Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 13:55, курсовая работа
Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко эффективно работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.
Принятие управленческого решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Образно говоря, принятие решений можно назвать " центром ", вокруг которого вращается жизнь организации.
Ответственность за принятие важных решений - тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений.
Цель данной курсовой работы заключается в выявлении признаков, характерных для управленческих решений, а также в анализе процесса выработки и принятия решения руководителем предприятия.
Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) - реализацией уже принятых решений.
Профессионализм. В частной жизни
каждый человек самостоятельно принимает
решения в силу своего интеллекта
и опыта. В управлении организацией
принятие решений - гораздо более
сложный, ответственный и
Рассмотрев эти отличительные
особенности принятия решений в
организациях, можно дать следующее
определение управленческого
Отличительными чертами
Результатом работы менеджера является
управленческое решение. От того, каким
будет это решение, зависит вся
деятельность организации, зависит
и то, будет ли достигнута поставленная
цель или нет. Поэтому принятие менеджером
того или иного решения всегда
представляет собой определенные трудности.
Это связано и с
Большинство проблем, которые встречаются в работе менеджера, не так часто повторяются, и поэтому их решение является тоже своего рода проблемой - проблемой выбора, который совершить не всегда легко.
Решение - это выбор одной из альтернатив, которые имеются для решения какой-то проблемы.
В свою очередь, проблема - это ситуация, представляющая собой препятствие к достижению целей, поставленных организацией. Если бы жизнь была монотонна и предсказуема, то не возникало бы ни каких проблем и не пришлось бы принимать решения по их преодолению. Но нельзя сразу предугадать, как сложится та или иная ситуация, и поэтому в процессе планирования нельзя учесть все отклонения желаемой ситуации от действительной. В результате этих отклонений и появляются проблемы. Принятие неэффективных решений - часто результат отсутствия навыков мыслить логично. Крайне необходимо подходить к принятию решений как к рациональному процессу. Цель принятия решения - сделать оптимальный выбор из нескольких имеющихся возможностей, чтобы добиться определенного результата.
Существует много подходов к выделению различных этапов и стадий процессов принятия решения. Большинство различий возникает по вопросу о включении в процесс стадии, связанной c выполнением решения. Во многих иностранных источниках весь процесс принятия решения в организации рассматривается как функция проблемы, альтернатив и выполнения решения.
Любое управленческое решение проходит через три стадии:
Уяснение проблемы
сбор информации,
выяснение актуальности,
определение условий, при которых эта проблема будет решена
Составление плана решения
разработка альтернативных вариантов решения,
сопоставление вариантов решения с имеющимися ресурсами,
оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям,
оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности,
составление программ решения,
разработка и составление
Выполнение решения
доведение решений до конкретных исполнителей,
разработка мер поощрений и наказаний,
контроль за выполнением решений.
Первая стадия процесса состоит в признании необходимости решения и включает следующие этапы: признание проблемы; формулирование проблемы; определение критериев успешного решения.
Каждое новое решение в
Быстрота выявления этого
1) способности системы
2) опытности и индивидуальных характеристик менеджера.
Этап изучения ситуации направлен
на признание или не признание
существующей в организации проблемы.
Процесс здесь будет
Признание или не признание проблемы во многом зависит от уровня ее восприятия. При этом возможны ошибки, связанные со следующими обстоятельствами:
- проблема дана кем-то сверху и у менеджера нет выбора кроме как "признать" ее;
- желательно быстрое решение
возникшей проблемы и не
- допустимо решение низкого
качества проблема может,
- проблема хорошо знакома и
к ней вероятней всего
- эмоции развиваются до
- нет предыдущего опыта по проблеме и ее признание может не состояться;
- проблема является очень
Признание проблемы является необходимым условием для ее решения, так как если проблема не существует для того, кто принимает решение, то принятие решения не состоится. Раз проблема признана, то следующий этап в рассматриваемом процессе - это интерпретация и формулирование проблемы.
Интерпретация проблемы - это придание значения и определение той проблемы, которая признана. Проблема может быть определена как возможность, как кризис или как рутинная. Первый тип проблемы необходимо обнаружить и раскрыть. Второй и третий проявляются сами и требуют вмешательства менеджера. Рутинные, или повторяющиеся, проблемы относятся к категории структурированных, а возможности и кризис к неструктурированным. Соответственно каждое из них будет требовать разного типа решений: структурированные - программированных; неструктурированные - напрограммированных.
Определение и последующие формулирование
проблемы позволяют менеджеру
последствие проблемы (капиталоемкость, эффективность, влияние на..., и т.п.);
воздействие на организацию (что произойдет в результате решения проблемы);
срочность проблемы и ограничения во времени;
лучшее использование
жизненный цикл проблемы (может ли проблема решаться сама собой или в ходе других проблем).
Изучение этих факторов позволит менеджеру определить порядок решения проблем от наиболее до наименее важных. Ранжирование является важным шагом в процессе принятия решения. Наиболее важными, как правило, становятся проблемы со следующими характеристиками:
проблема получает сильную поддержку и давление извне в пользу ее решения (например, вышестоящее руководство настаивает на завершении работы над проектом в течение двух недель);
проблема поддерживается ресурсами, необходимыми для ее решения (например, выделены дополнительные бюджетные средства);
решение проблемы открывает возможность, от которой нельзя отказаться (например, выход на рынок с новой продукцией позволяет фирме улучшить конкурентные позиции).
На практике количество
Этап определения критериев успешного решения предшествует поиску альтернатив, что помогает избежать многих ошибок, проявляющихся позже. Сюда включаются вопросы, связанные с отношением к целям, с методами выработки решений и со снижением эмоциональной напряженности на начальных этапах процесса принятия решения. По мнению специалистов, данный этап начинается с определения двух типов критерия: критерий "мы должны" (или цели) и критерий "мы хотим". Первый тип критерия должен быть разрешен до того, как какая-либо альтернатива будет рассматриваться. Например, если перечень должностных обязанностей, или что должен делать работник, не соответствуют его способностям, то он и не будет рассматриваться как возможный кандидат на эту должность. Данный критерий требует тщательного обоснования, так как может устранить основу для разработки возможностей и альтернативы. Так, может не оказаться ни одного работника, соответствующего предъявленным требованиям. На практике часто к определению данного критерия возвращаются вновь в рамках процесса принятия решения.
Относительно критерия "мы хотим" рассматриваются те цели, которые желательны, но по ним не обязательно должны рассматриваться какие-либо альтернативы. Например, работник хочет выполнить обязанности, перечисленные в описании должности, но это не означает, что ему должна быть предложена данная должность. Критерий "мы хотим" заставляет менеджера думать обо всех возможных вариантах, не исключая идеальных.
Стадия выработки решения
Однако нередко возникают
Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия решения. На этом этапе менеджер вынужден брать на себя определенные обязательства по будущему курсу действий. Хороший предыдущий анализ альтернатив позволяет резко сузить рамки предстоящего выбора. При выборе альтернативы могут использоваться три подхода: прошлый опыт; проведение эксперимента; исследование и анализ.
Привлечение прошлого опыта является наиболее используемым подходом в выборе альтернативы. Опытные руководители не просто используют данный подход, но и испытывают сильную веру в него. Это лежит в основе утверждения того, что чем выше уровень руководства, тем больше требуется опыта. В определенной степени опыт дает руководителю выработать умения и навыки принятия правильных решений. Сам факт, что руководитель поднялся выше, свидетельствует о ценности и полезности накопления опыта.
Эксперимент как метод выбора альтернативы
основан на том, что берется одна
или несколько альтернатив, и
они апробируются на практике с целью
определить, что произойдет дальше?
Эксперимент широко используется в
науке. Однако следует принять во
внимание дороговизну техники
Исследование и анализ предусматривает
решение проблемы через ее понимание.
Метод предусматривает
Третья, последняя, стадия в процессе
принятия решений - выполнение решения
- состоит из организации выполнения
решения, анализа и контроля выполнения
и осуществления обратной связи.
Организация выполнения решения
как этап предусматривает координацию
усилий многих людей. Менеджера здесь
должно интересовать стремление сделать
людей заинтересованными и
Информация о работе Анализ процесса выроботки и принятия решения руководителем