Анализ рынка молочной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой является комплексное изучение и анализ условий рынка молока и продуктов из него.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты проведения комплексных исследований и составляющие данных исследований.
2) Провести анализ рынка молока и молочных продуктов, который включает собственно анализ рынка, анализ товара и анализ потребителей.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 434.00 Кб (Скачать файл)

Сегментация рынка  потребителей мяса и мясной продукции представлена в следующем виде:

  • 40% - люди со средним достатком, рабочие и служащие, с доходом до 100 000 рублей в месяц на члена семьи;
  • 20% - «малоимущие» (рабочие и служащие) с доходом до 50 000 рублей в месяц на члена семьи;
  • 5% - «наиболее обеспеченные», в основном руководители с доходом от 300 000 рублей;
  • 3 % - бизнесмены – от 500 000 рублей;
  • 10% - студенты.

 

3.2 Анализ реализованного спроса

 

В  2009  году  в  Беларуси  объем  производства молока вырос на 3.6% и составил 6446 тыс. тонн при  внутренней  потребности  в  продукции молочной отрасли 2946 тыс. тонн.

Потребление  молока  и  молочных  продуктов на  внутреннем  рынке  в  2010  году  составляло только  60%  от  медицинской  нормы,  и  было ниже, чем в России и Украине на 25-30 кг. Более  50%  всей  произведенной  продукции поставляется на внешний рынок.

 Результаты исследования показали, что только от 7,8%  до 11,4%  населения Беларуси не покупают молочную продукцию.  Поэтому при описании портрета потребителя молочной продукции для диагностики значимости различий между группами потребителей и «непотребителей» данного рыночного сегмента целесообразно проанализировать социально-демографические особенности респондентов,  не приобретающих данный видтоваров.

Таким образом, социально-демографический портрет  жителя республики, не являющегося потребителем на рынке молочных продуктов выглядит следующим образом: это мужчины (3,7%-7,3)  и женщины (2,2%-5,8)  в возрасте от 30  до 44  лет (1,7%-5,3)  со средним либо средним специальным образованием (3,8%-7,2),  имеющих профессию рабочего либо относящих себя к неработающим пенсионерам (3%-5,4),  зарабатывающие от 300  до 500 тысяч рублей в месяц (1,9%-5,5).

На рисунке 3.1 представлены предпочтения потребителей молочной продукции в республике Беларусь.

 

 

 Рисунок  3.1 - Предпочтения потребителей молочной  продукции в Республике Беларусь.

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Как видно из данных представленных на рисунке 3.1 наибольшим спросом у населения пользуется молоко – 26,9%, кефир – 18,7%, сметана – 17,9%, творог – 15,7%. Наименьший спрос на молочные десерты, лишь 1,1%.

На рисунке 3.2 – представлены основные игроки рынка  молочной продукции в Республике Беларусь.

 

Рисунок 3.2 –  Конкурентный анализ основных игроков  рынка молочной продукции

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Как видно из данных представленных на рисунке 3.2  наиболее востребована продукция производимая ОАО «Савушкин продукт».

Сегодня ОАО «Савушкин продукт» — один из крупнейших в Беларуси производителей молочной и соковой продукции.

 «Савушкин  продукт» знают не только в  Беларуси, но и за рубежом. Продукция компании уже хорошо известна российскому покупателю, а также экспортируется в Казахстан, Армению, Азербайджан, Украину, Молдову и другие зарубежные страны.

Компания «Савушкин  продукт» несет радость и здоровье людям, создавая качественную и разнообразную продукцию.

 Чтобы продукция  компании неизменно оставалась  натуральной, сырье для ее производства  поступает из экологически чистых  районов, а в процессе производства  не используются консерванты.  Продукция ОАО «Савушкин продукт»  изготовлена без применения генномодифицированных источников, из натурального продовольственного сырья, полученного от животных, выращенных без применения антибиотиков, стимуляторов откорма, гормональных препаратов.

 Сегодня  успех на стороне тех компаний, которые отдают приоритет качеству, от технологии производства до используемых стандартов в обслуживании клиентов и поставках продукции. В связи с этим руководством предприятия было принято решение о разработке и внедрении систем менеджмента.

 ОАО «Савушкин  продукт» первым среди предприятий молочной отрасли Республики Беларусь сертифицировал систему менеджмента качества на соответствие требованиям национальных стандартов СТБ ИСО 9000, которые являются аутентичными международным (в 2000 г. выдан сертификат на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001-96; в 2003 г. — сертификат на соответствие требованиям новой версии СТБ ИСО 9001-2001).

 Это был  первый шаг по усовершенствованию  системы управления предприятием. Сейчас в организации также  разработаны и действуют следующие системы:

* с 2003 года  система управления качеством  и безопасностью пищевых продуктов  на основе анализа рисков и  критических контрольных точек  (НАССР) в соответствии с требованиями  СТБ 1470;

* с 2004 года  система управления окружающей  средой в соответствии с требованиями национального СТБ ИСО 14001, а с 2006 года и международного ИСО 14001;

* с 2006 года  система менеджмента охраны здоровья  и безопасности труда в соответствии  с требованиями OHSAS 18001;

* с 2009 года  система менеджмента безопасности производства и хранения сухих молочных продуктов в соответствии с требованиями СТБ ИСО 22000-2006.

 Кроме того, компания использует закрытый  тип производственного процесса (контакт персонала с продукцией  сведен к минимуму); весь производственный участок разделен на зоны (зеленая, желтая и красная), попасть в которые может персонал только со специальным разрешением, и уделяет особое внимание соблюдению требований гигиены. В области технологий и оборудования партнерами компании выступают широко известные и заслуживающие доверия фирмы из Швейцарии, Австрии, Польши, Швеции и Германии.

 «Савушкин  продукт» всегда стремится максимально  учитывать желания и потребности покупателей. Поэтому у продукции компании любимые вкусы и удобная упаковка, а ассортимент отличается таким разнообразием (более 200 наименований). Сегодня в портфеле компании 6 торговых марок: «Савушкин продукт», «Монтик», «На хлебушек», «На100ящий» «Брест-Литовск», «Ласковое лето» — среди которых каждый сможет найти что-нибудь для себя.

Кроме того, что компания «Савушкин продукт» заботится о качестве своей продукции, большое внимание уделяется ее доступности в розничной торговле, а именно системе логистики. Товаропроводящая сеть ОАО «Савушкин продукт» включает 4 торговых филиала, 3 торговых представительства и 50 торговых представителей на территории Беларуси. Интересы компании «Савушкин продукт» за рубежом представляют ее многочисленные партнеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Целью  исследования  рынка  является  получение   информации   о состоянии, конъюнктуре и динамике рынка. Сбор  информации  позволяет,  после ее анализа и обработки получить достаточно ценные сведения  об  особенностях потребностей отдельных групп потребителей, деятельности конкурентов,  уровне цен, политике местных властей по регулированию рынков.

Исследование  рынков осуществляется в трех основных направлениях:

- Потенциальные  покупатели;

- Покупатели, совершившие  покупку;

- Розничная  торговля.

Существует  ряд лимитирующих показателей, знание которых помогает избегать ненужных ошибок при определении целевого рынка:

- нецелесообразность дифференциации рынка на небольшие сегменты

- попытки вступать в конкурентную борьбу с другими фирмами во              многих, существенно различающихся сегментах

- стремление сохранить свои позиции в сокращающемся сегменте

- недостаточный учет эффективности обработки целевого рынка.

В структуре  товарной продукции молочно-продуктового подкомплекса на долю производителей сырья — сельскохозяйственных предприятий приходится 78% и перерабатывающих предприятий — 22%. В структуре валовой продукции молокоперерабатывающих предприятий на долю цельномолочной продукции приходится 31%, масла — 59% , сыра — 8,4%.

На территории Беларуси около 30 предприятий, выпускающих  твердые сыры. Мягкие же производятся почти на всех молокоперерабатывающих заводах, т.к. для их производства не требуется специальное оборудование. Самыми крупными предприятиями являются Слуцкий и Березовский сыродельные комбинаты. Наибольшее количество сыродельных предприятий сконцентрировано на территории Минской области. Со времен Союза эта область лидировала по объему производства, так как была полностью обеспечена сырьем. Бесспорными лидерами белорусского сыроделия являются 7 предприятий Брестской области, занимающие второе место по мощности после предприятий Минской области. На Брестчине производится лучшее «сыропригодное» молоко.

По данным отдела промышленности и потребительских  товаров Министерства статистики, за 2009 год в Беларуси произведено 882,2 тыс.тонн цельномолочной продукции (в пересчете на молоко), что составляет 97,3% к уровню 2007 года. Выпуск жирных сыров составил 50,1 тыс.тонн (111%), в том числе твердых сыров - 32,7 тыс.тонн (109,9%), сухого цельного молока - 10,4 тыс.тонн (125,8%), молочных консервов в тыс. усл. банок — 857938 тыс. банок (119,6%), нежирной продукции - 55,3 тыс.тонн (103,4%) (Табл.2.1). Животного масла произведено 62 тыс. тонн, мороженого - 23158 тонн. Производство масла в основном было уменьшено в первой половине года из-за сокращения экспорта: производителям было невыгодно поставлять эту продукцию на российский рынок по складывающимся там ценам.

Выпуск товарной продукции предприятий молочной отрасли в 2008 году в сопоставимых ценах составил 1115,4 млрд.бел.р. (99,3% к аналогичному периоду прошлого года).

За 2010 год было переработано 2,32 млн тонн молочного сырья, что составляет 94,5% к уровню 2009 года.

Всего же в республике за этот период было закуплено 3 млн  тонн молока (98%), в том числе у населения – 476,3 тыс.тонн (102%).

Что касается перспектив развития молочной отрасли Республики Беларусь, то согласно постановлению, в реализацию программы планируется вложить Br33 трлн. 792,1 млрд., в том числе на строительство ферм – Br25 трлн. 46 млрд. Остальные средства пойдут на реконструкцию и модернизацию ферм, помещений для содержания молодняка крупного рогатого скота, а также на возведение, реконструкцию и модернизацию молокоперерабатывающих организаций. Для финансирования программы планируется привлечь кредитные ресурсы банков, в том числе средства иностранных кредитных линий. Так же рассматривается вопрос увеличения численность поголовья коров в 2015 году до 1,6 млн. голов, (на 21% больше по сравнению с 2010 годом). Планируется построить 875 молочно-товарных ферм. В ходе строительства, реконструкции и модернизации ферм предусматривается их комплектация отечественным оборудованием. За время реализации программы хозяйствам будет поставлено свыше 800 доильных залов. Для молокоперерабатывающих организаций планируется закупить импортного оборудования на 325 млн. евро.

Рассмотрение  экспорта молочной продукции показал, что по сравнению с уровнем 2009 г. Республика Беларусь в  2010 г. увеличила  экспорт молока  и  молокопродуктов на 0,2% и достигла 5% в общемировом экспорте. В 2010 г. Беларусь заняла 5-ое место среди мировых лидеров поэкспорту  молокопродуктов,  после  Новой  Зеландии (33%), ЕС (23%), США (8 %) и Австралии (7%).

Экспорт белорусских  сыров происходит в основном в  Россию. Что касается импорта, то при наличии большой концентрации своих сыроделов он незначителен, по сравнению с Россией.

Основной импортер сыров белорусского производства, как  и крупнейший импортер молокопродуктов в мире, — Россия. В 2010 г. нашим партнерам по Союзному государству было отправлено более 90% от всего объема экспорта данного вида продукции.

В 2010 г. 98,7 % объема белорусского СОМ в стоимостном  выражении было поставлено в страны СНГ. И здесь основными импортерами являются Россия и Казахстан. Удельная доля поставок в другие страны составила всего 3,2%. Основная доля экспорта в натуральном выражении СЦМ из Беларуси также принадлежит странам Таможенного союза — 65 % объема поставок осуществляется в Россию, и 6,9 % — в Казахстан. Правда, в список самых «покупательных» вошла и Венесуэла с долей импорта в размере 26% в структуре внешних поставок белорусского сухого цельного молока.

Анализ спроса на молочную продукцию показал, что  в  2009  году  в Беларуси  объем производства молока вырос на 3.6% и составил 6446 тыс. тонн при внутренней  потребности в продукции молочной отрасли 2946 тыс. тонн. Потребление  молока  и  молочных  продуктов на  внутреннем  рынке  в  2010  году  составляло только  60%  от  медицинской  нормы,  и  было ниже, чем в России и Украине на 25-30 кг. Более  50%  всей  произведенной  продукции поставляется на внешний рынок. наибольшим спросом у населения пользуется молоко – 26,9%, кефир – 18,7%, сметана – 17,9%, творог – 15,7%. Наименьший спрос на молочные десерты, лишь 1,1%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Алексунин В.А. Маркетинг. М, 2005. – 349 с.
  2. Гантер Б., Фернхам А. Типы потребителей: введение в психографику /Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. — СПб.: Изд–во «Питер», 2001. — 304 с.
  3. Годин А.М. Брендинг. М., 2004. – 216 с.
  4. Гордон Ян Х. Маркетинг партнерских отношений: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001. — 379 с.
  5. Гринюк Ж. Мясо по-белорусски // НЭГ, 2005, №5, с.16-17.
  6. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - М: Высш. шк.: Инфра-М, 2001. – 476 с.
  7. Ильина З. М., Мирочицкая И. В. Рынки сельскохозяйственного сырья и продовольствия: учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2001.
  8. Котлер Ф., Армстронг Г. и др. Основы маркетинга. / Пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М.: Издат. дом Вильямс, 2003. – 1056 с.
  9. Маркетинг: Учеб. для вузов по экон. спец /Н. Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю. А. Цыпкин и др. ; Под ред. Н. Д. Эриашвили — 2–е изд.,перераб.и доп.. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 622 с.
  10. Маркетинг: Энциклопедия:Пер. с англ /Под ред. М. Бейкера. — СПб.: Питер, 2002. — 1198 с.
  11. Романов А.Н.,. Корлюгов Ю.Ю, Красильников С.А. и др. Маркетинг. – М.:ЮНИТИ, 2001.-560 с.
  12. Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг: Учеб. для вузов по техн. и экон. спец. «Маркетинг» и «Менеджмент». — М., 2000. — 637 с.
  13. Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001. — 748 с.
  14. Энджел Д. Поведение потребителей. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 768 с.
  15. Сайт предприятий агропромышленного комплекса РБ http://www.agrobel.by/.
  16. Сайт Министерства статистики РБ http://www.belstat.gov.by/
  17. Сайт http://satio.by/

Информация о работе Анализ рынка молочной продукции