Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:35, реферат
В начальной школе изучают японский язык, обществоведение, арифметику, естествознание, музыку, рисование и ремесла, домашнее творчество, этику, занимаются физической культурой. Есть также такой предмет, как "специальная деятельность", включающий клубную работу, собрания, спортивные мероприятия, экскурсии, церемонии и пр. В младшей средней школе к этим предметом прибавляются иностранный язык, сельское хозяйство или углубленный курс математики.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЯПОНИИ
Школа в Японии
Японские дети начинают учиться в возрасте 6 лет. До 15 лет обязаны посещать начальную шестилетнюю школу, а затем трехлетнюю младшую среднюю школу.
В начальной школе изучают японский язык, обществоведение, арифметику, естествознание, музыку, рисование и ремесла, домашнее творчество, этику, занимаются физической культурой. Есть также такой предмет, как "специальная деятельность", включающий клубную работу, собрания, спортивные мероприятия, экскурсии, церемонии и пр. В младшей средней школе к этим предметом прибавляются иностранный язык, сельское хозяйство или углубленный курс математики.
Следующая ступень
на пути в вуз - старшие средние
школы. Прием в старшие средние
школы осуществляется на основе документа
об окончании младшей средней
школы и прохождения конкурса
по результатам вступительных
Учебный год в Японии начинается 1 апреля (это не шутка) и заканчивается 31 марта следующего года. Он делится обычно на триместры: апрель-июль, сентябрь-декабрь и январь-март. Каникулы у школьников бывают летом, зимой (до и после Нового года) и весной (после экзаменов). В сельских школах, как правило, бывают фермерские сезонные каникулы за счет сокращения летних каникул.
Колледжи в Японии
Японские колледжи по статусу могут быть приравнены к нашим средним специальным учебным заведениям. Они предлагают одно- двух- и трехгодичные программы подготовки в области гуманитарных, естественных, медицинских и технических наук, а также профессиональную подготовку. Выпускники большинства колледжей получают диплом о среднем специальном образование и имеют право продолжить образование в университете со второго или третьего года обучения.
Младшие колледжи на 90% частные и очень популярны среди молодежи. Число желающих поступить в них ежегодно в три раза превышает число мест. Существуют колледжи, предназначенные только для женщин. В них изучаются такие предметы, как домашние финансы, литература, языки, педагогика, здравоохранение.
Университы в Японии
В Японии около 600 университетов, включая 425 частных. Общая численность студентов превышает 2,5 млн. человек. Самыми престижными государственными университетами являются Токийский (основан в 1877 году), университет Киото (1897 год) и университет в Осаке (1931 год). За ними в рейтинге следуют университеты Хоккайдо и Тохоку. Из частных наиболее известны университеты Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансайский университет в Осаке.
Поступить в государственные
университеты можно, только закончив полную
среднюю школу. Прием проводится
в два этапа. На первом этапе абитуриенты
централизованно сдают "Общий
тест достижений первой ступени", который
проводится Национальным центром по
приему в университеты. Те, кто успешно
выдержал тестирование, допускаются
к вступительным экзаменам, проводимым
уже непосредственно в
Следует подчеркнуть,
что частные университеты проводят
вступительные экзамены самостоятельно.
Лучшие частные университеты имеют
в своей структуре начальные,
младшие и старшие средние
школы и даже детские сады. И
если абитуриент успешно прошел весь
путь от детского сада до старшей школы
в системе данного
Характерной особенностью организации учебного процесса в японских университетах является четкое деление на общенаучные и специальные дисциплины. Первые два года все студенты получают общеобразовательную подготовку, изучая общенаучные дисциплины - историю, философию, литературу, обществоведение, иностранные языки, а также слушая спецкурсы по своей будущей специальности. За первый двухгодичный период студенты получают возможность глубже вникнуть в суть избранной специальности, а преподаватели - убедиться в правильности выбора студента, определить его научный потенциал. В последние два года студенты изучают избранную ими специальность.
Сроки обучения во
всех университетах
Программа на степень магистра предусматривает углубленную научную и профессиональную специализацию. После двухлетнего обучения по программе, сдачи выпускных экзаменов и защиты диплома выпускнику присуждается степень магистра.
1. Елисеефф, В. Японская цивилизация / В. Елисеефф, Д. Елисеефф. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 497 с.
2. Ладанов, И.Д. Японцы : этнопсихологический очерк / И.Д. Ладанов, В.А. Пронников. – М.: Гл. редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. – 348 с.
Если несколько столетий назад Япония была закрытой страной, то сейчас это мощное государство открыто всему миру. Та образовательная система, которая функционирует в Японии сейчас, сложилась в 1947 году и претерпела за время своего существования несколько реформ, став одной из ведущих в мире.
Система японского образования совмещает черты британской, американской и французской образовательных систем.
В иерархии ценностей и приоритетов японца образование занимает верхние позиции. В этой стране не принято жалеть денег на образование: японцы понимают, что, инвестируя свои «кровные» в обучение, они предопределяют собственное блестящее будущее. Хорошее образование требует определенных капиталовложений, но по окончании университета молодой японец уверен: его гарантированно ждет престижная высокооплачиваемая работа в успешной корпорации типа «Мицубиси» или «Ямаха» на всю оставшуюся жизнь. В Японии принят принцип «пожизненного найма», дающий жителю страны шанс занять достойное место в обществе, а престижное образование – гарант того, что этот шанс будет с успехом использован.
Образовательная система
в Японии включает в себя дошкольное,
начальное, неполное среднее, полное среднее
и высшее образование. Причем, каждый
этап предопределяет следующий: обучение
в хорошей начальной школе
гарантирует переход в
Дошкольное образование
Дошкольные учреждения в Японии являются, в большей степени, одной из ступеней социализации ребенка: они обучают его общению со сверстниками, адаптации к коллективу, что в дальнейшем будет способствовать скорейшему и довольно безболезненному привыканию к обучению в школе. В японских детских садах также уделяется внимание формированию у малыша навыков самостоятельности, кроме того, детей учат ценить собственное здоровье и бережно относиться к окружающей среде.
Дошкольные учреждения в Японии делятся на государственные центры по уходу за детьми и частные детские сады.
Учебный год в Японии начинается в апреле и заканчивается в марте следующего года. Он делится на триместры: апрель-июль, сентябрь-декабрь, январь-март. Каникулы в Японии бывают летом, зимой (до и после Нового года) и весной (после экзаменов). В общей сложности учебных дней в году – 240 (суббота – учебный день).
В Японии действует 12-летняя система школьного образования.
Начальная школа
Обучение в начальной
школе начинается с шестилетнего
возраста и продолжается шесть лет.
Подавляющее большинство
Основными предметами обучения являются родной язык, математика, естествознание, обществоведение, этика, музыка, физкультура, труд, рисование, иностранный (английский) язык. В начальной школе ребенок должен освоить 1850 иероглифов (а для того, чтобы научиться свободно читать, нужно запомнить 3000 иероглифов).
Есть и такой «предмет»,
как «специальная деятельность», когда
ученики обязаны принимать
Неполная средняя школа
Обучение в неполной средней школе (младшей средней школе) продолжается три года. Освоение учебных дисциплин – более глубокое, преподавание ведется разными учителями. Численный состав классов – в среднем 39-45 человек, и потому класс делится на группы по 4-5 учеников.
Особое внимание уделяется изучению иностранного (английского) языка.
По окончании занятий в школе учащиеся посещают различные кружки, где проводят время до вечера.
Получение неполного среднего образования (общий срок обучения – 9 лет) является обязательным.
Полное среднее образование
При том что обучение в полной средней школе (старшей средней школе) не является обязательным, большинство японских детей, окончив неполную среднюю школу, продолжают учебу.
Продолжительность обучения на этой ступени – три года.
Прием в старшие средние школы происходит на основании документа об окончании неполной средней школы и результатов вступительных экзаменов.
Полные средние школы бывают как государственные, так и частные, обучение в них – платное, независимо от статуса. Наряду с получением общего среднего образования учащиеся могут получить и профессиональное, освоив некоторые специальности.
По профилю обучения такие школы делятся на академические, естественнонаучные, технические, общие и школы искусств.
Знания учащихся в полной средней школе оцениваются по вузовской системе. Для получения документа об окончании полной средней школы ученик должен набрать 80 зачетных единиц.
Кроме того, японские школьники посещают так называемые дзюку – вечерние «репетиторские школы» – специальные частные школы, предлагающие дополнительные занятия для учащихся всех возрастов. Дзюку работают на платной основе. Они делятся на академические и неакадемические. Эти школы являются хорошим подспорьем для лучшего усвоения школьной программы, подготовки к экзаменам или устранению пробелов в знаниях из-за пропусков по болезни или иным причинам. Неакадемические дзюку предлагают обучение искусствам, игре на музыкальных инструментах и даже плаванию.
Колледжи
Японские колледжи – это, по сути, аналог российских средних специальных учебных заведений. Они бывают младшие, технологические и колледжи специальной подготовки.
Младшие колледжи обучают по двухгодичной программе. В большей степени они предназначены для девушек. Эти учреждения, преимущественно частные, предлагают образование по гуманитарному, медицинскому, естественнонаучному и техническому профилю.
Для поступления необходимо иметь на руках свидетельство об окончании полной средней школы и сдать вступительный экзамен.
Выпускник младшего колледжа
имеет право поступить в
Высококвалифицированных специалистов для различных сфер деятельности обучают в технологических колледжах по пятилетним программам (на базе неполной средней школы) и двухлетним программам (на базе полной средней школы). В этих учебных заведениях изучают электронику, машиностроение, строительство и пр.
Колледжи (школы) специальной профессиональной подготовки предоставляют профессиональное образование, но без права продолжить обучение в младшем или техническом колледже и вузе. Здесь можно получить специальность дизайнера, автомеханика, портного, повара.
Высшее образование
Система высшего образования Японии включает в себя университеты полного цикла (со сроком обучения – 4 года), университеты ускоренного цикла (продолжительность обучения – 2 года) и технические институты (срок обучения – 5 лет).
Университеты в Японии бывают государственные и частные.
Чтобы попасть в государственный университет, предстоит выдержать два испытания: сдать «общий тест достижений первой ступени» (его проводит Национальный центр по приему в университеты), и вступительный экзамен в самом вузе (к которому абитуриент допускается при условии успешного прохождения тестирования). Если университет частный, необходимо сдать экзамены в самом образовательном учреждении. Некоторые частные университеты включают в свою структуру начальные и средние школы, а потому у учащихся есть возможность, успешно отучившись на каждой ступени, быть зачисленными в вуз без экзаменов.
Самыми престижными
Чтобы успешно выдержать
вступительные экзамены в вуз, японскому
учащемуся (а впоследствии абитуриенту),
нужно заниматься много и упорно.
А сама «экзаменационная гонка» –
это настоящий предел физических
и душевных сил, так что оказаться
потом в списке зачисленных равносильно
победе. К слову сказать, каждому
японскому абитуриенту
В большинстве японских университетов принята семестровая система, а для оценки объема курса занятий – система зачетных баллов.
Было бы ошибкой полагать,
что упорные японские студенты только
тем и занимаются, что корпят над
книгами, рефератами и докладами. Помимо
учебы они ведут обычную