Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:51, курсовая работа
Целью написания курсовой является комплексное изучение и анализ условий рынка молока и продуктов из него.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты проведения комплексных исследований и составляющие данных исследований.
2) Провести анализ рынка молока и молочных продуктов, который включает собственно анализ рынка, анализ товара и анализ потребителей.
По сравнению с уровнем 2009 г. Республика Беларусь в 2010 г. увеличила экспорт молока и молокопродуктов на 0,2% и достигла 5% в общемировом экспорте. В 2010 г. Беларусь заняла 5-ое место среди мировых лидеров поэкспорту молокопродуктов, после Новой Зеландии (33%), ЕС (23%), США (8 %) и Австралии (7%).
Таблица 2.6 - Производство и экспорт молока
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
Производство молока, тыс.тонн |
6224,8 |
6579,0 |
6626,1 |
Поступило на переработку молока, тыс.тонн |
4968,5 |
5554,3 |
6504,9 |
Товарность молока, % |
79,8 |
84,7 |
83,8 |
Экспорт молокопродуктов в пересчёте на молоко, тыс.тонн |
2614,4 |
3390,0 |
3780,0 |
Доля экспорта в объеме производства молока, % |
42,0 |
51,5 |
57,0 |
Доля экспорта в объеме переработанного молока, % |
52,6 |
61,0 |
67,4 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Благодаря рекордно высоким объемам экспорта 85 тыс. тонн (+39%), Беларусь по итогам 2009 г. впервые в истории признана третьим крупнейшим поставщиком масла и молочного жира.
Основные экспортеры по итогам 2009 г. в разрезе продуктов представлены на рисунке 2.2.
Экспортеры масла (Беларусь – 0,91 млн т.)
Экспортеры сыра (Беларусь – 1,85 млн т.)
Экспортеры СЦМ(Беларусь – 2,13 млн т.)
Рисунок 2.2 – Основные экспортеры. Доля Республики Беларусь в мировом экспорте, %
Примечание. Источник: собственная разработка
По итогам 2009 г. лидером в экспорте сыра стали страны ЕС с долей 31% от общемирового объема. Доля Республики Беларусь составила 7%, что позволило ей выйти на 4-ое место. Общий объем экспортированного сухого обезжиренного молока в 2009 г. составил 1,33 млн. тонн, доля Беларуси составила – 6%, что вывело ее на 5- ое место среди экспортеров данного продукта. Республикой Беларусь было экспортировано 9% масла от общемирового объема в 0,91 млн. тонн и 1% сухого цельного молока от общего объема в 2,13 млн. тонн. Достижение столь высоких экспортных показателей позволило Республики Беларусь заявить о себе на мировой торговой арене, как об одном из основных экспортеров молока и молокопродуктов.
Анализ развития молочной отрасли Беларуси в последние годы свидетельствует о том, что данная отрасль характеризуется ускоренными темпами развития по отношению к среднемировым тенденциям других стран и субрегионов. Основные результаты по стабильному развитию молочной индустрии Беларуси сводятся к следующему: в Беларуси созданы мощные сырьевые зоны с производством качественного молока и производственные площадки для выработки достаточного объема молочной продукции для внутреннего потребления и значительной доли экспорта.
Продолжается активный процесс по оптимизации количества перерабатывающих предприятий молочной промышленности, который включает механизмы укрупнения и концентрации производства. Менее эффективные и малые по производственным мощностям предприятия вошли в состав более эффективных и мощных предприятий.
Благодаря принятым мерам по развитию молочной отрасли и сельхозпроизводства в целом наша республика достигла высоких результатов в этом сегменте мирового рынка. Так, в период с 2000 по 2010 г. экспорт сухого цельного молока (СЦМ) в физическом выражении возрос более чем в 32 раза, сыров и творога в 7,5 раза, сухого обезжиренного молока (СОМ) — в 2,2 раза, масла сливочного — в 2,8 раза. Увеличение физических объемов экспорта по казеину составило 12,7 раза. Причем в начале ХХI века практически 100% объема поставок данного товара приходилось на страны СНГ, а затем — на государства ЕС. В 2010 г. доля экспорта казеина в страны Содружества составила только 2 %.
В стоимостном выражении за отмеченный период также наблюдался значительный рост объемов экспорта по всем видам белорусских молокопродуктов. Причем в 2010 г. цены на некоторые товары превышали среднемировые.
Естественно, такие достижения Беларуси не остались незамеченными международными экспертами. В последние годы, данные по нашей стране появились в мировых статистических отчетах. «Это свидетельствует о том, что республику уже знают как крупного экспортера молочной продукции и производителя продовольствия на мировом рынке», — отметила заведующая сектором экономических исследований Института мясо-молочной промышленности Мария Климова на Белорусском молочном форуме, который состоялся в Минске 6 мая. Специалист уточнила, что Республика Беларусь занимает лидирующую позицию по производству молока на душу населения — 681 кг/чел. в 2009 г. и 698 кг/чел. в 2010 г., уступая только странам Океании (700 кг/чел.), а по итогам 2009 г., согласно аналитическим отчетам IDF, в списке ведущих мировых экспортеров молокопродуктов в сегменте твердых сыров Беларусь занимала четвертую позицию в мире (7% мирового экспорта), по сухому обезжиренному молоку — пятую позицию (6 %), а по сухому цельному молоку — шестую. Беларусь вошла в тройку мировых лидеров по экспорту сливочного масла с объемом внешних поставок 86 тыс. тонн (2009 г.). По данной позиции республика занимает 9 % от общемирового объема экспорта, уступая только Новой Зеландии (49 %) и ЕС (16 %) и опередив Австралию (84 тыс. тонн в 2009 г.).
Экспорт белорусских сыров происходит в основном в Россию. Что касается импорта, то при наличии большой концентрации своих сыроделов он незначителен, по сравнению с Россией. Объем выпускаемой белорусскими сыроделами продукции позволяет удовлетворить потребности населения в ней приблизительно на 50%. Потребление сыра населением республики составляет приблизительно 6-8 кг в год на человека, что почти в 3 раза меньше потребления сыра в развитых странах Европы. Цены на белорусскую продукцию подчиняются закупочным ценам на молоко и в последнее время выросли.
В 2010 году в натуральном выражении из Беларуси на внешний рынок было отправлено 3 млн 780 тыс. тонн молокопродуктов в пересчете на молоко, или примерно 57% от его производства в стране. Однако значительные объемы экспорта существенным образом не повлияли на географию поставок. При этом основным рынком сбыта по-прежнему остается Россия, но значительно увеличился объем экспорта в Украину и Казахстан.
Основной импортер сыров белорусского производства, как и крупнейший импортер молокопродуктов в мире, — Россия. В 2010 г. нашим партнерам по Союзному государству было отправлено более 90% от всего объема экспорта данного вида продукции.
Экспорт масла сливочного осуществляется в основном в Россию и Казахстан. Третью позицию в списке импортеров данного вида молочной продукции белорусского производства занимает Украина (4,9 % от общего объема поставок в стоимостном выражении).
В 2010 г. 98,7 % объема белорусского СОМ в стоимостном выражении было поставлено в страны СНГ. И здесь основными импортерами являются Россия и Казахстан. Удельная доля поставок в другие страны составила всего 3,2%. Основная доля экспорта в натуральном выражении СЦМ из Беларуси также принадлежит странам Таможенного союза — 65 % объема поставок осуществляется в Россию, и 6,9 % — в Казахстан. Правда, в список самых «покупательных» вошла и Венесуэла с долей импорта в размере 26% в структуре внешних поставок белорусского сухого цельного молока.
Основные покупатели белорусского казеина — страны Евросоюза: 92% от общего объема реализации на внешний рынок. Причем на долю Польши в 2010 г. пришлось 44,5%, на долю Германии — 32,6%, Литвы —
8 % от общего объема экспорта в натуральном выражении.
Реализовывать свою молочную продукцию на европейском рынке белорусы могут путем ее продажи в так называемых русских магазинах. Тем более что подобный опыт продвижения на внешние рынки продукции отечественного производства есть в других отраслях и регионах мира.
Программа направлена
на увеличение экономической эффективности
молочной отрасли. Стоит задача повысить
конкурентоспособность продукци
3. Оценка спроса на молочную продукцию
3.1 Факторы влияющие на спрос
Оценим численность потребителей Республики Беларусь. Данные приведем в таблице в динамике.
Таблица 3.1- Численность населения РБ за 1995, 2003 – 2010 гг.
Год |
Численность населения, тыс.чел. |
Темп роста, % |
1995 |
10117 |
- |
2003 |
9831 |
97,2 |
2004 |
9763 |
99,3 |
2005 |
9697 |
99,3 |
2006 |
9630 |
99,3 |
2007 |
9579 |
99,5 |
2008 |
9542 |
99,6 |
2009 |
9514 |
99,7 |
2010 |
9500 |
99,9 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Как видно из таблицы 3.1, численность населения с каждым годом падает, что отрицательно сказывается на деятельности предприятий молочной отрасли, так как снижается число потенциальных покупателей их продукции.
Среднегодовая
численность занятых в
Таблица 3.2 - Динамика доходов и расходов населения РБ за 1995, 2003 – 2010 гг.
Показатель |
1995 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Денежные доходы на душу населения, тыс. р. |
515,7 |
193,9 |
253,2 |
333 |
422,4 |
511,4 |
658,6 |
766,1 |
952,4 |
Темп роста, % |
- |
37,6 |
130,6 |
131,5 |
126,8 |
121,1 |
128,8 |
116,3 |
124,3 |
Реальные денежные доходы населения, |
66,4 |
103,9 |
109,8 |
118,4 |
117,8 |
113,2 |
111,8 |
102,7 |
115,1 |
в процентах к предыдущему году | |||||||||
Изменение, +/- |
- |
156,5 |
105,7 |
107,8 |
99,5 |
96,1 |
98,8 |
91,9 |
112,1 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
65,1 |
100,7 |
109,3 |
118,1 |
115,9 |
113,1 |
111,8 |
103,7 |
114,8 |
Изменение, +/- |
- |
154,7 |
108,5 |
108,1 |
98,1 |
97,6 |
98,9 |
92,8 |
110,7 |
Расходы на продукты питания, % |
62 |
60 |
57 |
54 |
51 |
48 |
45 |
43 |
41 |
Изменение, +/- |
- |
96,8 |
95,0 |
94,7 |
94,4 |
94,1 |
93,8 |
95,6 |
95,3 |
Потребление молочной продукции на душу населения, кг |
367 |
265 |
246 |
259 |
254 |
250 |
233 |
209 |
200 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Как видно из таблицы 3.2, денежные доходы населения в номинальном выражении с каждым годом растут, однако наблюдается также увеличение роста реальных денежных доходов населения и реальных располагаемых доходов за последние 2 года, что весьма позитивно для предприятий, производящих продукты питания.
Расходы населения на продукты питания с каждым годом снижаются в общей структуре расходов, что также является отрицательной тенденцией, однако полностью обусловлено ростом уровня жизни населения.
Положительным является то, что в последние годы наблюдается стабильный рост потребления молочной продукции на душу населения.
Конечных покупателей молока и продуктов из него можно сегментировать в зависимости от получаемого дохода. Рассмотрим процентное соотношение потребителей Республики Беларусь с разными доходами в 2003-2010 гг. [15].
Таблица 3.3- Структура потребителей по уровню дохода за 2003– 2010гг.
Показатель |
2003 |
2004 |
2005 |
20036 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Процент потребителей с уровнем дохода: |
||||||||
До 150 тыс.р. |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
150,1 – 300 тыс.р. |
43 |
42 |
42 |
40 |
38 |
37 |
35 |
33 |
300,1 – 500 тыс.р. |
34 |
36 |
37 |
37 |
38 |
38 |
40 |
41 |
Окончание таблицы 3.3 | ||||||||
Свыше 500,1 тыс.р. |
18 |
17 |
17 |
19 |
21 |
22 |
22 |
24 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Как видно из таблицы 3.3, уровень жизни потребителей повышается и, как следствие растет доля потребителей со средним и высоким доходом. Однако также велика доля потребителей с доходом ниже среднего (33%).