Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 16:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международные отношения".
Цель демонополизации - формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров, услуг и финансов за счет ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках; устранение монополистических структур; снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и экономическим причинам. Демонополизация является длительным процессом создания условий для развития конкуренции. Она многопланова и включает в себя: регулирование цен, объемов производства предприятий-монополистов, постоянный контроль за соблюдением ими антимонопольного законодательства, выявление и пресечение злоупотреблений, контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, административные и экономические санкции, содействию развитию малого и среднего бизнеса и др., снижение чрезмерной концентрации производства; устранение административных и экономических барьеров для развития свободного предпринимательства; создание равных возможностей хозяйствования и выхода на рынок новых конкурирующих структур; совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в области антимонопольного регулирования и др.
Основной формой реализации государственной антимонопольной политики Республики Беларусь и содействия развитию конкуренции является программирование – разработка программ по демонополизации народного хозяйства. Отправным началом и основой формирования республиканского антимонопольного законодательства стал Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», принятый в 1992 году. Важную роль в системе антимонопольного регулирования играют также Законы Республики Беларусь «О рекламе»(1997) и«Озащите прав потребителей»(1993)
НУЖНО ПОЧИТАТЬ!!!!!
87. Организационная структура госуд. регулирования экономики РБ.
Организационная структура государственного управления отражает соподчинение системообразующих элементов и их взаимосвязи как по вертикали, так и по горизонтали Основополагающими признаками организационной структуры государственного управления являются: наличие цели; наличие системообразующих элементов (органов государственного управления); наличие внутреннего координирующего центра, обеспе-
чивающего стабильность и равновесие организационной системы; саморегулирование, обеспечиваемое центром на основе имеющейся информации; обособленность (наличие границ, отделяющих организационную структуру от внешней среды); организационная культура, основанная на нормах права и поведения.
Самообразующим элементом организационной структуры выступает государственный орган - единичная структура власти, формально созданная государством для осуществления закрепленных за ним целей и функций (например, министерство, комитет).
Главный субъект гос. регулирования - народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования.
Исполнителями экономических интересов являются: государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих три ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную; центральный банк страны. Государство как самый крупный субъект оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов.
Органы государственной власти РБ включают: Парламент - Национальное собрание; Совет Министров; Администрацию Президента; судебные органы и прокуратуру; Комитет государственного контроля.
Парламент РБ явл. представительным и законодат. органом РБ. Исполнит. власть в РБ осущ. Правительство – Совет Министров РБ – центральный орган ГУ. Правительство в своей деят-сти подотчетно Президенту РБ и ответственно перед Парламентом РБ. Правительство РБ сост. из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Прав-ва могут входить и руководители иных респ. органов ГУ. Судебная власть в РБ принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.
Институциональная структура ГУ.
Финансово-кредитная система РБ в соотв. со ст. 132 Конст. включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предп-ий, учреждений, орг-ций и граждан.
ПОЧИТАЙТЕ в УЧЕБНИКЕ и в ШПОРАХ ВЫШКИ!!!!
88. Государственное регулирование масштабов, темпов, структуры экономического развития и макроэкономических пропорций.
Государственное регулирование масштабов и темпов роста национальной экономики основано на использовании макроэкономических показателей, характеризующих ее различные аспекты и стороны. К макроэкономическим показателям относятся: совокупный общественный продукт (СОП), валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), национальный доход (НД), чистый внутренний продукт(ЧВП) и др.
ВВП
характеризует стоимость
В РБ основным показателем является ВВП. Он исчисляется 3-мя методами: производственным, распределительным и методом конечного использования.
Производственный метод: исключение из стоимости произведенных товаров и услуг части, израсходованной в производстве. ВВП − это сумма добавленных стоимостей всех производителей товаров и услуг данной страны. Добавленная стоимость − это стоимость, созданная в процессе производства, исключая стоимость потребленного сырья и материалов.
Расчет ВВП по распределит. методу требует использования потоков доходов, получаемых владельцами факторов производства. Совокупный доход, получаемый владельцами факторов производства, является валовым внутренним доходом.
ВВП по методу конечного использования − это сумма конечной продукции. В данном случае ВВП выступает как совокупная стоимость производства конечных товаров и услуг, или как сумма расходов субъектов нац. экономики на конечное потребление. ВВП = C + I + G + N, где С-расх дом хоз, I-расх фирм на инвестир, G-гос расх, N-чистый экспорт.
Индекс-дефлятор ВВП - это отношение ВВП, исчисленного в текущих ценах, к объему ВВП, исчисленного в сопоставимых ценах предыдущего периода. Использ для расч реальн ВВП (ВВП в базов сопост ценах-реальный, ВВП номин –в тек ценах). Для сопоставления ВВП еще испол-я инд потр цен. СНС предст. собой логически последовательную и целостную совокупность макроэкономических счетов, балансов активов и пассивов, а также таблиц, в основе которой лежит ряд согласованных на м/н уровне понятий, определений, классификаций и правил учета. Комплексная с-ма счетов дает возможность составлять и представлять экономич. данные в форме, пригодной для целей экономич. анализа, принятия управленческих решений и выработки экономич. политики. Счета содержат в сжатом виде большой объем информации о функц-нии экономики страны в целом, а также на различных уровнях агрегирования, на уровне отдельных субъектов хоз. деятельности, именуемых в системе институциональными единицами.
89. Гос регул основных макроэконом пропорций: воспроизводственной, отраслевой, технологической, иституциональной структуры.
Структура нац. экономики предст. собой сложную и многоаспектную систему, элементы которой отличаются своим количеством, масштабами и направлениями применения, разнообразием и разнонаправленностью связей между собой и с другими уровнями в иерархической цепочке протекающих процессов и структурных элементов и т.д. Это предопределяет выделение различных видов структур, из которых наиб. значимы воспроизводственная, отраслевая и технологическая структуры.
Воспроизводственная структура хар-зует соотношение между материальным и нематериальным производством, материально-вещественные и стоимостные соотношения воспроизводящей экономики. Их анализ осуществляется на основе макроэконом. показателей и, в первую очередь, ВВП, динамики изменений удельного веса отдельных элементов в ВВП.
Соотношение между матер. и нематер. производством обусловлено составом производимой продукции и услуг. Cостав матер. производства -предприятия по производству матер. благ (промышл, с/х, строит-во), и материальных услуг (трансп, торг, коммyн хоз-тво, быт обслуж). Нематер. произв - отрасли, в которых создаются особые нематер. услуги (здравоохр., образов, научное консульт и др.).
Отраслевую структуру ВВП хар-зует соотношение между производством товаров и услуг в отдельных отраслях народного хозяйства − промышленности, с/х, строительстве и других в общем объеме производства. Различия между отраслями определяются характером производимых благ и услуг, особенностями процесса производства и средств труда. Отрасли народного хозяйства подразделяются на подотрасли. В отраслевой структуре ВВП наиб. удельный вес занимает пром-сть (30%).
Технологическая структура экономики отражает соотношение технол образований, цепей и укладов, формирующих технол базу произ-ва. Важность структ пресртр объясняется существенным отставанием республики от высокоразвитых стран по ряду технологических направлений, преобладанием в народном хозяйстве 3-4-го технол укладов. Нужен перех на 4-5 технол уклады
Территориальная структура экономики характеризует общественное производство в двух аспектах: экономико-географическом (природно-экономическая зона, экономический район, промышленный узел) и административном (область, район, город).Для нашей республики в ближайшие 10-15 лет структурная перестройка экономики будет ключевым фактором возобновления экономического роста. Осн. направления структурной перестройки в РБ отражены в Национальной стратегии устойчивого развития РБ до 2020 года, Программе социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы, годовых прогнозах.
Я ДУМАЮ, ЭТО ТОЖЕ ПРИДЕТСЯ ПОЧИТАТЬ)))))) И 90, 106,105
90. Госуд регул эконом роста страны. Факторы эконом роста и система показат, характер-х эконом рост.
Экономический рост следует рассм. как колич. и кач. совершенствование производства и увеличение общественного продукта, способствующие решению проблемы ограниченности ресурсов и повышению уровня жизни. Концепция стратегического развития РБ на современном этапе была сформирована и представлена в Национальной стратегии устойчивого развития РБ. Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г.- конечн цель достиж стандартов уровня и кач жизни развит европ стран. Типы экономич. роста: 1.Экстенсивный − обусловлен увеличением масштабов вовлекаемых в общественное производство ресурсов. 2.Интенсивный − основан на повышении эффективности использования ресурсов, т.е. на качественных, а не колич. факторах экономич. роста. Интенсивный рост очень важен в условиях ограниченных природных ресурсов (что обусловливает определенную ограниченность матер. ресурсов, сырья, материалов и инвестиций).
Группы факторов эконом роста:1.Факторы предложения отражают потенц. возможности страны обеспечить экономич. рост и проявляются через ее экономич. потенциал и его важнейшие сост-щие: природно-ресурсный, трудовой, производственный, научно-технич. и т.д. 2.Факторы спроса обусловлены уровнем совокупности доходов и расходов в обществе, их структурой, наличием свободных капиталов и доступностью к их получению. 3.Факторы распределения связаны с размещением факторов производства и производственных ресурсов, структурой общественного производства, тенденциями экономич. развития и др.
Объем ВВП Беларуси в 2011 составил 274,3 трлн. рублей.(+5,3%)
Экономич. рост прогнозируется на основе данных анализа динамики макроэкономич. показателей с учетом факторов, влияющих на рост производства. При прогнозировании экономич. роста используются различные методы (факторные модели, экстраполяция, индексные методы расчета).
В регулировании масштабов и темпов экономического роста важная роль отводится программно-целевому методу. Программы являются важнейшим инструментом решения стратегич., масштабных, а также тактических ключевых проблем развития экономики, общества и человека. При определении темпов роста и объема общественного продукта и национального дохода используются также индексные методы расчета. При первом методе расчета изменение численности работников в сфере материального производства может быть определено на основе данных демографической статистики, отчетных балансов трудовых ресурсов.Joп=Jпр”Jч, где – Joп индекс роста общественного продукта; Jпр –индекс роста производительности труда; Jч- индекс роста численности работающих в материальном производстве. При втором методе расчета необходимо определить прирост производственных фондов в прогнозируемом периоде и ожидаемую фондоотдачу. Joп= Jф”Jфо, где Jф- индекс увеличения основных производственных фондов; Jфо- индекс изменения фондоотдачи.
91. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты РБ.
Государственная политика в области науки и технологий Беларуси формируется на основе приоритетных направлений научно-технической деятельности.
Указом Президента Беларуси № 378 от 22 июля 2010 г. к приоритетным направлениям научно-технической деятельности в РБ на 2011–2015 годы отнесены:
энергетика и энергосбережение;
агропромышленные технологии и производства;
промышленные и строительные технологии и производства;
медицина, медицинская техника и технологии, фармация;
химические технологии, нанотехнологии и биотехнологии;
информационно-коммуникационные и авиакосмические технологии;
новые материалы;
рациональное природопользование, ресурсосбережение и защита от чрезвычайных ситуаций;
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международные отношения"