальный способ обслуживания
и погашения внешней задолженности –
своевременный возврат полученного кредита
и процентов по нему. Однако намерения
заемщика не совпадают с реальными возможностями.
Появляются какие-то непредвиденные обстоятельства,
обусловленные экономическими, социальными,
или политическими трудностями. Возникает
необходимость в отсрочке выплаты процентов
или уплаты основной суммы долга, изменении
условий займа, а иногда и полному отказу
от выплат. Явным признаком долгового
кризиса является серьезное нарушение
графика платежей. Государство-заемщик
вынуждено прибегать к различным способам
регулирования внешнего долга.
Механизм регулирования внешнего
долга в рыночных условиях объединяется
понятием «реструктуризация», то есть
основанное на соглашении прекращение
долговых обязательств, составляющих
долг, с заменой их долговыми обязательствами,
предусматривающими другие условия обслуживания
и погашения. Реструктуризация не снимает
долговой проблемы, а лишь переносит ее
на более поздние сроки. Следовательно,
бремя погашения ложится на следующие
поколения, общая сумма платежей еще более
увеличивается за счет доначисленных
процентов.
Рефинансирование – это погашение
старой задолженности (и процентов по
ней) за счет выпуска нового займа, принятия
новых обязательств. Используются три
способа рефинансирования внешнего долга:
замена обязательств с истекшими сроками
погашения, по сумме эквивалентные погашаемым;
досрочная замена одних обязательств
на другие с более длительными сроками
погашения; размещение (продажа) новых
облигаций и за счет вырученных средств
погашение облигаций с истекшими сроками
погашения.
Консолидация внешнего долга,
которая возможна только с согласия кредиторов.
Кредиторы создают специальные организации
– клубы, где вырабатывают солидарную
политику по отношению к странам, которые
не в состоянии выполнять свои международные
финансовые обязательства.
Наиболее известные – Лондонский
клуб, в который входят банки-кредиторы,
и Парижский клуб. Объединяющий страны-кредиторы.
Оба названных клуба неоднократно шли
навстречу просьбам стран-должников (в
том числе России) об отсрочке выплат,
а в ряде случаев частично списывали долги.
Сокращение размеров внешнего
долга путем конверсии, т.е. превращения
его в долгосрочные иностранные инвестиции,
практикуемое в некоторых странах. В счет
долга иностранным кредиторам предлагают
приобрести в стране-должнике недвижимость,
ценные бумаги, участие в капитале, права.
Одним из вариантов превращения внешней
задолженности в иностранные капиталовложения
является участие хозяйственных субъектов
страны-кредитора в приватизации государственной
собственности в стране-должнике. В таком
случае заинтересованные фирмы страны-кредитора
выкупают у своего государства или банка
обязательства страны-должника и с обоюдного
согласия используют их для приобретения
собственности.
Такая операция ведет к увеличению
доли иностранного капитала в национальной
экономике без поступления в страну из-за
рубежа финансовых ресурсов, вещественных
носителей основного капитала, новых технологий,
но она облегчает бремя внешнего долга,
делает возможным получение новых кредитов
из-за рубежа и стимулирует последующий
приток частных иностранных инвестиций
и реинвестиций в приобретенные таким
путем хозяйственные объекты.
Секьюритизация долга – переоформление
долга в новые рыночные долговые инструменты
денежного рынка, включая ссудные капиталы.
Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся
на международных финансовых рынках, выделяются
две группы: иностранные облигации – эмитируемые
нерезидентами на внутреннем рынке иностранного
государства, и еврооблигации – средне-
и долгосрочные обязательства в евровалютах,
выпускаемых на европейском рынке среди
зарубежных инвесторов.
Другой способ – выкуп долга.
В случаях когда государства-должники
могут располагать значительными объемами
финансовых резервов, можно разрешить
заемщику самостоятельно выкупить собственные
долги, что позволяет сократить общий
объем задолженности. Однако мировая практика
негативно относится к досрочному выкупу
долгов. Это связано с тем, что выигрыш
от этого получают, во-первых, наихудшие
заемщики, долги которых торгуются с наибольшим
дисконтом, и, во-вторых, нарушается принцип
равенства кредиторов. Процентные ставки,
которые платит Россия по обслуживанию
внешнего государственного долга, составляют
от 7 до 13%, что в 3–4 раза дороже, чем для
развитых стран Европы.
К началу 1990-х годов в международной
практике сложилась достаточно действенная
система реструктуризации внешней задолженности,
предложенная для урегулирования долговых
обязательств развивающихся стран министром
финансов США Н. Брейди, – «план Брейди».
На тот период рынки ценных бумаг развивающихся
стран характеризовались весьма низкой
ликвидностью – 25–40% номинала. В результате
переговоров должников с кредиторами
в 1990–1994 гг. был осуществлен выпуск облигаций
Брейди на общую сумму около 100 млрд долларов.
Они являются государственными облигациями,
эмитированными в обмен на государственный
долг перед коммерческими банками. В международной
практике используют следующие виды облигаций
Брейди: паритетные (с уменьшенными процентами);
дисконтные (с уменьшенной основной суммой
долга); ступенчатые (с более низкими первоначальными
ставками); долговые конверсионные (новых
займов); новые долговые, процентные; капитализированные.
Унификация займов – это объединение
нескольких займов в один, когда облигации
ранее выпущенных займов обмениваются
на облигации нового займа. Она может производится
вместе с консолидацией и конверсией или
без них.
Отсрочка погашения займа заключается
в том, что, как и при консолидации, односторонне
отодвигаются сроки погашения займа и,
кроме того, прекращается выплата доходов.
Аннулирование внешнего долга
– отказ государства от всех обязательств.
Это нерыночная мера решения долговой
проблемы государства. После Октябрьской
революции советское правительство отказалось
платить по государственным долговым
обязательствам как иностранным, так и
отечественным держателям государственных
ценных бумаг, поскольку это были долги
царской России.
Исходя из макроэкономического
контекста проведения государственной
политики регулирование внешнего долга
предполагает использование широкого
набора экономических мер. К ним относятся
формирование долговой стратегии, обеспечивающей
экономическую приемлемость (или устойчивость)
и обоснованность уровня темпов роста
(снижения) внешней задолженности, активное
управление рыночной его частью, возможность
рефинансирования и обслуживания при
меняющейся экономической конъюнктуре
не отступая от целевых установок в отношении
стоимости и степени риска, удержание
задолженности государственного сектора
на экономически приемлемом уровне, жесткий
контроль за привлечением новых займов,
эффективное управление зарубежными активами
Российской Федерации.
3.2 Внешняя задолженность
и ее зарубежные активы
Тема России как заемщика уже
перестала быть интересной по той причине,
что наша страна, как выясняется, является
еще и кредитором. А это статья позволяет
России участвовать в программах по списанию
задолженности беднейшим странам, которой
осуществляется в рамках Международного
валютного фонда, Всемирного банка и стран
«большой семерки». Решение о списании
долгов 38 беднейшим странам на общую сумму
в 55 млрд. долларов было одобрено на саммите
«большой восьмерки» в Глениглс в 2005 г.
На долю РФ их приходится 11,6 млрд. долларов.
В текущем году бюджетом было запланировано
списание долгов 16 африканским странам
на сумму около одного миллиарда долларов,
включая проценты. В бюджете 2007 г. Долговое
прощение могут получить еще 13 африканских
стран.
Следует отметить, что списание
долгов не ограничится странами Африки
и Азии. Наши ближайшие соседи задолжали
России свыше 3-х млрд. долларов. Часть
этих долгов, похоже, также придется простить.
В первую очередь речь пойдет о Грузии,
которая должна РФ чуть больше 150 млн. долларов
и которая может быть признана Западом
беднейшей страной (эта страна со средним
доходом менее 1 доллара в день). Задолжала
России и Молдова – примерно 122 млн. долларов.
Украина, настаивающая ныне на возобновлении
переговорного процесса в отношении активов
бывшего СССР, успела задолжать новой
России больше всех стран СНГ – почти
1,5 млрд. долларов. Предпринимаются попытки
списать его с помощью США. Правда, неясно
по какой статье. Ведь Украину в отличие
от Грузии в разряд беднейшей отнести
нельзя, все-таки это страна с рыночной
экономикой. Общая задолженность стран
СНГ перед РФ составляет 3,29 млрд. долларов.