Шпаргалка по дисциплине "Международные отношения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 16:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международные отношения".

Вложенные файлы: 1 файл

ГОСЫ ОТВЕТЫ1.doc

— 741.50 Кб (Скачать файл)

Прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии и альтернативных путях его достижения.

Благодаря прогнозам становится возможным на различных уровнях управления составлять научно обоснованные перспективные планы эк. и соц. развития, определять потребности внутреннего и внешнего рынков.

В условиях рыночных отношений прогнозы дают возможность предвидеть условия и факторы развития народного хозяйства, последствия направлений финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики.

Виды прогнозов: эк., природных ресурсов, научно-технические, демографические и прогнозы соц. развития.

Эк. прогнозы исследуют перспективное развитие производительных сил и производственных отношений: производительность труда, использование и воспроизводство трудовых ресурсов, основных фондов, объем и состав капитальных

вложений, их эффективность, темпы эк. роста и т.д.

Прогнозы соц. развития и повышения уровня жизни населения могут включать: потребление населением продуктов питания и непродовольственных товаров, розничный товарооборот, образование, культуру, искусство, здравоохранение, отдых,

туризм и др.

Прогнозы природных ресурсов охватывают все виды ресурсов, составляющих естественную базу общественного производства и природную среду: топливо, мин. ресурсы, ресурсы мирового океана,некоторые виды энергии, растительный и животный мир, охрану окружающей среды.

Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-технического прогресса, влияющие на размещение производства, природные факторы. Например, производство и использование атомной энергии, строительство АЭС, передача энергии на сверхдальние расстояния позволяют изменить размещение энергоемких производств.

Демографические прогнозы охватывают движение народонаселения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень занятости трудоспособного населения, его квалификационный и профессиональный состав.

Структурный прогноз включает: отраслевую структуру общественного продукта;

 межотраслевые  связи; распределение трудовых ресурсов  между отраслями и сферами  экономики, административно-территориальными  единицами; межотраслевое распределение и эффективность использования основных производственных фондов, инвестиций в основной капитал.

Прогноз развития народнохозяйственных комплексов охватывает: потребности в продукции данного комплекса; объем и структуру продукции комплекса, производственные ресурсы и эффективность их использования.

По периоду упреждения различают прогнозы краткосроч. (до 2-3 лет), среднесрочные (2-5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

 

79. Система программных и прогнозных документов, используемых в гос. регулировании экономики РБ. Назначение и содержание важнейших документов.

Гос. прогнозирование и программирование РБ реализуется через систему гос. прогнозов и программ, кот. включает: Нац. стратегию устойчивого развития (15 лет);

прогноз соц.-эк. развития на долгосрочную перспективу (10 лет); программу соц.-эк. развития на среднесрочную перспективу (5 лет); прогноз соц.-эк. развития на крат-

косрочную перспективу (1 год).

Главная цель Нац. стратегии - стабильное развитие страны при сохранении благоприятной окр. среды и рац. использовании природно-ресурсного потенциала, при учете интересов др. государств.

Стратегия предусматривает поэтапное движение к обществу постиндустриального типа и достижение высокого уровня и качества жизни населения.

Концепцию НСУР Минэкономики направляет в органы гос. управления (министерства, комитеты, облисполкомы) в качестве ориентира для разработки ими вариантов прогнозов развития народнохозяйственных комплексов, отраслей, административно-территориальных единиц на 15-лет-ний период. На основе вариантов прогнозов разрабатывается проект НСУР, который Минэкономики представляет в СовМин для рассмотрения.

На основе НСУР разрабатывается прогноз — основные направления соц.-эк. развития на десятилетний период. В этом прогнозе конкретизируются цели и варианты соц.-эк. развития республики и средства их достижения. Среднесрочная перспектива развития отражается в Программе соц.-эк. развития, кот. разрабатывается Минэкономики совместно с другими органами г.у. на 5-летний период. Она должна включать: оценку итогов соц.-эк. развития за предыдущий период и характеристику состояния экономики республики; концепцию программы, кот. представляет собой систему целевых параметров развития в области фин., экономической и инновационной политики; макроэкономическую политику; институциональные преобразования; инвестиционную и структурную политику; ВЭД; развитие реального сектора экономики; соц. политику; проблемы экологии и охраны окружающей среды.

 

80. Методологические основы прогнозирования и программирования.

Под методологией планирования и прогнозирования понимают систему подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, логику планирования и прогнозирования. Применительно к экономике РБ методология планирования и прогнозирования должна обеспечивать

достижение поставленных целей и решение конкретных задач в сложившейся эк. ситуации; ориентировать развитие экономики республики в соответствии с общепринятой в мировой практике концепцией нового качества эк. роста, предусматривающей развитие экономики по таким основным направлениям, как социально результативное, ресурсосберегающее, наукоемкое, экологозащитное.

Важнейшим составным элементом методологии планирования и прогнозирования явл. методологические принципы - основополагающие правила формирования и обоснования планов и прогнозов, обеспечивающие их целенаправленность, целостность, структуру и логику.

Важнейшим элементом методологии гос. планирования и прогнозирования явл. логика. Логика - упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов и прогнозов. Главная идея логики - определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов и прогнозов.

Основополагающим для гос. планирования явл. принцип соц. направленности и приоритета общественных потребностей - планирование и прогнозирование должны исходить из интересов человека и общества. Важнейшим принципом планирования является принцип повышения эффективности общественного производства, требующий, чтобы все цели и задачи планирования осуществлялись с наименьшими затратами, т.е. с максимальной экономией живого и овеществленного труда в производстве единицы продукции, работ и услуг (формы и направления ресурсосбережения). Важнейшим методологическим принципом планирования

является принцип пропорциональности и сбалансированности.

Реализация принципа пропорциональности и сбалансированности предполагает:

- эквивалентность  обмена результатами производственной  деятельности во всех сферах общественного производства;

- равновесие  общественного спроса и предложения  по всему народнохозяйственному  обороту ресурсов;

- паритетность  всех форм собственности в  пользовании материальными, трудовыми, финансовыми ресурсами общества.

Важнейший принцип планирования - принцип приоритетности. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов и, во-вторых, необходимостью первоочередного решения важнейших общегос. задач.

 

81. Финсистема, ее роль в госуд-ном регулировании эк-ки, основные направл развития

Финсистема отражает всю совокупность экономич отношений, складывающихся между экономич агентами в процессе образования, распределения и использования финресурсов. Финсистема обеспеч материальную основу существования госуд-ва, создание, сохранение и совершен-вание его соц-но-экономич системы, приемлемых для общества политич, экономич соц-ных условий воспроизводства, формирования производственных отношений, надстройки. Под финресурсами поним совокупность всех денежных средств, кот обладают домашние хозяйства, предприятия, учреждения, организации и госуд-во. К финресурсам относ и кредитные ресурсы банков. Финресурсы подраздел на централизованные (госуд-ные), кот сконцентрированы в госуд-ном бюджете и внебюджетные, централиз-ных фондах (напр, соцфонды, дорожный фонд и тий, организаций, учреждений, домашних хозяйств.

В системе госуд-ных финресурсов выдел 4 звена, выполн-щие политич и экономич функции госуд-ва: госуд-ный бюджет, местные финансы, финансы госуд-ных предприятий и организаций, спец-ные централиз-ные фонды. Госбюджет -централизованный фонд денежных ресурсов, кот располагает правительство для содержания госаппарата, вооруженных сил, а также выполнения необход соц-экономич функций. Местные финансы охватывают местные бюджеты, систему местного кредита, спец-ные фонды. Финансы госуд-ных предприятий и организаций склад-ся из выручки от реализации продукции и услуг, кредитов банка и займов, временно привлеченных средств.

Спец-ные централиз фонды облад определ самостоятель-тью, управляются централиз-ными властями, имеют целевое назначение (фонд соцзащиты, фонд занятости, дорожный фонд, инвестиц фонд, фонд НИОКР, фонд конверсии, инновац фонд).

Финсистема явл важн инструментом мобилизации финресурсов, их распределения и перераспределения. Финсистема осущ-ет изъятие, распределение и перераспределение денежных средств безвозвратно и безвозмездно. Распределит-ные и перераспределит-ные процессы, осуществ-мые с помощью финансов обеспеч функционирование и развитие отраслей народного хоз-ва, административно-территориальных единиц, предприятий, организаций и учреждений в соотв-вии с масштабами, темпами и пропорциями, прогнозир-ми и планир-ми на предстоящий период. Фин-кредитная система не только осуществляет прямое распределение и перераспределение финансовых средств между различ звеньями народного хозяйства, но и воздействует на его развитие в желаемом направлении. Наиболее значимыми направлениями финвоздействия на экономику явл антициклическое фискальное вмешательство, направлен на стабилизацию экономич развития, и монетарное, регулир-щее денежную массу, величина кот должна быть ориентир-на на объем валового внутреннего продукта страны.

Финрегулирование осущ-тся прямыми и косвенными методами. Прямые методы предполаг прямое выделение (изъятие) финсредств хозяйствующему субъекту (субсидии, дотации). Косвенные – воздействуют на финвозможности хозяйствующих субъектов или размеры потребительского спроса (напр, через налоговую систему).

Фин-кредитная система наиболее активно воздействует на соц-ные и экон-ские процессы и явления через бюджет, налоги, дотации, кредиты, цены, амортизационные отчисления и др. В ее составе выделяют бюджетно-налоговую, кредитно-денежную системы и систему цен.

Для устранения недостатков и совершенствования фин-кредитной системы республики выработан комплекс мер, направлен на финансовую стабилизацию, реформирование бюджетно-налоговой и кредитно-денежной системы, изменение ценовой политики. Бюджетно-налоговая политика будет направлена на обеспеч устойчивого экономич роста, снижение налогового бремени для налогоплательщиков и дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, формирование единого бюджетно-налогового законодательства Союзного государства Беларуси и России. Основной целью кредитно-денежной политики РБ является содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы.

 

82. Бюджетное регулир-ние. Бюджетная система страны, ее важнейшие функции и регуляторы

Бюджет - централизованный фонд денежных ресурсов, кот располагает правительство страны для содержания госаппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых соц-экономич функций. Он разрабатыв-ся в форме баланса и состоит из двух частей: доходы и расходы. Доходы бюджетов формируются за счет налогов, обязательных платежей и иных поступлений, определяемых законодательством Республики Беларусь. В бюджеты могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства.

Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития республики и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов.

Основой формирования бюджетов в РБ служат разработанные и утвержденные Минфином Правила составления и использования республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использования (1998 г.). Определение объема бюджета, его доходной и расходной частей осуществл на основе бюджетного планирования исходя из прогнозных показателей соц-экономич развития РБ и соотв-ющих административно-территориальных единиц. Организацию бюджетной системы и принципы ее построения определ бюджетное устройство. Бюджетное устройство в РБ определ-но ее административно-территориальным делением. Бюджетная система РБ включ республиканский и местные бюджеты как самостоятельные части. Республикбюджет явл основным фин-вым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республик-ких органов госуд-ной власти и управления. Он обеспеч финансир-ние мероприятий, имеющих общегосуд-ное значение в области хозяйств-ного, культурного строительства и обороны. Местные бюджеты - это финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления. К ним относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. В соотв-вии с территор-ными уровнями местных Советов бюджеты делятся на бюджеты первиного уровня (сельские, поселковые, городские - городов районного подчинения), базового (районные и городские – городов областного подчинения) и областного. Республикбюджет и бюджеты областей и города Минска в совокупности образуют консолидированный бюджет республики.

Бюджет выполняет три основные функции:

• фискальную - создание финансовой базы функционирования государства;

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международные отношения"