Анализ системы взаимоотношений «руководитель-подчиненный» на примере ОАО «Уралхимпласт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Огромное значение в деятельности предприятия имеет характер взаимоотношений между сотрудниками, то эмоциональное состояние, которое доминирует в рабочей группе, ее эмоциональный климат. Важные резервы эффективности деятельности коллектива представлены в его психологическом климате, который рассматривается как совокупность ценностей, норм, стереотипов, правил, способов коллективных отношений, совместной деятельности и распределения сообща произведенных благ.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы построения взаимодействия подчиненного и руководителя
1.1 Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными
1.2 Особенности взаимоотношений в организации в системе руководитель-подчиненный
1.3 Особенности типов взаимоотношений между руководителями и подчинёнными
Глава 2. Анализ системы взаимоотношений «руководитель-подчиненный» на примере ОАО «Уралхимпласт» (цех № 3)
2.1 Особенности кадровой политики ОАО «Уралхимпласт»
2.2. Анализ взаимоотношений между руководителями и подчиненными в цехе № 3 21
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

698.docx готовая.docx

— 234.60 Кб (Скачать файл)

Инструкция к тесту: Предлагаем вам ответить на вопросы искренне и однозначно и занести свои ответы в бланк опросника. При ответе на каждый вопрос необходимо указывать определенное отношение к проблеме, содержащейся в вопросе, выражая согласие или отрицание – «да» или «нет». Если определение в опроснике соответствует вашему представлению о себе, на бланке перечеркните номер этого определения. Показателем правильности усвоения инструкции может служить следующая форма самопроверки. Например: Если вы утвердительно ответили более чем на половину вопросов (6, 16, 26, 36, 46, 45), то результат тестирования по «шкале лжи» признается недействительным. В ином случае результаты тестирования указывают на один из уровней психической устойчивости руководителя.

Тестовый материал

  1. Я отдаю распоряжения всем подчиненным в одинаковой форме.
  2. Я уверен, что поощрение – более сильный стимул для сотрудника, чем боязнь наказания.
  3. Моя позиция лидера соответствует реальному статусу.
  4. Когда необходимо, я могу заставить людей работать столько, сколько нужно для дела.
  5. Я стараюсь, чтобы каждый сотрудник максимально проявлял свои способности.
  6. Мне не нравится, когда меня хвалят.
  7. Я редко ошибаюсь, давая целостную квалификационную характеристику сотрудникам.
  8. То, что моим подчиненным кажется везением или удачей, на самом деле плод моих долгих размышлений и действий.
  9. Мои служебные и личные интересы в целом совпадают.
  10. В периоды учебы (школа, вуз) я всегда был среди лучших.

Обработка и интерпретация результатов теста

Проверить результаты исследования по «шкале лжи». Если количество утвердительных ответов на вопросы 6, 16, 26, 36, 46, 45 больше половины, то данные признаются недействительными. Подсчитать общее количество положительных ответов, кроме ответов на вопросы «шкалы лжи».Определить процентный уровень положительных ответов. Для этого их количество делится на константное число 49 и умножается на 100.

Характеристика уровней СПУР

Высокий уровень психической устойчивости руководителя характеризует его способность выполнять управленческие функции в любых реальных условиях без существенного психического и физического напряжения (70% и более положительных ответов).

Стабильный уровень психической устойчивости позволяет руководителю осуществлять управленческие функции успешно, без негативных последствий для психического здоровья (50% положительных ответов).

Удовлетворительный уровень обеспечивается, если руководитель добивается положительных результатов в управленческой деятельности, мобилизуя весь свой творческий потенциал (30% положительных ответов).

Если руководитель не соответствует одному или нескольким критериям психической устойчивости в такой степени, что не способен успешно выполнять управленческие функции, то его психическую устойчивость можно считать недостаточной (25% положительных ответов). Недостаточный уровень психической устойчивости не тождественен «неустойчивой психике». Это лишь уровень измерения психической и профессиональной состоятельности руководителей с соответствующим стажем работы на руководящей должности и определенного возраста.

 

Приложение 2

Тест «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей»

  1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?

  1. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

  1. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?

  1. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

  1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

  1. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

  1. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за книгами или за каким-нибудь другим занятием, чем с людьми?

  1. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, легко ли вам отказаться от своих намерений?

  1. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по возрасту?

  1. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

  1. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?

  1. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?

  1. Легко ли вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?

  1. Стремитесь ли вы добиться того, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

  1. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

  1. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

  1. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

  1. Часто ли при решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

  1. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

  1. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

  1. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

  1. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

  1. Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

  1. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

  1. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

  1. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

  1. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?

  1. Верно ли, что вы редко стремитесь доказать свою правоту?

  1. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?

  1. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на производстве) ?

  1. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?

  1. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не сразу было принято товарищами?

  1. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?

  1. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

  1. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

  1. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

  1. Верно ли, что у вас много друзей?

  1. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

  1. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

  1. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

 

Ключ к тесту:

Коммуникативные склонности

Ответы

(+) да 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

(-) нет 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Организаторские склонности

(+) да 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

(-) нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40


 

 

Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру – 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью ключа для обработки данных .

За каждый ответ «да» или «нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей.

Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.

 

 

Приложение 3

Тест «Руководитель глазами подчиненных» Я.В. Подоляк.

Тест состоит из 20 вопросов (утверждений), с каждым из которых испытуемый может согласиться (ответ «да») или не согласиться (ответ «нет»). Каждый ответ оценивается в один балл. Чем выше итоговый показатель по шкале или по любому компоненту, тем выше совместимость испытуемого с руководителем, тем благоприятнее складываются их отношения с точки зрения испытуемого. С помощью соответствующих вопросов можно оценить три параметра в отношении подчиненных к руководителю и определить степень совместимости: компетентность руководителя, его профессиональное мастерство (вопросы 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19);эмоциональность руководителя, его умение проявлять чуткость и доброту, внимание и человечность (вопросы 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20);требовательность и справедливость руководителя, его умение взаимодействовать с подчиненными (вопросы 3, 6, 9, 12, 15, 18).

  1. Руководитель – отличный специалист.

Информация о работе Анализ системы взаимоотношений «руководитель-подчиненный» на примере ОАО «Уралхимпласт»