Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 14:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование стиля и методов работы с персоналом в организации на примере ООО «Бистро», а также выработка рекомендаций по совершенствованию стиля и методов управления в данной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Во-первых, изучить теоретические аспекты изучения стилей и методов управления организацией;
Во-вторых, провести анализ стиля и методов управления в организации общественного питания на примере ООО «Бистро»;
В-третьих, на основе проведенного исследования разработать рекомендации по совершенствованию стиля и методов управления в ООО «Бистро».
Введение.................................................................................................................................... 4
1 Теоретические аспекты изучения стилей и методов управления организацией..............
1.1 Понятие и значение стиля и метода руководства.......................................................... 6
1.2 Классификация стилей и методов руководства организацией..................................... 9
1.3 Факторы, влияющие на процесс формирования стилей руководства организацией.. 16
2. Анализ и совершенствование стиля и методов управления в организации на примере
ООО «Бистро».................................................................................................................
2.1 Общая характеристика ООО «Бистро» ..................................................................... 19
2.2 Особенности стиля и методов управления в ООО «Бистро»....................................... 21
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию стиля и методов руководства
в ООО «Бистро»...................................................................................................................….. 27
Заключение................................................................................................................................. 32
Список использованных источников......................................................................................... 34
Объектом данного исследования будет выступать руководитель, как основная сила в организациях, координирующая деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь с окружающей средой.
Предметом - методы, стили управления.
В настоящее время существует некоторый минимум различных характеристик для современного менеджера. Одной из характеристик является стиль управления персоналом.Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении и, на мой взгляд, обязательна и полезна для изучения. Попытаемся ответить на вопрос, как должен вести себя руководитель, и какие стили поведения наиболее эффективны для направления усилий людей на достижение целей организации. Другими словами, цели написания этой работы определяются как рассмотрение и анализ стилей и методов руководства персоналом, их достоинства и недостатки.
Глава 1. Теоретико - методологические основы изучения стилей и методов руководства
.1 "Лидерство" и "стиль руководства" - сущность понятий
Лидерство и стили руководства - два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организацией. Стиль руководства - способ обращения руководителей с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей.
Стиль руководства типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели.
Стиль руководства является важнейшим фактором, выступающим в качестве ведущего фактора, оказывающего влияние на уровень межличностных отношений в трудовых коллективах, на интенсивность происходящих в них трудовых и воспитательных процессов, на их организованность. Это индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.
Процесс управления - деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей фирмы путем реализации определенных функций с использованием методов управления.
Как правило, процессы управления фирмой очень многообразны, многомерны и имеют сложную структуру (состоят из большого числа стадий и фаз). В общем смысле процесс управления состоит из общих функций управления, которые объединяются в циклы управления (рис.1).
Рис. 1. Цикл управления
Для быстрого и эффективного достижения цели менеджер должен координировать работу и мотивировать персонал для выполнения ее. Ключ к мотивации персонала следует искать так, чтобы выборочно использовать тот вид воздействия, который соответствует конкретным обстоятельствам, применим к конкретному сотруднику. Индивидуальная мотивация требует знаний характеров, темпераментов, способностей и других качеств сотрудников. Для мотивации группы существуют определенные правила и менеджеру необходимо их знать. Удачно созданная руководителем группа (когда распределение официальных должностей соответствует ролям, которые играют люди в повседневной жизни, а не симпатиям менеджеров) работает ровно, без срывов, и большинство проблем решает без конфликтов, заинтересована в конечных результатах. Воодушевленная главной идеей группа добивается поставленной перед ней цели и с готовностью принимается за новую задачу, поставленную перед ней.
Под мотивом понимают побуждение человеческого поведения, базирующееся на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулов. Мотивы человеческого поведения имеют определенную иерархию (она обычно называется "пирамидой Маслоу3").
Рис. 2. Пирамида Маслоу
Прежде всего, следует обеспечить сотрудника:
üвозможностями выполнить работу,
üопределить его рамки действий,
üчетко сформулировать цели и задачи.
Мотивационное управление концентрируется:
üна влиянии на состояние мотивации (степени идентификации сотрудника с фирмой, формировании его мотивов),
üчувстве его собственного достоинства (уважения как личности, сообщения о его значении для фирмы, ожиданиях результатов от его деятельности);
üприведении мотивов в действия (обсуждаются личные интересы и возможности сотрудника);
üусилении мотивов;
üоценке работы и аттестация (пересмотр зарплаты, рост, дополнительные выгоды);
üудовлетворении потребностей;
üобеспечении процесса мотивации.
Хорошая работа по мотивации сотрудников ведет:
üк увеличению оборота и прибыли;
üулучшению качества изделий;
üболее творческому подходу и активности во внедрении достижений НТП;
üповышенному притоку сотрудников;
üповышению их работоспособности;
üбольшей сплоченности и солидарности;
üуменьшению текучести кадров;
üулучшению репутации фирмы.
Таким образом, результаты руководства изначально заложены в системе его осуществления и являются главной характеристикой менеджера.
Руководитель выполняет основные управленческие функции - планирование, организация, мотивация, контроль.
. Планирование - это начало
и основа управленческой
. Организация. Хороший организатор - не тот, кто хорошо работает только сам, а тот, у кого хорошо работают подчиненные.
Среди конкретных форм организации деятельности можно выделить:
. делегирование полномочий;
. создание организационной структуры предприятия,- структуры подчинения и ответственности;
. регламентирование прав, обязанностей, функций работников;
. нормирование трудозатрат
и сроков выполнения
. инструктаж работников
. принятие управленческих решений, выдача распоряжений, командование.
. Мотивация и регулирование (руководство, взаимодействие с людьми) - решающий фактор успеха в управлении предприятием.
. Контроль - это процесс, обеспечивающий
достижение целей организации. Он
необходим для обнаружения и
разрешения возникающих
Руководство - это в первую очередь управление процессами:
üсогласование различных видов деятельности;
üвидеть динамику процесса внутри группы и управлять ею.
Факторы формирования стиля
У молодого специалиста свой собственный стиль руководства вырабатывается в первые три года . Стиль может формироваться стихийно, без специальных знаний и навыков, тогда главным определяющим фактором будет служить:
üчерты характера;
üличные качества;
üобщий уровень воспитанности и образованности;
üпример другого руководителя.
Кроме этого существуют и другие объективные компоненты стиля. К ним относятся :
üзакономерность управления,
üспецифика сферы конкретной деятельности,
üединые требования, предъявляемые к руководителям,
üсоциально-психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.),
üуровень иерархии управления, способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями.
Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.
Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства:
. Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;
. Специфика системы - ее
цели и задачи, управленческие
структуры и технология
. Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т. п.;
. Особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции и ценности.
Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы и непосредственно на подчиненных.
Таким образом, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Но при этом он учитывает множество объективных и субъективных условий и обстоятельств, в зависимости, от которых стиль получает свое конкретное содержание. Стиль представляет собой социальное явление, так как в нем отражены мировоззрение и убеждения руководителя, а так же он во многом определяет результаты деятельности всей системы.
Лидерство - комплексное понятие, которое включает в себя несколько составляющих:
üАссоциация с человеческими качествами;
üПроцессом, в котором "ведут ведомых";
üРезультатом деятельности человека.
Основная часть работ по проблеме лидерства появилась в 70-е годы. Известным ученым Р.М. Стогдилом к 1974 году было проработано более трех тысяч работ, посвященных этой проблематике. Одним из первых подходов вручений лидерства был подход с точки зрения метода черт, основой которого стало изучение черт характера, которыми обладают лидеры.
Наиболее известной теорией лидерства стала теория "великого человека", согласно которой, лидерами рождаются, а не становятся. По существу такая позиция была отражена еще в работах древних греков и римлян, как указывают современные исследователи проблем управления Г. Кунц и С. О'Донелл. Кунц Г., С. О'Доннел.
Р.М. Стогдилл отмечал, что различные исследования черт и качеств личности основывались на подтверждении способностей людей к сотрудничеству и умения быть хорошими администраторами. Анализ феномена лидерства показал, что в теориях лидерства в основном преобладал бихевиористский подход.
М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури определяют лидера следующим образом: "лидер - человек, играющий в трупе ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижению групповых целей. С точки зрения этих авторов, "Лидер организации - человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство и лидерство".
Сравнивая понятия лидерства и руководства, другой автор Б.Д. Парыгин отметил как общие, так и различные черты лидеров и руководителей. Что касается различий между ними, то прежде всего следует отметить, что:
Руководитель назначается официально. Лидер выдвигается неофициально.
Руководителю даны права и полномочия законом. Лидер не является обладателем прав и полномочий. Руководитель выполняет несколько, социальных ролей. Деятельность лидера ограничивается рамками внутригрупповых отношений. Руководитель несет перед законом ответственность за деятельность группы и ее результаты. Лидер не несет перед законом ответственности за работу группы и за все, что в ней происходит.
Следует в этой связи отметить, что между лидером и руководителем имеются общие аспекты в их деятельности. Прежде всего, это - полная подчиненность принятым в организации целям; постоянное общение с людьми, объединенных в группы; воздействие на членов группы для достижения поставленных общих целей; положительное мотивирование персонала, направленное на достижение успеха в деятельности группы и каждого отдельного работника, а также реализацию социального влияния на рабочие группы.
В отличие от руководства лидерство имеет психологическую природу и занимает особое место в структуре неформальных отношений в качестве внутригруппового феномена. Оно является средством организации и управления этими отношениями. Как отметил наш социальный психолог Р.Л. Кричевский, "... лидер - член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее влияние в группе в зависимости от их ценностных потенциалов и, что весьма существенно, их ценностных вкладов в жизненность группы. Лидерство есть проявление психологического влияния, неформальной власти".
По Р.Л. Кричевскому, лидерство относится к персонифицированным формам социального влияния и контроля и объединения всех механизмов и способов социально-психологического воздействия с целью достижения наилучшего эффекта в групповой деятельности и общения.
Лидеры выполняют различные роли, например, такие как роль интегратора идей и лидера-мотиватора. Выполнение этих ролей связано с упорядочиванием групповой деятельности, а также подчинением решению стоящих перед группой задач.
Для управления важны и руководство, и лидерство. Лидер важен потому, что он постоянно функционирует на фоне меняющихся отношений внутри группы, оказывая постоянное влияние на людей, которые по отношению к нему выступают как "ведомые". Неофициальный лидер во многом помогает руководителю, успешно дополняя его работу. Лидерское влияние затрагивает изменения работников в поведенческой сфере, касается усилия или наоборот, нивелировки личностных черт, мотивационной сферы и т.д. В хорошо организационных группах лидер чаще используется такими формами обращения к членам группы, как совет и просьба, и гораздо реже - наставлениями.
Информация о работе Анализ и совершенствование стиля и методов управления в организации