Анализ рынка молочной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой является комплексное изучение и анализ условий рынка молока и продуктов из него.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты проведения комплексных исследований и составляющие данных исследований.
2) Провести анализ рынка молока и молочных продуктов, который включает собственно анализ рынка, анализ товара и анализ потребителей.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 434.00 Кб (Скачать файл)

По сравнению  с уровнем 2009 г. Республика Беларусь в  2010 г. увеличила  экспорт молока  и  молокопродуктов на 0,2% и достигла 5% в общемировом экспорте. В 2010 г. Беларусь заняла 5-ое место среди мировых лидеров поэкспорту  молокопродуктов,  после  Новой  Зеландии (33%), ЕС (23%), США (8 %) и Австралии (7%).

 

Таблица 2.6 - Производство и экспорт молока

Показатель

2008

2009

2010

Производство  молока, тыс.тонн

6224,8

6579,0

6626,1

Поступило на переработку  молока, тыс.тонн

4968,5

5554,3

6504,9

Товарность  молока, % 

79,8

84,7

83,8

Экспорт молокопродуктов в пересчёте на молоко, тыс.тонн

2614,4

3390,0

3780,0

Доля экспорта в объеме производства молока, %

42,0

51,5

57,0

Доля экспорта в объеме переработанного молока, %

52,6

61,0

67,4


Примечание. Источник: собственная разработка

Благодаря  рекордно  высоким  объемам  экспорта  85 тыс.  тонн (+39%), Беларусь по итогам  2009  г. впервые в истории  признана  третьим  крупнейшим  поставщиком масла и молочного жира.

Основные  экспортеры  по  итогам  2009  г.  в  разрезе продуктов представлены на рисунке 2.2.

 

 

 

Экспортеры масла (Беларусь – 0,91 млн т.)

Экспортеры  сыра (Беларусь – 1,85 млн т.)

Экспортеры  СЦМ(Беларусь – 2,13 млн т.)

Рисунок 2.2 –  Основные экспортеры. Доля Республики Беларусь в мировом экспорте, %

Примечание. Источник: собственная разработка

По  итогам  2009  г.  лидером  в  экспорте  сыра  стали страны  ЕС  с  долей  31% от  общемирового  объема.  Доля Республики  Беларусь  составила  7%,  что  позволило  ей выйти  на  4-ое  место.  Общий  объем  экспортированного сухого  обезжиренного  молока  в  2009  г.  составил  1,33 млн.  тонн, доля Беларуси составила – 6%, что вывело ее на 5-  ое  место среди экспортеров данного продукта. Республикой Беларусь  было  экспортировано  9%  масла от  общемирового  объема  в  0,91  млн. тонн  и  1%  сухого цельного  молока  от  общего  объема  в  2,13  млн.  тонн. Достижение  столь  высоких экспортных  показателей позволило  Республики  Беларусь  заявить  о  себе  на мировой  торговой  арене,  как  об  одном  из  основных экспортеров молока и молокопродуктов.

Анализ  развития  молочной  отрасли Беларуси  в  последние годы свидетельствует о том, что данная отрасль характеризуется ускоренными темпами  развития  по отношению к  среднемировым  тенденциям  других стран и  субрегионов.  Основные  результаты  по  стабильному развитию  молочной  индустрии  Беларуси  сводятся  к следующему: в Беларуси созданы мощные сырьевые зоны с производством  качественного  молока  и  производственные площадки для выработки достаточного объема молочной продукции для внутреннего потребления и значительной доли экспорта. 

Продолжается  активный  процесс  по  оптимизации количества  перерабатывающих  предприятий  молочной промышленности,  который  включает  механизмы укрупнения и концентрации производства. Менее эффективные  и  малые  по  производственным  мощностям предприятия вошли в состав более эффективных и мощных предприятий.

Благодаря принятым мерам по развитию молочной отрасли  и сельхозпроизводства в целом наша республика достигла высоких результатов в этом сегменте мирового рынка. Так, в период с 2000 по 2010 г. экспорт сухого цельного молока (СЦМ) в физическом выражении возрос более чем в 32 раза, сыров и творога в 7,5 раза, сухого обезжиренного молока (СОМ) — в 2,2 раза, масла сливочного — в 2,8 раза. Увеличение физических объемов экспорта по казеину составило 12,7 раза. Причем в начале ХХI века практически 100% объема поставок данного товара приходилось на страны СНГ, а затем — на государства ЕС. В 2010 г. доля экспорта казеина в страны Содружества составила только 2 %.

В стоимостном  выражении за отмеченный период также  наблюдался значительный рост объемов экспорта по всем видам белорусских молокопродуктов. Причем в 2010 г. цены на некоторые товары превышали среднемировые.

Естественно, такие  достижения Беларуси не остались незамеченными  международными экспертами. В последние  годы, данные по нашей стране появились в мировых статистических отчетах. «Это  свидетельствует о том, что республику уже знают как крупного экспортера молочной продукции и производителя продовольствия на мировом рынке», — отметила заведующая сектором экономических исследований Института мясо-молочной промышленности Мария Климова на Белорусском молочном форуме, который состоялся в Минске 6 мая. Специалист уточнила, что Республика Беларусь занимает лидирующую позицию по производству молока на душу населения — 681 кг/чел. в 2009 г. и 698 кг/чел. в 2010 г., уступая только странам Океании (700 кг/чел.), а по итогам 2009 г., согласно аналитическим отчетам IDF, в списке ведущих мировых экспортеров молокопродуктов в сегменте твердых сыров Беларусь занимала четвертую позицию в мире (7% мирового экспорта), по сухому обезжиренному молоку — пятую позицию (6 %), а по сухому цельному молоку — шестую. Беларусь вошла в тройку мировых лидеров по экспорту сливочного масла с объемом внешних поставок 86 тыс. тонн (2009 г.). По данной позиции республика занимает 9 % от общемирового объема экспорта, уступая только Новой Зеландии (49 %) и ЕС (16 %) и опередив Австралию (84 тыс. тонн в 2009 г.).

Экспорт белорусских  сыров происходит в основном в  Россию. Что касается импорта, то при наличии большой концентрации своих сыроделов он незначителен, по сравнению с Россией. Объем выпускаемой белорусскими сыроделами продукции позволяет удовлетворить потребности населения в ней приблизительно на 50%. Потребление сыра населением республики составляет приблизительно 6-8 кг в год на человека, что почти в 3 раза меньше потребления сыра в развитых странах Европы. Цены на белорусскую продукцию подчиняются закупочным ценам на молоко и в последнее время выросли.

В 2010 году в натуральном выражении из Беларуси на внешний рынок было отправлено 3 млн 780 тыс. тонн молокопродуктов в пересчете на молоко, или примерно 57% от его производства в стране. Однако значительные объемы экспорта существенным образом не повлияли на географию поставок.  При этом основным рынком сбыта по-прежнему остается Россия, но значительно увеличился объем экспорта в Украину и Казахстан.

Основной импортер сыров белорусского производства, как  и крупнейший импортер молокопродуктов в мире, — Россия. В 2010 г. нашим партнерам по Союзному государству было отправлено более 90% от всего объема экспорта данного вида продукции.

Экспорт масла  сливочного осуществляется в основном в Россию и Казахстан. Третью позицию в списке импортеров данного вида молочной продукции белорусского производства занимает Украина (4,9 % от общего объема поставок в стоимостном выражении).

В 2010 г. 98,7 % объема белорусского СОМ в стоимостном  выражении было поставлено в страны СНГ. И здесь основными импортерами являются Россия и Казахстан. Удельная доля поставок в другие страны составила всего 3,2%. Основная доля экспорта в натуральном выражении СЦМ из Беларуси также принадлежит странам Таможенного союза — 65 % объема поставок осуществляется в Россию, и 6,9 % — в Казахстан. Правда, в список самых «покупательных» вошла и Венесуэла с долей импорта в размере 26% в структуре внешних поставок белорусского сухого цельного молока.

Основные покупатели белорусского казеина  — страны Евросоюза: 92% от общего объема реализации на внешний рынок. Причем на долю Польши в 2010 г. пришлось 44,5%, на долю Германии — 32,6%, Литвы —

8 % от общего  объема экспорта в натуральном  выражении. 

Реализовывать свою молочную продукцию на европейском  рынке белорусы могут путем ее продажи в так называемых русских магазинах. Тем более что подобный опыт продвижения на внешние рынки продукции отечественного производства есть в других отраслях и регионах мира.

Программа направлена на увеличение экономической эффективности  молочной отрасли. Стоит задача повысить конкурентоспособность продукции. В Беларуси много ферм, которые работают в старых приспособленных помещениях, поэтому запланированы строительство новых молочно-товарных ферм с применением современных технологий, а также реконструкция существующих. В 2009-2010 годах построено и введено в строй 118 молочно-товарных ферм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Оценка спроса на молочную  продукцию

 

3.1 Факторы  влияющие на спрос

 

Оценим численность  потребителей Республики Беларусь. Данные приведем в таблице в динамике.

 

Таблица 3.1- Численность населения РБ за 1995, 2003 – 2010 гг.

Год

Численность населения, тыс.чел.

Темп роста, %

1995

10117

-

2003

9831

97,2

2004

9763

99,3

2005

9697

99,3

2006

9630

99,3

2007

9579

99,5

2008

9542

99,6

2009

9514

99,7

2010

9500

99,9


Примечание. Источник: собственная разработка

Как видно из таблицы 3.1, численность населения с каждым годом падает, что отрицательно сказывается на деятельности предприятий молочной отрасли, так как снижается число потенциальных покупателей их продукции.

Среднегодовая численность занятых в экономике  в последние годы растет, что положительно для предприятий молочной отрасли, так как увеличивается число работающих людей, т.е. в целом по экономике растут доходы населения, а, следовательно, и расходы, как в целом, так и на продукцию предприятия. Более подробно рассмотрим изменение доходов и расходов населения в таблица 3.2.

 

Таблица 3.2 - Динамика доходов и расходов населения РБ за 1995, 2003 – 2010 гг.

Показатель

1995

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Денежные доходы на душу населения, тыс. р.

515,7

193,9

253,2

333

422,4

511,4

658,6

766,1

952,4

Темп роста, %

-

37,6

130,6

131,5

126,8

121,1

128,8

116,3

124,3

Реальные денежные доходы населения,

66,4

103,9

109,8

118,4

117,8

113,2

111,8

102,7

115,1

в процентах  к предыдущему году

Изменение, +/-

-

156,5

105,7

107,8

99,5

96,1

98,8

91,9

112,1

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

65,1

100,7

109,3

118,1

115,9

113,1

111,8

103,7

114,8

Изменение, +/-

-

154,7

108,5

108,1

98,1

97,6

98,9

92,8

110,7

Расходы на продукты питания, %

62

60

57

54

51

48

45

43

41

Изменение, +/-

-

96,8

95,0

94,7

94,4

94,1

93,8

95,6

95,3

Потребление молочной продукции на душу населения, кг

367

265

246

259

254

250

233

209

200


Примечание. Источник: собственная разработка

Как видно из таблицы 3.2, денежные доходы населения в номинальном выражении с каждым годом растут, однако наблюдается также увеличение роста реальных денежных доходов населения и реальных располагаемых доходов за последние 2 года, что весьма позитивно для предприятий, производящих продукты питания.

Расходы населения на продукты питания с каждым годом снижаются в общей структуре расходов, что также является отрицательной тенденцией, однако полностью обусловлено ростом уровня жизни населения.

Положительным является то, что в последние годы наблюдается стабильный рост потребления молочной продукции на душу населения.

Конечных покупателей молока и продуктов из него можно сегментировать в зависимости от получаемого дохода. Рассмотрим процентное соотношение потребителей Республики Беларусь с разными доходами в 2003-2010 гг. [15].

 

Таблица 3.3- Структура потребителей по уровню дохода за 2003– 2010гг.

Показатель

2003

2004

2005

20036

2007

2008

2009

2010

Процент потребителей с уровнем дохода:

               

До 150 тыс.р.

5

5

4

4

3

3

3

2

150,1 – 300 тыс.р.

43

42

42

40

38

37

35

33

300,1 – 500 тыс.р.

34

36

37

37

38

38

40

41

Окончание таблицы 3.3

Свыше 500,1 тыс.р.

18

17

17

19

21

22

22

24


Примечание. Источник: собственная разработка

Как видно из таблицы 3.3, уровень жизни потребителей повышается и, как следствие растет доля потребителей со средним и высоким доходом. Однако также велика доля потребителей с доходом ниже среднего (33%).

Информация о работе Анализ рынка молочной продукции