Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 14:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение американской модели менеджмента.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить историю развития американской модели менеджмента;
рассмотреть особенности современного состояния модели менеджмента;
выявить преимущества и недостатки американского менеджмента;
проанализировать систему менеджмента в ОАО «McDonald’s Corporation»
разработать рекомендации по совершенствованию американской модели менеджмента.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы американской модели менеджмента 5
1.1.Формирование менеджмента в США 5
1.2. Создатели американской модели менеджмента 7
1.3. Особенности американской системы менеджмента 11
1.4.Преимущества и недостатки американской модели менеджмента 14
1.5. Современное состояние менеджмента в США 16
Глава 2. Исследование использования американской модели менеджмента в «Mcdonald’s Corporation». 20
2.1. Общая характеристика предприятия. 20
2.2. Анализ функционирования системы менеджмента в корпорации. 23
2.3. Пути совершенствования американской модели менеджмента в «McDonald’s Corporation». 27
Заключение 29
Список литературы 32
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»
(ФГБОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н.Ульянова»)
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра менеджмента и маркетинга
Дисциплина «Менеджмент»
Курсовая работа
на тему:
«Американская модель менеджмента»
Выполнила: студентка
гр. ФЭМ-71-10
Гиндина Е.И.
Проверила:
кандидат эконом. наук, доцент Иванова Н.А.
Чебоксары 2012
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы американской модели менеджмента 5
1.1.Формирование менеджмента в США 5
1.2. Создатели
американской модели
1.3. Особенности
американской системы
1.4.Преимущества
и недостатки американской
1.5. Современное состояние менеджмента в США 16
Глава 2. Исследование использования американской модели менеджмента в «Mcdonald’s Corporation». 20
2.1. Общая характеристика предприятия. 20
2.2. Анализ
функционирования системы
2.3. Пути совершенствования
американской модели
Заключение 29
Список литературы 32
За всю историю существования
менеджмента многие зарубежные страны
накопили значительные сведения в области
теории и практики управления в промышленности,
сельском хозяйстве, торговле с учетом
своих специфических
Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой — использования его лучших достижений в своей деятельности.
Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента.
Его ведущее значение в
мире сегодня неоспоримо, а влияние
на развитие теории, практики наиболее
велико. Тем не менее, нет нужды
слепо следовать выводам
Целью курсовой работы является изучение американской модели менеджмента.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
В начале ХХ века центр развития теории и практики менеджмента переместился из Англии в Америку. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых следует отметить демократичность страны, трудолюбие граждан, высокий престиж образования, а также отсутствие государственного вмешательства в экономику. . Страна была свободна от консервативных догм старого света, а создание монополий приводило к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса. В качестве социально-экономического учения менеджмент оформился к концу прошлого века, и с тех пор эта страна по праву считается его родиной. Американский менеджмент формировался в конце 19 – начале 20 вв., в условиях создания крупных иерархических структур, разделения управленческого и исполнительского труда; введения норм и стандартов, установление должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности.
В 19 веке в США усиливается
роль администрации, как в частном,
так и в государственном
В американском обществе повышается социальная значимость «чина», происходит тотальная бюрократизация управленческого аппарата. Предприятия – гиганты испытывают потребность в рациональной организации труда, в четкой, взаимосвязанной работе всех подразделений и менеджеров с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.
Великая индустриальная революция XVII
- XVIII веков оказала
гораздо более существенное влияние
на теорию и практику
управления, чем все предшествующие
революции. По мере того как
индустрия перерастала границы
мануфактуры и созревала
При этом под
Здесь важно отметить следующую
закономерность. Вначале собственник
и менеджер представлены в одном
лице. Затем управление отделяется
от капитала и производства. Вместо
одного капиталиста-менеджера
Следующий этап развития: менеджеров
много и каждый следит за
конкретной функцией. После этого
единый менеджер-специалист
Именно с учетом этих особенностей американской экономики и формируется американская модель менеджмента.
Основоположником науки
управления по праву считается американский
инженер и исследователь Ф. Тейлор
(1856–1915). Предложенная им система организации
труда и управленческих отношений
вызвала "организационную революцию"
в сфере производства и управления
им. В США Тейлор в свое время
подвергался повсеместным нападкам.
Кампания «всеобщего презрения», поднятая
профсоюзными боссами того времени
против Тейлора, считается одной
из самых злобных в американской
истории. Согласно Тейлору, любой квалифицированный
и неквалифицированный труд мог
быть проанализирован, систематизирован
и передан в процессе обучения
любому человеку. Впоследствии из его
идей выросла современная система
профессионально-технического обучения.
Профсоюзы же тех времен были по
преимуществу кастовыми образованиями,
где ревниво охраняли свои «секреты
мастерства», не систематизировали
свои знания и не имели подчас никакого
письменного их описания. Идеи Тейлора
настолько задевали их интересы, что
профсоюзные лидеры добились от Конгресса
принятия закона, который запретил
«исследования рабочих
Хотя считается, что именно применению методов Тейлора Соединенные Штаты обязаны многим в своей победе. Гитлер, объявляя в 1941 году войну США, считал – и справедливо, – что в Америке нет достаточного количества транспортных кораблей и эсминцев для их прикрытия, чтобы перебросить крупные военные силы в Европу. Кроме того, в современной войне, по мнению Гитлера, в больших количествах требовались высокоточные оптические приборы, а в Америке тогда не было квалифицированных рабочих-специалистов по оптической технике. Но при помощи методов Тейлора удалось в кратчайшие сроки подготовить из неквалифицированных рабочих первоклассных сварщиков, судостроителей, специалистов по изготовлению высокоточных оптических приборов, и за несколько месяцев было организовано их конвейерное производство. Это стало одним из важнейших факторов перелома в ходе войны.
Также Тейлор полагал, что власть на предприятиях не должна принадлежать его владельцу только на основании права собственности. Управлять должны специально подготовленные люди, которые в нынешней терминологии называются менеджерами. Для капиталистов того времени это было чудовищной ересью. В печати его называли «социалистом» и «смутьяном».
На предприятиях Америки
того времени, последовательно внедривших
научные методы Тейлора, не было зафиксировано
ни одного случая стачки рабочих или
иных социальных конфликтов, несмотря
на трудности, с которыми там столкнулись
при внедрении новшеств. При всех
недостатках его теории, дух партнерства
предпринимателя и рабочего, провозглашенный
Тейлором, стал основой гуманизации
труда. В последующих теориях
менеджмента центральным
Карл Маркс предполагал, что в ходе эволюции капитализма заработная плата и уровень жизни трудящихся будут неуклонно снижаться, чего, как известно, не произошло. Сегодня теория обнищания (Verelendung), не подтвердившаяся на практике, является одним из слабых мест марксистской идеологии. Революция в производительности труда позволила преодолеть «неизбежные противоречия капитализма», «отчуждение» и «обнищание» трудящихся, а также убрала из современного лексикона само слово «пролетариат». Это она превратила пролетария в среднего буржуа с доходом, приближающимся к уровню представителей высшего сословия.
Считается, что Дарвин, Маркс
и Фрейд преобразовали
Другим представителем американской
модели менеджмента, а точнее ее "организационной
школы" является Г. Форд (1863–1947), названный
в свое время "автомобильным королем".
Специалисты считают, что благодаря
изобретению конвейера при
Основные принципы системы Г. Форда:
В 1920–1930-е гг. зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Ее основоположником стал Элтон Мэйо (1880–1949). американский психолог и социолог, исследователь проблем организационного поведения и управления в производственных организациях, один из основоположников американской индустриальной социологии. Руководил рядом исследовательских проектов и экспериментов, в том числе и Хоторнским. Первоначальная ориентация Хоторнского эксперимента исходила из теорий научного управления того времени. Группа антропологов, в которую входил и Дж. Хоманс, Э. Мейо, Уорнер, Фриц Ротлисбергер, Вильям Диксон и другие, исследовали влияние объективных факторов (освещение, оплата, перерывы) на производительность труда, в пригороде Чикаго, Хотторне (Hawthorne).
Открытый в ходе Хоторнских исследований,
Хоторнский эффект заключался в том,
что социально-психологические
Хоторнские исследования стали отправной точкой методологической революции в исследовании работы, метода квазиэкспериментов в целом, послужили началом «школы человеческих отношений» в менеджменте.