Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 07:10, дипломная работа
К власти пришли круги, которые стали подталкивать Россию к проведению внешней политики, отличной от политики Советского Союза, что, соответственно, отразилось на положительных отношениях между Россией и арабскими странами. Таким образом, арабский мир полностью выпал из поля зрения России в последующие годы, в то время, как западные страны и, не считавшиеся союзниками СССР, выдвинулись на первый план в российской внешней политике. Они внимательно следили за тем, что происходит в России, и даже сами порой становились инициаторами тех изменений, свидетелями которых стала Россия.
Введение………………………………………………….…3
Глава 1: Советско-Иорданские отношения…………........5
Глава 2: Отношения Иорданского Хашимитского Королевства и Российской Федерации после 1991 г. ….14
Выводы по Главе…………………………………………..32
Глава 3: Экономическое сотрудничество России и
Иордании…………………………………………………..34
Выводы по Главе…………………………………………..46
Глава 4: Военно-техническое сотрудничество России и Иордании…………………………………………………..49
Выводы по Главе…………………………………………..62
Глава 5: Российско-иорданские культурные связи
§1. Северокавказские диаспоры………………………….63
Черкесская диаспора…………………………...66
Чеченская диаспора…………………………….75
Выводы……………………………………………………..86
§2. Русский язык в Иордании…………………………….88
Заключение………………………………………………...91
Азербайджанская община в
В целом национальные и религиозные меньшинства, проживающие на территории Иордании, в силу проводимой политики официальных властей, направленной на сохранения внутренней стабильности в стране, пользуются всеми правами и свободами поданных королевства на равных условиях. Особо из них выделяются представители Северного Кавказа, централизованно сохраняющие свою самобытность и культуру, а также имеющие определенное влияние в общественно-политической жизни государства.
Из российских НПО в
Отношения с Россией в основном интересуют только организации, созданные в ИХК северокавказскими переселенцами – Черкесское благотворительное общество, Чеченское благотворительное общество и Общество друзей Чеченской Республики. У иорданских граждан-выходцев с Кавказа имеются прямые налаженные связи с исторической Родиной, и за содействием посольства они обычно не обращаются. Их пожелания по укреплению своих контактов с соответствующими республиками в составе России сводятся больше к техническим, а не гуманитарным аспектам – визовым льготам, организации прямого воздушного сообщения с Северным Кавказом, выделению большего количества бюджетных стипендий для молодежи.
Нельзя не отметить
Современные событии на
Однако было бы ошибочным рассматривать ситуацию в регионе только как результат исторических отношений между Россией и Северным Кавказом. Прежде всего, потому, что этот регион является сферой интересов и других государств. Кроме того, Северный Кавказ является зоной распространения ислама, который в настоящее время на международном уровне набирает все большую силу. А в самой Иордании на положение диаспоры влияет не только отношение с государственной властью и местным населением, но и с Северным Кавказом.
Существует несколько
III Конгресс прошел 24-26 июля 1996 г. в Черкесске. Президент МЧА Абу Схаляхо, председатель Адыгэ Хасэ Республики Адыгея Руслан Емиж подготовили обращение к Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину с
____________________
58 «Нарт». Амман, 1993, Вып. 53, с.3
просьбой о прекращении боевых действий на территории Чечни. (В архивах этой организации нам не удалось найти документы, свидетельствующие о реакции властей РФ на этот и последующие призывы).
Связь диаспоры с Северным Кавказом, ее влияние не ограничивается сферами экономической и культурно-просветительской. Свою роль представители черкесской диаспоры Иордании сыграли и в так называемом исламском возрождении, которое мы наблюдаем на протяжении 15-20 лет в различных регионах Северного Кавказа. В частности, в 1992 году в Нальчике открылся Институт шариатских наук (сегодня он называется Исламским институтом), у истоков основания которого стоял репатриант из Иордании – Мухаммад Хейр Хъуаж. Спустя несколько лет после возвращения в КБР в конце 1980-х гг., он открыл кружок по обучению основам мусульманской религии (усул ад-дин). Более того, вместе с еще одним репатриантом Фуадом Дугужем он перевел Коран на кабардинский язык. Костяк первого преподавательского состава Института шариатских наук составили зарубежные адыги.
В связи с событиями на
Основываясь на личных беседах
с представителями диаспоры, а
также материалах из
__________________________
59 Аганин А.Р., З.А. Соловьева. Современная Иордания. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2003, с.29
60 Jordan’s news (электронная версия), 1999
частью общей стратегии исламской оппозиции по расширению своей социальной базы во внутриполитической борьбе и давления на режим, поскольку, не получив ответа со стороны официальных властей, Фонд развернул свою деятельность под эгидой Фронта исламского действия – политической партии, представляющей собой конгломерат «исламских» (а по сути, исламистских) организаций во главе с «Братьями-мусульманами»61. (Там же, с.29)
В феврале 2000 года Национальный иорданский Фонд поддержки Чечни подписал протокол о сотрудничестве с ЧБО, чем подтвердил идентичность политической ориентации, направленной на поддержку террористического подполья в Республике Ичкерия и в целом на Северном Кавказе.
Заслуживает внимания тот факт, что на тот период председателем ЧБО был чеченец Абд аль-Бахи Джаммо – бывший министр по делам парламента Иордании, а Общество друзей Чечено-Ингушетии, генетически связанной с ЧБО, возглавлял Саид Бено – бывший министр общественных работ Иордании62. К.И. Поляков подчеркивает, что упомянутые организации занимались сбором информации о Российской Федерации.
Как указывает А.Аганин, среди
мероприятий, проведенных
__________________________
61 Аганин А.Р., З.А. Соловьева. Современная Иордания. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2003, с.29
62Поляков К.И. Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма. – М.: Эдиториал УРСС, 2003, с.90
Чеченской
Республики сделал
В январе 2000 г. в пригороде Аммана,
Сувейлехе (населенном
По оценкам специалистов, иорданское
отделение «Братьев-мусульман»
исхода, налаживая отношения с А.Кадыровым, который, в свою очередь,
________________________
63,64,65 Поляков К.И. Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма. – М.: Эдиториал УРСС, 2003, с.91
дважды посетил Амман с рабочим визитом и один раз с частным (летом 2003г.).
Анализ вышеприведенных фактов
позволяет сделать вывод, что
северокавказская диаспора не
однородна в своем восприятии
России и оценках. Ее
Кроме того, не исключается использование указанных иорданских северокавказских благотворительных организаций и другого рода ассоциаций спецслужбами как самой Иордании, так и других стран с целью дестабилизации ситуации в России и на Северном Кавказе в частности.
Выводы
Таким образом, северокавказская тематика как один из аспектов двусторонних отношений обладает сложной структурой и является кумулятивной по своему характеру, поскольку параллельно затрагивала вопрос о параметрах политического диалога, обеспечения безопасности в части противодействия экстремизму, терроризму и военно-технического сотрудничества.
Сейчас с установлением
Официальный Амман выражает