Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:54, курсовая работа
Целью работы является анализ и оценка функционального подхода в управлении предприятием.
В связи с поставленной целью определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты эффективности системы управления предприятием;
- проанализировать эффективность системы управления предприятием;
- предложить и обосновать мероприятия по повышению эффективности системы управления предприятием.
Объектом исследования выступило ОАО «Курорт «Озеро Шира».
Введение 3
1 Теоретические основы управления современным предприятием 5
1.1 Предприятие, как объект управления 5
1.2 Теоретические аспекты анализа эффективности системы управления предприятием 7
1.3 Методы исследований системы управления 11
2 Анализ и оценка существующей системы управления предприятием ОАО «Курорт «Озеро Шира» 21
2.1 Краткая организационно-правовая характеристика деятельности ОАО «Курорт «Озеро Шира» 21
2.2 Разработка стратегии развития ОАО «Курорт «Озеро Шира» 31
2.3 Анализ системы управления ОАО «Курорт «Озеро Шира» 42
Список литературы 44
Глоссарий 49
Разработка стратегии
развития предприятия основывается
на итогах анализа внешней и внутренней
среды с последующим
На основе изученных методов анализа эффективности деятельности предприятия методология SWOT является наиболее полным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей. После того как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид (табл.2.12).
Таблица 2.12 - Матрица SWOT ОАО «Курорт «Озеро Шира»
Возможности - имеющийся потенциал
для выхода на незанятые - повышение уровня
сервиса и качества - возможность совершенствования
и расширения ассортимента - привлечение дополнительных потенциальных групп потребителей санаторных услуг; - возможность модернизации
технического оснащения - расширение круга
сотрудничества с различными
турагенствами и - достижение конкурентного преимущества и занятие лидирующих позиций в области качества (обслуживание; предоставление услуг), по сравнению с конкурирующими аналогами. |
Угрозы - нестабильность социально- - низкий уровень доходов большей части населения; - обострение конкурентной борьбы за счет использования новых методов реализации услуг; - изменение цен на сырье и услуги, используемые санаторием; - усиление конкуренции со стороны более оперативно приспосабливающихся к изменениям потребительских предпочтений соперников; - изменение законодательства (в частности, налогового); - сворачивание деловой
активности по причине | |
“Сильные” стороны -выгодное месторасположение
(санаторий расположен на - круглогодичная работа санатория; - удобство подъездных путей; - собственная автостоянка (паркинг); - собственный пляж; - комплекс дополнительных услуг; - наличие хорошей лечебной базы; - наличие спортивных площадок; - систематическое обновление медицинского оборудования; - значительный опыт работы на рынке курортных услуг; - высокий уровень
квалификации медицинского |
1. Стратегия развития рынка 2. Стратегия развития продукта 3. Стратегия обратной интеграции |
1. Стратегия центрированной диверсификации 2. стратегия вперед идущей вертикальной интеграции 3. стратегия усиления позиции на рынке |
“Слабые" стороны - слабая рекламная кампания; - низкий уровень комфорта; - невысокий уровень
сервиса со стороны - отсутствие маркетинговой службы и, как следствие, отсутствие ясной стратегии поведения на рынке курортных услуг; - потребность в обновлении
некоторых уже существующих |
1. стратегия развития рынка 2. стратегия усиления позиции на рынке 3. стратегия горизонтальной диверсификации |
1. стратегия сокращения расходов 2. стратегия сокращения 3. стратегия «сбора урожая» |
В ходе выявления оптимальной стратегии, используя рейтинговую оценку (приложение 6) эксперты пришли к мнению, что наилучшей стратегией, за счет которой предприятие сможет добиться поставленных целей, является стратегия усиления позиции на рынке, т.е. фирмы должны предпринять такие действия, чтобы с существующим продуктом максимально улучшить положение на существующем рынке.
Исходя из полученных данных табл. 2.12, необходимо отметить, что влияние таких факторов внешней среды как нестабильная политическая ситуация страны, ужесточение налогообложения предприятий, изменение предпочтений потребителей оказывают отрицательное влияние на эффективность деятельности санатория. Преобразовать данное негативное воздействие ОАО «Курорт «Озеро Шира» может, используя следующие сильные стороны:
- стабильное финансовое положение;
- наличие квалифицированного медицинского персонала;
- большой опыт работы на рынке санаторно-курортных услуг;
- выгодное месторасположение.
В то же время для преобразования слабых сторон деятельности санатория его преимущества можно следует использовать возможности внешней среды, а именно: привлечение молодых перспективных специалистов; повышение уровня качества обслуживания; расширение спектра предоставляемых услуг; привлечение новых групп потребителей.
При этом основным недостатком является то, что данный анализ ОАО «Курорт «Озеро Шира» не проводится. По нашему представлению предприятие, не знающее своих сильных, равно как и слабых сторон работает вслепую.
На формирование системы, методов и принципов управления влияет масса факторов, таких как: задачи предприятия, его цели, используемая предприятием технология, работающий персонал, и структура управления предприятием, а также непрерывно воздействуют на внутреннюю среду, принимаемые руководством управленческие решения.
Таблица 2.13 - Выявление проблематики в деятельности организации
Подсистема СУ |
Плюсы |
Минусы |
Возможные проблемы в организации |
Возможные пути реализации |
Сроки, ресурсы, исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Механизм управления |
Ориентация в управлении на принципы эффективного управления |
Мало внимания уделяется системе стратегического управления |
Риск ухудшения финансового состояния |
Разработка стратегии развития |
1 месяц |
2. Структура управления |
Гибкая структура управления |
Отсутствие системы повышения квалификации |
Неадекватная реакция на изменение обстоятельств |
Курсы повышение квалификации |
2 месяца |
3. Процесс управления |
Стандартный механизм |
Частичное присутствие финансового
механизма в раскрытии |
Отсутствует политика прозрачности |
Внедрение положения о информационной системе предприятия |
2 месяца |
4. Механизм развития |
Периодическая диагностика кризисного состояния |
Отсутствие системы оценки эффективности системы управления |
Снижение эффективности |
Разработка системы оценки системы управления |
2 месяца |
5. Искусство управления |
Управленческий талант у директора |
Отсутствие возможности |
Отсутствие инициативы со стороны работников |
Разработка системы |
2 месяца |
Анализ показал, что
руководство периодически осуществляет
анализ на основе показателей финансово-