Российско-иорданские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 07:10, дипломная работа

Краткое описание

К власти пришли круги, которые стали подталкивать Россию к проведению внешней политики, отличной от политики Советского Союза, что, соответственно, отразилось на положительных отношениях между Россией и арабскими странами. Таким образом, арабский мир полностью выпал из поля зрения России в последующие годы, в то время, как западные страны и, не считавшиеся союзниками СССР, выдвинулись на первый план в российской внешней политике. Они внимательно следили за тем, что происходит в России, и даже сами порой становились инициаторами тех изменений, свидетелями которых стала Россия.

Содержание

Введение………………………………………………….…3
Глава 1: Советско-Иорданские отношения…………........5
Глава 2: Отношения Иорданского Хашимитского Королевства и Российской Федерации после 1991 г. ….14
Выводы по Главе…………………………………………..32
Глава 3: Экономическое сотрудничество России и
Иордании…………………………………………………..34
Выводы по Главе…………………………………………..46
Глава 4: Военно-техническое сотрудничество России и Иордании…………………………………………………..49
Выводы по Главе…………………………………………..62
Глава 5: Российско-иорданские культурные связи
§1. Северокавказские диаспоры………………………….63
Черкесская диаспора…………………………...66
Чеченская диаспора…………………………….75
Выводы……………………………………………………..86
§2. Русский язык в Иордании…………………………….88
Заключение………………………………………………...91

Вложенные файлы: 1 файл

РОССИЙСКО-ИОРДАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.doc

— 570.00 Кб (Скачать файл)

             Азербайджанская община в Иордании  насчитывает чуть менее 5 тыс.  чел. и проживает разрозненно,  поддерживая межличностные отношения,  и сохраняя контакты со своей  исторической родиной посредством  родственных связей. Отмечается, что определенная часть иорданских азербайджанцев переняла культуру, язык и традиции национального большинства страны. Компактными местами их проживания можно назвать столичные районы Аль-Ярмук, Баядер, а также основные крупные города страны. Высокопоставленных представителей азербайджанской общины в органах власти и в крупном бизнесе не имеется, активной общественно-политической деятельности ими не проводится, занимаются в основном средней и мелкой торговлей.

            В целом национальные и религиозные меньшинства, проживающие на территории Иордании, в силу проводимой политики официальных властей, направленной на сохранения внутренней стабильности в стране, пользуются всеми правами и свободами поданных королевства на равных условиях. Особо из них выделяются представители Северного Кавказа, централизованно сохраняющие свою самобытность и культуру, а также имеющие определенное влияние в общественно-политической жизни государства.

           Из российских НПО в королевстве  отметились лишь Российско-арабский деловой совет и Международный общественный форум «Диалог цивилизаций» (соучредитель – Фонд национальной славы России).

          Отношения с Россией в основном интересуют только организации, созданные в ИХК северокавказскими переселенцами – Черкесское благотворительное общество, Чеченское благотворительное общество и Общество друзей Чеченской Республики. У иорданских граждан-выходцев с Кавказа имеются прямые налаженные связи с исторической Родиной, и за содействием посольства они обычно не обращаются. Их пожелания по укреплению своих контактов с соответствующими республиками в составе России сводятся больше к техническим, а не гуманитарным аспектам – визовым льготам, организации прямого воздушного сообщения с Северным Кавказом, выделению большего количества бюджетных стипендий для молодежи.

           Нельзя не отметить организацию  Черкесским благотворительным обществом  при поддержке посольства и  представительства Россотрудничества  в окт. 2008г. в Аммане первой  Всемирной конференции по сохранению и популяризации черкесского языка среди зарубежных черкесских диаспор. Проведение форума, на котором присутствовали делегации как республик Северного Кавказа, так и ряда европейских стран, США, Израиля, Турции, стало заметным событием в научной и культурной жизни королевства.

            Современные событии на Северном  Кавказе, свидетелями которых  мы сегодня являемся – это  результат длительного периода  российско-кавказских отношений.  То, что происходит сегодня, отчасти  обусловлено именно теми историческими событиями, которые имели место на протяжении всей истории отношений России с этим регионом. Выделим из них Кавказскую войну XIX века, депортацию некоторых народов Северного Кавказа в 1940-х гг., на современном этапе: грузино-абхазский конфликт, осетино-ингушский, войны в Чечне и противостояние узколокального уровня, которые сегодня на Северном Кавказе и в Закавказье не редкость.

           Однако было бы ошибочным рассматривать ситуацию в регионе только как результат исторических отношений между Россией и Северным Кавказом. Прежде всего, потому, что этот регион является сферой интересов и других государств. Кроме того, Северный Кавказ является зоной распространения ислама, который в настоящее время на международном уровне набирает все большую силу. А в самой Иордании на положение диаспоры влияет не только отношение с государственной властью и местным населением, но и с Северным Кавказом.

         Существует несколько организаций,  которые занимаются вопросами  восстановления и укрепления  связей с зарубежными адыгами. Одной из них является Международная Черкесская Ассоциация (МЧА), которая была создана в Мюнхене в 1991 г. и провела уже пять Конгрессов. В частности, 20-25 июля 1993 г. в Майкопе состоялся II Конгресс МЧА, на котором присутствовали делегации от черкесских общин Иордании, Сирии, Турции, США. Первоочередным предметом обсуждения стал грузино-абхазский конфликт 1992-1993 гг. Участники осудили агрессию Госсовета Грузии против Абхазии и выдвинули ряд предложений по урегулированию данного конфликта58.

            III Конгресс прошел 24-26 июля 1996 г. в Черкесске. Президент МЧА Абу Схаляхо, председатель Адыгэ Хасэ Республики Адыгея Руслан Емиж подготовили обращение к Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину с

____________________

58 «Нарт». Амман, 1993, Вып. 53, с.3

 

 просьбой  о прекращении боевых действий  на территории Чечни. (В архивах этой организации нам не удалось найти документы, свидетельствующие о реакции властей РФ на этот и последующие призывы).

             Связь  диаспоры с Северным Кавказом, ее влияние не ограничивается сферами экономической и культурно-просветительской. Свою роль представители черкесской диаспоры Иордании сыграли и в так называемом исламском возрождении, которое мы наблюдаем на протяжении 15-20 лет в различных регионах Северного Кавказа. В частности, в 1992 году в Нальчике открылся Институт шариатских наук (сегодня он называется Исламским институтом), у истоков основания которого стоял репатриант из Иордании – Мухаммад Хейр Хъуаж. Спустя несколько лет после возвращения в КБР в конце 1980-х гг., он открыл кружок по обучению основам мусульманской религии (усул ад-дин). Более того, вместе с еще одним репатриантом Фуадом Дугужем он перевел Коран на кабардинский язык. Костяк первого преподавательского состава Института шариатских наук составили зарубежные адыги.

             В связи с событиями на Северном  Кавказе произошел всплеск националистических  и патриотических (в отношении  своей исторической родины) настроений  в диаспоре. Во время первой  чеченской войны 1994-1995 гг., адыгская и чеченская общины Иордании собирали медикаменты и гуманитарную помощь. Некоторые представители диаспоры объявляли себя послами свободной Ичкерии в Иордании и ездили в различные мусульманские страны для сбора денег. Однако, как заявил один из наших респондентов, чаще всего эти деньги до Чечни так и не доходили.

             Основываясь на личных беседах  с представителями диаспоры, а  также материалах из российской  и зарубежной прессы можно  проследить динамику развития  патриотических настроений в диаспоре. Активная фаза наступала во время войн на Северном Кавказе и в Закавказье, когда представители диаспоры из разных стран мира устремлялись на историческую родину в качестве добровольцев. Так было в период грузино-абхазской войны 1991-1992 гг., так и в первую чеченскую кампанию. Их количество было небольшим, и по окончании военных действий почти все вернулись в страны нынешнего проживания. Как отмечают российские востоковеды А.Р. Аганин и З.А. Соловьева, «в конце 1989 года от ЧБО откололась группа активистов, создав вышеупомянутую структуру – Общество друзей Чечено-Ингушетии. В дальнейшем это общество заняло продудаевскую позицию, ведя активную работу по мобилизации иорданского общественного мнения в поддержку независимости Чечни. Целый ряд молодых людей из иорданской чеченской общины присоединились к военным формированиям Дудаева, а затем Масхадова. Около десятка из них погибли в боях с федеральными силами»59. В 1994 году десятки чеченцев проходили курс лечения в медицинских учреждениях Иордании, с тем, чтобы после выздоровления вновь вернуться на фронт. Однако когда через год около 200 иорданских черкесов-адыгов захотели добровольцами отправиться на Северный Кавказ, старейшины общины строго запретили подобные действия, призывая ограничиться гуманитарной помощью. А в 1999 г. правительство Иордании запретило открытие в стране фонда в поддержку Чечни и организацию массовых демонстраций60. Этот фонд пытались зарегистрировать представители иорданской чеченской общины и одной из старейших ближневосточных фундаменталистских группировок «Братья-мусульмане». По всей очевидности, стремление к легализации было

 

__________________________

59 Аганин А.Р., З.А. Соловьева. Современная Иордания. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2003, с.29

60 Jordan’s news (электронная версия), 1999

 

частью общей  стратегии исламской оппозиции  по расширению своей социальной базы во внутриполитической борьбе и давления на режим, поскольку, не получив ответа со стороны официальных властей, Фонд развернул свою деятельность под эгидой Фронта исламского действия – политической партии, представляющей собой конгломерат «исламских» (а по сути, исламистских) организаций во главе с «Братьями-мусульманами»61. (Там же, с.29)

          В феврале 2000 года Национальный иорданский Фонд поддержки Чечни подписал протокол о сотрудничестве с ЧБО, чем подтвердил идентичность политической ориентации, направленной на поддержку террористического подполья в Республике Ичкерия и в целом на Северном Кавказе.

         Заслуживает внимания тот факт, что на тот период председателем ЧБО был чеченец Абд аль-Бахи Джаммо – бывший министр по делам парламента Иордании, а Общество друзей Чечено-Ингушетии, генетически связанной с ЧБО, возглавлял Саид Бено – бывший министр общественных работ Иордании62. К.И. Поляков подчеркивает, что упомянутые организации занимались сбором информации о Российской Федерации.

         Как указывает А.Аганин, среди  мероприятий, проведенных Фондом  поддержки народа Чечни, сбор  денежных средств и гуманитарной  помощи в феврале 2000 г. В апреле 2000 г. в благотворительный Фонд Общества друзей

__________________________

61 Аганин А.Р., З.А. Соловьева. Современная Иордания. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2003, с.29

62Поляков К.И. Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма. – М.: Эдиториал УРСС, 2003, с.90

 

 Чеченской  Республики сделал пожертвование  лично король Абдалла II.

         В январе 2000 г. в пригороде Аммана, Сувейлехе (населенном преимущественно  выходцами с Северного Кавказа), иорданским отделением «Братьев-мусульман» и ОДЧИ был организован «фестиваль солидарности с Чечней», выступивший в качестве платформы для антироссийской риторики и сбора пожертвований (садака) в пользу чеченцев. В ходе мероприятия один из лидеров местной ассоциации «Братьев-мусульман» А. Арабият назвал Чечню одним из плацдармов «мирового джихада», «лагерем воинов ислама», окончательная победа которых не вызывает сомнений63.

          По оценкам специалистов, иорданское  отделение «Братьев-мусульман» с  начала 1999 г. собрало для Чечни около 20 млн. долл. Координационные функции выполнял глава Шариатского суда Ичкерии Абу Умар, иорданец по происхождению. Средства поступали в Баку в офис неправительственной организации фонда «Аль-Харамейн» (деятельность которого впоследствии была запрещена на территории Российской Федерации в судебном порядке), а затем – в Чечню. За один раз осуществлялась перевозка примерно 100 тыс.долл. Маршрут доставки наличных средств до пункта назначения осуществлялся горными тропами через Грузию64. (Там же). Сообщения о сборе в Иордании 20 млн.долл. пожертвований на поддержку антиправительственного движения в Чечне подтверждались представителям МИД России65. (Там же). В дальнейшем лидеры иорданских чеченцев предпринимали попытки восстановления исторических связей с территорией

исхода, налаживая  отношения с А.Кадыровым, который, в свою очередь,

 

________________________

63,64,65 Поляков К.И. Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма. – М.: Эдиториал УРСС, 2003, с.91

 

дважды посетил Амман с рабочим визитом и один раз с частным (летом 2003г.).

              Анализ вышеприведенных фактов  позволяет сделать вывод, что  северокавказская диаспора не  однородна в своем восприятии  России и оценках. Ее чеченский  этносегмент стремится оказывать  воздействие на внутреннюю ситуацию в РФ на Северном Кавказе путем мобилизации своих диаспоральных институтов и социально-информационной сети. При этом прослеживается слияние последних с международной террористической сетью и использование ее финансовой, социальной, административной и политической инфраструктуры с целью оказания влияния как на политику российского руководства, так и на внутриполитическую ситуацию в Иордании. Последнее становится возможным благодаря высокому статусу, которым обладает северокавказская диаспора в этносоциальной структуре иорданского общества, что в целом усложняет ситуацию и повышает вероятность наличия глубинных связей данных структур и их руководителей с органами государственной власти Иордании.

              Кроме того, не исключается использование указанных иорданских северокавказских благотворительных организаций и другого рода ассоциаций спецслужбами как самой Иордании, так и других стран с целью дестабилизации ситуации в России и на Северном Кавказе в частности.

 

Выводы 

              Таким образом, северокавказская тематика как один из аспектов двусторонних отношений обладает сложной структурой и является кумулятивной по своему характеру, поскольку параллельно затрагивала вопрос о параметрах политического диалога, обеспечения безопасности в части противодействия экстремизму, терроризму и военно-технического сотрудничества.

              Сейчас с установлением конституционного  порядка в Чечне, подразумевающего  относительную стабилизацию обстановки, формальное преодоление политического кризиса и минимизацию боевых столкновений с антиправительственными силами происходит переориентация иорданских чеченцев в поддержку федеральной власти.

             Официальный Амман выражает поддержку  политики федеральных структур  в Чеченской Республике и выбранного курса на установление конституционного порядка. Соответственно, положительно воспринимаются меры по укреплению региональной вертикали власти.

Информация о работе Российско-иорданские отношения