Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:15, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа теоретических аспектов административной доктрины Анри Файоля, дать оценку применения идей А.Файоля в практике ОАО «РДЖ»
Поставленная цель изучения требует ряда задач:
Дать характеристику вклада А.Файоля в науку управления
Выявить личные качества руководителя
Проанализировать основные концепции административной доктрины
Дать оценку значимости и актуальности административной доктрины
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика административной доктрины Анри Файоля 5
1.1. Создание административной доктрины Файоля 5
1.2. Цели и функции административной доктрины Анри Файоля. 6
1.3. Принципы административной доктрины Анри Файоля 9
Глава 2. Оценка административной доктрины Анри Файоля 15
2.1. Элементы процесса управления 15
2.2. Личные качества руководителя и его функции 18
2.3. Применение идей Анри Файоля в практике ОАО «РЖД» 24
Список использованной литературы 30
Анри Файоль первый предложил рассмотреть управление как особый вид деятельность и, конечно же, как отдельный объект исследования. Однако, во времена Файоля, зачастую эти пять понятий смешивались с понятием организация. Хотя организация и должна быть одной их существенных частей управления, но она относится к последнему лишь так, как часть к целому.
Согласно определению Анри Файоля, элементами управления являются:
Планирование — элемент управления, определяющий цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатывающий методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Планирование включает в себя составление прогнозов возможного направления будущего развития объекта в тесном взаимодействии с окружающей его средой.
Результатом функции планирования является план (по Файолю, это "конечная цель, руководящая линия поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход"). Чтобы этот документ был достоин настоящего менеджера-управленца, по мнению Анри Файоля, он должен обладать следующими характеристиками:
Планирование основано на соединении целей организации и ее подразделений со средствами для их достижения. Вместе с тем планирование косвенно является инструментом контроля, так как оно не только устанавливает цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений от норм, нарушение которых обусловливает принятие координирующих решений
Организация — формирование структуры объекта и обеспечение всем необходимым для его нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др. Любой план предусматривает стадию организации, т.е. создания реальных условий для достижения запланированных целей.
Управление людьми включает следующие обязанности:
Все указанные обязанности являются справедливыми и для настоящего времени. Построенный социальный организм требуется привести в действие. Эта задача выполняется с помощью функции распорядительства.
Распорядительство - один из основных элементов управления, суть, которого в предъявлении руководителем требований к подчиненным в отношении выполнения ими ролевых ожиданий, распределения ответственности, постоянного воздействия на поведение подчиненных. При этом обязательным является применение руководителем определенных прерогатив власти, которые заданы его ролевыми функциями. Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах предприятия в целом.
По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:
Координирование — достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Эти связи носят самый разнообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку – связи между различными ступенями управляемого объекта. Также сюда относятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем – с другой.
Контроль - наиболее важный элемент управления, конечный итог всей управленческой деятельности. Количественная и качественная оценка и учет результатов работы. Контроль является элементом обратной связи, так как на основании его данных производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов. [20,c.62-63]
Таким образом, А.Файоль разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся к управлению промышленным предприятием. Разработанная А.Файолем концептуальная модель функций оказалась настолько плодотворной, что дала жизнь многим современным школам и направлениям.
Получив только специальное образование, Файоль был убежден, что административные способности нельзя развить. Не только знания, но и личностные качества, руководителя способствуют (или препятствуют) результатам его работы.
Руководитель, по Файолю, должен быть лидером - человеком, который своим примером вдохновляет подчиненных, стимулирует их деятельность в целях решения задач организации благодаря хорошему знанию дела и коллектива подчиненных, постоянному контакту с подчиненными и широкому видению всего, что происходит вокруг. Таковы основные положения административной школы Файоля. Главным в ней Файоль считал сам метод анализа и расчленения процесса администрирования. Особое внимание он уделял вопросу подготовки руководящих кадров, решительно выступая против существующей системы, опирающейся на инженерные дисциплины. Основным для рабочих Файоль считал достижение ими технического мастерства. Мастерство же управленческих работников может быть достигнуто по мере продвижения их по служебной лестнице.
Файоль ставил задачу — научить промышленных администраторов такому управлению занятыми на предприятии рабочими, которое обеспечивало бы наибольшую индивидуальную и коллективную производительность труда путем концентрации их «воли» в одном, строго определенном направлении, указанном предпринимателем. Последнее требует создания науки об управлении людьми, опирающейся на «тщательное изучение и научное экспериментирование».
Особое внимание школа Файоля уделяла разработке основных индивидуальных, психологических качеств, которыми должен обладать администратор. Был составлен перечень качеств, в число которых вошли следующие:
Различные качества и навыки, определяющие ценность персонала предприятий, должны быть разной степени важности, соответственно характеру обязанностей служащих. Например, на крупном предприятии, функции распределяются среди большого числа служащих, то ясно, что каждому их них надлежит обладать лишь ограниченным числом "установок" всего коллектива.
Долгий опыт Анри Файоля дал ему возможность сделать ряд полезных наблюдений относительно того, какого рода "установки" необходимы каждой категории служащих. Так, в книге "Общее и промышленное управление" Файоль определяет относительную важность каждой установки в общей квалификации служащих и директоров предприятия. Для этого он располагает персонал крупного предприятия по следующей иерархии: рабочие, мастера, начальники мастерских, начальники отделений, начальники служб, директора, а также директор-распорядитель, если предприятие включает в себя несколько различных производств.
В таблице «Необходимые "установки" у персонала технической функции крупного промышленного предприятия» Файоль наглядно показывает степень возрастания значимости административных знаний и навыков в зависимости от занимаемого человеком поста. Так у рабочего значение данных знаний и навыков минимально, в то время, как у главного директора оно максимально. Основной вывод из данной таблицы Файоль сформулировал так: "во всех видах предприятий главной "установкой" низшего персонала является профессиональная установка, свойственная данному виду предприятия, а главной "установкой" крупных руководителей является административная"'. Таким образом, Файоль показал, что руководитель предприятия должен в первую очередь быть администратором.
Табл.1
Необходимые "установки"
у персонала технической
Категории служащих |
«Установки» |
Полная квалификация | |||||
Адм. |
Техн. |
Ком. |
Фин. |
Страх. |
Учет. | ||
Большое учреждение |
|||||||
Рабочий |
5 |
85 |
- |
- |
5 |
5 |
100 |
Мастер |
15 |
60 |
5 |
- |
10 |
10 |
100 |
Начальник мастерской |
25 |
45 |
5 |
- |
10 |
15 |
100 |
Начальник отделения |
30 |
30 |
5 |
5 |
10 |
20 |
100 |
Начальник технической службы |
35 |
30 |
10 |
5 |
10 |
10 |
100 |
Директор |
40 |
15 |
15 |
10 |
10 |
10 |
100 |
Несколько объединенных учреждений |
|||||||
Главный директор |
50 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
100 |
В таблице «Необходимые "установки" у руководителей различных по размеру промышленных предприятий» Анри Файоль показывает изменение важности различных, и главным образом, административной, "установок" для руководителей в зависимости от размера, руководимых ими предприятий.