Американская модель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение американской модели менеджмента.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить историю развития американской модели менеджмента;
рассмотреть особенности современного состояния модели менеджмента;
выявить преимущества и недостатки американского менеджмента;
проанализировать систему менеджмента в ОАО «McDonald’s Corporation»
разработать рекомендации по совершенствованию американской модели менеджмента.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы американской модели менеджмента 5
1.1.Формирование менеджмента в США 5
1.2. Создатели американской модели менеджмента 7
1.3. Особенности американской системы менеджмента 11
1.4.Преимущества и недостатки американской модели менеджмента 14
1.5. Современное состояние менеджмента в США 16
Глава 2. Исследование использования американской модели менеджмента в «Mcdonald’s Corporation». 20
2.1. Общая характеристика предприятия. 20
2.2. Анализ функционирования системы менеджмента в корпорации. 23
2.3. Пути совершенствования американской модели менеджмента в «McDonald’s Corporation». 27
Заключение 29
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Американская модель менеджмента.docx

— 62.18 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Чувашский государственный  университет им. И. Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н.Ульянова»)

 

Факультет экономики и  менеджмента

 

Кафедра менеджмента и  маркетинга

 

Дисциплина «Менеджмент»

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Американская модель менеджмента»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

 гр. ФЭМ-71-10

Гиндина Е.И.

Проверила:

кандидат эконом. наук, доцент Иванова Н.А.

 

 

 

 

 

Чебоксары 2012

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические  основы американской модели менеджмента 5

1.1.Формирование  менеджмента в США 5

1.2. Создатели  американской модели менеджмента 7

1.3. Особенности  американской системы менеджмента 11

1.4.Преимущества  и недостатки американской модели  менеджмента 14

1.5. Современное  состояние менеджмента в США 16

Глава 2. Исследование использования американской модели менеджмента в «Mcdonald’s Corporation». 20

2.1. Общая  характеристика предприятия. 20

2.2. Анализ  функционирования системы менеджмента  в корпорации. 23

2.3. Пути совершенствования  американской модели менеджмента  в «McDonald’s Corporation». 27

Заключение 29

Список литературы 32

 

 

Введение

 

За всю историю существования  менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области  теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная  наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя  зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий  в нашей стране господствовала административно-командная  система управления, направлявшая в  основном свои усилия на критику зарубежного  опыта управления. Однако, опыт ведения  бизнеса и осуществления менеджмента  богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто  вступил на стезю менеджмента.

Создание собственной  модели менеджмента требует, с одной  стороны, изучения всего ценного, что  содержится в зарубежной теории и  практике (но не бездумного его перенесения  на отечественную почву), а с другой — использования его лучших достижений в своей деятельности.

Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил США  занять лидирующее положение среди  стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента.

Его ведущее значение в  мире сегодня неоспоримо, а влияние  на развитие теории, практики наиболее велико. Тем не менее, нет нужды  слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо. Этим объясняется актуальность данной работы.

Целью курсовой работы является изучение американской модели менеджмента.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

  • изучить историю развития американской модели менеджмента;
  • рассмотреть особенности современного состояния модели менеджмента;
  • выявить преимущества и недостатки американского менеджмента;
  • проанализировать систему менеджмента в ОАО «McDonald’s Corporation»
  • разработать рекомендации по совершенствованию американской модели менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы американской модели менеджмента

1.1.Формирование менеджмента в США

 

В начале ХХ века центр развития теории и практики менеджмента переместился из Англии в Америку. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых  следует отметить демократичность страны, трудолюбие граждан,  высокий престиж образования, а также отсутствие государственного вмешательства в экономику. . Страна была свободна от консервативных   догм старого света, а создание монополий приводило к усложнению  управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса. В качестве социально-экономического учения менеджмент оформился к концу прошлого века, и с тех пор эта страна по праву считается его родиной. Американский менеджмент формировался в конце 19 – начале 20 вв.,  в условиях создания крупных иерархических структур, разделения управленческого и исполнительского труда; введения норм и стандартов, установление должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности.

В 19 веке в США усиливается  роль администрации, как в частном, так и в государственном секторе, собственность теряет индивидуальный характер (акционерные общества и  пр.) и становится корпоративной, создаются  механизмы поддержания иерархической  структуры, которая исключает конкуренцию, выборы и оценку работников по деловым  качествам.

В американском обществе повышается социальная значимость «чина», происходит тотальная бюрократизация управленческого  аппарата. Предприятия – гиганты  испытывают потребность в рациональной организации труда, в четкой, взаимосвязанной  работе всех подразделений и менеджеров с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Великая индустриальная революция XVII - XVIII веков оказала               гораздо более существенное влияние  на теорию и практику               управления, чем все предшествующие революции. По мере того как               индустрия перерастала границы  мануфактуры и созревала современная               система акционерного капитала, владельцы  капитала все более               удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник  был               заменен сотнями и тысячами акционеров. Появилась новая,               диверсифицированная (распыленная) форма  собственности. Вместо               единого собственника стало множество  акционеров, т.е. совместных               (и долевых) владельцев одного капитала. Вместо единственного               руководителя-собственника появились  несколько наёмных менеджеров,               рекрутировавшихся из всех, а не только привилегированных классов.

              При этом под администрированием  понималась формулировка общих  целей и политики компании, а  менеджмент в первоначальном  и   узкотехническом смысле  понимался как контроль за  их реализацией. Каждый производственный  процесс выделяется в самостоятельную  функцию и сферу деятельности  менеджмента. Число функций   возрастает, обостряется проблема  их координации и соединения  на     новой основе. Чтобы  их объединить, за каждой функцией  закрепляется               штат специалистов (отдел, подразделение), а общие координационные               функции отдаются менеджменту. 

Здесь важно отметить следующую  закономерность. Вначале собственник  и менеджер представлены в одном  лице. Затем управление отделяется от капитала и производства. Вместо одного капиталиста-менеджера возникают  два сообщества: акционеров и наёмных  руководителей.

              Следующий этап развития: менеджеров  много и каждый следит за   конкретной функцией. После этого  единый менеджер-специалист вновь   дробится, и вместо него появляется  сообщество специалистов. Теперь  менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему     принятия решений, цели политики компании и др.

Именно с учетом этих особенностей американской экономики и формируется  американская модель менеджмента.

1.2. Создатели  американской модели менеджмента

 

Основоположником науки  управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856–1915). Предложенная им система организации  труда и управленческих отношений  вызвала "организационную революцию" в сфере производства и управления им. В США Тейлор в свое время  подвергался повсеместным нападкам. Кампания «всеобщего презрения», поднятая профсоюзными боссами того времени  против Тейлора, считается одной  из самых злобных в американской истории. Согласно Тейлору, любой квалифицированный  и неквалифицированный труд мог  быть проанализирован, систематизирован и передан в процессе обучения любому человеку. Впоследствии из его  идей выросла современная система  профессионально-технического обучения. Профсоюзы же тех времен были по преимуществу кастовыми образованиями, где ревниво охраняли свои «секреты мастерства», не систематизировали  свои знания и не имели подчас никакого письменного их описания. Идеи Тейлора  настолько задевали их интересы, что  профсоюзные лидеры добились от Конгресса  принятия закона, который запретил «исследования рабочих операций»  на государственных оружейных заводах  и судоверфях. В истории демократической  Америки такие прецеденты были крайне редки. Эти запреты действовали  даже по окончании Второй мировой  войны.

Хотя считается, что именно применению методов Тейлора Соединенные  Штаты обязаны многим в своей  победе. Гитлер, объявляя в 1941 году войну  США, считал – и справедливо, –  что в Америке нет достаточного количества транспортных кораблей и эсминцев для их прикрытия, чтобы перебросить крупные военные силы в Европу. Кроме того, в современной войне, по мнению Гитлера, в больших количествах требовались высокоточные оптические приборы, а в Америке тогда не было квалифицированных рабочих-специалистов по оптической технике. Но при помощи методов Тейлора удалось в кратчайшие сроки подготовить из неквалифицированных рабочих первоклассных сварщиков, судостроителей, специалистов по изготовлению высокоточных оптических приборов, и за несколько месяцев было организовано их конвейерное производство. Это стало одним из важнейших факторов перелома в ходе войны.

Также Тейлор полагал, что  власть на предприятиях не должна принадлежать его владельцу только на основании  права собственности. Управлять  должны специально подготовленные люди, которые в нынешней терминологии называются менеджерами. Для капиталистов того времени это было чудовищной ересью. В печати его называли «социалистом»  и «смутьяном».

На предприятиях Америки  того времени, последовательно внедривших научные методы Тейлора, не было зафиксировано  ни одного случая стачки рабочих или  иных социальных конфликтов, несмотря на трудности, с которыми там столкнулись  при внедрении новшеств. При всех недостатках его теории, дух партнерства  предпринимателя и рабочего, провозглашенный  Тейлором, стал основой гуманизации  труда. В последующих теориях  менеджмента центральным фактором производительного управления стал фактор человеческий. «Не будет стран  богатых и бедных – будут страны образованные и невежественные», –  писал Тейлор, подразумевая под источником знаний, прежде всего менеджмент.

Карл Маркс предполагал, что в ходе эволюции капитализма  заработная плата и уровень жизни  трудящихся будут неуклонно снижаться, чего, как известно, не произошло. Сегодня  теория обнищания (Verelendung), не подтвердившаяся на практике, является одним из слабых мест марксистской идеологии. Революция в производительности труда позволила преодолеть «неизбежные противоречия капитализма», «отчуждение» и «обнищание» трудящихся, а также убрала из современного лексикона само слово «пролетариат». Это она превратила пролетария в среднего буржуа с доходом, приближающимся к уровню представителей высшего сословия.

Считается, что Дарвин, Маркс  и Фрейд преобразовали современный  мир. Питер Друкер, признанный гуру менеджмента, утверждал, что Маркса в этом ряду было бы справедливо  заменить на Тейлора.

Другим представителем американской модели менеджмента, а точнее ее "организационной  школы" является Г. Форд (1863–1947), названный  в свое время "автомобильным королем". Специалисты считают, что благодаря  изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд совершил "революцию  в цехе". Он создал систему, где  первое место занимали техника и  технология, в которые "вписывали" человека. Основные идеи Г. Форда изложены в работах «Моя жизнь, мой труд» (1922), «Сегодня, завтра» (1926), «Движение вперед» (1930), «Эдисон, каким я его знал» (1930).

Основные принципы системы  Г. Форда:

    • Массовое изготовление стандартной продукции на конвейере;
    • Непрерывность и подвижность процесса производства;
    • Максимальный темп работы;
    • Новая технология на основе поточного производства;
    • Точность как стандарт и качество продукции;
    • Определяющая роль технико–технологической системы;
    • Экономический эффект системы;
    • Не быть зависимым от человека, его слабостей.

 

В 1920–1930-е гг. зародилась школа  человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Ее основоположником стал Элтон Мэйо (1880–1949). американский психолог и социолог, исследователь проблем организационного поведения и управления в производственных организациях, один из основоположников американской индустриальной социологии. Руководил рядом исследовательских проектов и экспериментов, в том числе и Хоторнским. Первоначальная ориентация Хоторнского эксперимента исходила из теорий научного управления того времени. Группа антропологов, в которую входил и Дж. Хоманс, Э. Мейо, Уорнер, Фриц Ротлисбергер, Вильям Диксон и другие, исследовали влияние объективных факторов (освещение, оплата, перерывы) на производительность труда, в пригороде Чикаго, Хотторне (Hawthorne).

Открытый в ходе Хоторнских исследований, Хоторнский эффект заключался в том, что социально-психологические факторы  оказывают на производительность труда  более сильное влияние, чем физические, при условии, что сама организация  работ уже достаточно эффективна.

Хоторнские исследования стали  отправной точкой методологической революции в исследовании работы, метода квазиэкспериментов в целом, послужили началом «школы человеческих отношений» в менеджменте.

Информация о работе Американская модель менеджмента