Анализ деловых, профессиональных и организаторских качеств руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — рассмотрение теоретических и практических аспектов разработки программы совершенствования деловых, организаторских, профессиональных качеств руководителя на примере филиала РУП «Брестэнерго» Пружанские электрические сети.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЛОВЫХ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Особенности критериев оценки деловых и личных качеств руководителей
1.2 Менеджер предприятия: личностные и профессиональные качества
2 АНАЛИЗ ДЕЛОВЫХ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЛИАЛА РУП «БРЕСТЭНЕРГО» ПРУЖАНСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ
2.1 Форма организации и форма собственности. Характеристика основных направлений деятельности предприятия
2.2 Анализ основных качеств руководителя на предприятии
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 SWOT-анализ лидерства в управлении на предприятии
3.2 Предложения основных направлений совершенствования в управлении РУП «Брестэнерго»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.DOC

— 336.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЛОВЫХ,  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ  КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ  УСЛОВИЯХ

1.1 Особенности критериев  оценки деловых и личных качеств  руководителей

1.2 Менеджер предприятия:  личностные и профессиональные качества

2 АНАЛИЗ ДЕЛОВЫХ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ  И ОРГАНИЗАТОРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ  ФИЛИАЛА РУП «БРЕСТЭНЕРГО» ПРУЖАНСКИЕ  ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ

2.1 Форма организации  и форма собственности. Характеристика  основных направлений деятельности  предприятия

2.2 Анализ основных качеств руководителя на предприятии

3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ  РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

3.1 SWOT-анализ лидерства  в управлении на предприятии

3.2 Предложения основных  направлений совершенствования  в управлении РУП «Брестэнерго»

 

 

 

5

 

5

 

6

 

 

 

13

 

 

13

 

20

 

 

26

 

26

 

27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

34

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы: каждое действие в организации связано с проявлением власти, которой пользуются как руководители так и исполнители. Власть проявляется через каналы власти, к которым относится: власть принуждения, влияния, компетенции, информации, должностного поведения, авторитета, власть награждать. Когда индивидуум оказывает влияние на поведение членов группы без использования принудительных форм власти, речь идёт о проявлении лидерства. Организация придаёт большое значение лидерству из-за необходимости выбирать и выдвигать на руководящие позиции индивидуумов, наиболее подходящих для управленческих функций. Природа лидерства проявляется как личностными качествами человека, так и средой в которой осуществляется деятельность компании. Для эффективного управления компанией необходимо изучение всех этих вопросов.

Применение современных  методов объективной оценки труда  управленческих работников, и особенно руководителей, в условиях рыночной экономики и демократизации управления приобретает особое значение. Проведение таких оценок накануне аттестации, в процессе выборов руководителя, при формировании резерва кадров на выдвижение, а также в текущих перестановках в кадровом составе - таковы основные практические направления оценочной деятельности организаций.

Оценка является неотъемлемым и важнейшим элементом в структуре  управления трудом управленческого  персонала. Она представляет собой определенную систему, имеющую достаточно сложную структуру, позволяющую выполнять регулятивную функцию в отношении деятельности оцениваемых управленческих работников и руководителей.

Цель работы — рассмотрение теоретических и практических аспектов разработки программы совершенствования деловых, организаторских, профессиональных качеств руководителя на примере филиала РУП «Брестэнерго» Пружанские электрические сети.

Задачами данной работы являются:

— рассмотрение краткой характеристики филиала РУП «Брестэнерго» Пружанские электрические сети;

— анализ основных проблем деловых, организаторских, профессиональных качеств руководителя и их применения в филиале РУП «Брестэнерго» Пружанские электрические сети;

— оценка и разработка путей совершенствования деловых, организаторских, профессиональных качеств руководителя на примере филиала РУП «Брестэнерго» Пружанские электрические сети.

 

1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЛОВЫХ,  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ  КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ  УСЛОВИЯХ

 

1.1 Особенности критериев оценки деловых и личных качеств руководителей

 

Обычно выделяются три  группы знаний и навыков, составляющих основу профессиональной эффективности  руководителей: концептуальные, межличностные, технические (специальные). Работа руководителя требует применения этих знаний и навыков в их в различном сочетании.

Концептуальная компетентность — это владение методологией анализа  и решения проблем с учетом широкого социально-экономического контекста, закономерностей научно-технического развития, способность предвидеть развитие технологии, экономической и политической ситуации, умение направлять и контролировать процесс принятия решений.

Межличностная сфера  компетентности понимается как способность  работать с людьми.

Под специальными подразумевают знания и опыт, касающиеся конкретной функциональной сферы управления (например, технология — для управляющего производством или технологическими службами, маркетинг — для управляющего сбытом, трудовое законодательство — для менеджера по персоналу, бухгалтерский и управленческий учет — для финансового директора и пр.). К специальной сфере компетентности относится также владение конкретными методами анализа, расчетов и сопоставлений, осведомленность об источниках получения информации.

Опыт корпораций показывает, что важность и сам набор признаков, отличающих эффективного руководителя, изменяются в зависимости от ситуации в разных условиях деятельности фирм — обычных или критических, в стандартных ситуациях или в условиях неопределенности, так же, как и в зависимости от самой должности руководителя (линейный руководитель или штабной специалист). Эти признаки меняются. Скажем, авторитарный стиль является признаком эффективного руководителя в организациях сильно структурированного типа, тогда как в других условиях назначение руководителем человека с авторитарными наклонностями может иметь негативные последствия. [2, с. 152]

Современные исследователи  менеджмента пришли к выводу, что  в принципе можно выделить ряд  качеств, которые отличают удачливых  руководителей, достигающих высоких результатов в труде. В числе важнейших указываются:

• способность к здравым рассуждениям и успешное применение их в решении проблем;

• способность работать с людьми и организаторские способности;

• эмоциональная зрелость, способность управлять своими чувствами;

• определенная совокупность интересов и ценностной ориентации личности. [6, с. 201]

 

1.2 Менеджер предприятия: личностные и профессиональные качества

 

Личность менеджера  играет важную роль. Менеджер оценивает  ситуацию, подбирает персонал для выполнения заданий, контролирует и мотивирует работу подчиненных. Его поведение в этом процессе, отношение к людям и собственному делу создают определенную социально-психологическую среду. Создаваемая среда деятельности сама может оказывать воздействие на работников и их результаты/ Обстановка нервозности и спешки отрицательно сказывается на всех делах. Атмосфера уверенности, деловой активности и доброжелательства - напротив, дает возможность ставить и достигать высоких результатов.

Личностные качества менеджера формируются на протяжении всей жизни. Каждый человек (и менеджер тоже) является носителем индивидуальных, только ему свойственных черт. Но требования профессии из всего многообразия проявлений характеров людей выделяют те, которые определяют успех профессиональной деятельности.

Индивидуальные качества могут проявляться не сразу. Для  того, чтобы их проявить, требуется  большая и постепенная работа над собой. В процессе обучения менеджменту  необходимо, прежде всего, создать в  себе тягу к знаниям, творческий подход к обучению, нестандартное мышление, изобретательность, инициативность, способность генерировать идеи, упорство, уверенность и преданность профессии.

Часть качеств человека присуща от рождения. Способности  к организации как и, например, музыкальные или математические способности имеют генетическое происхождение. В условиях профессиональной деятельности они могут развиваться. При этом ведущую роль в формировании качеств эффективного менеджера играет сочетание воли и интеллекта.

Сильная воля и высокий интеллект повышают способность влиять на людей, придают в трудной работе эмоциональную уравновешенность и чувство успеха.

В другом случае менеджер может быть высокоинтеллектуальным, но при этом не всегда уверенным  и волевым. У такого менеджера приспособляемость к происходящим изменениям может восприниматься подчиненными как неуверенность в себе и будущем организации. Его коммуникабельность, открытость и гибкость могут быть препятствием для того, чтобы стать авторитетным лидером.

Менеджер может обладать сильной волей и недостаточным интеллектом. В этом случае образование и работа над собой особенно необходима. Нужно, прежде всего, развивать внутреннюю потребность к саморазвитию и самоорганизации. Тогда энергичность, жизнестойкость и потребность работать в коллективе и с коллективом, присущая волевым людям, поможет преодолеть недостающие знания.

Наилучшим сочетанием личностных качеств менеджера является гармония интеллекта, знаний и воли. При этом необходимо установление хороших взаимоотношений между членами всей организации.

Особенно важно адекватно  использовать свой интеллект. Нередко  для того, чтобы создать первоначально  благоприятное впечатление, сразу  его стараются проявить. Терпение - ваш самый верный помощник. Используйте  все его преимущества.

Устойчивые характеристики личности человека (которые проявляются  при принятии решений) относятся  к критериальной области организационного поведения. Критерии определяются в  процессе анализа событий, совокупности ценностей и их роли в принятии тех или иных решений.

Для выработки личностных качеств попытайтесь регулярно  использовать следующие рекомендации:

- Будьте полны энтузиазма  и показывайте это.

- Вносите новшества  и создавайте новое - взращивайте  новые идеи и положительно  реагируйте на идеи людей. Не дуйтесь, если Ваши идеи не будут приняты. Попробуйте снова, но другим способом. Показывайте свою старательность - нет ничего хуже человека, который всегда стонет,

- Когда вам поручают  какую-либо работу, не говорите: "как  я могу это сделать?". Вместо  этого незамедлительно реагируйте на это чем-то вроде: "Отлично, вот что я предлагаю сделать это не то, что Вы хотите?"

- Упорно работайте  - люди, добивающиеся успеха, добиваются  его упорным трудом. Но они  работают не ради самой работы. Эффективность никогда не является функцией того, насколько долго вы остаетесь на рабочем месте. Значение имеет то, что выделаете, пока там находитесь.

- Хорошо себя преподносите - жизнь совсем не состоит в  том, чтобы производить хорошее  впечатление, однако вы должны  также быть уверены в том, что ваши успехи известны и приняты. И если на людей производят впечатление руководители, которые решительны, пунктуальны и точно отвечают, почему бы не преподнести себя таким образом? От этого будет больше пользы, чем вреда.

- Будьте честолюбивым. Однако не переусердствуйте. Не следует казаться озабоченным своим будущим статусом больше, чем настоящим положением.

- Будьте отважным - рассчитывайте  риск, будьте уверены в том,  что вы делаете.

- Будьте напористым, но  не агрессивным.

- Выражайте свои суждения кратко. Не болтайте слишком много и не компрометируйте себя. Копите то, что вы хотите сказать, до момента, когда это можно будет сделать (о чем говорить нельзя, о том следует молчать).

- Учитесь преодолевать  стрессы. Вам этого не избежать, с этим придется жить. Если проблемы появляются у вас часто и возникают быстро, постарайтесь их замедлить.

- Если все идет не  так, вернитесь назад. Спокойно  воспринимайте неудачи. Сначала  подумайте о том, что вам  необходимо сделать, и лишь  тогда быстро принимайтесь за дело. Нет ничего лучше целеустремленной деятельности.

- Добейтесь, чтобы  люди верили вам - вы сможете  этого достичь, если никогда  не будете лгать или скрывать  правду, если всегда будете выполнять  свои обещания.

- Воспринимайте конструктивную  критику.

- Принимайте собственные  ошибки открыто. Никогда не  оправдывайтесь. Если вы допустили  ошибку, принимайте ответственность  и упреки только на себя.

Личность менеджера  проявляется через его морально-этические  ценности. Этика как система норм нравственного поведения является одной из древнейших наук. Практическая, или нормативная, этика представляет для менеджера такие нравственные принципы, идеалы и нормы, которые также требуют работы над собой.

В управлении организацией в качестве этических норм используются следующие положении:

- наивысшая производительность  и прибыль не должны достигаться  за счет разрушения окружающей  среды;

- созданные трудом  блага должны распределяться  так, чтобы не возникло расслоения  общества;

Информация о работе Анализ деловых, профессиональных и организаторских качеств руководителя